Маршан, Луи
1669 - 1732

Назад

Marchand, Louis

  • Дата рождения: 2 февраля 1669
  • Место рождения: Лион
  • Дата смерти: 17 февраля 1732
  • Место смерти: Париж

Биография

Французский клавесинист, органист и композитор. Согласно Титону дю Тийе, который называл его полное имя Жан-Луи, его отец Жан Маршан был «посредственным органистом». Не так было с Луи: по той же информации, он был настолько одарён, что получил должность органиста в соборе Невера в 14 лет и в Оксерре в 24 года; позднее он переехал в Париж, где ему предложили почти все вакантные на тот момент посты. Титон преувеличивал; и его утверждение, что Маршан был назначен в Оксерр в 24 года, опровергается документальными свидетельствами, показывающими, что к 20 годам он уже находился в Париже — в 1689 году он женился на парижанке Мари Анжелике Дени, а к 1691 году был органистом иезуитской церкви на улице Сен-Жак (из этой ранней связи с иезуитами возникло красочное повествование Фонтене о том, что Маршан был буквально «подобран с улицы» членами этого ордена). Несколько лет спустя Mercure de France (август 1699) сообщает, что он также получил посты в Сен-Бенуа и у Кордельеров; титульные страницы его двух клавесинных сборников, опубликованных в 1702 году, подтверждают это. В 1703 году он занимал трибуну в церкви Сен-Оноре, но в 1707 году ушёл с этого поста. Примерно в это время он поступил на королевскую службу, официально заменив Нивера в 1708 году как один из organistes du roi. Репутация Маршана была такова, что ему не нужно было соревноваться за вакансию (так утверждал д’Акин де Шато-Лион). В 1713 году он предпринял обширное турне по Германии, где выступал перед императором и различными курфюрстами. В сентябре 1717 года в Дрездене должно было состояться состязание между Маршаном и И.С. Бахом. Только немецкие источники описывают этот неблагоприятный эпизод в карьере Маршана (главным образом Ф.В. Марпург, И.А. Бирнбаум и Якоб Адлунг); все они соглашаются, что Маршан ускользнул до прибытия знаменитого веймарского органиста. Титон, либо из такта, либо из невежества, считал, что возвращение Маршана в Париж вскоре после дрезденской неудачи было вызвано ностальгией по родине. По возвращении он был принят Кордельерами, органистом у которых оставался до конца своих дней. В эти последние годы его активно приглашали в высшем обществе как учителя; д’Акин был самым известным из его учеников.

Маршан приобрёл репутацию при жизни, которая основывалась не только на его музыкальных способностях. Не раз он использовал низкие интриги для получения продвижения, наиболее заметным примером было его стремление в 1691 году опорочить Пьера Дандрьё, органиста Сен-Бартельми. Он также спорил с Франсуа Купреном о авторстве Les bergeries; и, что хуже всего, избивал жену. Марпург писал, что Маршан был неверным мужем; из других свидетельств о его обычно непредсказуемом, упрямом и расточительном поведении это представляется вероятным. Но после разрыва с женой в 1701 году Маршан стал жертвой её неослабевающих требований по финансовому урегулированию; она так неумолимо преследовала его через суды, что он, возможно, в 1713 году просто покинул Францию, чтобы избежать всей этой грязной истории. Марпург сообщал, что это изгнание было наложено на Маршана Людовиком XIV за дерзость; сам Маршан, возможно, распространял эту историю в Германии, чтобы поддерживать престиж, поскольку она не встречается во французских источниках.

Тем не менее, ни один источник не упускает возможности похвалить виртуозность Маршана за клавесином и его известность как виртуоза. Восхищённые толпы следовали за ним от церкви к церкви в Париже. В начале века к числу его поклонников можно было причислить Рамо. Титон называл его «le plus grand Organiste qu’il y ait jamais eu pour le toucher». Он, несомненно, обладал выдающимся талантом. Д’Акин де Шато-Лион в интересном, но не совсем беспристрастном сравнении отметил, что, хотя у Франсуа Купрена было больше мастерства и усердия, Маршан проявлял более природную яркость и спонтанность музыкальности.

Совсем немного от этого природного таланта дошло до нас. Когда речь шла о публикациях, Маршан не прилагал усилий. Ему удалось выпустить два сборника клавесинных пьес, каждый из которых содержал только одну сюиту. Другая пьеса, La vénitienne (Венецианка), появилась в Pièces choisies pour le clavecin (1707). Малый сборник органных пьес был опубликован, но только посмертно. Остальные его сохранившиеся органные произведения находятся в двух рукописях в Версале. Сохранившаяся вокальная музыка включает неизбежный набор арий в популярных антологиях того времени, главным образом изданных Балларом, и кантату Alcione (Алцион), которая остаётся в рукописи. Опера, упомянутая Титоном — Pyrame et Thisbé (Пирам и Фисба), — не обнаружена, как и сундук с рукописями, оставшийся после дочери Маршана, Франсуазы Анжелины. Он был автором Règles de la composition (Правила композиции), которую де Броссард считал отличной, хотя и короткой.

Значение Маршана как композитора основывается на его сохранившейся клавесинной музыке. Вся она датируется ранним периодом его карьеры. Из органной музыки Grand Dialogue в До мажоре из версальских рукописей датируется 1696 годом; вероятно, весь сборник был составлен в последние два-три года XVII века. Возможно, что музыка из посмертного сборника была написана около 1700 года. Mercure за январь 1700 года, рекламирующий выход сюиты органных пьес Маршана, возможно, ссылается на более раннее (сейчас утраченное) издание посмертного сборника. Стилистически органная музыка обращена к прошлому, а не в будущее. В ней мало безупречных мелодических линий Купрена или его галантной утончённости. В некоторых местах ощущается явное нетерпение Маршана к записи музыки. Тем не менее, крупномасштабный Dialogue, упомянутый выше, является завершённым произведением, полностью сопоставимым с оферториями Купрена и де Гриньи; а необычайный Fond d’orgue ми минор (в той же версальской рукописи) с таинственно меняющейся тональностью и богатой растворяющей гармонией уникален и прекрасен. Quatuor из посмертного сборника (для трёх мануалов и педалей) — другой тип композиции, примеры которой встречаются крайне редко; степень контрапунктического мастерства показывает, что Маршан не избежал бы унизительного поражения от Баха, если бы оставался для конкурса.

В двух клавесинных сюитах Маршан следовал модели танцев, впервые установленной во Франции Лебегом: прелюдия, аллеманда, кура́нт, сарабанда, жига и дополнительные движения по выбору. Прелюдия ко второй сюите немерная, по французской традиции. Эти произведения характеризуются более изящными, гибкими мелодическими линиями, чем органные пьесы, демонстрируя в своих привлекательных асимметриях и свежести все прелести французского стиля в его наилучшем проявлении, хотя мало раскрывают глубину потенциала. По этим свидетельствам можно сожалеть о том, что Маршан не проявил интереса к публикации своей музыки.

Произведения

Издания:

Louis Marchand: Pièces de clavecin, ред. Т. Дарт (Монако, 1960/переизд.)

Archives des maîtres de l’orgue, iii (Париж, 1901), v (1904)

Louis Marchand: L’œuvre d’orgue édition intégrale, ред. Ж. Бонфильс (Париж, 1972–4)

Клавишные:

Pièces de clavecin, книги 1–2 (Париж, 1702)

La vénitienne (Венецианка), клавесин, в Pièces choisies pour le clavecin (Париж, 1707)

Pièces choisies pour l’orgue (Выбранные произведения для органа) (Париж, после 1732)

42 произведения, орган, 4 книги

Вокальные:

Alcione (Алцион), кантата

3 cantiques spirituels (духовных песнопения)

Pyrame et Thisbé (Пирам и Фисба), опера, утрачена

Ариозо в антологиях (1706–43)

Теоретические труды:

Règles de la composition (Правила композиции)

Ноты сочинений Луи Маршана на сайте библиотеки IMSLP