Маршан, Луи
1669 - 1732

Назад

Луи Маршан (Louis Marchand) - Французский клавесинист, органист и композитор

Родился 2 февраля 1669 года, Лион - умер 17 февраля 1732 года, Париж. 

По словам Титона дю Тийе, "отец Луи, Жан Маршан, был посредственным органистом. С его сыном дело было не так: он был настолько одарен, что в 14 лет получил должность органиста в кафедральном соборе Невера, а в 24 года - в Осере; позже он переехал в Париж, где ему предложили почти все вакантные на тот момент должности". Титона дю Тийе ошибался. Его утверждение о том, что Маршан был назначен в Осер в возрасте 24 лет, опровергается документальными свидетельствами, показывающими, что в возрасте 20 лет он уже был в Париже – в 1689 году он женился на парижанке Марии Анжелике Дени, а в 1691 году он был органистом иезуитской церкви на улице Сен-Жак (в 24 года он уже  жил в Париже). Связь с иезуитами породила красочный рассказ Фонтене о том, как Маршана буквально с улицы подобрали члены этого ордена. Несколько лет спустя "Меркюр де Франс" (август 1699 года) сообщает, что он также получил должности в Сен-Бенуа и у кордельеров; подтверждением тому служат титульные листы двух его книг по клавесину, опубликованных в 1702 году. В 1703 году он занимал трибуну в Сент-Оноре, но ушел с этой должности только в 1707 году. Примерно в это же время он поступил на королевскую службу, официально сменив Ниверса на посту королевского органиста в 1708 году. Репутация Маршана была такова, что от него не требовалось участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности (по крайней мере, так утверждал д'Аквин де Шато-Лион). В 1713 году он предпринял обширное турне по Германии, где выступал перед императором и различными курфюрстами. В сентябре 1717 года Дрезденский двор должен был стать ареной состязания между Луи Маршаном и Иоганном Себастьяном Бахом. Только немецкие источники описывают этот нелестный эпизод в карьере Маршана (в основном Ф.В. Марпург, Й.А. Бирнбаум и Якоб Адлунг); все они сходятся во мнении, что Маршан исчез до приезда знаменитого веймарского органиста. Однако Титон дю Тийе придерживался мнения, что возвращение Маршана в Париж вскоре после дрезденского провала было вызвано тоской по дому. По возвращении он был принят кордельерами, органистом которых оставался до конца своих дней. В эти последние годы он пользовался большим спросом в обществе как учитель; д'Аквин был самым выдающимся из его учеников.

За свою жизнь Маршан приобрел репутацию, основанную не только на его музыкальных способностях. Он не раз пускался в низменные интриги, чтобы добиться повышения в должности. Наиболее заметным примером была его попытка в 1691 году опорочить Пьера Дандрие, органиста церкви Сен-Бартелеми. Он также оспаривал у Франсуа Куперена авторство "Ле бержери". Хуже всего было то, что он избивал свою жену. Марпург сказал, что Маршан был неверным мужем. Судя по другим свидетельствам, которые у нас есть о его в целом беспорядочном, своевольном и беспутном поведении, в этом нет ничего невероятного. Но после развода с женой в 1701 году Маршан стал жертвой ее неустанных требований о финансовом урегулировании. Она так безжалостно преследовала его через суды, что, возможно, в конце концов он покинул Францию в 1713 году просто для того, чтобы избежать всего этих грязных дел. Марпург сообщал, что Людовик XIV отправил Маршана в ссылку за дерзость. Возможно сам Маршан распространил эту историю в Германии, чтобы поддержать свой престиж, поскольку она не упоминается в каких-либо других французских источниках.

Однако ни один источник не упускает случая похвалить виртуозную игру Маршана на клавишных или упомянуть о его славе как виртуоза. Толпы восхищенных людей следовали за ним из церкви в церковь в Париже. В начале века Рамо можно было причислить к числу его поклонников. Титон дю Тийе называл его "великим органистом, который любит музыку". Он, несомненно, обладал незаурядным талантом. Д'Аквин де Шато-Лион в интересном, но не совсем объективном сравнении заметил, что, в то время как Франсуа Куперен обладал большим искусством и прилежанием, Маршан проявлял более естественную, блестящую и спонтанную музыкальность.

Однако, когда дело доходило до издательской деятельности, Маршан не был настойчивым и не прилагал особых усилий. Ему удалось выпустить две книги клавесинных пьес, каждая из которых содержала только одну сюиту. Другая пьеса, "Венценоска", вошла в "Избранные произведения для клавесина" Балларда (1707). Небольшая коллекция органных пьес была опубликована, но только посмертно. Остальные сохранившиеся органные произведения находятся в двух рукописях, хранящихся в Версале. Дошедшая до нас его вокальная музыка включает в себя неизбежные отрывки из популярных антологий того времени, в основном изданных Баллардом, и кантату "Альциона", которая сохранилась в рукописи. Упомянутая Титоном дю Тийе опера "Пирам и Фисбе" до сих пор не опубликована, как и сундук с рукописями, унаследованный единственной дочерью Маршана Франсуазой Анжелин. Маршан был автором книги "Правила композиции", которую де Броссар счел превосходной, хотя и короткой.

Известность Маршана как композитора основывается на его клавишных произведениях, которые сохранились до наших дней. Все они относятся к раннему периоду его карьеры. Что касается его органной музыки, то "Большой диалог" версальских рукописей датирован 1696 годом; вероятно, коллекция версальских рукописей в целом была собрана в последние два-три года XVII века. Столь же вероятно, что музыка из посмертного сборника была написана около 1700 года. Действительно, "Меркурий" за январь 1700 года, рекламирующий появление сюиты из органных произведений Маршана, вполне может относиться к более раннему (но ныне утраченному) изданию посмертной коллекции. Стилистически органная музыка скорее обращена назад, чем вперед. В ней мало отточенных мелодических линий Куперена или его галантной чувственности. В некоторых местах чувствуется явное нетерпение Маршана к нотной записи. Тем не менее, упомянутый выше масштабный диалог - законченное произведение, полностью соответствующее предложениям Куперена и де Гриньи. Четверостишие из посмертного сборника (для трех мануалов и педалей) - это еще один тип сочинения, примеров которого в дошедшем до нас репертуаре достаточно мало; однако степень его контрапунктического мастерства показывает, что Маршан не избежал бы унизительного поражения от Баха, если бы остался оспаривать пальму первенства.

В своих двух сюитах для клавесина Маршан следовал образцу танцев, впервые разработанному во Франции Лебегом: прелюдия, аллеманда, куранта, сарабанда, жига и дополнительные танцы. Прелюдия ко второй сюите, в соответствии с французской традицией, безразмерна. Для этих произведений характерны мелодические линии, более извилистые и изящные, чем в органных пьесах, демонстрирующие в своей привлекательной асимметрии и свежести все прелести французского стиля в его лучшем проявлении, хотя и малую долю его потенциальной глубины. Исходя из этого, можно только сожалеть об отсутствии у Маршана интереса к публикации своей музыки.

Ноты сочинений Луи Маршана на сайте библиотеки IMSLP