Маршан, Луи
1669 - 1732

Назад

Marchand, Louis

Портрет композитора Луи Маршан

  • Дата рождения: 2 февраля 1669
  • Место рождения: Лион
  • Дата смерти: 17 февраля 1732
  • Место смерти: Париж

Биография

Луи Маршан был французским клавесинистом, органистом и композитором. Согласно Титону дю Тийе, который называл его полное имя Жан-Луи, его отец Жан Маршан был "посредственным органистом". Не так было с Луи: по той же информации, он был настолько одарён, что получил должность органиста в соборе Невера в четырнадцать лет и в Оксерре в двадцать четыре года; позднее он переехал в Париж, где ему предложили почти все вакантные на тот момент посты. Титон преувеличивал; и его утверждение, что Маршан был назначен в Оксерр в двадцать четыре года, опровергается документальными свидетельствами, показывающими, что к двадцати годам он уже находился в Париже — в 1689 году он женился на парижанке Мари Анжелике Дени, а к 1691 году был органистом иезуитской церкви на улице Сен-Жак. Несколько лет спустя "Меркюр де Франс" в августе 1699 года сообщает, что он также получил посты в Сен-Бенуа и у Кордельеров; титульные страницы его двух клавесинных сборников, опубликованных в 1702 году, подтверждают это. В 1703 году он занимал трибуну в церкви Сен-Оноре, но в 1707 году ушёл с этого поста. Примерно в это время он поступил на королевскую службу, официально заменив Нивера в 1708 году как один из органистов короля. Репутация Маршана была такова, что ему не нужно было соревноваться за вакансию. В 1713 году он предпринял обширное турне по Германии, где выступал перед императором и различными курфюрстами. В сентябре 1717 года в Дрездене должно было состояться состязание между Маршаном и Иоганном Себастьяном Бахом. Только немецкие источники описывают этот неблагоприятный эпизод в карьере Маршана; все они соглашаются, что Маршан ускользнул до прибытия знаменитого веймарского органиста. Титон, либо из такта, либо из невежества, считал, что возвращение Маршана в Париж вскоре после дрезденской неудачи было вызвано ностальгией по родине. По возвращении он был принят Кордельерами, органистом у которых оставался до конца своих дней. В эти последние годы его активно приглашали в высшем обществе как учителя; д'Акин был самым известным из его учеников.

Маршан приобрёл репутацию при жизни, которая основывалась не только на его музыкальных способностях. Не раз он использовал низкие интриги для получения продвижения, наиболее заметным примером было его стремление в 1691 году опорочить Пьера Дандрьё, органиста Сен-Бартельми. Он также спорил с Франсуа Купереном о авторстве "Бержерий"; и, что хуже всего, избивал жену. Марпург писал, что Маршан был неверным мужем; из других свидетельств о его обычно непредсказуемом, упрямом и расточительном поведении это представляется вероятным. Но после разрыва с женой в 1701 году Маршан стал жертвой её неослабевающих требований по финансовому урегулированию; она так неумолимо преследовала его через суды, что он, возможно, в 1713 году просто покинул Францию, чтобы избежать всей этой грязной истории. Марпург сообщал, что это изгнание было наложено на Маршана Людовиком XIV за дерзость; сам Маршан, возможно, распространял эту историю в Германии, чтобы поддерживать престиж, поскольку она не встречается во французских источниках.

Тем не менее, ни один источник не упускает возможности похвалить виртуозность Маршана за клавесином и его известность как виртуоза. Восхищённые толпы следовали за ним от церкви к церкви в Париже. В начале века к числу его поклонников можно было причислить Рамо. Титон называл его "величайшим органистом, который когда-либо существовал в отношении туше". Он, несомненно, обладал выдающимся талантом. Д'Акин де Шато-Лион в интересном, но не совсем беспристрастном сравнении отметил, что, хотя у Франсуа Куперена было больше мастерства и усердия, Маршан проявлял более природную яркость и спонтанность музыкальности.

Совсем немного от этого природного таланта дошло до нас. Когда речь шла о публикациях, Маршан не прилагал усилий. Ему удалось выпустить два сборника клавесинных пьес, каждый из которых содержал только одну сюиту. Другая пьеса, "Венецианка", появилась в "Избранных пьесах для клавесина" 1707 года. Малый сборник органных пьес был опубликован, но только посмертно. Остальные его сохранившиеся органные произведения находятся в двух рукописях в Версале. Сохранившаяся вокальная музыка включает неизбежный набор арий в популярных антологиях того времени, главным образом изданных Балларом, и кантату "Алцион", которая остаётся в рукописи. Опера, упомянутая Титоном — "Пирам и Фисба", — не обнаружена, как и сундук с рукописями, оставшийся после дочери Маршана, Франсуазы Анжелины. Он был автором "Правил композиции", которую де Броссард считал отличной, хотя и короткой.

Творчество

Значение Маршана как композитора основывается на его сохранившейся клавесинной музыке. Вся она датируется ранним периодом его карьеры. Из органной музыки "Большой диалог" в до мажоре из версальских рукописей датируется 1696 годом; вероятно, весь сборник был составлен в последние два-три года XVII века. Возможно, что музыка из посмертного сборника была написана около 1700 года. "Меркюр" за январь 1700 года, рекламирующий выход сюиты органных пьес Маршана, возможно, ссылается на более раннее издание посмертного сборника. Стилистически органная музыка обращена к прошлому, а не в будущее. В ней мало безупречных мелодических линий Куперена или его галантной утончённости. В некоторых местах ощущается явное нетерпение Маршана к записи музыки. Тем не менее, крупномасштабный "Диалог", упомянутый выше, является завершённым произведением, полностью сопоставимым с офферториями Куперена и де Гриньи; а необычайный "Фонд органа" в ми миноре с таинственно меняющейся тональностью и богатой растворяющей гармонией уникален и прекрасен. "Квартет" из посмертного сборника для трёх мануалов и педалей — другой тип композиции, примеры которой встречаются крайне редко; степень контрапунктического мастерства показывает, что Маршан не избежал бы унизительного поражения от Баха, если бы оставался для конкурса.

В двух клавесинных сюитах Маршан следовал модели танцев, впервые установленной во Франции Лебегом: прелюдия, аллеманда, куранта, сарабанда, жига и дополнительные движения по выбору. Прелюдия ко второй сюите немерная, по французской традиции. Эти произведения характеризуются более изящными, гибкими мелодическими линиями, чем органные пьесы, демонстрируя в своих привлекательных асимметриях и свежести все прелести французского стиля в его наилучшем проявлении, хотя мало раскрывают глубину потенциала. По этим свидетельствам можно сожалеть о том, что Маршан не проявил интереса к публикации своей музыки.

Произведения

Клавирная музыка

  • "Пьесы для клавесина" книги 1-2 ("Pièces de clavecin")
  • "Венецианка" ("La vénitienne")

Органная музыка

  • "Выбранные произведения для органа" ("Pièces choisies pour l'orgue")
  • Сорок два произведения для органа в четырёх книгах

Вокальная музыка

  • "Алцион" ("Alcione") - кантата
  • Три "Духовных песнопения" ("Cantiques spirituels")
  • "Пирам и Фисба" ("Pyrame et Thisbé") - опера (утрачена)
  • Ариозо в антологиях

Теоретические труды

  • "Правила композиции" ("Règles de la composition")

Ноты сочинений Луи Маршана на сайте библиотеки IMSLP