Марчелло, Бенедетто
1686 - 1739
Назад
Marcello, Benedetto

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Бенедетто Джакомо Марчелло был итальянским композитором и писателем. Сын венецианского дворянина, он следовал карьерному пути всех венецианских аристократов своего времени: 4 декабря 1706 года был принят в Большой совет Республики Венеция и после завершения изучения литературы и права служил в различных магистратурах на протяжении последующих двух десятилетий. Последнее десятилетие его жизни полно загадок: в мае 1728 года он женился на простолюдинке Розанне Скальфи, своей ученице по пению; в августе того же года пережил религиозный опыт; был сослан в истрийский город Пулу (тогда часть Венецианской республики) на три года (1730–1733) в качестве провинциального губернатора; отсутствовал в гражданских записях следующие пять лет и получил своё последнее назначение в Брешии в качестве главного финансового инспектора.
Разделить музыкальное творчество Марчелло на четкие этапы трудно, так как он не занимал регулярных музыкальных должностей, а большинство его произведений не имеют датировки. Это свидетельствует о том, насколько социально отделены были дилетанты-композиторы от обычных музыкальных мастеров. Тем не менее, образованный ум Марчелло оказал значительное влияние на итальянскую музыкальную мысль и исполнительскую практику на протяжении XVIII века, а также, в различной степени, на музыкальные практики других европейских стран до конца XIX века. После поверхностного увлечения инструментальной музыкой, основными интересами Марчелло как композитора, особенно в 1710–1720 годы, стали кантата и камерный дуэт. Впоследствии он обратился к крупным произведениям: 50 псалмов Давида, серената и оратория. Утверждение, что Марчелло прекратил сочинение после 1728 года, не может быть полностью верным, так как два его оратория четко охватывают годы пребывания в Пуле.
Главная цель Марчелло в его Salmi (Псалмы), изданных с гравюрами Себастьяно Риччи, заключалась в восстановлении достоинства духовной музыки путём возрождения музыкальных практик античности. Псалмы написаны текстурно дифференцированными секциями и, в основном, являются сквозными композициями. В каждом из восьми томов содержались многочисленные отзывы и рекомендации известных музыкантов того времени, таких как Гаспарини, Антонио и Джованни Бонончини, Сарри, Маттезон и Телеман. Кальдара, считавший музыку Марчелло «эксцентричной», был одним из немногих его критиков. Поздние итальянцы, особенно Падре Мартини и Джованале Сакки, почитали Salmi Марчелло как образцы контрапунктного письма.
Ещё более совершенными примерами являются шестьголосый канон In omnem terram (Во все концы земли), изданный вместе с псалмами, и четырёхголосная Missa Clementina (Месса Клементина), которую Марчелло сочинил для принятия в Филармоническую академию Болоньи в 1711 году. Понимая, что женщинам не разрешалось петь в древнем храме, он предпочитал низкие, в основном мужские голоса в своих псалмах. Около шестнадцати произведений включают разделы, основанные на цитатах из греческой и еврейской псалмодии; оригинальные источники вставлены в соответствующих местах. Как и его светская вокальная музыка 1720-х годов, вдохновлённая римскими и греческими эпосами, мелодический материал варьируется от очень ограниченного диапазона до почти невероятно широкого, выражая эмоциональные вершины и глубины.
В 1710-е годы, когда Марчелло преподавал юной Фаустине Бордони и писал музыку для римских аристократов, таких как семья Боргезе, он параллельно с попытками Апостоло Дзено реформировать оперный либретто, возглавил движение по реформе стиля пения. Его цель заключалась в удалении «безвкусного» украшательства и концентрации на реальном звучании. В этот период его вокальная музыка стала более лиричной и формально структурированной. Несколько камерных дуэтов были написаны для Лауры и Вирджинии Предьери. Большинство его лирических кантат, вероятно, создавались для исполнения на еженедельных академиях (социальных встречах дворян, включавших поэзию, музыку, ораторское мастерство и дебаты). Тексты, многие из которых написаны самим композитором, обычно носили пасторальный характер.
Марчелло также создавал драматические кантаты на трагические и героические темы античности, включая персонажей Андромеды, Ариадны, Клеопатры, Дидоны, Медеи и Тимофея, часто через призму драм Корнеля и Расина. Некоторые произведения лишены арий, другие используют отклонения в музыкальной записи для передачи психического волнения или страдания героя или героини. Хотя темы снова берутся из античности, serenata (Серената) Марчелло несколько более традиционны и используют облигатные инструменты и инструментальные фигуры для усиления образов и передачи драматических элементов.
Лёгкая сторона характера Марчелло проявляется в его сатирических произведениях. Наиболее значимой является трактат Il teatro alla moda (Театр по моде), впервые анонимно опубликованный в 1720 году, посвящённый упадку тщательной композиции и хорошо отрепетированного исполнения, а также вторжению болонских певцов в театр Teatro S Angelo (Театро Сан Анджело) в Венеции. Произведение пользовалось большой популярностью в Италии XVIII века, во Франции XIX века и в Германии начала XX века и, похоже, никогда не выходило из печати с момента своего создания.
Комические музыкальные работы включают:
Хотя два поздних оратория Марчелло не сатирические, в них сохраняется игривое настроение.
Его импульс для создания клавирных и флейтовых сонат, вероятно, исходил из академий. Семья Марчелло имела собственную академию на Фондaмента Нуове в Венеции, а Бенедетто поддерживал сеть контактов в Риме, Флоренции, Болонье и сельских резиденциях Венето. Одним из неизвестных аспектов остаётся мотивация к написанию Concerti опус 1, так как они утратили основную партию скрипки, что затрудняет точную оценку. В этом опусе находилось одно произведение Марчелло, известное И. С. Баху и им транскрибированное. Среди клавирных произведений Марчелло наибольшее значение имеют сонаты, которые сыграли роль в становлении жанра, позднее развитого Платти, Пескетти, Галуппи и И. С. Бахом. Его сонаты для виолончели, ныне широко исполняемые, вероятно, были созданы значительно раньше даты публикации, и их подлинность не вызывает сомнений.
Наследие Марчелло особенно ощущалось между 1750 и 1875 годами, когда его Salmi были переведены на многие языки (французский, немецкий, шведский, английский, русский) и исполнялись как литургически универсальные священные произведения в различных литургических контекстах. В этот период было скопировано множество рукописей, в которых сохранились его светские произведения. В XIX веке псалмы иногда делились на короткие «мотеты» или «песни», или лишались текстов и предлагались как инструментальные произведения, либо переписывались с новыми текстами. Общее количество таких производных псалмов превышает 10 000. Другим произведением того же периода, Joaz (Иоаз), считается предвосхищение реформ Глюка.
Марчелло призывал к восстановлению классической добродетели «благородной простоты» в музыке, что отражено в предисловии к его Salmi, и на 30 лет предвосхищает аналогичный призыв немецкого археолога Винкельмана, который говорил о скульптуре. Хотя сегодня его вклад мало отмечен, роль Марчелло в формулировании ценностей классицизма и их музыкальной реализации остаётся его главным культурным достижением. Его влияние было глубоким и всепроникающим.
Различные национальные ценности окрашивали восприятие музыки Марчелло: англичане восхищались её «гармонией», немцы – «мелодией», итальянцы – «контрапунктом». Только в XX веке имя Марчелло стало терять позиции в списках значимых композиторов прошлого. Однако влияние его Salmi продолжало возрождаться в этномузыкологии: материалы, цитированные им из иудейских и эллинских традиций в 1720-х, часто повторялись без указания источника в исследованиях древней и восточной музыки. Несомненно, Марчелло был бы рад иронии, что его труд стал объектом уважения после его смерти.
Оратории
Другое духовное вокальное творчество
Сценические произведения
Светская вокальная музыка
Концерты и симфонии
Сонаты
Клавирные произведения
Письменные труды
Ноты сочинений Бенедетто Марчелло на сайте библиотеки IMSLP