Марчелло, Бенедетто
1686 - 1739

Назад

Marcello, Benedetto

  • Дата рождения: 24 июня или 24 июля 1686
  • Место рождения: Венеция, Италия
  • Дата смерти: 24 июля 1739
  • Место смерти: Брешиа, Италия

Биография

Бенедетто Джакомо Марчелло был итальянским композитором и писателем. Сын венецианского дворянина, он следовал карьерному пути всех венецианских аристократов своего времени: 4 декабря 1706 года был принят в Большой совет Республики Венеция и после завершения изучения литературы и права служил в различных магистратурах на протяжении последующих двух десятилетий. Последнее десятилетие его жизни полно загадок: в мае 1728 года он женился на простолюдинке Розанне Скальфи, своей ученице по пению; в августе того же года пережил религиозный опыт; был сослан в истрийский город Пулу (тогда часть Венецианской республики) на три года (1730–1733) в качестве провинциального губернатора; отсутствовал в гражданских записях следующие пять лет и получил своё последнее назначение в Брешии в качестве главного финансового инспектора.

Разделить музыкальное творчество Марчелло на четкие этапы трудно, так как он не занимал регулярных музыкальных должностей, а большинство его произведений не имеют датировки. Это свидетельствует о том, насколько социально отделены были дилетанты-композиторы от обычных музыкальных мастеров. Тем не менее, образованный ум Марчелло оказал значительное влияние на итальянскую музыкальную мысль и исполнительскую практику на протяжении XVIII века, а также, в различной степени, на музыкальные практики других европейских стран до конца XIX века. После поверхностного увлечения инструментальной музыкой, основными интересами Марчелло как композитора, особенно в 1710–1720 годы, стали кантата и камерный дуэт. Впоследствии он обратился к крупным произведениям: 50 псалмов Давида, серената и оратория. Утверждение, что Марчелло прекратил сочинение после 1728 года, не может быть полностью верным, так как два его оратория четко охватывают годы пребывания в Пуле.

Творчество

Главная цель Марчелло в его Salmi (Псалмы), изданных с гравюрами Себастьяно Риччи, заключалась в восстановлении достоинства духовной музыки путём возрождения музыкальных практик античности. Псалмы написаны текстурно дифференцированными секциями и, в основном, являются сквозными композициями. В каждом из восьми томов содержались многочисленные отзывы и рекомендации известных музыкантов того времени, таких как Гаспарини, Антонио и Джованни Бонончини, Сарри, Маттезон и Телеман. Кальдара, считавший музыку Марчелло «эксцентричной», был одним из немногих его критиков. Поздние итальянцы, особенно Падре Мартини и Джованале Сакки, почитали Salmi Марчелло как образцы контрапунктного письма.

Ещё более совершенными примерами являются шестьголосый канон In omnem terram (Во все концы земли), изданный вместе с псалмами, и четырёхголосная Missa Clementina (Месса Клементина), которую Марчелло сочинил для принятия в Филармоническую академию Болоньи в 1711 году. Понимая, что женщинам не разрешалось петь в древнем храме, он предпочитал низкие, в основном мужские голоса в своих псалмах. Около шестнадцати произведений включают разделы, основанные на цитатах из греческой и еврейской псалмодии; оригинальные источники вставлены в соответствующих местах. Как и его светская вокальная музыка 1720-х годов, вдохновлённая римскими и греческими эпосами, мелодический материал варьируется от очень ограниченного диапазона до почти невероятно широкого, выражая эмоциональные вершины и глубины.

В 1710-е годы, когда Марчелло преподавал юной Фаустине Бордони и писал музыку для римских аристократов, таких как семья Боргезе, он параллельно с попытками Апостоло Дзено реформировать оперный либретто, возглавил движение по реформе стиля пения. Его цель заключалась в удалении «безвкусного» украшательства и концентрации на реальном звучании. В этот период его вокальная музыка стала более лиричной и формально структурированной. Несколько камерных дуэтов были написаны для Лауры и Вирджинии Предьери. Большинство его лирических кантат, вероятно, создавались для исполнения на еженедельных академиях (социальных встречах дворян, включавших поэзию, музыку, ораторское мастерство и дебаты). Тексты, многие из которых написаны самим композитором, обычно носили пасторальный характер.

Марчелло также создавал драматические кантаты на трагические и героические темы античности, включая персонажей Андромеды, Ариадны, Клеопатры, Дидоны, Медеи и Тимофея, часто через призму драм Корнеля и Расина. Некоторые произведения лишены арий, другие используют отклонения в музыкальной записи для передачи психического волнения или страдания героя или героини. Хотя темы снова берутся из античности, serenata (Серената) Марчелло несколько более традиционны и используют облигатные инструменты и инструментальные фигуры для усиления образов и передачи драматических элементов.

Лёгкая сторона характера Марчелло проявляется в его сатирических произведениях. Наиболее значимой является трактат Il teatro alla moda (Театр по моде), впервые анонимно опубликованный в 1720 году, посвящённый упадку тщательной композиции и хорошо отрепетированного исполнения, а также вторжению болонских певцов в театр Teatro S Angelo (Театро Сан Анджело) в Венеции. Произведение пользовалось большой популярностью в Италии XVIII века, во Франции XIX века и в Германии начала XX века и, похоже, никогда не выходило из печати с момента своего создания.

Комические музыкальные работы включают:

  • Carissima figlia (Дорогая дочь), 1718 – кантата-письмо, в которой имитируются стили пения оперных фигур, таких как Виттория Тези, Фаустина Бордони и Гаетано Беренштадт
  • Мадригалы для кастратов, обсуждающие, может ли божественность пения (взрослых) мужских сопрано и альтов спасти их от вечного осуждения, 1715
  • Комические интермеццо Spago e Filetta (Нить и пряжа), около 1719

Хотя два поздних оратория Марчелло не сатирические, в них сохраняется игривое настроение.

Его импульс для создания клавирных и флейтовых сонат, вероятно, исходил из академий. Семья Марчелло имела собственную академию на Фондaмента Нуове в Венеции, а Бенедетто поддерживал сеть контактов в Риме, Флоренции, Болонье и сельских резиденциях Венето. Одним из неизвестных аспектов остаётся мотивация к написанию Concerti опус 1, так как они утратили основную партию скрипки, что затрудняет точную оценку. В этом опусе находилось одно произведение Марчелло, известное И. С. Баху и им транскрибированное. Среди клавирных произведений Марчелло наибольшее значение имеют сонаты, которые сыграли роль в становлении жанра, позднее развитого Платти, Пескетти, Галуппи и И. С. Бахом. Его сонаты для виолончели, ныне широко исполняемые, вероятно, были созданы значительно раньше даты публикации, и их подлинность не вызывает сомнений.

Наследие Марчелло особенно ощущалось между 1750 и 1875 годами, когда его Salmi были переведены на многие языки (французский, немецкий, шведский, английский, русский) и исполнялись как литургически универсальные священные произведения в различных литургических контекстах. В этот период было скопировано множество рукописей, в которых сохранились его светские произведения. В XIX веке псалмы иногда делились на короткие «мотеты» или «песни», или лишались текстов и предлагались как инструментальные произведения, либо переписывались с новыми текстами. Общее количество таких производных псалмов превышает 10 000. Другим произведением того же периода, Joaz (Иоаз), считается предвосхищение реформ Глюка.

Марчелло призывал к восстановлению классической добродетели «благородной простоты» в музыке, что отражено в предисловии к его Salmi, и на 30 лет предвосхищает аналогичный призыв немецкого археолога Винкельмана, который говорил о скульптуре. Хотя сегодня его вклад мало отмечен, роль Марчелло в формулировании ценностей классицизма и их музыкальной реализации остаётся его главным культурным достижением. Его влияние было глубоким и всепроникающим.

Различные национальные ценности окрашивали восприятие музыки Марчелло: англичане восхищались её «гармонией», немцы – «мелодией», итальянцы – «контрапунктом». Только в XX веке имя Марчелло стало терять позиции в списках значимых композиторов прошлого. Однако влияние его Salmi продолжало возрождаться в этномузыкологии: материалы, цитированные им из иудейских и эллинских традиций в 1720-х, часто повторялись без указания источника в исследованиях древней и восточной музыки. Несомненно, Марчелло был бы рад иронии, что его труд стал объектом уважения после его смерти.

Произведения

Оратории

  • La Giuditta (Иудит), Венеция, ноябрь 1709
  • Joaz (Иоаз), Венеция, около 1727; Флоренция, 1729
  • Il pianto e il riso delle quattro stagioni dell’anno per la morte, esultazione e coronazione di Maria Assunta in Cielo (Плач и смех четырёх времен года по случаю смерти, ликования и коронации Марии Вознесённой на Небо), Мачерата, 1731
  • Il trionfo della poesia e della musica nel celebrarsi la morte, e la esultazione, e la incoronazione di Maria sempre Vergine Assunta in Cielo (Триумф поэзии и музыки в праздновании смерти, ликования и коронации Марии, всегда Девы, Вознесённой на Небо), 1733
  • Подложно приписываемое: Il sepolcro (Гробница), 1705, Марк’Антонио Циани

Другое духовное вокальное творчество

  • Estro poetico-armonico: parafrasi sopra li primi e secondi venticinque salmi (Поэтико-гармонический вдохновенный: парафразы на первые и вторые двадцать пять псалмов, тексты на народном языке Г.А. Джустиниани), 8 томов, Венеция, 1724–1726; копии рукописей и вариантов с текстами на итальянском, латинском, французском, английском, немецком и шведском языках, включая транскрипции и обработки, в сумме превышают 10 000 экземпляров
  • 9 месс, 3–8 голосов, включая Requiem (Реквием) и утраченную мессу для посвящения племянницы
  • 30 прочих духовных произведений, многие утрачены, включая 4 антифоны, 3 градации, 1 гимн, 1 Lamentation of Jeremiah (Плач Иеремии), утраченный, 1 урок Страстной недели, утраченный, 2 Magnificat, 5 Miserere (Помилуй), 8 мотетов, 3 оффиции, 2 вечерни

Сценические произведения

  • La morte d’Adone (Смерть Адониса, серената), Венеция, около 1710 или 1729
  • La gara amorosa (Состязание любви, серената), около 1710–1712
  • Psiché (Музыкально-сценическое интродукционное произведение, В. Кассани), Венеция, около 1711 или 1720–1725
  • Spago e Filetta (Нить и пряжа, интермеццо и утраченные хоры) в трагедии Lucio Commodo, Венеция, около 1719
  • Le nozze di Giove e Giunone (Свадьба Юпитера и Юноны, серената) в двух версиях: Nasce per viver (Рождается, чтобы жить), Вена, Императорский дворец, 1 октября 1725; Questo é ‘l giorno (Это день, короткая версия)
  • Calisto in orsa (Каллисто в медведице, пастораль), около 1725
  • Arianna (Музыкально-сценическое интродукционное произведение, Кассани), Венеция, около 1727

Светская вокальная музыка

  • Canzoni madrigalesche et arie per camera, 2–4 голоса, оп.4, Болонья, 1717
  • 380 кантат (многие тексты Марчелло), 1 голос, basso continuo, 22 с оркестром, 372 в рукописях; значимые: Carissima figlia (Дорогая дочь), Didone (Дидона), Gran tiranno è l’amore (Любовь – великий тиран), Percorelle che pascete (Пастушки, что пасёте), Senza gran pena (Без великой печали); около 100 известных вариантов; 24 арии
  • 81 камерный дуэт, 2 голоса, basso continuo, 2 с оркестром, включая 12 из оп.4, 73 в рукописях
  • 7 камерных трио, 3 голоса, basso continuo, включая 4 из оп.4
  • 5 мадригалов, 4–5 голосов, включая 2 из оп.4

Концерты и симфонии

  • Concerti a 5 (Концерты для пяти инструментов, оп.1), Венеция, 1708
  • 5 концертов, 3 в D, E, F; 7 симфоний в D, F, 2 в G, 2 в A, B

Сонаты

  • Sei suonate, 2 виолончели/2 виолы да гамба, basso continuo, оп.2, Амстердам, около 1734
  • Suonate, флейта, basso continuo/виолончель, оп.2, Венеция, 1712
  • Sei suonate, виолончель, basso continuo, оп.1, Амстердам, около 1732
  • 4 сонаты для различных инструментов, некоторые с сомнительной атрибуцией

Клавирные произведения

  • Suonate, клавесин, оп.3, Венеция, около 1712–1717, включая 12 сонат для клавира, в том числе La Ciacona (Чакона, 110 вариаций на басе чаконы и клавире Laberinto)
  • 4 менуэта; сюита из 30 менуэтов

Письменные труды

  • Fantasia ditirambiva eroicomica или Volo Pindarico, 1708
  • Lettera famigliare d’un accademico filarmonico et arcade, с письмом П.П. Лауренти, 1716
  • Corona poetica in morte (Поэтическая корона в смерти), Венеция, 1717
  • Sonetti: pianger cercai non già dal pianto onore (Сонеты: плакать я пытался не ради чести плача), Венеция, 1718
  • Il teatro alla moda (Театр по моде), Венеция, 1720
  • A. Dio: Sonetti … con altre rime, d’argomento sacro e morale (Сонеты о Боге с другими рифмами, на священные и моральные темы), Венеция, 1731
  • Il divino Verbo fatto Uomo, o sia L’universale redenzione (Божественное Слово, ставшее человеком, или Вселенское искупление), не менее 21 песни, завершено к смерти Марчелло, ныне утрачено
  • Без датировки: различные сатирические сонеты и советы
  • Подложно приписываемое: Delle consananze armoniche (О гармонических созвучиях), 1707, фрагмент на самом деле часть Angleria: La Regole del contrapunto (Правила контрапункта), Милан, 1622

Ноты сочинений Бенедетто Марчелло на сайте библиотеки IMSLP