Марчелло, Бенедетто
1686 - 1739
Назад
Marcello, Benedetto
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Бенедетто Джакомо Марчелло был итальянским композитором и писателем. Сын венецианского дворянина, он следовал карьерному пути всех венецианских аристократов своего времени: 4 декабря 1706 года был принят в Большой совет Республики Венеция и после завершения изучения литературы и права служил в различных магистратурах на протяжении последующих двух десятилетий. Последнее десятилетие его жизни полно загадок: в мае 1728 года он женился на простолюдинке Розанне Скальфи, своей ученице по пению; в августе того же года пережил религиозный опыт; был сослан в истрийский город Пулу (тогда часть Венецианской республики) на три года (1730–1733) в качестве провинциального губернатора; отсутствовал в гражданских записях следующие пять лет и получил своё последнее назначение в Брешии в качестве главного финансового инспектора.
Разделить музыкальное творчество Марчелло на четкие этапы трудно, так как он не занимал регулярных музыкальных должностей, а большинство его произведений не имеют датировки. Это свидетельствует о том, насколько социально отделены были дилетанты-композиторы от обычных музыкальных мастеров. Тем не менее, образованный ум Марчелло оказал значительное влияние на итальянскую музыкальную мысль и исполнительскую практику на протяжении XVIII века, а также, в различной степени, на музыкальные практики других европейских стран до конца XIX века. После поверхностного увлечения инструментальной музыкой, основными интересами Марчелло как композитора, особенно в 1710–1720 годы, стали кантата и камерный дуэт. Впоследствии он обратился к крупным произведениям: 50 псалмов Давида, серената и оратория. Утверждение, что Марчелло прекратил сочинение после 1728 года, не может быть полностью верным, так как два его оратория четко охватывают годы пребывания в Пуле.
Главная цель Марчелло в его "Псалмах", изданных с гравюрами Себастьяно Риччи, заключалась в восстановлении достоинства духовной музыки путём возрождения музыкальных практик античности. Псалмы написаны текстурно дифференцированными секциями и, в основном, являются сквозными композициями. В каждом из восьми томов содержались многочисленные отзывы и рекомендации известных музыкантов того времени, таких как Гаспарини, Антонио и Джованни Бонончини, Сарри, Маттезон и Телеман. Кальдара, считавший музыку Марчелло "эксцентричной", был одним из немногих его критиков. Поздние итальянцы, особенно Падре Мартини и Джованале Сакки, почитали "Псалмы" Марчелло как образцы контрапунктного письма.
Ещё более совершенными примерами являются шестиголосый канон "Во все концы земли", изданный вместе с псалмами, и четырёхголосная "Месса Клементина", которую Марчелло сочинил для принятия в Филармоническую академию Болоньи в 1711 году. Понимая, что женщинам не разрешалось петь в древнем храме, он предпочитал низкие, в основном мужские голоса в своих псалмах. Около шестнадцати произведений включают разделы, основанные на цитатах из греческой и еврейской псалмодии; оригинальные источники вставлены в соответствующих местах. Как и его светская вокальная музыка 1720-х годов, вдохновлённая римскими и греческими эпосами, мелодический материал варьируется от очень ограниченного диапазона до почти невероятно широкого, выражая эмоциональные вершины и глубины.
В 1710-е годы, когда Марчелло преподавал юной Фаустине Бордони и писал музыку для римских аристократов, таких как семья Боргезе, он параллельно с попытками Апостоло Дзено реформировать оперный либретто, возглавил движение по реформе стиля пения. Его цель заключалась в удалении "безвкусного" украшательства и концентрации на реальном звучании. В этот период его вокальная музыка стала более лиричной и формально структурированной. Несколько камерных дуэтов были написаны для Лауры и Вирджинии Предьери. Большинство его лирических кантат, вероятно, создавались для исполнения на еженедельных академиях (социальных встречах дворян, включавших поэзию, музыку, ораторское мастерство и дебаты). Тексты, многие из которых написаны самим композитором, обычно носили пасторальный характер.
Марчелло также создавал драматические кантаты на трагические и героические темы античности, включая персонажей Андромеды, Ариадны, Клеопатры, Дидоны, Медеи и Тимофея, часто через призму драм Корнеля и Расина. Некоторые произведения лишены арий, другие используют отклонения в музыкальной записи для передачи психического волнения или страдания героя или героини. Хотя темы снова берутся из античности, серената Марчелло несколько более традиционны и используют облигатные инструменты и инструментальные фигуры для усиления образов и передачи драматических элементов.
Лёгкая сторона характера Марчелло проявляется в его сатирических произведениях. Наиболее значимой является трактат "Театр по моде", впервые анонимно опубликованный в 1720 году, посвящённый упадку тщательной композиции и хорошо отрепетированного исполнения, а также вторжению болонских певцов в театр "Театро Сан Анджело" в Венеции. Произведение пользовалось большой популярностью в Италии XVIII века, во Франции XIX века и в Германии начала XX века и, похоже, никогда не выходило из печати с момента своего создания.
Комические музыкальные работы включают: "Дорогая дочь" 1718 года – кантата-письмо, в которой имитируются стили пения оперных фигур, таких как Виттория Тези, Фаустина Бордони и Гаетано Беренштадт; мадригалы для кастратов, обсуждающие, может ли божественность пения (взрослых) мужских сопрано и альтов спасти их от вечного осуждения, 1715 года; комическое интермеццо "Нить и пряжа", около 1719 года. Хотя два поздних оратория Марчелло не сатирические, в них сохраняется игривое настроение.
Его импульс для создания клавирных и флейтовых сонат, вероятно, исходил из академий. Семья Марчелло имела собственную академию на Фондамента Нуове в Венеции, а Бенедетто поддерживал сеть контактов в Риме, Флоренции, Болонье и сельских резиденциях Венето. Одним из неизвестных аспектов остаётся мотивация к написанию "Концертов" опус 1, так как они утратили основную партию скрипки, что затрудняет точную оценку. В этом опусе находилось одно произведение Марчелло, известное Иоганну Себастьяну Баху и им транскрибированное. Среди клавирных произведений Марчелло наибольшее значение имеют сонаты, которые сыграли роль в становлении жанра, позднее развитого Платти, Пескетти, Галуппи и Иоганном Себастьяном Бахом. Его сонаты для виолончели, ныне широко исполняемые, вероятно, были созданы значительно раньше даты публикации, и их подлинность не вызывает сомнений.
Наследие Марчелло особенно ощущалось между 1750 и 1875 годами, когда его "Псалмы" были переведены на многие языки (французский, немецкий, шведский, английский, русский) и исполнялись как литургически универсальные священные произведения в различных литургических контекстах. В этот период было скопировано множество рукописей, в которых сохранились его светские произведения. В XIX веке псалмы иногда делились на короткие "мотеты" или "песни", или лишались текстов и предлагались как инструментальные произведения, либо переписывались с новыми текстами. Общее количество таких производных псалмов превышает 10 000. Другим произведением того же периода, "Иоаз", считается предвосхищение реформ Глюка.
Марчелло призывал к восстановлению классической добродетели "благородной простоты" в музыке, что отражено в предисловии к его "Псалмам", и на 30 лет предвосхищает аналогичный призыв немецкого археолога Винкельмана, который говорил о скульптуре. Хотя сегодня его вклад мало отмечен, роль Марчелло в формулировании ценностей классицизма и их музыкальной реализации остаётся его главным культурным достижением. Его влияние было глубоким и всепроникающим.
Различные национальные ценности окрашивали восприятие музыки Марчелло: англичане восхищались её "гармонией", немцы – "мелодией", итальянцы – "контрапунктом". Только в XX веке имя Марчелло стало терять позиции в списках значимых композиторов прошлого. Однако влияние его "Псалмов" продолжало возрождаться в этномузыкологии: материалы, цитированные им из иудейских и эллинских традиций в 1720-х, часто повторялись без указания источника в исследованиях древней и восточной музыки. Несомненно, Марчелло был бы рад иронии, что его труд стал объектом уважения после его смерти.
Оратории
Духовная музыка
Сценические произведения
Светская вокальная музыка
Инструментальная музыка
Клавирные произведения
Письменные труды
Ноты сочинений Бенедетто Марчелло на сайте библиотеки IMSLP