Марчелло, Бенедетто
1686 - 1739

Назад

Бенедетто Марчелло (Benedetto Marcello) - Итальянский композитор и писатель

Родился 24 июня или 24 июля 1686 года, Венеция - умер 24 июля 1739 года, Брешия. 

Сын венецианского дворянина, он пошел по карьерному пути всех венецианских дворян своего времени: 4 декабря 1706 года он был принят в Высший совет Республики и, после завершения изучения литературы и права, в течение следующих двух десятилетий служил в различных магистратурах. Последнее десятилетие его жизни пронизано тайнами: в мае 1728 года он женился на простолюдинке Розанне Скальфи, своей ученице по пению; в августе того же года получил религиозный опыт; был сослан в истрийский город Пула (тогда входивший в состав Венецианской республики) на три года (1730-33) в качестве губернатора провинции; следующие пять лет отсутствовал в гражданских архивах; и получил свое последнее назначение в Брешии на должность финансового директора.

Выделить музыкальный континуум жизни Марчелло непросто, поскольку у него не было регулярных встреч музыкального характера, а большинство его музыкальных произведений не датированы. Это показывает, насколько сильно композиторы-дилетанты были отделены социальным опытом от обычных музыкальных мэтров. Тем не менее, развитый интеллект Марчелло оказал, особенно благодаря его псалмам и кантатам, большое влияние на итальянскую музыкальную мысль и исполнительское искусство на протяжении всего XVIII века и, в разной степени, на музыкальную практику многих других европейских стран вплоть до конца XIX века. После поверхностного увлечения инструментальной музыкой его основными интересами как композитора, особенно в период с 1710 по 1720 год, были кантата и камерный дуэт. После этого его внимание переключилось на более масштабные произведения: "50 псалмов Давида", "серенаду" и ораторию. Утверждение о том, что Марчелло перестал сочинять музыку после 1728 года, не совсем верно, поскольку две его оратории точно описывают годы, проведенные в Пуле.

Целью Марчелло в его "Сальми", которые были опубликованы с гравюрами Себастьяно Риччи, было вернуть достоинство религиозной музыке, возродив музыкальные практики древности (см. иллюстрацию). Они представлены в различных по тексту разделах и по большей части являются сквозными. В каждый из восьми томов были включены многочисленные отзывы (от Гаспарини, Антонио и Джованни Бонончини, Сарри, Маттесона и Телемана). Кальдара, который находил музыку Марчелло "эксцентричной", был одним из немногих недоброжелателей. Более поздние итальянцы, в частности падре Мартини и Джованнале Сакки, почитали Сальми Марчелло как образцы контрапунктического письма. Еще более совершенными примерами являются шестиголосный канон "Во всем мире", опубликованный вместе с псалмами, и четырехголосная мессы Клементины, которую Марчелло сочинил для поступления в Филармоническую академию в Болонье в 1711 году. Впечатленный тем фактом, что женщинам не разрешалось петь в древнем храме, Марчелло в своих псалмах предпочитал низкие, в основном мужские, голоса. Около 16 произведений содержат фрагменты, основанные на цитатах из греческих и древнееврейских псалмопевцев; исходные источники интерполируются в соответствующих местах. Как и в его светской вокальной музыке 1720-х годов, вдохновленной римскими и греческими эпосами, мелодическое содержание варьируется от очень ограниченного до почти невозможно широкого, выражающего эмоциональные пики и глубины.

В 1710-х годах, когда Марчелло тренировал юную Фаустину Бордони и писал музыку для римской знати, такой как семья Боргезе, он возглавил, параллельно с попыткой Апостоло Дзено реформировать оперное либретто, движение за изменение стиля пения. Здесь его целью было избавиться от "безвкусных" украшений и больше сосредоточиться на реальном звучании. На этом этапе его жизни вокальная музыка была гораздо более лиричной и формально структурированной. Несколько его камерных дуэтов были написаны для Лауры и Вирджинии Предьери. Подавляющее большинство его лирических кантат, по-видимому, были написаны для выступлений в еженедельных академиях (общественных собраниях знати, на которых звучали поэзия, музыка, ораторское искусство и дебаты). Тексты, многие из которых были написаны композитором, обычно были пасторальными. Мэттисон высоко оценил риторические детали подхода Марчелло к оформлению текстов (лирических) арий. Более оригинальными являются чрезвычайно драматические кантаты Марчелло на трагические и героические сюжеты древности, в которых фигурируют такие фигуры, как Андромеда, Арианна, Клеопатра, Дидона, Медея и Тимофей (вероятно, созданные при посредничестве драм Корнеля и Расина). В некоторых из этих произведений отсутствуют арии, в других используются нотные сокращения, чтобы выразить душевное смятение или муку героини (или героя). Хотя сюжеты, как правило, восходят к античности, серенады Марчелло несколько более традиционны, в них используются инструменты облигато и инструментальная фигурация для усиления образов и передачи элементов драмы.

Светлая сторона натуры Марчелло нашла выражение в нескольких его сатирах. Особое значение среди них имеет трактат "Театр моды", впервые опубликованный анонимно в 1720 году, в котором особое внимание уделяется упадку тщательной композиции и хорошо отрепетированного исполнения, а также нашествию болонских певцов в театре Святого Ангела в Венеции. Она была особенно популярна в Италии в 18 веке, во Франции в 19-м и в Германии в начале 20-го, и, похоже, никогда не выходила из печати с момента ее написания по настоящее время. К комическим музыкальным произведениям относятся кантата "Carissima figlia" (1718), в которой имитируются стили пения таких оперных деятелей, как Виттория Теси, Фаустина Бордони и Гаэтано Беренштадт; мадригалы кастратов, в которых обсуждается, может ли божественность пения (взрослых) мужских сопрано и альтов спасти их. из "вечного проклятия" (1715) и комического интермеццо "Спаго и филетта" (1719). Хотя две поздние оратории Марчелло не являются сатирическими произведениями, в них преобладает игривое настроение.

Толчком к созданию сонат для клавишных и магнитофона, скорее всего, послужили академические занятия. В то время как у семьи Марчелло был свой собственный Фондамента Нуове в Венеции, Бенедетто, по-видимому, поддерживал сеть контактов в Риме, Флоренции, Болонье и различных сельских поселениях Венето. Не выяснена только причина, побудившая автора сочинить Концерт, соч.1. В настоящее время в этих произведениях отсутствует главная партия скрипки, и поэтому точная оценка невозможна. В этом опусе было единственное произведение Марчелло, известное Баху и переложенное им. Из клавишных произведений Марчелло сонаты являются наиболее важными, поскольку они, по-видимому, сыграли определенную роль в становлении жанра, который позже был развит Платти, Пескетти, Галуппи и И.С. Бахом. Его виолончельные сонаты, которые сегодня являются одними из наиболее широко исполняемых, были, вероятно, написаны гораздо раньше, чем можно предположить по дате их публикации, и, по сути, их подлинность не вызывает сомнений.

Величайшим наследием Марчелло были те, кто жил между 1750 и 1875 годами, когда признание его произведений привело к их переводу на многие другие языки (французский, немецкий, шведский, английский, русский) и их исполнению как литургически универсальных священных произведений в самых разных литургических контекстах. Именно в этот период, по-видимому, было скопировано большое количество рукописей, в которых сейчас хранятся светские работы Марчелло. В 19 веке сальми иногда делили на короткие "мотеты" или "песни", или лишали их текстов и предлагали как инструментальные произведения, или перечитывали и предлагали как "новые" произведения. Число таких разновидностей псалмопевцев, по-видимому, значительно превышает 10 000 (среди аранжировщиков были Паер, Майр, Россини и Бизе; Верди был большим энтузиастом). Считается, что другое произведение того же периода, оратория "Джоаз", предвосхитило реформы Глюка, начатые много лет спустя. Призыв Марчелло возродить классическую добродетель "благородной простоты" в музыке, прозвучавший в предисловии к его "Сальми", на 30 лет опережает аналогичное предложение немецкого археолога Винкельмана (который говорил о скульптуре). Хотя сегодня роль Марчелло в утверждении ценностей классицизма и продвижении их музыкального воплощения мало кому известна, она стала его самым значительным вкладом в историю культуры. Его влияние было огромным, хотя и неуловимым, но всепроникающим.

Различные национальные ценности повлияли на восприятие музыки Марчелло: англичане почитали ее "гармонию", немцы - "мелодию", а итальянцы - “контрапункт”. Только в 20-м веке имя Марчелло начало исчезать из списков выдающихся композиторов прошлого. Однако даже после того, как произошли эти изменения, влияние его Сальми возродилось в этномузыковедении: материалы, которые Марчелло цитировал из иудейских и эллинских традиций 1720-х годов, часто цитируются повторно (часто без указания авторства) в исследованиях древней и восточной музыки. Его, несомненно, позабавил бы рефлексивный характер уважения, которое возникло к его работе после его смерти.

Ноты сочинений Бенедетто Марчелло на сайте библиотеки IMSLP