Марчелло, Алессандро
1669 - 1747

Назад

Marcello, Alessandro

  • Дата рождения: 24 августа 1669
  • Место рождения: Венеция
  • Дата смерти: 19 июня 1747
  • Место смерти: Венеция

Биография

Итальянский композитор. Сын венецианского дворянина, Алессандро Марчелло отличался разносторонними талантами и вел насыщенную жизнь; наибольший вклад в историю музыки он внес как венецианский академик. 2 декабря 1690 года он был принят в Большой Совет Венецианской республики и долгое время активно участвовал в судебной системе города. С 1690 по 1704 годы занимался завершением образования в Колледжо ди С. Антонио, принимал участие в деятельности Accademia degli Animosi (1698), служил на дипломатических постах на Востоке и в Пелопоннесе (1700–1701).

В 1705–1708 годах происходило важное становление его интересов, связей и карьеры. Он занимался живописью и рисованием, создавая пасторальные и аллегорические картины для семейных дворцов в Стра и Венеции, а также религиозную живопись для потолка приходской церкви Марчелло, С. Маркуола. 18 сентября 1706 года он был принят во Флорентийскую Accademia della Crusca; его восемь книг куплетов (Юношеская бездельность, 1719) первоначально были более известны в Париже, чем в Венеции.

Деятельность Марчелло как композитора часто совпадала с продвижением в государственной службе. В 1708 году он был назначен в Quarantìa (орган, рассматривающий уголовные дела), опубликовал сборник кантат, посвященных римской дворянке Ливии Спинола Боргезе, и начал судебный процесс против братьев Бенедетто и Джероламо по поводу владения некоторыми ящиками в Teatro S. Angelo. В последующие годы он занимал различные должности: судья водных путей (1713–1715), сотрудник Quarantìa по вынесению приговоров (1722–1723), советник купцов (1731), член совета Comun (1741–1742). В 1728 году он, по-видимому, участвовал в торговых делах в Антверпене.

К 1719 году Алессандро стал principe Accademia degli Animosi, долго существовавшей аркадийской колонии в Венеции. Он продолжал заниматься живописью, рисованием, поэзией и другими творческими занятиями, но особый интерес как академика проявлял в коллекционировании музыкальных инструментов для собственной галареи инструментов. Несмотря на то что он был скрипачом, предпочитал клавишные инструменты новейшего изготовления и духовые инструменты XVI века. Многие экспонаты, включая недекорированный фортепиано Кристофори (1724), вертикальное фортепиано и ансамбль крамхорнов XVI века с отметкой кролика (предположительно сделанных Bassanos), ныне находятся в Museo Nazionale degli Strumenti Musicali в Риме.

Творчество

Кантаты Марчелло – характерные произведения, где встречаются устоявшиеся пасторальные фигуры, с личными и местными аллюзиями в текстах. Он использовал «черную нотацию» для выражения иррациональности любви. В 1712 году он находился в Риме при дворе Боргезе; часть сохранившихся рукописных кантат, вероятно, исполнялась там, так как они содержат реплики для Фаринелли (не находившегося в Венеции до 1729 года) и Чеккино (Франческо де Гранди). Алессандро имел доступ к выдающимся певицам, включая ученицу Бенедетто Фаустину Бордони и Лауру и Вирджинию Предьери в Риме.

Инструментальные произведения отражают различия в оркестровой практике и выборе инструментов в разных местах исполнения. Концерты для семи блокфлейт исполнялись без сопровождения. Концерт для гобоя (иногда ошибочно приписываемый Бенедетто) был переписан Бахом и опубликован в антологии около 1717 года. Шесть концертов под названием Цитра Этерио Стинфалика (La cetra di Eterio Stinfalico) предусматривают опциональное усиление скрипок двумя гобоями или двумя поперечными флейтами, возможно, переработанные из ранних произведений для немецкой аудитории. Три опубликованные сонаты для скрипки с вариациями, сохранившимися в Дрездене, более богато украшены, чем рукописные варианты.

Произведения

  • Верные возлюбленные (Gli amanti fedeli) – пастораль, утрачено
  • 12 кантат Этерио Стинфалика (12 Cantate di Eterio Stinfalico), 1 голос, basso continuo (Венеция, 1708); издание H. Derégis (Флоренция, 1969)
  • 6 кантат, различные рукописи
  • Концерты для струнных с basso continuo в Концерты в пять (Concerti a cinque) (Амстердам, ок. 1717); вариант в других источниках; транскрипция И.С. Баха
  • Цитра Этерио Стинфалика (La cetra di Eterio Stinfalico), 6 концертов, 2 обоя/флейты, струнные, basso continuo (Аугсбург, ок. 1738)
  • Концерты для 7 блокфлейт, струнные; 3 концерта для 2 обоев, струнные, basso continuo
  • 12 сонат для скрипки соло Этерио Стинфалика (12 Suonate a violino solo di Eterio Stinfalico), basso continuo (Аугсбург, ок. 1738); 3 с вариантами в Дрездене
  • 2 сонаты для 2 виолончелей, basso continuo (?1757), утрачено; соната для обоя, basso continuo, утрачено

Ноты сочинений Алессандро Марчелло на сайте библиотеки IMSLP