Марчелло, Алессандро
1669 - 1747

Назад

Алессандро Марчелло (Alessandro Marcello) - Итальянский композитор

Родился 24 августа 1669 года, Венеция - умер 19 июня 1747 года, Венеция. 

Сын венецианского дворянина, он преуспел во многих областях и вел богатую и разнообразную жизнь; его величайший вклад в историю музыки был сделан в качестве венецианского академика. 2 декабря 1690 года он был принят в Высший совет республики и долгое время играл активную роль в венецианской судебной системе. С 1690 по 1704 год он был в основном занят завершением своего образования в Коллегии Святого Антонио, поступлением в Академию искусств (1698) и службой на дипломатических должностях в Леванте и на Пелопоннесе (1700-1701).

1705-178 годы были решающими в развитии его интересов, отношений и карьеры. Некоторое время он занимался живописью, по-видимому, с целью облагородить помещения, в которых жил, создав пасторальные и аллегорические росписи для семейных дворцов в Стра и Венеции соответственно, а также религиозную роспись для потолка приходской церкви Марчелло в Сан-Маркуоле. В литературных кругах он был принят во Флорентийскую академию делла Круска 18 сентября 1706 года; его восемь сборников двустиший ("Озии джованили", 1719), по-видимому, поначалу были более известны в Париже, чем в Венеции.

Наиболее заметная деятельность Алессандро как композитора, по-видимому, часто совпадала с его достижениями на государственной службе. Например, в 1708 году он был назначен в карантинную палату (которая занималась уголовными делами), опубликовал сборник кантат, посвященных римской аристократке Ливии Спиноле Боргезе, и начал судебный процесс против своих братьев Бенедетто и Джероламо по поводу владения некоторыми ложами в театре Святого Ангела. На протяжении своей государственной карьеры он был судьей управления водных путей (1713-15), судебным исполнителем в карантине (1722-1733), адвокатом торговцев (1731) и членом совета коммуны (1741-1742). В 1728 году он, по-видимому, имел деловые отношения с торговым предприятием в Антверпене.

К 1719 году Алессандро стал принцепсом Академии искусств, давней аркадской колонии в Венеции. Хотя он по-прежнему увлекался живописью, черчением, написанием стихов и другими видами творческой деятельности, его особый интерес как академика, по-видимому, проявлялся к коллекционированию музыкальных инструментов для галереи струменти, которую он содержал. Несмотря на то, что он был скрипачом, он, по-видимому, предпочитал клавишные инструменты новейшего производства и духовые инструменты 16-го века; многие образцы, в том числе не украшенное пианино Кристофори (1724), вертикальное пианино и набор крамхорнов XVI века с клеймом кролика (что указывает на изготовление Бассано), находятся в Национальном музее музыкальных инструментов в Риме.

Его кантаты, характерные произведения, в которых исполняются роли заезженных пасторальных персонажей, и в текстах которых присутствуют личные и местные намеки, отличаются скорее тем, что были щедро изданы, чем присущими им музыкальными качествами. Он использовал черную нотацию, чтобы выразить иррациональность любви. В 1712 году Алессандро провел некоторое время в Риме с семьей Боргезе. Некоторые из кантат, сохранившихся в рукописях, возможно, были написаны там, поскольку в них есть отсылки к Фаринелли (появившемуся в Венеции только в 1729 году) и Кеччино (Франческо де Грандис). Алессандро имел доступ к очень одаренным певицам, в том числе к ученице Бенедетто Фаустине Бордони в Венеции (по слухам, у Алессандро были любовные намерения) и Лауре и Вирджинии Предьери в Риме.

Инструментальные произведения Алессандро отражают различия в оркестровой практике и инструментальном оформлении на разных площадках, особенно в том, что касается выбора инструментов (использование деревянных духовых) и практики континуо (какие инструменты использовать, а когда и вовсе отказаться от них). При использовании всех доступных вариантов, описанных в концертах, сохранившихся в рукописи в Венеции, результат был бы более характерен для французской музыки начала века или саксонского вкуса 1720-х годов, чем для венецианской или римской практики. Его концерт для гобоя (иногда ошибочно приписываемый Бенедетто) был переписан Бахом; он был опубликован в антологии примерно в 1717 году. Шесть концертов, опубликованных под названием La cetra, в которых скрипки по желанию могут быть дополнены двумя гобоями или двумя поперечными флейтами, возможно, были переработаны по сравнению с более ранними сочинениями, чтобы удовлетворить потребности немецкой аудитории (поперечные флейты были особенно популярны к северу от Альп в 1730-х годах). Также более характерно немецкое, чем итальянское, исполнение трех опубликованных скрипичных сонат, варианты которых сохранились в Дрездене. Опубликованные произведения более богато украшены и более щедро снабжены двойными стопами и письменными арпеджио, чем рукописные, которые, по-видимому, более ранние.

Личные успехи Алессандро, в конечном счете, были менее успешными, чем его профессиональные, интеллектуальные и артистические успехи. Помимо долгой истории с оперными ложами в театре Святого Ангела, которая началась, когда он был ребенком, его наследование различного имущества от членов семьи было далеко не простым. Из его шестерых детей Лоренцо (1712-1780), единственный оставшийся в живых наследник мужского пола, также сделал долгую карьеру в венецианском правительстве. Алессандро был похоронен в семейном поместье Павиола.

Ноты сочинений Алессандро Марчелло на сайте библиотеки IMSLP