Мараццоли, Марко
1602 - 1662

Назад

Марко Мараццоли (Marco Marazzoli) - итальянский композитор, певец и арфист

  • Родился между 1602 и 1655 г. - Парма.
  • Умер 26 января 1662 г. - Рим.

Мараццоли был одним из, по меньшей мере, четырех детей Дионисио и Флоры де Мараццоли. Он принял духовный сан и, предположительно, был рукоположен в священника около 1625 года. В то время он получал бенефис в Пармском кафедральном соборе, но 27 февраля 1637 года ему пришлось отказаться от него из-за новых постоянных обязанностей в Риме. Согласно завещанию с автографом, Мараццоли переехал в Рим в 1626 году. Возможно, он был доставлен туда вместе с Доменико Маццокки кардиналом Ипполито Альдобрандини, который вернулся в Рим из Пармы 7 ноября 1626 года. Некоторое время спустя Мараццоли поступил на службу к кардиналу Антонио Барберини младшему. В 1631 году Мараццоли вместе с такими известными музыкантами, как Ланди и Филиппо Витали, сопровождал кардинала, когда тот в качестве папского легата отправился в Урбино. Вероятно, Мараццоли совершал и другие путешествия с Антонио Барберини: в Болонью и Пинероло между 1629 и 1630 годами и, возможно, также в Авиньон в 1633 году. Небольшие миссии Антонио Барберини с 1634 по 1637 год были направлены в Центральную Италию, и поэтому возможно, что в это время Мараццоли нанес короткий визит в Парму. В начале 1637 года Антонио Барберини стал уполномоченным по французским делам в Риме, где он оставался до тех пор, пока семья Барберини не ввязалась в войну Кастро в 1641 году. В 1637 году Мараццоли поступил на службу к кардиналу в качестве камердинера, а 23 мая семья Барберини обеспечила ему должность тенора в папской капелле. Позже папа Урбан VIII присвоил ему звание буссоланте. С 1634 года он уже проводил бенефис в базилике Санта-Мария-Маджоре Антонио Барберини, который продолжался до его смерти. Только в 1639 году Мараццоли получил должность музыканта в доме Антонио Барберини, и поэтому довольно трудно проследить его композиторскую деятельность до этой даты. Однако он написал музыку к комедии-балету "Паззия д'Орландо" для карнавала 1638 года и к опере "Чи соффре Спери" для карнавала 1639 года, которые были поставлены во дворце Барберини. С 1640 года его композиторская деятельность переместилась из Рима в Феррару (плацдарм папских владений) и Венецию. Его опера "Триумфальная любовь делло Сденьо" ("Армида") была написана в честь свадьбы, состоявшейся в феврале 1641 года в Ферраре, где, как говорят, Мараццоли жил с июля 1640 по март 1641 года. По-видимому, он совершил вторую поездку в Феррару в ноябре 1641 года, когда, возможно, написал "Притязания на тебя и на По", в которых он намеревался изобразить военную кампанию Таддео Барберини и Луиджи Маттеи в Кастро в октябре 1641 года. Чтобы защитить папские территории от Пармы, генералиссимус Таддео Барберини после победоносной битвы при Кастро двинулся с папской армией в Феррару, куда прибыл 5 января 1642 года. Чтобы отпраздновать это событие, 11 января "Л'Армида" была представлена во второй версии, режиссером которой, по-видимому, был коллега или ученик Мараццоли, который сам только что побывал в Венеции. По словам Каппони, Мараццоли был приглашен туда, чтобы переработать "Нарцисс и чудовище" Витали для карнавала 1642 года. Во время того же карнавала в театре имени Джованни и Паоло была поставлена опера самого Мараццоли "Любовь между Джиасоне и Изифилем". Затем он быстро вернулся в Феррару, чтобы руководить постановкой "Притворства" в честь второго приезда Таддео Барберини 4 марта 1642 года. Вернувшись в Рим к середине 1642 года, Мараццоли сочинил свою аллегорическую оперу "Джудитио делла Раджоне за бельтом и в объятиях" ("Каприччио") на текст Франческо Бути, вероятно, предложенный кардиналом Мазарини. Представление, которым руководил граф Марчиано, проходило в Палаццо Роберти во время карнавала 1643 года. В ноябре Мараццоли удалось, благодаря вмешательству Антонио Барберини в дела папы римского, получить отпуск для поездки в Париж по приглашению кардинала Мазарини с компанией итальянских музыкантов, включая певцов Леонору Барони и Атто Мелани. При дворе Анны Австрийской в Париже он сочинял камерные кантаты, которыми восхищал королеву, иногда доводя ее до слез. Вероятно, "Каприччио" было поставлено при французском дворе в феврале 1645 года в сопровождении новых балетов. Вернувшись в Рим в апреле 1645 года, Мараццоли обнаружил, что лишен возможности заниматься оперным искусством из-за изгнания семьи Барберини во Францию (1645-1653). Поэтому он начал писать оратории, в том числе пять латинских произведений, почти наверняка написанных для Братства Крочифиссо. Три дошедшие до нас итальянские оратории, возможно, были написаны для Романа Филиппини около 1650 года. Возможно, Мараццоли побывал в Генуе в 1649 году (принцесса Габсбургов Мария Анна останавливалась в Генуе в середине 1649 года по пути на свою свадьбу с Филиппом IV Испанским). 1653 год ознаменовался возвращением Антонио Барберини в Рим и примирением семей Барберини и Памфили. К свадьбе сына Таддео Барберини Маффео с Олимпией Джустиниани (племянницей Иннокентия X) Антонио Барберини заказал в Мараццоли новую оперу. Вероятно, из-за нехватки времени Мараццоли пригласил Антонио Марию Аббатини, с которым они были в дружеских отношениях с тех пор, как вместе служили в церкви Святой Марии Маджоре, сотрудничать с ним, и их опера "Мужчина и женщина" была поставлена во время карнавала 1654 года в театре Барберини. Мараццоли взял на себя роль главного композитора новой серии опер Барберини. Для "Карнавала 1655 года" он написал "Оружие и любовь", но конклав по избранию нового папы римского после смерти Иннокентия X отложил постановку. На Рождество 1655 года королева Швеции Кристина прибыла в Рим, и в ее честь семья Барберини представила аллегорическую оперу Мараццоли "Человеческая жизнь" во время карнавала 1656 года ("Армия любви" и "Даль мале и бене" также были исполнены во время карнавала). Мараццоли обращался к королеве с титулом "виртуоз камеры", и, возможно, он присутствовал при ее уроках пения у Лорето Виттори. Мараццоли был также известен как арфист. У него была знаменитая позолоченная "арфа Барберини", которая сейчас хранится в Музее музыкальных инструментов в Риме и была изображена на картине Джованни Ланфранко. Согласно Каппони, Мараццоли написал пролог (на либретто Франческо Бути) к балету Люлли "Любовный недуг", поставленному в январе 1657 года в Большом зале Луврского дворца в Париже. Эта гипотеза имеет некоторую вероятность, поскольку в 1660 году Мараццоли получил от французского посла в Риме подарок в размере 1000 ливров за прежние заслуги, не уточняемые. Мараццоли остался в Риме и, должно быть, отправил партитуру в Париж, но не исключено также, что заказ был поручен какому-то другому композитору, возможно, Капроли или Кавалли. С апреля 1655 года Мараццоли также работал на нового папу Александра VII Киджи, который заказывал праздничные кантаты для Ватикана, Квиринала и замка Гандольфо. В 1656 году папа римский назначил Мараццоли дополнительным камердинером, но чума 1656-1657 годов и последовавшие за ней годы нищеты прервали музыкальную деятельность в Риме примерно до 1660 года. Примерно в это же время Антонио Барберини испытал новый прилив религиозной веры и, возможно, повлиял на композитора, который начал лично отслуживать мессу. Интересно, что в завещании Мараццоли, составленном около 1660 года, упоминаются Анна Джустиниани, его приемная племянница с 1650 года, несколько членов семьи Барберини, кардинал Джулио Роспильози и некоторые другие друзья, но ни королева Швеции Кристина, ни семья Киджи не упоминаются. Мы знаем, что королева восхищалась Кариссими и Аббатини (а позже и музыкантами нового поколения), возможно, больше, чем Мараццоли, и, возможно, это относилось и к папе римскому, после первоначального периода восхищения. Во время мессы в капелле Систина 25 января 1662 года Мараццоли был серьезно ранен в результате несчастного случая и скончался на следующий день.

Ноты сочинений Марко Мараццоли на сайте библиотеки IMSLP