Марраццоли, Марко
1602 - 1662
Назад
Marazzoli, Marco
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Марко Марраццоли был итальянским композитором, певцом и арфистом. Он принял церковный сан и, предположительно, был рукоположен в священники около 1625 года. В это время он получил бенефиций от Пармского собора, однако был вынужден отказаться от него 27 февраля 1637 года из-за новых постоянных обязанностей в Риме. Согласно его автографическому завещанию, Марраццоли переехал в Рим в 1626 году. Возможно, он был привезён туда в сопровождении Доменико Маццокки кардиналом Ипполито Альдобрандини, который вернулся в Рим из Пармы 7 ноября 1626 года. Некоторое время спустя Марраццоли поступил на службу к кардиналу Антонио Барберини младшему.
В 1631 году Марраццоли вместе с такими известными музыкантами, как Ланди и Филиппо Витали, сопровождал кардинала, когда тот отправился папским легатом в Урбино. Вероятно, Марраццоли совершал и другие поездки с Антонио Барберини, в Болонью и Пинероло между 1629 и 1630 годами, а возможно, и в Авиньон в 1633 году. Небольшие легаты Антонио Барберини с 1634 по 1637 годы были направлены в Центральную Италию, поэтому возможно, что Марраццоли в это время кратко посещал Парму.
В начале 1637 года Антонио Барберини стал покровителем французских дел в Риме, где оставался до участия семьи Барберини в войне за Кастро в 1641 году. Марраццоли поступил в новый дом кардинала на должность помощника камергера в 1637 году, а семья Барберини обеспечила ему пост тенора в папской капелле 23 мая. Позднее папа Урбан VIII назначил его бусоланте. С 1634 года он уже занимал бенефиций в базилике Санта-Мария-Маджоре Антонио Барберини, который сохранялся до его смерти.
Только в 1639 году Марраццоли получил должность музыканта в доме Антонио Барберини, и поэтому до этого трудно проследить его деятельность как композитора. Тем не менее, он написал музыку для комедийного балета "Безумие Орландо" для карнавала 1638 года и интермедии к "Кто страдает, тот надеется" для карнавала 1639 года, оба исполнены в дворце Барберини. С 1640 года его композиторская деятельность перемещается из Рима в Феррару и Венецию.
Его опера "Любовь, торжествующая над гневом" ("Армида") была написана для празднования свадьбы в феврале 1641 года в Ферраре, где Марраццоли, по сообщениям, находился с июля 1640 по март 1641 года. Он, вероятно, совершил вторую поездку в Феррару в ноябре 1641 года, когда возможно сочинил "Претензии Тибра и По", в которой стремился отразить военную кампанию Таддео Барберини и Луиджи Маттеи в Кастро в октябре 1641 года.
Для защиты папских территорий от Пармы, генералиссимус Таддео Барберини после победы в битве при Кастро двинулся с папской армией в Феррару, прибыв 5 января 1642 года. В честь этого события "Армида" была исполнена во второй версии 11 января, видимо, под управлением коллеги или ученика Марраццоли, который сам только что уехал в Венецию. Согласно Каппони, Марраццоли был приглашён туда для переработки "Нарцис и Экко" Витали для карнавала 1642 года. Во время того же карнавала была исполнена собственная опера Марраццоли "Любви Ясона и Исифилы" в театре Святых Иоанна и Павла. Затем он быстро вернулся в Феррару, чтобы поставить "Претензии" в честь второго приезда Таддео Барберини 4 марта 1642 года.
Вернувшись в Рим к середине 1642 года, Марраццоли сочинил аллегорическую оперу "Суд разума между Красотой и Чувством" ("Каприччо") на текст Франческо Бути, вероятно предложенный кардиналом Мазарини. Постановка под руководством графа Марчано состоялась в Палаццо Роберти во время карнавала 1643 года. В ноябре Марраццоли удалось, при посредничестве Антонио Барберини, получить отпуск для поездки в Париж по приглашению кардинала Мазарини с группой итальянских музыкантов, включая певцов Леонору Барони и Атто Мелани.
При дворе Анны Австрийской в Париже он сочинил камерные кантаты, которыми восхищал королеву, порой доводя её до слёз. "Каприччо" вероятно было исполнено при французском дворе в феврале 1645 года с новыми балетами. Вернувшись в Рим в апреле 1645 года, Марраццоли оказался лишён возможности работать с операми из-за изгнания семьи Барберини во Францию. Поэтому он занялся сочинением ораторий, включая пять латинских произведений почти наверняка для Арчиконфратернита дель Сантиссимо Крочифиссо. Три сохранившихся итальянских оратории могли быть написаны для римских Филиппини около 1650 года. Возможно, Марраццоли путешествовал в Геную в 1649 году; его кантата "На переправе Тетиды, сочинена для прохода королевы Испании через Геную" относится к прибытию габсбургской принцессы Марии Анны, которая останавливалась в Генуе в середине 1649 года по пути на свадьбу с Филиппом IV Испанским.
В 1653 году Антонио Барберини вернулся в Рим, и произошло примирение семей Барберини и Памфили. Для свадьбы сына Таддео Барберини, Маффео, с Олимпией Джустиниани Антонио Барберини заказал новую оперу у Марраццоли. Вероятно, из-за нехватки времени Марраццоли пригласил к сотрудничеству Антонио Марию Аббатини, с которым поддерживал дружеские отношения с момента службы вместе в Санта-Мария-Маджоре, и их опера "Из зла – добро" была поставлена во время карнавала 1654 года в Театро Барберини.
Марраццоли стал главным композитором новой серии опер Барберини. Для карнавала 1655 года он написал "Оружие и любовь", но конклав по избранию нового папы после смерти Иннокентия X задержал постановку. На Рождество 1655 года в Рим прибыла королева Швеции Кристина, и в её честь семья Барберини представила аллегорическую оперу Марраццоли "Человеческая жизнь" во время карнавала 1656 года.
Марраццоли использовал титул виртуоз камеры перед королевой и, возможно, присутствовал на её уроках пения с Лорето Виттори. Он также был известен как арфист. У него была знаменитая позолоченная "арфа Барберини", ныне в Музее музыкальных инструментов, Рим, изображённая на картине Джованни Ланфранко.
Согласно Каппони, Марраццоли написал пролог для балета Люлли "Больная любовь", поставленного в январе 1657 года в Большом зале Лувра, Париж. Эта гипотеза имеет определённую вероятность, так как в 1660 году Марраццоли получил от французского посла в Риме подарок в размере 1000 ливров за ранее оказанные услуги. Марраццоли оставался в Риме и, вероятно, отправил партитуру в Париж.
С апреля 1655 года Марраццоли также работал на нового папу Александра VII Чиги, который заказывал праздничные кантаты для Ватикана, Квиринала и Кастель Гандольфо. В 1656 году Марраццоли был назначен камерьером экстра папой, но чума 1656–1657 годов и последовавшие годы бедности прервали музыкальную деятельность Рима до около 1660 года. В это время Антонио Барберини пережил новый всплеск религиозной веры, что, возможно, повлияло на композитора, который начал лично совершать мессу.
Интересно, что завещание Марраццоли, составленное около 1660 года, упоминает Анну Джустиниани, его приемную племянницу с 1650 года, нескольких членов семьи Барберини, кардинала Джулио Роспильози и некоторых других друзей, но не королеву Кристину Шведскую и семью Чиги. Известно, что королева восхищалась Кариссими и Аббатини больше, чем самим Марраццоли, и это, вероятно, касалось и папы после первоначального периода восхищения.
Во время мессы в Сикстинской капелле 25 января 1662 года Марраццоли получил серьёзную травму; он умер на следующий день.
Марко Марраццоли работал преимущественно в жанрах оперы, оратории и камерной кантаты. Его творчество демонстрирует сочетание драматической выразительности и виртуозного вокального письма, с особым вниманием к хоровым эффектам и структурным контрастам. В операх он развивал аллегорические и исторические сюжеты, используя разнообразные ариозные формы и речитативы. Оратории отличаются сложной хоровой полифонией под влиянием североитальянских традиций. Кантаты охватывают широкий спектр форм от любовных до сакральных текстов, с особым вниманием к строфическим вариациям и вокальной виртуозности.
Оперы
Оратории
Кантаты
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Марко Марраццоли на сайте библиотеки IMSLP