Марраццоли, Марко
1602 - 1662

Назад

Marazzoli, Marco

  • Дата рождения: около 1602–1605
  • Место рождения: Парма
  • Дата смерти: 26 января 1662
  • Место смерти: Рим

Биография

Марко Марраццоли (прозвище Marco dell'Arpa), итальянский композитор, певец и арфист, был одним из как минимум четырёх детей Дионисио и Флоры де Марраццоли. Он принял церковный сан и, предположительно, был рукоположен в священники около 1625 года. В это время он получил бенефиций от Пармского собора, однако был вынужден отказаться от него 27 февраля 1637 года из-за новых постоянных обязанностей в Риме. Согласно его автографическому завещанию, Марраццоли переехал в Рим в 1626 году. Возможно, он был привезён туда в сопровождении Доменико Маццокки кардиналом Ипполито Альдобрандини, который вернулся в Рим из Пармы 7 ноября 1626 года. Некоторое время спустя Марраццоли поступил на службу к кардиналу Антонио Барберини младшему.

В 1631 году Марраццоли вместе с такими известными музыкантами, как Ланди и Филиппо Витали, сопровождал кардинала, когда тот отправился папским легатом в Урбино. Вероятно, Марраццоли совершал и другие поездки с Антонио Барберини, в Болонью и Пинероло между 1629 и 1630 годами, а возможно, и в Авиньон в 1633 году. Небольшие легаты Антонио Барберини с 1634 по 1637 годы были направлены в Центральную Италию, поэтому возможно, что Марраццоли в это время кратко посещал Парму.

В начале 1637 года Антонио Барберини стал покровителем французских дел в Риме, где оставался до участия семьи Барберини в войне за Кастро в 1641 году. Марраццоли поступил в новый дом кардинала на должность aiutante di camera в 1637 году, а семья Барберини обеспечила ему пост тенора в папской капелле 23 мая. Позднее Папа Урбан VIII назначил его bussolante. С 1634 года он уже занимал бенефиций в базилике Санта-Мария-Маджоре Антонио Барберини, который сохранялся до его смерти.

Только в 1639 году Марраццоли получил должность musico в доме Антонио Барберини, и поэтому до этого трудно проследить его деятельность как композитора. Тем не менее, он написал музыку для комедийного балета La pazzia d'Orlando (Безумие Орландо) для карнавала 1638 года и интермедии к Chi soffre speri (Кто страдает, тот надеется) для карнавала 1639 года, оба исполнены в дворце Барберини. С 1640 года его композиторская деятельность перемещается из Рима в Феррару (опорный пункт Папских владений) и Венецию.

Его опера L'Amore trionfante dello Sdegno (L'Armida) (Любовь, торжествующая над гневом (Армида)) была написана для празднования свадьбы в феврале 1641 года в Ферраре, где Марраццоли, по сообщениям, находился с июля 1640 по март 1641 года. Он, вероятно, совершил вторую поездку в Феррару в ноябре 1641 года, когда возможно сочинил Le pretensioni del Tebro e del Po (Претензии Тибра и По), в которой стремился отразить военную кампанию Таддео Барберини и Луиджи Маттеи в Кастро в октябре 1641 года.

Для защиты папских территорий от Пармы, генералиссимус Таддео Барберини после победы в битве при Кастро двинулся с папской армией в Феррару, прибыв 5 января 1642 года. В честь этого события L'Armida была исполнена во второй версии 11 января, видимо, под управлением коллеги или ученика Марраццоли, который сам только что уехал в Венецию. Согласно Каппони, Марраццоли был приглашён туда для переработки Narciso et Ecco (Нарцис и Экко) Витали для карнавала 1642 года. Во время того же карнавала была исполнена собственная опера Марраццоли Gli amori di Giasone e d'Isifile (Любви Ясона и Исифилы) в Teatro SS Giovanni e Paolo. Затем он быстро вернулся в Феррару, чтобы поставить Le pretensioni (Претензии) в честь второго приезда Таддео Барберини 4 марта 1642 года.

Вернувшись в Рим к середине 1642 года, Марраццоли сочинил аллегорическую оперу Il giuditio della ragione tra la Beltà e l'Affetto (Il Capriccio) (Суд разума между Красотой и Чувством (Каприччо)) на текст Франческо Бути, вероятно предложенный кардиналом Мазарини. Постановка под руководством графа Марчано состоялась в Palazzo Roberti во время карнавала 1643 года. В ноябре Марраццоли удалось, при посредничестве Антонио Барберини, получить отпуск для поездки в Париж по приглашению кардинала Мазарини с группой итальянских музыкантов, включая певцов Леонору Барони и Атто Мелани.

При дворе Анны Австрийской в Париже он сочинил камерные кантаты, которыми восхищал королеву, порой доводя её до слёз. Il Capriccio вероятно было исполнено при французском дворе в феврале 1645 года с новыми балетами. Вернувшись в Рим в апреле 1645 года, Марраццоли оказался лишён возможности работать с операми из-за изгнания семьи Барберини во Францию (1645–1653). Поэтому он занялся сочинением ораторий, включая пять латинских произведений почти наверняка для Arciconfraternita del SS Crocifisso. Три сохранившихся итальянских оратории могли быть написаны для римских Филиппини около 1650 года. Возможно, Марраццоли путешествовал в Геную в 1649 году; его кантата A valicar di Teti, fatta per il passaggio della Regina di Spagna da Genova (На переправе Тетиды, сочинена для прохода королевы Испании через Геную) относится к прибытию габсбургской принцессы Марии Анны, которая останавливалась в Генуе в середине 1649 года по пути на свадьбу с Филиппом IV Испанским.

В 1653 году Антонио Барберини вернулся в Рим, и произошло примирение семей Барберини и Памфили. Для свадьбы сына Таддео Барберини, Маффео, с Олимпией Джустиниани (племянницей Иннокентия X) Антонио Барберини заказал новую оперу у Марраццоли. Вероятно, из-за нехватки времени Марраццоли пригласил к сотрудничеству Антонио Марию Аббатини, с которым поддерживал дружеские отношения с момента службы вместе в Санта-Мария-Маджоре, и их опера Dal male il bene (Из зла – добро) была поставлена во время карнавала 1654 года в Teatro Barberini.

Марраццоли стал главным композитором новой серии опер Барберини. Для карнавала 1655 года он написал Le armi e gli amori (Оружие и любви), но конклав по избранию нового папы после смерти Иннокентия X задержал постановку. На Рождество 1655 года в Рим прибыла королева Швеции Кристина, и в её честь семья Барберини представила аллегорическую оперу Марраццоли La Vita humana (Человеческая жизнь) во время карнавала 1656 года (также были исполнены Le armi e gli amori и Dal male il bene).

Марраццоли использовал титул virtuoso da camera перед королевой и, возможно, присутствовал на её уроках пения с Лорето Виттори. Он также был известен как арфист. У него была знаменитая позолоченная «арфа Барберини», ныне в Museo degli Strumenti Musicali, Рим, изображённая на картине Джованни Ланфранко.

Согласно Каппони, Марраццоли написал пролог (на либретто Франческо Бути) для балета Лулли L'Amour malade (Больная любовь), поставленного в январе 1657 года в Большом зале Лувра, Париж. Эта гипотеза имеет определённую вероятность, так как в 1660 году Марраццоли получил от французского посла в Риме подарок в размере 1000 ливров за ранее оказанные услуги. Марраццоли оставался в Риме и, вероятно, отправил партитуру в Париж, но возможно, что другую композицию доверили другому композитору, возможно, Капроли или Кавалли.

С апреля 1655 года Марраццоли также работал на нового папу Александра VII Чиги, который заказывал праздничные кантаты для Ватикана, Квиринала и Кастель Гандольфо. В 1656 году Марраццоли был назначен cameriere extra папой, но чума 1656–1657 годов и последовавшие годы бедности прервали музыкальную деятельность Рима до около 1660 года. В это время Антонио Барберини пережил новый всплеск религиозной веры, что, возможно, повлияло на композитора, который начал лично совершать мессу.

Интересно, что завещание Марраццоли, составленное около 1660 года, упоминает Анну Джустиниани, его приемную племянницу с 1650 года, нескольких членов семьи Барберини, кардинала Джулио Роспильози и некоторых других друзей, но не королеву Кристину Шведскую и семью Чиги. Известно, что королева восхищалась Кариссими и Аббатини (а позже музыкантами нового поколения), возможно, больше, чем самим Марраццоли, и это, вероятно, касалось и папы после первоначального периода восхищения.

Во время мессы в Сикстинской капелле 25 января 1662 года Марраццоли получил серьёзную травму; он умер на следующий день.

Творчество

Первой важной работой Марраццоли для театра была La fiera di Farfa (Ярмарка Фарфа), интермедий к Chi soffre speri (Кто страдает, тот надеется) Вирджилио Маццокки, с либретто Джулио Роспильози и сценографией Лоренцо Бернини. Она включает в себя реалистичную рыночную сцену, в которой Марраццоли ввёл уличные крики, народные песни и танцы. Написание для двойного хора в целом достаточно плотное и тяжёлое по полифонической текстуре. Важны также последние две оперы Марраццоли — аллегорическая La Vita humana, ovvero Il trionfo della pietà (Человеческая жизнь, или Триумф благочестия) и Le armi e gli amori (Оружие и любви) (по мотивам испанской пьесы). Речитатив склонен к характеру secco, но декламация относительно медленная; каденции слишком часто используют нисходящий трёхнотный клише, а монологи остаются в пределах стилистической конвенции, редко включая неожиданные моменты. Более выразительными являются краткие печальные вспышки в речитативе, прерываемые паузами и усиленные гармониями. Ариозные номера демонстрируют большое разнообразие эмоциональных состояний: есть лёгкие 4/4 канцонетты, высоко виртуозные арии с длинными и сложными фиоритурными пассажами, а также медленные арии в размере 3/2. Последний тип показывает талант Марраццоли к выражению чувств жалобы и печали, талант, справедливо отмеченный современниками. Хоры (в La Vita humana) характеризуются гомофонией и живыми ритмами.

Пять латинских ораторий демонстрируют значительный прогресс по сравнению с La fiera di Farfa в технике хорового письма. Использование Марраццоли нескольких хоров (и инструментальных групп) отражает влияние североитальянских композиторов, включая Монтеверди. Хоры в ораториях строятся на принципе структурного контраста — гораздо более выраженного, чем у Доменико Маццокки, который всё ещё использовал старые венецианские и римские техники полихоралитета. Хоры Марраццоли примечательны скорее драматическим эффектом, чем выражением эмоциональных состояний. Речитативы демонстрируют медленный и иногда монотонный тип декламации без повторения слов. В этом они отличаются, например, от выразительной монодии Маццокки, но включают отдельные арииозные пассажи. Среди трёх полноценных итальянских ораторий, вероятно написанных для римских Филиппини около 1650 года, La Resurrezione (Воскресение) носит созерцательный характер, а S Tomaso (Святой Томас) — повествовательно-драматический. Речитатив здесь более обширный, чем в латинских ораториях, вводятся замкнутые арии и ансамбли. Особое внимание уделяется вокальной виртуозности, даже (в роли апостола Петра) для басового голоса.

Около 380 сохранившихся кантат образуют третью важную группу произведений Марраццоли. Обобщённый термин кантата здесь охватывает широкий спектр вокальных форм: речитатив, плач, диалог, канцоне, арию, сонетто и другие. Структура «классической» кантаты с двумя ариями, каждая из которых предшествует речитативу, также присутствует. Помимо типичных любовных текстов, встречаются нравоучительные и сакральные. Среди предпочитаемых форм Марраццоли — двухстрофная ария с интеркаляр (вокальный рефрен), также называемая куплет-рефрен или форма рондо. Строфические вариации играют важную роль в целом. Речитативы в основном достаточно сдержанные, иногда с уменьшениями в каденциях. Кантаты, написанные после примерно 1650 года, проще по структуре и фиоритуре. Некоторые из них могли иметь учебное назначение, возможно, для уроков пения у благородных дам, таких как королева Швеции или принцесса Палестрины.

Инструментальная музыка Марраццоли состоит в основном из синфоний для опер и балетов. Они важны в интермедиях Chi soffre speri (Кто страдает, тот надеется), в Il Capriccio (Каприччо) и в La Vita humana (Человеческая жизнь) (хотя в печати 1658 года они не включены). Танцы всё ещё остаются в манере Ренессанса, например, как у Гастольди. Интересна короткая инструментальная синфония (в ля миноре) к Erat quidem languidus, первой оратории в Великопостной серии. Здесь тип структурного контраста, встречающийся в хоровом письме, адаптирован к возможностям имеющихся инструментов.

Произведения

Опера и театр

  1. La fiera di Farfa (Ярмарка Фарфа), интермедий к Chi soffre speri (Кто страдает, тот надеется), 1638 г.
  • Реалистичная рыночная сцена с уличными криками, народными песнями и танцами.
  • Двойной хор с густой полифонией.
  • Демонстрирует ранний интерес Марраццоли к драматическому и сценическому эффекту.
  1. L'Amore trionfante dello Sdegno (L'Armida) (Триумф любви над гневом (Армида)), 1641 г.
  • Опера для празднования свадьбы в Ферраре.
  • Отличается выразительными ариями и ансамблями, драматическим построением сцен.
  1. Le pretensioni del Tebro e del Po (Претензии Тибра и По), 1641–1642 гг.
  • Историческая тематика, военные события.
  • Оркестровка и сценическое разнообразие.
  1. Gli amori di Giasone e d'Isifile (Любовь Ясона и Исифилы), 1642 г.
  • Карнавальная опера с любовной тематикой.
  • Содержит выразительные арии и речитативы.
  1. Il giuditio della ragione tra la Beltà e l'Affetto (Il Capriccio) (Суд разума между Красотой и Чувством (Каприччо)), 1643 г.
  • Аллегорическая опера с либретто Франческо Бути.
  • Демонстрирует гармонические эксперименты и драматическую выразительность.
  1. Dal male il bene (Из зла — добро), 1654 г.
  • Совместная работа с Антонио Мария Аббатини.
  • Главная опера в серии карнавальных постановок семьи Барберини.
  1. Le armi e gli amori (Оружие и любви), 1655–1656 гг.
  • Карнавальная опера, сочетающая героические и любовные мотивы.
  • Ариозные речитативы и выразительные арии.
  1. La Vita humana, ovvero Il trionfo della pietà (Человеческая жизнь, или Триумф благочестия), 1656 г.
  • Аллегорическая опера, исполненная в честь королевы Кристины Шведской.
  • Сложные хоровые и оркестровые эпизоды, полные драматизма.

Оратории

  1. Пять латинских ораторий для Arciconfraternita del SS Crocifisso, около 1650 г.
  • Использование нескольких хоров и инструментальных групп.
  • Влияние североитальянских композиторов, включая Монтеверди.
  • Основной акцент на драматическом эффекте, а не на выражении эмоций.
  1. Итальянские оратории для римских Филиппини, около 1650 г.:
  • La Resurrezione (Воскресение) — медитативная, рефлексивная структура.
  • S Tomaso (Святой Томас) — повествовательно-драматическая структура, обширные речитативы, закрытые арии и ансамбли, акцент на вокальной виртуозности, включая бас.

Кантаты

  • Около 380 кантат, любовных, нравоучительных и сакральных.
  • Формы: речитатив, ария, канцоне, диалог, сонетто и др.
  • Классическая структура: две арии с предшествующими речитативами.
  • Популярные формы: двухстрофная ария с вокальным припевом, куплетно-припевная форма, рондо.
  • Строфические вариации важны для общего музыкального построения.
  • После 1650 г. кантаты упрощаются по структуре и фиоритуре; могли использоваться как учебные произведения для аристократии.

Инструментальная музыка

  • Синфонии для опер и балетов, включая Chi soffre speri, Il Capriccio, La Vita humana.
  • Танцы в стиле Ренессанса (например, влияние Джастольди).
  • Короткая синфония в ля миноре к Erat quidem languidus — адаптация структурного контраста хорового письма к инструментальным возможностям.

Ноты сочинений Марко Марраццоли на сайте библиотеки IMSLP