Марэ, Марин
1656 - 1728

Назад

Марин Марэ (Marin Marais) - Французский композитор и гамбист

Родился 31 мая 1656 года, Париж - умер 15 августа 1728 года,Париж. 

Марэ является одной из выдающихся фигур французской музыки периода барокко.

Сын Винсента Марэ, сапожника скромного происхождения, Марин поступил в хоровую школу Сен-Жермен-л'Оксерруа в 1667 году с помощью своего дяди Луи Марэ, викария этой церкви, находившейся под королевским покровительством. Он оставался там до 1672 года и получил прекрасное музыкальное образование под руководством Франсуа Шаперона; юный Мишель-Ришар де Лаланд был его товарищем по классу. Вероятно, именно там Марэ начал изучать игру на виоле, прежде чем завершить свое обучение у знаменитого бас-виолончелиста Сент-Коломба. Говорят, что через шесть месяцев он превзошел своего учителя, так что вскоре (примерно к 1675 году) уже играл в оркестре парижской оперы. Благодаря Люлли, директору оперы, он принял участие в первом представлении "Атиса" при дворе в 1676 году, в год его женитьбы на Катрин Дамикур, и с 1679 года продолжил свою музыкальную карьеру в качестве ординатора королевской музыкальной палаты. Получив прекрасное образование у Люлли, он вскоре стал композитором. В 1686 году он опубликовал свой первый сборник пьес для виолы и поставил "Драматическую идиллию" в Версале "в присутствии всего двора". Пьеса была хорошо принята. Позже он также писал мотеты, но преуспел именно в инструментальной и драматической музыке. С конца XVII века его слава распространилась за пределы Франции, и он достиг пика своей карьеры в 1706 году, когда впервые поставил свою трагедию "Альциона в музыке". В то время он только что сменил Кампру на посту главного дирижера оркестра оперы и был близким другом Николя Бернье, который в 1712 году женился на его дочери Марии-Катрин. После провала "Семеле" в 1709 году и серьезной конкуренции со стороны Антуана Форкере, как виолончелиста-виртуоза, Марэ постепенно отошел от общественной жизни.

Четыре оперы, написанные Марэ для парижской сцены, являются музыкальными трагедиями в традициях Люлли, а несколько страниц непосредственно вдохновлены шедеврами флорентийского композитора. В отличие от Кампры и других своих современников, Марэ не писал опер-балетов и никогда не был сторонником нового итальянского направления, вошедшего в моду в конце XVII века. Он предпочел развить выразительные возможности модели, завещанной ему его "благодетелем" Люлли. Подобно Коллассе, Демаре и Шарпантье, он любил иллюстрировать слова либретто, которые он клал на музыку, и с этой целью использовал тесситуры и мажорно–минорные контрасты, а также наиболее выразительные гармонии, включая некоторые смелые диссонансы. Как музыкант оркестра, он стремился привнести во французскую оперу больше инструментальной утонченности. Он преуспел в создании великолепных звуковых фресок, таких как знаменитая "Буря в Альционе", в которую отчетливо слышен контрабас, а также впечатляющее землетрясение в последнем акте "Семеле". С Collasse и Campra он был одним из первых, кто использовал солистов для разнообразия тембра, требуя от исполнителей большой виртуозности, особенно от струнных. Хотя иногда он прибегает к простым популярным мелодиям, как, например, в "Марше моряков" в "Алкионе", в его музыке используется все более сложный стиль, с хорами, созданными с большим мастерством контрапункта. Однако это исключительное мастерство, предвосхитившее мастерство Рамо, не повлияло на чувствительность Марэ, особенно в прекрасных песнях и сопровождавших их речитативах "Алкионы".

Виртуоз игры на виоле, Марэ был одним из первых французских инструменталистов, заявивших о себе как о солисте. Одаренный замечательной техникой, он развивал ее, добавляя новые сложности. Его приятный тембр обладал редкой силой, благодаря "воздушному" стилю игры, в котором в полной мере использовались открытые струнные и их гармоники. Однако его виртуозность всегда стояла на втором месте после музыкальности. Его выступления, полные очарования и "огня", очаровывали его современников, которые говорили, что он играл "как ангел’. Композитор и исполнитель были тесно связаны, поскольку в то время солисты были сосредоточены почти исключительно на исполнении своих собственных произведений на концертах. В период с 1686 по 1725 год Марэ опубликовал пять сборников пьес для виолы и континуо, а также несколько сюит для двух и трех виол – всего 596 пьес, объединенных в 39 сюит, две из которых для трех виол. Кроме того, в коллекции Панмюра в Эдинбурге есть 45 неопубликованных произведений (около 1680 г.) и "Трио для флейт, виолончелей и десерта виолы" (1692 г.), один из первых образцов трио во Франции, а также "Игра и авторское морсо симфонии для виолончели, виолы и клавесина". (1723 год).

Эти сюиты разной длины представляют собой полный репертуар танцев того времени. Они содержат от 7 до 41 короткого, простого движения, обрамленного более сложными элементами: прелюдиями, чаконами или пассакалиями с блестящими вариациями. Существуют также ‘персонажи’ самых разных видов. Некоторые из них ориентированы на инструментальную сложность: фантазии, бурраски, капризы и "Куплеты фоли" - 32 вариации на знаменитую тему Корелли; другие носят описательный характер, в них звучат колокола, кузнечные и турецкие или персидские марши. Другие, наконец, автобиографичны: надгробия, посвященные мастерам Марэ, Люлли и Сент-Коломбу, и одному из его сыновей, а также художественная картина "Операция Тайль", описывающая удаление почечного камня. Они интересны своей свободой вдохновения, гармоничными эффектами, быстрыми модуляциями и сдержанной, но подлинной чувствительностью.

Книга 4 содержит несколько совершенно разных работ. Длинный костюм для странника, состоящий из 36 предметов, отличается некоторыми особенностями: технической сложностью в стиле La bizarre, обилием орнаментов в стиле L'arabesque, удивительными переливами и диссонансами в стиле Le labyrinth. Книга завершается двумя сюитами для трех альтов, в которых композитор демонстрирует превосходное контрапунктическое мастерство. Это экспериментальные пьесы, которые, кажется, предвосхищают "Игру" в следующем сборнике, произведение, затрагивающее все тональности гаммы и требующее интерпретации трансцендентной виртуозности. Марэ дал необходимые указания для выступления.

Марэ также был учителем. Хотя он так и не написал ни одного трактата о виоле, его предисловия представляют собой сборник правил, касающихся игры на орнаментах, непрерывной реализации и обозначения движений пальцами и смычков - нововведений, которые были приняты его преемниками. В то время, когда противостояние французского и итальянского стилей выходило на первый план, Марэ был на стороне Франции. Величие без показухи, виртуозность без тщеславия и чувствительность без преувеличения были идеалами этого королевского музыканта времен Людовика XIV.

Несколько потомков Марэ были профессиональными гамбистами. Из его 19 детей самым известным является Ролан Марэ. Винсент (1677-1737), старший сын Марина и его преемник в королевской палате с 1725 года, превзошел своего отца в технике, но был признан "не очень музыкальным"; беспорядочный образ жизни помешал ему сделать карьеру виртуоза. Нестор-Марин (ок. 1715–1753), внук Марина, получил должность при дворе в 1747 году; современники сравнивали его с Ж.Б. Форкере, сыном знаменитого Антуана Форкере.

Ноты сочинений Марина Марэ на сайте библиотеки IMSLP