Марэ, Марен
1656 - 1728

Назад

Marais, Marin

  • Дата рождения: 31 мая 1656 (крещён)
  • Место рождения: Париж, Франция
  • Дата смерти: 15 августа 1728
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Марен Маре — французский композитор и виолист. Он является одной из выдающихся фигур французской музыки барокко.

Сын Винсента Маре, сапожника скромного происхождения, Маре поступил в хоровую школу при церкви Сен-Жермен-л’Осерруа в 1667 году, с помощью своего дяди Луи Маре, викария этой церкви, находящейся под королевским покровительством. Он оставался там до 1672 года и получил отличное музыкальное образование у Франсуа Шаперона; среди его одноклассников был молодой Мишель-Ришар де Лаланд. Вероятно, именно там Маре начал изучать виоль, прежде чем завершить обучение у знаменитого бас-вивалиста Сент-Коломба. Говорят, что он превзошёл своего учителя уже через шесть месяцев, так что вскоре (около 1675 года) он начал играть в оркестре Парижской Оперы.

Благодаря Лалли, директору Оперы, он участвовал в первой постановке Atys при дворе в 1676 году — в год своей женитьбы на Катерине Дамикура — и с 1679 года развивал инструментальную карьеру в качестве «ordinaire» королевской камерной музыки. Получив отличную подготовку у Лалли, он вскоре стал композитором. В 1686 году он опубликовал свою первую коллекцию произведений для виоли и имел Idylle dramatique («Драматическая идиллия»), исполненную в Версале «в присутствии всего двора», которая была хорошо принята. Позднее он также писал мотеты, но особенно выделялся в инструментальной и драматической музыке. С конца XVII века его слава распространилась за пределы Франции, а вершиной карьеры стала первая постановка его трагедии-оперы Alcyone в 1706 году. В это время он только что сменил Кампру на посту batteur de mesure (дирижёр) оркестра Оперы и был близким другом Николя Бернье, который женился на его дочери Мари-Катрин в 1712 году. После неудачи Sémélé в 1709 году и серьёзной конкуренции с Антуаном Форкере как виртуозом виоли Маре постепенно ушёл из публичной жизни.

Маре также был педагогом. Хотя он никогда не писал трактата по виоли, его предисловия формируют сборник правил, касающихся игры орнаментов, реализации континуо и записи пальцевых и смычковых штрихов, нововведений, которые были приняты его последователями. В эпоху соперничества французского и итальянского стилей Маре находился на стороне французского. Величие без показного эффекта, виртуозность без тщеславия и чувствительность без преувеличений — это идеалы «музыканта короля» при Людовике XIV.

Несколько потомков Маре стали профессиональными бас-вивалистами. Из его 19 детей наиболее известен Роланд Маре. Винсент (1677–1737), старший сын Марена и его преемник в «chambre du roi» с 1725 года, превзошёл отца в технике, но был признан «не очень музыкальным»; его нестабильный образ жизни не позволил сделать карьеру виртуоза. Нестор-Марен (около 1715–1753), внук Марена, получил должность при дворе в 1747 году; современники сравнивали его с Ж.Б. Форкере, сыном знаменитого Антуана Форкере.

Творчество

Четыре оперы Маре для Парижской сцены — трагедии-оперы (tragédies en musique) в традиции Лалли, несколько страниц прямо вдохновлены произведениями флорентийского композитора. В отличие от Кампры и других современников, Маре не писал опер-балетов и никогда не поддерживал новую итальянизированную тенденцию, ставшую модной в конце XVII века. Он предпочитал развивать выразительные возможности модели, оставленной ему «покровителем» Лалли. Подобно Коллассе, Десмарэ и Шарпантье, он любил иллюстрировать слова либретто и для этого использовал регистровые и мажорно-минорные контрасты, а также самые выразительные гармонии, включая смелые диссонансы. Как оркестровый музыкант, он стремился внести больше инструментальной изысканности в французскую оперу. Он блистал в больших «фресках звука», таких как знаменитый шторм в Alcyone, где контрабас играет отчётливо слышимую роль, и впечатляющее землетрясение в последнем акте Sémélé. С Коллассе и Кампрой он был одним из первых, кто использовал солистов для разнообразия тембров, требуя от исполнителей, особенно струнных, высокой виртуозности. Несмотря на иногда простые народные мелодии, как в марше моряков в Alcyone, его музыка использует всё более сложный стиль с хорами большой контрапунктической сложности. Однако это исключительное мастерство, предвосхищающее Рамо, не влияло на чувствительность Маре, особенно в прекрасных ариях и сопровождаемых речитативах Alcyone.

Как виртуоз виоли, Маре был одним из первых французских инструменталистов, заявивших о себе как о солисте. Обладая замечательной техникой, он развивал её, добавляя новые сложности. Его приятный тембр имел редкую силу благодаря «воздушному» стилю игры, полностью использующему открытые струны и их гармоники. Однако виртуозность всегда уступала место музыкальности. Его выступления, полные очарования и «огня», очаровывали современников, которые говорили, что он играет «как ангел». Композитор и исполнитель были тесно связаны, поскольку солисты того времени почти исключительно исполняли собственные произведения на концертах.

С 1686 по 1725 год Маре опубликовал пять книг пьес для виоли и континуо, а также несколько сюит для двух и трёх виол — всего 596 пьес, объединённых в 39 сюит, две из которых для трёх виол. Кроме того, существует 45 неопубликованных пьес в Панмюрской коллекции в Эдинбурге (около 1680 года) и Pièces en trio pour les flûtes, violons et dessus de viole (1692), один из первых примеров трио во Франции, а также La gamme et autres morceaux de symphonie pour violon, viole et clavecin (1723).

Эти сюиты различной длины представляют полный репертуар танцев вежливого общества того времени. Они содержат от 7 до 41 коротких, простых частей, обрамлённых более сложными элементами: прелюдиями, шаконами или пассакалиями с блистательными вариациями. Также имеются «характерные пьесы» разных типов. Некоторые направлены на инструментальную сложность: фантазии, бурраски, каприччио и Couplets de folie, 32 вариации на знаменитую тему Корелли; другие — описательные, изображающие колокола, кузнецов и турецкие или персидские марши. Ещё одни — автобиографические: tombeaux, посвящённые учителям Маре, Лалли и Сент-Коломбу, и одному из его сыновей, а также Tableau de l'opération de la taille, описывающий удаление камня из почки. Они интересны свободой вдохновения, гармоническими эффектами, быстрыми модуляциями и деликатной, но настоящей чувствительностью.

Книга 4 содержит некоторые совершенно отличные произведения. Длинная Suitte dans le goût étranger, состоящая из 36 пьес, включает особые элементы: техническая сложность в La bizarre, обильные украшения в L'arabesque, удивительные модуляции и диссонансы в Le labyrinthe. Книга завершается двумя сюитами для трёх виол, где композитор демонстрирует превосходное мастерство контрапункта. Это экспериментальные произведения, которые, кажется, предвосхищают La gamme в следующей коллекции, произведение, которое проходит все тональности и требует интерпретатора высочайшей виртуозности. Маре предоставил все необходимые указания по исполнению.

Произведения

Все печатные работы, опубликованные в Париже

Инструментальные

  • Pièces [1er livre], 1, 2 виоли (1686/переизд.);
  • Basses continües des pièces, avec une augmentation de plusieurs pièces particulières en partition (1689);
  • Pièces en trio pour les flûtes, violon, et dessus de viole, bc (1692);
  • Pièces de viole [2e livre] (1701/переизд.);
  • Pièces de viole [3e livre] (1711/переизд.);
  • Pièces [4e livre], 1, 3 виоли (1717/переизд.);
  • La gamme et autres morceaux de symphonie, скрипка, виоль, клавесин (1723);
  • Pièces de viole [5e livre] (1725/переизд.);
  • Несколько пьес для бас-виоли, около 1680 года, GB-En.

Оперные (все tragédies en musique, премьера — Парижская опера)

  • Alcide [La mort d'Hercule; La mort d'Alcide] (пролог, 5 актов, J.G. де Кампистрон), 3 февраля 1693 года, совместно с Л. Лалли;
  • Ariane et Bacchus (пролог, 5 актов, Saint-Jean), 8 марта 1696 года;
  • Alcyone (пролог, 5 актов, A.H. де Ламотт), 18 февраля 1706 года;
  • Sémélé (пролог, 5 актов, Lamotte), 9 апреля 1709 года.

Утерянные произведения

  • Idylle dramatique (развлечение, 3 сцены), Версаль, апрель 1686, либретто опубликовано;
  • Domine salvum fac regem, мотет, 27 апреля 1701;
  • Te Deum, 1701;
  • Concerts de violin et de viole;
  • Pantomime des pages, балет, ранее D-Bsb, совместно с Л. Лалли.

Ноты сочинений Марена Марэ на сайте библиотеки IMSLP