Маннелли, Карло
1640 - 1697
Назад
Mannelli, Carlo

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Карло Маннелли — итальянский композитор, скрипач и певец. По материнской линии был родственником Лелио Колисты. Практически всю свою карьеру провёл в Риме. В детстве поступил на службу к принцу Камилло Памфили, обучаясь как сопрано-кастрато и скрипач. 25 августа 1650 и 1651 годов он пел сопрано под именем Карлуччо на празднествах в честь святого Луиджи де Франчеси.
После пребывания в Венеции, где в 1657 году исполнял роль Лерино в опере П.А. Циани Le fortune di Rodope e Damira (Судьбы Родопы и Дамиры) в театре Сан Апполинаре, с 1660 года он числится как оплачиваемый сопрано в Сан Луиджи де Франчеси, Рим. С 1659 по 1664 годы принимал участие как певец в процессиях Страстного четверга и в постановках ораторий в посту при Arciconfraternita del SS Crocifisso в Сан Марчелло.
Маннелли также выступал как скрипач под именем Карлуччо (иногда Карлино) ди Памфили, вместе с Карло Капроли. В 1668 году он занял позицию первого скрипача Капроли, и только в 1690 году его сменил Арканджело Корелли, который с 1676 года играл вместе с Маннелли в primo coro инструменталистов. Первое выступление Маннелли со скрипкой с Капроли состоялось 21 июня 1665 года на церемониальной мессе в Сан Луиджи де Франчеси. В дальнейшем он занимал место Капроли до 1676 года, после чего Корелли стал исполнять его функции уже в 1682 году, а Маннелли оставался в церкви только как сопрано до самой смерти.
Он также числился первым скрипачом-концертини в Сан Джованни де Фиорентини (3 февраля 1675) и в Санта Мария дель Портико (1682). Маннелли был членом академии, основанной Дж.Б. Джансетти, а с 15 ноября 1663 года состоял в Конгрегации Сан Чечилия, где в 1684 и 1696 годах был guardiano секции инструменталистов. В завещании он оставил академии своё имущество, опубликованные сочинения и скрипку, обязывая использовать доходы для помощи нуждающимся музыкантам. Его наследие и основанная им капелланская служба в Сан Карло ай Катинари действовали до конца XVIII века.
Учителя Маннелли неизвестны, но на него оказали влияние ведущие римские музыканты того времени: Карло Капроли, Г.А. Леони (в области скрипичной музыки), Лелио Колиста, три maestri di cappella Сан Луиджи де Франчеси — Стефано Фабри (ii), А.М. Аббатини и Эрколе Бернаби, а также Дж. Кариссимо, который дирижировал ораторием в Сан Марчелло в 1660 году. Как певец он не достиг славы других римских кастратов, таких как Сифаке и братья Феде, но как скрипач был признанным мастером.
Маннелли является важным связующим звеном в традиции игры на скрипке между Капроли и Корелли. Его трио-сонаты, опусы 2–3, состоящие чаще всего из пяти частей, отличаются значительными техническими трудностями, выразительными медленными частями и фуговыми аллегро, обозначенными как канцоны. Единичное сохранившееся произведение для скрипки соло и basso continuo широко использует двойные остановки. Потерянное Studio del violino стало первым итальянским учебником скрипки после работы Гаспаро Цанетти 1645 года.
Карло Маннелли писал как инструментальную, так и вокальную музыку. Его трио-сонаты демонстрируют высокий уровень технической подготовки, выразительность медленных частей и фуговую структуру аллегро. Он оставил значительный вклад в методику игры на скрипке.
Ноты сочинений Карло Маннелли на сайте библиотеки IMSLP