Маннелли, Карло
1640 - 1697
Назад
Mannelli, Carlo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Карло Маннелли был итальянским композитором, скрипачом и певцом. По материнской линии был родственником Лелио Колисты. Практически всю свою карьеру провёл в Риме. В детстве поступил на службу к принцу Камилло Памфили, обучаясь как сопрано-кастрат и скрипач. 25 августа 1650 и 1651 годов он пел сопрано под именем Карлуччо на празднествах в честь святого Людовика Французского.
После пребывания в Венеции, где в 1657 году исполнял роль Лерино в опере Пьетро Андреа Дзани "Судьбы Родопы и Дамиры" в театре Сан-Апполинаре, с 1660 года он числится как оплачиваемый сопрано в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. С 1659 по 1664 годы принимал участие как певец в процессиях Страстного четверга и в постановках ораторий в пост при Арчиконфратерните Святого Распятия в Сан-Марчелло.
Маннелли также выступал как скрипач под именем Карлуччо ди Памфили, вместе с Карло Капроли. В 1668 году он занял позицию первого скрипача Капроли, и только в 1690 году его сменил Арканджело Корелли, который с 1676 года играл вместе с Маннелли в первом хоре инструменталистов. Первое выступление Маннелли со скрипкой с Капроли состоялось 21 июня 1665 года на церемониальной мессе в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. В дальнейшем он занимал место Капроли до 1676 года, после чего Корелли стал исполнять его функции уже в 1682 году, а Маннелли оставался в церкви только как сопрано до самой смерти.
Он также числился первым скрипачом-концертини в церкви Сан-Джованни-деи-Фьорентини (3 февраля 1675) и в церкви Санта-Мария-дель-Портико (1682). Маннелли был членом академии, основанной Джованни Баттистой Джансетти. В качестве скрипача он с 15 ноября 1663 года состоял в Конгрегации Святой Цецилии и был хранителем секции инструменталистов в 1684 и 1696 годах. В завещании он сделал эту конгрегацию единственным наследником своего имущества, опубликованных сочинений и скрипки, обязав создать из доходов своего значительного наследства фонд для нуждающихся членов конгрегации. Это наследство, а также капелланская служба, которую он основал при церкви Сан-Карло-ай-Катинари, действовали до конца XVIII века. Рукопись и копии своего "Изучения скрипки" он завещал Мартино Битти.
Учителя Маннелли неизвестны по имени, но на него вероятно повлияли некоторые ведущие римские музыканты того времени: Капроли, Джованни Антонио Леони (в области скрипичной музыки) и Лелио Колиста; три маэстро ди капелла церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези - Стефано Фабри, Антонио Мария Аббатини и Эрколе Бернаби; а также Джакомо Кариссими, который дирижировал ораторием в Сан-Марчелло в 1660 году. Как певец он не достиг славы других римских кастратов, таких как Сифаке и братья Феде, но его значение как скрипача неоспоримо. Вместе с Карло Амброджо Лонати он представляет собой ранее упускавшуюся связь в традиции игры на скрипке между Капроли и Корелли и без сомнения был одним из "самых доблестных профессоров музыки Рима", на которых ссылался Корелли в письме к Маттео Дзани (1685) и примеру которых он следовал.
Трио-сонаты Маннелли, опусы 2-3, большинство из которых состоит из пяти частей, предъявляют значительные технические требования и примечательны особой певучестью медленных частей и фугированными аллегро, обозначенными как канцоны. Эти черты также характеризуют трио-сонаты Пёрселла. Единственное сохранившееся произведение Маннелли для скрипки соло и континуо широко использует двойные ноты. Его утраченное "Изучение скрипки", первый итальянский учебник игры на скрипке после учебника Гаспаро Дзанетти 1645 года, без сомнения было продуктом его преподавания.
Инструментальные сочинения
Ноты сочинений Карло Маннелли на сайте библиотеки IMSLP