Манна, Дженнаро
1715 - 1779
Назад
Manna, Gennaro
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Дженнаро Манна был итальянским композитором, сыном Джузеппе Манны и Катерины Фео (сестры композитора Франческо Фео), племянником и учеником Франческо Фео, а также кузеном Кристофоро Манны. Он учился в неаполитанской Консерватории Сан-Онофрио-а-Капуана, где его дядя Франческо Фео был первым маэстро, а Игнацио Прота — вторым маэстро.
Его первая опера-сериа "Тито Манлий" была исполнена 21 января 1742 года в Риме. Успех этой постановки привёл к заказу от театра "Сан-Джованни-Гризостомо" в Венеции для карнавального сезона 1743 года, где он написал "Сиро, царь Персии". После возвращения в Неаполь Манна сотрудничал с Никола Логросчино в создании "Театрального праздника в честь рождения инфанта", которая не была исполнена из-за вспышки чумы. В дальнейшем Манна переработал оперу Леонардо Винчи "Артасерс" и в 1744 году сменил Доменико Сарро на посту маэстро ди капелла города Неаполь.
В январе 1745 года Манна представил новую оперу-сериа "Ахилл на Скире" в театре "Сан-Карло", которая принесла ему огромную популярность и многочисленные заказы от французского посла, саксонского двора и других театров Италии. После смерти Франческо Дюранте в 1755 году Манна был назначен временным преподавателем Консерватории Санта-Мария-ди-Лорето, а с 13 февраля 1756 года — соведущим с Пьетро-Антонио Галло и престарелым Никола Порпора.
Последними его театральными работами стали серената "Эней в Куме" (1760) и, по некоторым сведениям, опера-сериа "Темистокл". После этого он посвятил себя исключительно церковной музыке. В январе 1761 года после смерти Франческо Фео Манна стал маэстро церкви "Святого Благовещения" и покинул Консерваторию Лорето, сославшись на многочисленные обязанности, включая руководство кафедральным собором Святого Дженнаро.
Его современники высоко ценили выразительность, изящество и красоту арий. В 1770 году Чарльз Бёрни отметил изобретательное инструментальное сопровождение вокальных партий на исполнении одной из духовных работ Манны в Неаполе.
Брат Дженнаро, Джачинто (1706–1768), был клавесинистом в неаполитанских оперных театрах "Сан-Бартоломео" и "Фьорентини", а также в театре "Сан-Карло". Сестра Тереза вышла замуж за композитора Джузеппе де Майо; их сын Джан Франческо де Майо получил музыкальное образование от Дженнаро Манны.
Дженнаро Манна сосредоточился исключительно на опере-сериа и церковной музыке. Его оперы раннего периода закрепили его репутацию одного из ведущих композиторов Неаполя и способствовали развитию галантного стиля Франческо Фео с элементами предклассической музыкальной формы. Его арии демонстрируют разнообразную фактуру, внимательную работу с духовыми инструментами, контрастные тональные зоны и сильные каденции.
В последние годы жизни он сосредоточился на ораториях и других духовных произведениях. В общей сложности ему приписывается более 150 сочинений с инструментальным сопровождением, включая 12 месс, 35 мотетов с хором, 14 сольных мотетов и арий, кантаты и произведения для богослужений.
Театральные произведения
Светские вокальные произведения
Церковные произведения
Ноты сочинений Дженнаро Манны на сайте библиотеки IMSLP