Манна, Дженнаро
1715 - 1779
Назад

Дженнаро Манна (Gennaro Manna) - итальянский композитор
- Родился 12 декабря 1715 г. - Неаполь.
- Умер 28 декабря 1779 г. - Неаполь.
Сын Джузеппе Манны и Катерины Фео (сестры композитора Франческо Фео) и двоюродный брат Кристофоро Манны. Он учился в Неаполитанской консерватории святого Онофрио в Капуане, где его дядя Франческо Фео был первым маэстро, а Игнацио Прота - вторым маэстро. Его первая опера-сериал "Тито Манлио" была поставлена 21 января 1742 года в Риме. Его немедленный успех привел к заказу театра Джованни Гризостомо в Венеции на карнавальный сезон 1743 года, для которого он написал "Сирое в Персии". После возвращения в Неаполь он сотрудничал с Николой Логроскино в создании театрального феста. Из-за вспышки чумы праздничные мероприятия, запланированные на июль 1743 года, были отменены, и работа так и не была выполнена. Затем Манна переработал "Собрание искусств Леонардо Винчи" и в 1744 году сменил Доменико Сарро на посту маэстро капеллы в Неаполе. В январе 1745 года Манна представил в театре Сан-Карло свою новую работу - оперу "Серия Ахилла в Скиро". Восторженный прием публики мгновенно сделал его самым востребованным композитором Неаполя, что привело к получению заказов от французского посла, саксонского двора, Театра Сан-Карло и театров других итальянских городов. 1 октября 1755 года, после смерти Франческо Дуранте, первого маэстро консерватории Святой Марии в Лорето, Манна был назначен временным преподавателем в помощь второму маэстро Пьетро-Антонио Галло. С 13 февраля 1756 года он служил у Галло в качестве со-маэстро, а затем также у стареющего Николы Порпоры. Последними театральными работами Манны были "Эней в Куме", серенада, написанная для праздника, устроенного послом мальтийских рыцарей 4 сентября 1760 года, и (согласно некоторым источникам) опера "Темистокл". Затем он ушел с оперной сцены и сочинял только духовную музыку. После смерти Франческо Фео в январе 1761 года он сменил его на посту маэстро церкви Святой Аннунциаты, а 9 мая того же года уволился из консерватории Лорето, сославшись на свои многочисленные обязанности, в том числе на должность маэстро собора Святого Дженнаро. В день своих именин, 19 сентября 1762 года, Дженнаро Манна был отмечен исполнением кантаты, написанной в его честь Винченцо Бидоньетти. Он оставался активным и почитаемым композитором духовной музыки и в течение последнего десятилетия своей жизни написал свои главные оратории. В отличие от Джоммелли, Латиллы, Абоса и других неаполитанских оперных композиторов своего поколения, Манна никогда не занимался музыкальной комедией, а сосредоточился исключительно на оперных сериалах. Хотя его вклад в оперное искусство относится в основном к первым 12 годам его карьеры, именно они обеспечили ему известность среди современников как одному из самых значительных композиторов своего времени. Он развил изысканные стилистические тенденции Франческо Фео и закрепил доклассические черты. Многие из его арий основаны на принципе сонаты и демонстрируют разнообразные фактуры, формы крещендо, различное звучание духовых инструментов и энергичные переходы к каденциям с сильным подтекстом. Арии в мажорных тональностях часто выразительно обозначают начало второстепенной тональной области контрастными фразами в минорной тональности. Современники высоко ценили учтивость, живость и утонченную красоту его арий: Берни, который слышал одно из священных произведений Манны, исполненных под руководством композитора в Неаполе (октябрь 1770 года), отметил оригинальное инструментальное сопровождение вокальных соло и похвалил музыку за ее фантазию и изобретательность. Старший брат Дженнаро, Джачинто (род. 13 сентября 1706, Неаполь - ум.11 марта 1768, Неаполь), был клавесинистом неаполитанских оперных театров Бартоломео и Фиорентини, а также Карло (1761-1765). Его сестра Тереза вышла замуж за композитора Джузеппе де Майо в 1728 году; их одаренный сын Джан Франческо де Майо получил некоторое музыкальное образование у Дженнаро.
Ноты сочинений Дженнаро Манны на сайте библиотеки IMSLP