Манна, Дженнаро
1715 - 1779

Назад

Manna, Gennaro

  • Дата рождения: 12 декабря 1715
  • Место рождения: Неаполь, Италия
  • Дата смерти: 28 декабря 1779
  • Место смерти: Неаполь, Италия

Биография

Дженнаро Манна — итальянский композитор, сын Джузеппе Манны и Катерины Фео (сестры композитора Франческо Фео), племянник и ученик Франческо Фео, а также кузен Кристофоро Манны. Он учился в неаполитанской Консерватории Сан Онофрио а Капуана, где его дядя Франческо Фео был primo maestro, а Игнацио Прота — secondo maestro.

Его первая опера-сериа Tito Manlio (Тито Манлий) была исполнена 21 января 1742 года в Риме. Успех этой постановки привёл к заказу от Teatro S Giovanni Grisostomo в Венеции для карнавального сезона 1743 года, где он написал Siroe re di Persia (Сиро, царь Персии). После возвращения в Неаполь Манна сотрудничал с Никола Логросчино в создании Festa teatrale per la nascita dell’Infante (Театральный праздник в честь рождения инфанта), которая не была исполнена из-за вспышки чумы. В дальнейшем Манна переработал оперу Леонардо Винчи Artaserse (Артасерс) и в 1744 году сменил Доменико Сарро на посту maestro di cappella города Неаполь.

В январе 1745 года Манна представил новую оперу-сериа Achille in Sciro (Ахилл на Скире) в Teatro S Carlo, которая принесла ему огромную популярность и многочисленные заказы от французского посла, саксонского двора и других театров Италии. После смерти Франческо Дюранте в 1755 году Манна был назначен временным преподавателем Консерватории Санта-Мария ди Лорето, а с 13 февраля 1756 года — соведущим с Пьетро-Антонио Галло и престарелым Никола Порпора.

Последними его театральными работами стали серената Enea in Cuma (Эней в Кумe) (1760) и, по некоторым сведениям, опера-сериа Temistocle (Темистокл). После этого он посвятил себя исключительно церковной музыке. В январе 1761 года после смерти Франческо Фео Манна стал maestro церкви SS Annunziata и покинул Консерваторию Лорето, сославшись на многочисленные обязанности, включая руководство кафедральным собором С. Дженнаро.

Его современники высоко ценили выразительность, изящество и красоту арий. В 1770 году Чарльз Бёрни отметил изобретательное инструментальное сопровождение вокальных партий на исполнении одной из духовных работ Манны в Неаполе.

Брат Дженнаро, Джачинто (1706–1768), был клавесинистом в неаполитанских оперных театрах S Bartolomeo и Fiorentini, а также в Teatro S Carlo. Сестра Тереза вышла замуж за композитора Джузеппе де Майо; их сын Джан Франческо де Майо получил музыкальное образование от Дженнаро Манны.

Творчество

Дженнаро Манна сосредоточился исключительно на опере-сериа и церковной музыке. Его оперы раннего периода закрепили его репутацию одного из ведущих композиторов Неаполя и способствовали развитию гальянтного стиля Франческо Фео с элементами предклассической музыкальной формы. Его арии демонстрируют разнообразную фактуру, внимательную работу с духовыми инструментами, контрастные тональные зоны и сильные каденции.

В последние годы жизни он сосредоточился на ораториях и других духовных произведениях. В общей сложности ему приписывается более 150 сочинений с инструментальным сопровождением, включая 12 месс, 35 мотетов с хором, 14 сольных мотетов и арий, кантаты и произведения для богослужений.

Произведения

Театральные:

  • «Tito Manlio» (Тито Манлий), опера-сериа, 3 действия (Рим, 21 января 1742); арии во 2 и 3 актах
  • «Siroe re di Persia» (Сиро, царь Персии), опера-сериа, 3 действия (Венеция, карнавал 1743)
  • «Festa teatrale per la nascita dell’Infante» (Театральный праздник в честь рождения инфанта), серената (Неаполь, июнь 1743, не исполнена)
  • «Artaserse» (Артасерс), опера-сериа, 3 действия, переработка Винчи (Неаполь, 4 ноября 1743)
  • «Achille in Sciro» (Ахилл на Скире), опера-сериа, 3 действия (Неаполь, 20 января 1745)
  • «L’Impero dell’universo con Give» (Империя вселенной с Джив) (Неаполь, 3 августа 1745)
  • «Lucio Vero, ossia Il Vologeso» (Луций Вер, или Вологез) опера-сериа, 3 действия (Неаполь, 19 декабря 1745)
  • «Arsace» (Арсак), опера-сериа, 3 действия (Неаполь, карнавал 1746)
  • «Enea in Cuma» (Эней в Кумe), серената (Неаполь, 4 сентября 1760)
  • «Temistocle» (Темистокл), опера-сериа

Светские вокальные:

  • «Addio di Nice à Tirsi» (Прощание Нике с Тирси), кантата
  • 20 арий для голоса с инструментами и др.

Церковные:

  • Оратории: «Gios, re di Giuda» (Иисус, царь Иудеи), «Sepultra Sarae sive Pietas in mortuos» (Гробницы Сары или Благочестие к умершим), «Davide» (Давид), «Rubri maris trajectus» (Переправа Красного моря), «Debora» (Дебора), «Assuero» (Ассуэр), «Esther» (Эстер), «Il Seraficio Alverna» (Серафический Альверна), «Israelis liberato sive Esther» (Израиль освобождённый или Эстер)
  • Мессы: 12 месс, включая две для двойного хора
  • Мотеты: 35 с хором, 14 сольных
  • Литургические произведения: Литании, Лессоны для Страстной недели, Responsoria, Pange lingua (Пой, язык), Lauda Sion (Хвалите, Сион) и др.

Ноты сочинений Дженнаро Манны на сайте библиотеки IMSLP