Манна, Дженнаро
1715 - 1779
Назад
Manna, Gennaro

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Дженнаро Манна — итальянский композитор, сын Джузеппе Манны и Катерины Фео (сестры композитора Франческо Фео), племянник и ученик Франческо Фео, а также кузен Кристофоро Манны. Он учился в неаполитанской Консерватории Сан Онофрио а Капуана, где его дядя Франческо Фео был primo maestro, а Игнацио Прота — secondo maestro.
Его первая опера-сериа Tito Manlio (Тито Манлий) была исполнена 21 января 1742 года в Риме. Успех этой постановки привёл к заказу от Teatro S Giovanni Grisostomo в Венеции для карнавального сезона 1743 года, где он написал Siroe re di Persia (Сиро, царь Персии). После возвращения в Неаполь Манна сотрудничал с Никола Логросчино в создании Festa teatrale per la nascita dell’Infante (Театральный праздник в честь рождения инфанта), которая не была исполнена из-за вспышки чумы. В дальнейшем Манна переработал оперу Леонардо Винчи Artaserse (Артасерс) и в 1744 году сменил Доменико Сарро на посту maestro di cappella города Неаполь.
В январе 1745 года Манна представил новую оперу-сериа Achille in Sciro (Ахилл на Скире) в Teatro S Carlo, которая принесла ему огромную популярность и многочисленные заказы от французского посла, саксонского двора и других театров Италии. После смерти Франческо Дюранте в 1755 году Манна был назначен временным преподавателем Консерватории Санта-Мария ди Лорето, а с 13 февраля 1756 года — соведущим с Пьетро-Антонио Галло и престарелым Никола Порпора.
Последними его театральными работами стали серената Enea in Cuma (Эней в Кумe) (1760) и, по некоторым сведениям, опера-сериа Temistocle (Темистокл). После этого он посвятил себя исключительно церковной музыке. В январе 1761 года после смерти Франческо Фео Манна стал maestro церкви SS Annunziata и покинул Консерваторию Лорето, сославшись на многочисленные обязанности, включая руководство кафедральным собором С. Дженнаро.
Его современники высоко ценили выразительность, изящество и красоту арий. В 1770 году Чарльз Бёрни отметил изобретательное инструментальное сопровождение вокальных партий на исполнении одной из духовных работ Манны в Неаполе.
Брат Дженнаро, Джачинто (1706–1768), был клавесинистом в неаполитанских оперных театрах S Bartolomeo и Fiorentini, а также в Teatro S Carlo. Сестра Тереза вышла замуж за композитора Джузеппе де Майо; их сын Джан Франческо де Майо получил музыкальное образование от Дженнаро Манны.
Дженнаро Манна сосредоточился исключительно на опере-сериа и церковной музыке. Его оперы раннего периода закрепили его репутацию одного из ведущих композиторов Неаполя и способствовали развитию гальянтного стиля Франческо Фео с элементами предклассической музыкальной формы. Его арии демонстрируют разнообразную фактуру, внимательную работу с духовыми инструментами, контрастные тональные зоны и сильные каденции.
В последние годы жизни он сосредоточился на ораториях и других духовных произведениях. В общей сложности ему приписывается более 150 сочинений с инструментальным сопровождением, включая 12 месс, 35 мотетов с хором, 14 сольных мотетов и арий, кантаты и произведения для богослужений.
Театральные:
Светские вокальные:
Церковные:
Ноты сочинений Дженнаро Манны на сайте библиотеки IMSLP