Манфредини, Винченцо
1737 - 1799

Назад

Manfredini, Vincenzo

Портрет композитора Винченцо Манфредини

  • Дата рождения: 22 октября 1737
  • Место рождения: Пистоя, Италия
  • Дата смерти: 5/16 августа 1799
  • Место смерти: Санкт-Петербург, Россия

Биография

Винченцо Манфредини был итальянским композитором и музыкальным теоретиком. Первые уроки музыки он получил у своего отца, Франческо Онофрио Манфредини, а затем обучался у Джакомо Антонио Перти в Болонье и у Джузеппе Фиорони в Милане.

В 1758 году его брат Джузеппе, кастрат, отправился с оперной труппой Локателли в Москву, где оставался до 1766 года как популярный педагог пения, затем вернувшись в Болонью. Винченцо, вероятно, сопровождал брата как участник труппы.

Позже он переехал в Санкт-Петербург, где стал капельмейстером при великом князе Петре Фёдоровиче. После воцарения Петра в 1762 году Винченцо был назначен руководителем итальянской оперной труппы при дворе. При Екатерине II его подтверждали на этом посту; он писал оперы и другие сценические произведения. После приезда Бальдассаре Галуппи в 1765 году Манфредини перешёл к сочинению балетов к операм Галуппи и преподавал клавир наследнику престола Павлу Петровичу. Его шесть сонат для клавира (Санкт-Петербург, 1765), посвящённые Екатерине, получили негативные отзывы Иоганна Адама Хиллера. В 1769 году он вернулся в Болонью с пенсией.

После двух последних попыток в опере Манфредини посвятил себя преимущественно преподаванию и теоретическим работам, опубликовав сборник симфоний (1776) и струнные квартеты (около 1781). С 1785 по 1789 годы он публиковал статьи в "Энциклопедической газете Болоньи", посвящённые культурному обновлению. В 1796 году, после воцарения Павла, композитор был приглашён в Россию, прибыл в сентябре 1798 года, но не получил официального назначения и скончался в 1799 году.

Манфредини также известен как автор музыкальных трактатов. "Гармонические правила, или Рациональные предписания" (Венеция, 1775, дополненное издание 1797) состоит из двух частей и посвящено основам музыки и клавирному сопровождению. В трактате содержались наблюдения по методике преподавания пения, вызвавшие критику Джамбаттисты Манчини. Его споры с Эстебаном де Артеага вылились в публикацию "Защиты современной музыки" (Болонья, 1788), где он защищал современную музыку и инструментальные жанры против классических идеалов.

В России Манфредини женился на певице Марии Монари, у них родился сын Джованни (около 1769 года), который позже написал биографическую заметку о своём отце. Дочь Антония Элисабетта (около 1786) имела успешную карьеру примадонны в эпоху Джоаккино Россини.

Творчество

Творчество Винченцо Манфредини охватывает оперы, балеты, инструментальную музыку и теоретические труды. Его стиль сочетает итальянские традиции с влиянием русской музыкальной культуры. Как педагог и теоретик он оказал значительное влияние на развитие музыкального образования в России.

Произведения

Оперы

  • "Семирамида признанная" ("Semiramide riconosciuta") (драма на музыку, Ораниенбаум, лето 1760)
  • "Торжествующая музыка" ("La musica trionfante") (пастораль, Санкт-Петербург, 1761)
  • "Олимпиада" ("Olimpiade") (Москва, 13/24 ноября 1762)
  • "Карл Великий" ("Carlo Magno") (Санкт-Петербург, 1763; редакция 1764)
  • "Притворная больная" ("La finta ammalata") (интермедия, Санкт-Петербург, 1763)
  • "Воспитанница" ("La pupilla") (интермедия, Санкт-Петербург, 1763)
  • "Армида" ("Armida") (Болонья, май 1770)
  • "Артаксеркс" ("Artaserse") (Венеция, январь 1772)

Балеты

  • "Амур и Психея" ("Amour et Psyché") (Москва, 20/31 октября 1762)
  • "Влюблённые, спасшиеся от кораблекрушения" ("Les amants réchappés du naufrage") (Санкт-Петербург, 1766)
  • "Скульптор из Карфагена" ("Le sculpteur de Carthage") (Санкт-Петербург, 1766)
  • "Вознаграждённая верность" ("La constance recompensée") (Москва, 1767)

Вокальные произведения

  • "Мир героев" ("La pace degli eroi") (кантата, Санкт-Петербург, 3/14 июня 1762)
  • "Соперницы" ("Le rivali") (кантата, 28 июня/9 июля 1765)
  • "Эсфирь" ("Esther") (оратория, Венеция, 1792)
  • Реквием для императрицы Елизаветы (1762)
  • "Заупокойная месса" ("Messa funebre") для четырёх голосов и инструментов
  • "Хвалите Господа" ("Laudate Dominum") для сопрано, хора и оркестра

Инструментальные произведения

  • Концерт для баса и клавира (Гаага/Амстердам, около 1769)
  • "Шесть симфоний" ("6 симфоний") (Венеция, 1776)
  • "Шесть струнных квартетов" ("6 струнных квартетов") (Флоренция, около 1781)
  • "Шесть сонат для клавира" ("6 сонат для клавира") (Санкт-Петербург, 1765)
  • Соната соль мажор для клавира
  • Фуга ре мажор для клавира

Теоретические труды

  • "Гармонические правила, или Рациональные предписания" ("Regole armoniche, o sieno Precetti ragionati") (Венеция, 1775; переработанное издание, 1797)

Ноты сочинений Винченцо Манфредини на сайте библиотеки IMSLP