Манфредини, Франческо Онофрио
1684 - 1762

Назад

Франческо Онофрио Манфредини (Francesco Onofrio Manfredini) - итальянский композитор

  • Родился 22 июня 1684 г. - Пистойя.
  • Умер 6 октября 1762 г. - Пистойя.

Его отец, Доменико, с 1684 года был тромбонистом в кафедральном соборе Пистойи. В юности Франческо изучал музыку в Болонье, брал уроки игры на скрипке у Торелли и уроки контрапункта (в то время практически синоним композиции) у Перти. Незадолго до 1700 года он уехал в Феррару, вероятно, из-за роспуска оркестра Сан-Петронио в 1696 году. В Ферраре он стал первым скрипачом в церкви Святого Духа. По возвращении в Болонью в 1703 году он присоединился к воссозданному оркестру, сначала в качестве случайного скрипача, а с 1709 по 1711 год - в качестве постоянного участника. В 1704 году он был принят в Филармоническую академию в качестве исполнителя (suonatore). В том же году была опубликована его первая публикация - сборник из 12 камерных сонат под названием "Концертини". Есть свидетельства о посещении или, по крайней мере, запланированном визите в Венецию в феврале 1707 года, поскольку его коллега Джузеппе Альдровандини утонул в результате несчастного случая, когда он направлялся присоединиться к Манфредини перед отъездом последнего. В 1711 году Манфредини стал приближенным ко двору любителя музыки Антуана I Гримальди, князя Монако, где он активно выступал как композитор и исполнитель инструментальной музыки. В период с 1712 по 1723 год в княжестве у него родилось пятеро детей. В этот период он поддерживал тесные контакты с Болоньей и, возможно, иногда посещал ее, где в 1718 году были опубликованы его концерты соч.3, а чуть позже были исполнены две оратории. В 1724 году он переехал в Пистойю, чтобы стать маэстро капеллы в кафедральном соборе. За время своего пребывания на этом посту, которое продолжалось до его смерти, он добился успеха во многих спорах с кафедральным собором и подчиненными ему музыкантами. В Пистойе Манфредини имел возможность продолжить свою деятельность в качестве композитора ораторий, которые исполнялись в местных церквях, а также написать множество священных произведений для богослужебного использования в кафедральном соборе и в других местах. Хотя Манфредини, несомненно, был плодовитым композитором, сохранилась только его опубликованная инструментальная музыка и несколько других инструментальных произведений в рукописном виде. Особенно прискорбна утрата его девяти известных ораторий. Его манера речи носит ярко выраженный болонский характер и напоминает манеру Торелли, Б.Г. Лауренти, Перти и других представителей школы, связанной с Сан-Петронио, хотя его музыке недостает индивидуальности, и в этом отношении она уступает музыке Торелли. Венецианское влияние прослеживается в его использовании унисонного письма, и концерты op.3 не остались незамеченными Вивальди, несмотря на то, что они в большом долгу перед Торелли. Заслуживают упоминания концовки концертов "Синфония кьезы" (op.2) и "Рождественская пастораль" (op.3), которые завершаются рождественской пасторалью (чье тореллианское происхождение слишком очевидно). Эти так называемые "симфонии" с необязательной партией альта - обычные церковные сонаты; реплики "соло" или "soli" в партиях для скрипки просто говорят исполнителю о том, что его партия на мгновение раскрывается. Лучшими из инструментальных произведений Манфредини являются шесть сонат, опубликованных в Лондоне в 1764 году (но не обязательно написанных в конце жизни композитора). Это достойные примеры "смешанного" типа сонаты, сочетающего церковные и камерные элементы, которые стали нормой после 1700 года.

Ноты сочинений Франческо Онофрио Манфредини на сайте библиотеки IMSLP