Манфредини, Франческо Онофрио
1684 - 1762

Назад

Manfredini, Francesco Onofrio

Портрет композитора Франческо Онофрио Манфредини

  • Дата рождения: 22 июня 1684
  • Место рождения: Пистоя, Италия
  • Дата смерти: 6 октября 1762
  • Место смерти: Пистоя, Италия

Биография

Франческо Онофрио Манфредини был итальянским композитором и скрипачом. Его отец, Доменико Манфредини, был тромбонистом при кафедральном соборе Пистои. С юных лет Франческо проявил музыкальные способности и отправился в Болонью, где занимался игрой на скрипке у Джузеппе Торелли, а контрапункту и композиции учился у Джакомо Антонио Перти.

Около 1700 года Манфредини переехал в Феррару, где получил должность первого скрипача в церкви Святого Духа. Вернувшись в Болонью в 1703 году, он вступил в восстановленный оркестр Сан-Петронио, сначала как приглашённый музыкант, а с 1709 по 1711 годы как постоянный член. В 1704 году он был принят в члены Болонской филармонической академии и опубликовал свой первый сборник — 12 камерных сонат под названием "Концертины".

В 1711 году Манфредини поступил на службу к князю Монако Антуану I Гримальди, любителю музыки, где работал как композитор и исполнитель. В княжестве Монако у него родилось пятеро детей (1712–1723). При этом Манфредини поддерживал связь с Болоньей, где в 1718 году были изданы его концерты опус 3, а вскоре исполнялись и оратории.

В 1724 году композитор вернулся в Пистою, где получил должность капельмейстера кафедрального собора. Он занимал этот пост до самой смерти. Здесь он писал многочисленные духовные сочинения для богослужений и оратории, которые исполнялись в местных церквях. Несмотря на конфликты с духовенством и музыкантами капеллы, Манфредини удержал своё положение и продолжал активно работать.

Творчество

Манфредини был плодовитым автором, однако до наших дней дошли лишь его инструментальные произведения и немного рукописей; все девять известных ораторий утеряны. Его стиль принадлежит болонской школе, восходящей к Торелли, Лауренти и Перти. В его музыке заметно влияние венецианцев — в частности, Антонио Вивальди, — однако основу составляют традиции болонской инструментальной школы.

Особенно известны его "Церковные симфонии" и "Концерты опус 3", завершающиеся рождественскими пасторалями — чертой, восходящей к Торелли. Лучшие сочинения Манфредини — шесть сонат, изданные в Лондоне в 1764 году: они совмещают элементы церковной и камерной музыки, что стало характерной чертой стиля первой половины XVIII века.

Произведения

Инструментальные сочинения

  • "Камерные концертины, опус 1" ("Concertini per camera, op. 1") (12 камерных концертинов для скрипки, виолончели или теорбы) (Болонья, 1704)
  • "Венец из двенадцати гармонических цветов" ("Corona di dodici fiori armonici") (трио-соната) (Болонья, 1706)
  • "Церковные симфонии, опус 2" ("Sinfonie da chiesa, op. 2") (12 церковных симфоний для двух скрипок, бассо континуо и альта по желанию) (Болонья, 1709)
  • "Концерты, опус 3" ("Concerti, op. 3") (12 концертов для струнных и бассо континуо) (Болонья, 1718)
  • "Шесть сонат" ("Six Sonatas") (шесть сонат для двух скрипок, виолончели и бассо континуо) (Лондон, около 1764)
  • "Концерт для четырёх исполнителей с гобоем и скрипками" ("Concerto a 4 con oboe e violini")
  • "Концерт с одной или двумя трубами" ("Concerto con una o due trombe") (1711)
  • "Концерт для скрипки соло" ("Concerto per violino solo") с ансамблем

Оратории (утрачены)

  • "Святой Филиппо Нери, торжествующий в катакомбах Святого Себастьяна в Риме" ("S. Filippo Neri trionfante nelle grotte di S. Sebastiano di Roma") (Болонья, 1719; Пистоя, 1725)
  • "Томас Мор" ("Tomaso Moro") (Болонья, около 1720; Пистоя, 1727)
  • "Двойная жертва Голгофы" ("Il doppio sacrifizio del Calvario") (Пистоя, 1725)
  • "Пророчество Елисея при осаде Самарии" ("La profezia d'Eliseo nell'assedio di Samaria") (Пистоя, 1725)
  • "Соломон, утверждённый на троне" ("Salomone, assicurato nel soglio") (Пистоя, 1725)
  • "Изгнание Адама и Евы из земного рая" ("Discacciamento d'Adamo e d'Eva dal Paradiso terrestre") (Пистоя, 1726)
  • "Жертва Иеффая" ("Il sacrifizio di Gefte") (Пистоя, 1728)
  • "Человеческое сердце, борющееся между двумя любовями — божественной и мирской" ("Il core umano combattuto da due amori, divino e profano") (Пистоя, 1729)
  • "Голиаф, убитый Давидом" ("Golia ucciso da Davidde") (Пистоя, 1734)

Ноты сочинений Франческо Онофрио Манфредини на сайте библиотеки IMSLP