Манфреди, Джованни Филиппо Томмазо
1731 - 1777
Назад
Manfredi, Giovanni Filippo Tommaso

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Филиппо Томмазо Манфреди, прозванный "Filippino" (Филиппино), был итальянским скрипачом-виртуозом и композитором периода предклассицизма. Он родился в музыкальной семье: отец Джованни Карло и брат Пьетро Луиджи были игроками на рожке, а другой брат, Венченцо Феррерио, был флейтистом. Все они служили в Cappella di Palazzo — самой престижной музыкальной капелле в Лукке XVIII века.
Образование Манфреди получил сначала в семинарской школе Сан Микеле ин Форум в Лукке. Его ранними учителями по композиции были Фредиано Маттео Луччези, по скрипке — Джованни Лоренцо Грегори (хотя документальных подтверждений этому немного). Более достоверно известно, что он учился у Доменико Феррари в Генуе, а в 1745–1746 годах совершенствовался у Пьетро Нардини в Ливорно.
С 1748 года Манфреди сотрудничал с Cappella di Palazzo как сверхштатный скрипач, а 5 сентября 1758 был назначен первым скрипачом этой капеллы.
Он много выступал за пределами Лукки: в Сиене, Пизе, Ливорно, Флоренции, Венеции. Часто бывал в Генуе, где играл в театрах, руководил инструментальными ансамблями в религиозных службах и преподавал.
В середине 1760-х годов Манфреди участвовал в квартете вместе с Нардини и Джузеппе Камбини. Позднее он образовал дуэт с Луиджи Боккерини и отправился в концертное турне: в 1768 году выступал в Париже, где дважды участвовал в Concert Spirituel, затем поехал в Мадрид ко двору принца Астурийского, где служил первым скрипачом камерной музыки.
В 1772 году Манфреди вернулся в Италию и в 1773 вновь был принят в Cappella di Palazzo в Лукке. Однако в 1775 году он тяжело заболел, из-за чего концертная деятельность почти прекратилась. Скончался композитор в 1777 году.
Манфреди был скрипачом исключительной технической и выразительной силы, и его репутация сохранялась вплоть до середины XIX века.
Его музыка принадлежит к галантному стилю. Сонаты Манфреди используют предклассицистские формы, часто монематические или бимематические, без развитой части, но с множеством изящных интерлюдий. Мелодии отличаются короткими фразами, богатым орнаментом и характерными ритмическими оборотами галантного стиля.
Особенностью сонат Манфреди было строение, при котором повторялись и перерабатывались целые части произведения. В его музыке части сонатной формы нередко сочетались с медленными эпизодами или танцевальными частями.
Скрипичная техника композитора была очень продвинута для своего времени. В его произведениях встречаются такие приёмы, как flautando и sul ponticello, что сближает его стиль с Пьетро Нардини и даже с более поздними приёмами Никколо Паганини.
Помимо инструментальной музыки, Манфреди писал и духовные сочинения для хора a capella и для хора с оркестром.
Ноты сочинений Джованни Филиппо Томмазо Манфреди на сайте библиотеки IMSLP