Манфреди, Джованни Филиппо Томмазо
1731 - 1777

Назад

Manfredi, Giovanni Filippo Tommaso

Портрет композитора Джованни Филиппо Томмазо Манфреди

  • Дата рождения: 8 марта 1731
  • Место рождения: Лукка, Италия
  • Дата смерти: 12 июля 1777
  • Место смерти: Лукка, Италия

Биография

Джованни Филиппо Томмазо Манфреди, прозванный "Филиппино", был итальянским скрипачом-виртуозом и композитором периода предклассицизма. Он родился в музыкальной семье: отец Джованни Карло и брат Пьетро Луиджи были игроками на валторне, а другой брат, Венченцо Феррерио, был флейтистом. Все они служили в Капелле дворца — самой престижной музыкальной капелле в Лукке XVIII века.

Образование Манфреди получил сначала в семинарской школе Сан-Микеле-ин-Форум в Лукке. Его ранними учителями по композиции были Фредиано Маттео Луччези, по скрипке — Джованни Лоренцо Грегори. Более достоверно известно, что он учился у Доменико Феррари в Генуе, а в 1745–1746 годах совершенствовался у Пьетро Нардини в Ливорно.

С 1748 года Манфреди сотрудничал с Капеллой дворца как сверхштатный скрипач, а 5 сентября 1758 был назначен первым скрипачом этой капеллы.

Он много выступал за пределами Лукки: в Сиене, Пизе, Ливорно, Флоренции, Венеции. Часто бывал в Генуе, где играл в театрах, руководил инструментальными ансамблями в религиозных службах и преподавал.

В середине 1760-х годов Манфреди участвовал в квартете вместе с Нардини и Джузеппе Камбини. Позднее он образовал дуэт с Луиджи Боккерини и отправился в концертное турне: в 1768 году выступал в Париже, где дважды участвовал в "Духовном концерте", затем поехал в Мадрид ко двору принца Астурийского, где служил первым скрипачом камерной музыки.

В 1772 году Манфреди вернулся в Италию и в 1773 вновь был принят в Капеллу дворца в Лукке. Однако в 1775 году он тяжело заболел, из-за чего концертная деятельность почти прекратилась. Скончался композитор в 1777 году.

Творчество

Манфреди был скрипачом исключительной технической и выразительной силы, и его репутация сохранялась вплоть до середины XIX века.

Его музыка принадлежит к галантному стилю. Сонаты Манфреди используют предклассицистские формы, часто монематические или бимематические, без развитой части, но с множеством изящных интерлюдий. Мелодии отличаются короткими фразами, богатым орнаментом и характерными ритмическими оборотами галантного стиля.

Особенностью сонат Манфреди было строение, при котором повторялись и перерабатывались целые части произведения. В его музыке части сонатной формы нередко сочетались с медленными эпизодами или танцевальными частями.

Скрипичная техника композитора была очень продвинута для своего времени. В его произведениях встречаются такие приёмы, как флаутандо и суль понтичелло, что сближает его стиль с Пьетро Нардини и даже с более поздними приёмами Никколо Паганини.

Помимо инструментальной музыки, Манфреди писал и духовные сочинения для хора а капелла и для хора с оркестром.

Произведения

Инструментальные сочинения

  • "Шесть сонат для скрипки и баса, опус 1" ("6 Sonatas, vn, b, op. 1") (Париж, 1769)
  • "Одиннадцать сонат для скрипки и баса" ("11 Sonatas, vn, b")
  • "Соната ми-бемоль мажор для скрипки и баса" ("Sonata in E♭, vn, b")
  • "Ночной дуэт для двух скрипок" ("Duetto notturno, 2 vn") (иногда приписывается Луиджи Боккерини)
  • "Маленькое трио для скрипки, альта и виолончели" ("Piccolo Trio, vn, va, vc")
  • "Соната ми-бемоль мажор" ("Sonata in E-flat major")

Духовная музыка

  • "Знамя царя" ("Vexilla Regis") для хора а капелла
  • "Священник и первосвященник" ("Sacerdos et Pontifex") для сопрано, четырёхголосного хора, струнных и двух валторн

Ноты сочинений Джованни Филиппо Томмазо Манфреди на сайте библиотеки IMSLP