Манелли, Франческо
1595 - 1667

Назад

Manelli, Francesco

Портрет композитора Франческо Манелли

  • Дата рождения: 1595–1597
  • Место рождения: Тиволи, Италия
  • Дата смерти: до 27 сентября 1667
  • Место смерти: Парма, Италия

Биография

Франческо Манелли был итальянским композитором, певцом, импресарио и поэтом. Совместно с Бенедетто Феррари он сыграл ключевую роль в становлении традиции публичной оперы в Венеции.

Музыкальную карьеру Манелли начал около 1605 года как хорист в соборе Тиволи, где позднее работал как "ординарный певец" с 1609 по февраль 1624 года. Его отец отправил его в Рим для церковной карьеры, но вместо этого он женился на римской певице Маддалене и вернулся в Тиволи, где работал хормейстером собора с 1627 по конец января 1629 года.

С 1629 по 1630 год он и его жена снова проживали в Риме, где останавливались в доме его учителя Стефано Ланди. С 18 мая 1630 до сентября 1631 года Манелли был хормейстером в Арцконфратерните Санта-Мария-делла-Консолазионе в Риме.

В 1636 году Маддалена переехала на север Италии и 11 апреля исполнила роли Минервы и Цибелы в постановке "Эрмиона" в Падуе. В том же году она опубликовала в Венеции сборник музыки своего мужа (опус 4), посвященный английскому послу, виконту Бэзилу Филдингу.

К 1637 году Манелли присоединился к жене в Венеции, где сотрудничал с композитором и либреттистом Бенедетто Феррари. Их опера "Андромеда" была исполнена в 1637 году при открытии театра Сан-Кассиано, первого венецианского публичного оперного театра. В этой постановке сам Манелли исполнял роли Нептуна и Астарко, а его жена — пролог и заглавную роль.

В 1638 году они совместно создали оперу "Ударная колдунья", а Манелли в октябре 1638 года был принят в хор Сан-Марко в Венеции как бас с жалованием 60 дукатов (увеличено до 80 в октябре 1639). Его работа в хоре не мешала оперной деятельности. В 1639 году он сотрудничал с Джулио Строзци для постановки "Делия" в театре Санти-Джованни-э-Паоло и написал музыку к "Адон", опере, ранее приписываемой Монтеверди. Позднее он написал еще одну оперу для Венеции — "Алкате" (1642).

В 1645 году семья Манелли поселилась в Парме: Франческо и его сын Константино были приняты в хор Санта-Мария-делла-Стекката, а Маддалена стала певицей при герцогском дворе. Франческо продолжал работать в Стеккате как минимум до 1665 года, вероятно, до своей смерти. В Парме он писал драматические произведения для придворного театра Фарнезе, включая три произведения для официальных церемоний.

Творчество

Манелли сыграл ключевую роль в раннем развитии венецианской публичной оперы, хотя большинство его оперных партитур утеряны. Либретто оперы "События времени" (1652) с его пышным зрелищем и эпизодической структурой сильно опирается на традицию интермедий, и каждый из трех актов заканчивается балетом. Опера "Фило, или Юнона мирится с Геркулесом" (1660) имеет более связный сюжет, с хорошо проработанными персонажами, включая комические элементы; ее три акта сопровождаются четырьмя "небесными интермедиями", которые параллельны основным событиям драмы.

Сохранившаяся вокальная музыка Манелли, преимущественно строфические арии и танцевальные песни, написана в свежем, живом стиле. Он использовал остинатный бас, как видно в двухчастной строфической арии "Что ты можешь мне сделать?", где пятимерный бас повторяется четыре раза. Среди строфических "чакон" лишь "С радостным прыжком" (1636) не основана на остинато; "Любимый, кто хочет стоить?" написана на басе "чаконны", "Воспламененное мое сердце" (1629) — на свободно изобретенном четырехнотном остинато, а "О несчастная, кто меня утешит?" основана на нисходящем тетрахордном остинато.

Произведения

Оперы (музыка утрачена)

  • "Андромеда" ("Andromeda") (1637)
  • "Ударная колдунья" ("La maga fulminata") (1638)
  • "Делия, или Вечер как супруга солнца" ("Delia, o sia La sera sposa del sole") (1639)
  • "Адон" ("Adone") (1640)
  • "Алкате" ("Alcate") (1642)
  • "События времени" ("Le vicende del tempo") (1652)
  • "Похищение Европы" ("Il ratto d'Europa") (1653)
  • "Фило, или Юнона мирится с Геркулесом" ("La filo, overo Giunone repacificata con Ercole") (1660)
  • "Ликаста" ("Licasta") (1664)

Другие драматические произведения (музыка утрачена)

  • "Геркулес в Эриманте" ("Ercole nell'Erimanto") (1651)
  • "Шесть лилий" ("I sei gigli") (1660)

Вокальные произведения

  • "Чакконы и арии, третья книга" ("Ciaccone et arie, libro terzo, op.3") (1629)
  • "Разная музыка, четвертая книга" ("Musiche varie, libro quarto, 1–3vv, op.4") (1636), включая:
  • "О несчастная, кто меня утешит?" ("O sfortunata, chi mi consola? (La Luciata)")
  • "Прощай, жестокая непостоянная" ("Ti lascio, empia incostante")
  • "С радостным прыжком" ("Con lieto balleno")
  • "Душа взывает во все часы" ("Grida l'alma a tutt'ore")
  • "Что ты можешь мне сделать?" ("Che mi potrai tu far?")