Манелли, Франческо
1595 - 1667
Назад
Manelli, Francesco
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Манелли был итальянским композитором, певцом, импресарио и поэтом. Совместно с Бенедетто Феррари он сыграл ключевую роль в становлении традиции публичной оперы в Венеции.
Музыкальную карьеру Манелли начал около 1605 года как хорист в соборе Тиволи, где позднее работал как "ординарный певец" с 1609 по февраль 1624 года. Его отец отправил его в Рим для церковной карьеры, но вместо этого он женился на римской певице Маддалене и вернулся в Тиволи, где работал хормейстером собора с 1627 по конец января 1629 года.
С 1629 по 1630 год он и его жена снова проживали в Риме, где останавливались в доме его учителя Стефано Ланди. С 18 мая 1630 до сентября 1631 года Манелли был хормейстером в Арцконфратерните Санта-Мария-делла-Консолазионе в Риме.
В 1636 году Маддалена переехала на север Италии и 11 апреля исполнила роли Минервы и Цибелы в постановке "Эрмиона" в Падуе. В том же году она опубликовала в Венеции сборник музыки своего мужа (опус 4), посвященный английскому послу, виконту Бэзилу Филдингу.
К 1637 году Манелли присоединился к жене в Венеции, где сотрудничал с композитором и либреттистом Бенедетто Феррари. Их опера "Андромеда" была исполнена в 1637 году при открытии театра Сан-Кассиано, первого венецианского публичного оперного театра. В этой постановке сам Манелли исполнял роли Нептуна и Астарко, а его жена — пролог и заглавную роль.
В 1638 году они совместно создали оперу "Ударная колдунья", а Манелли в октябре 1638 года был принят в хор Сан-Марко в Венеции как бас с жалованием 60 дукатов (увеличено до 80 в октябре 1639). Его работа в хоре не мешала оперной деятельности. В 1639 году он сотрудничал с Джулио Строзци для постановки "Делия" в театре Санти-Джованни-э-Паоло и написал музыку к "Адон", опере, ранее приписываемой Монтеверди. Позднее он написал еще одну оперу для Венеции — "Алкате" (1642).
В 1645 году семья Манелли поселилась в Парме: Франческо и его сын Константино были приняты в хор Санта-Мария-делла-Стекката, а Маддалена стала певицей при герцогском дворе. Франческо продолжал работать в Стеккате как минимум до 1665 года, вероятно, до своей смерти. В Парме он писал драматические произведения для придворного театра Фарнезе, включая три произведения для официальных церемоний.
Манелли сыграл ключевую роль в раннем развитии венецианской публичной оперы, хотя большинство его оперных партитур утеряны. Либретто оперы "События времени" (1652) с его пышным зрелищем и эпизодической структурой сильно опирается на традицию интермедий, и каждый из трех актов заканчивается балетом. Опера "Фило, или Юнона мирится с Геркулесом" (1660) имеет более связный сюжет, с хорошо проработанными персонажами, включая комические элементы; ее три акта сопровождаются четырьмя "небесными интермедиями", которые параллельны основным событиям драмы.
Сохранившаяся вокальная музыка Манелли, преимущественно строфические арии и танцевальные песни, написана в свежем, живом стиле. Он использовал остинатный бас, как видно в двухчастной строфической арии "Что ты можешь мне сделать?", где пятимерный бас повторяется четыре раза. Среди строфических "чакон" лишь "С радостным прыжком" (1636) не основана на остинато; "Любимый, кто хочет стоить?" написана на басе "чаконны", "Воспламененное мое сердце" (1629) — на свободно изобретенном четырехнотном остинато, а "О несчастная, кто меня утешит?" основана на нисходящем тетрахордном остинато.
Оперы (музыка утрачена)
Другие драматические произведения (музыка утрачена)
Вокальные произведения