Манелли, Франческо
1595 - 1667
Назад
Manelli, Francesco

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Манелли был итальянским композитором, певцом, импресарио и поэтом. Совместно с Бенедетто Феррари он сыграл ключевую роль в становлении традиции публичной оперы в Венеции.
Музыкальную карьеру Манелли начал около 1605 года как хорист в соборе Тиволи, где позднее работал как «cantore ordinario» с 1609 по февраль 1624 года. Его отец отправил его в Рим для церковной карьеры, но вместо этого он женился на римской певице Маддалене и вернулся в Тиволи, где работал хормейстером собора с 1627 по конец января 1629 года.
С 1629 по 1630 год он и его жена снова проживали в Риме, где останавливались в доме его учителя Стефано Ланди. С 18 мая 1630 до сентября 1631 года Манелли был хормейстером в Арцконфратерните Санта-Мария-делла-Консолазионе в Риме.
В 1636 году Маддалена переехала на север Италии и 11 апреля исполнила роли Минервы и Цибелы в постановке Ermiona («Эрмиона») в Падуе. В том же году она опубликовала в Венеции сборник музыки своего мужа (op.4), посвященный английскому послу, виконту Бэзилу Филдингу.
К 1637 году Манелли присоединился к жене в Венеции, где сотрудничал с композитором и либреттистом Бенедетто Феррари. Их опера Andromeda («Андромеда») была исполнена в 1637 году при открытии Teatro S Cassiano, первого венецианского публичного оперного театра. В этой постановке сам Манелли исполнял роли Нептуна и Астарко, а его жена — пролог и заглавную роль.
В 1638 году они совместно создали оперу La maga fulminata («Ударная колдунья»), а Манелли в октябре 1638 года был принят в хор Сан-Марко в Венеции как бас с жалованием 60 дукатов (увеличено до 80 в октябре 1639). Его работа в хоре не мешала оперной деятельности. В 1639 году он сотрудничал с Джулио Строзци для постановки Delia («Делия») в Teatro SS Giovanni e Paolo и написал музыку к Adone («Адон»), опере, ранее приписываемой Монтеверди. Позднее он написал еще одну оперу для Венеции — Alcate («Алкате», 1642).
В 1645 году семья Манелли поселилась в Парме: Франческо и его сын Константино были приняты в хор Санта-Мария-делла-Стекката, а Маддалена стала певицей при герцогском дворе. Франческо продолжал работать в Стеккате как минимум до 1665 года, вероятно, до своей смерти. В Парме он писал драматические произведения для придворного театра Фарнезе, включая три произведения для официальных церемоний.
Манелли сыграл ключевую роль в раннем развитии венецианской публичной оперы, хотя большинство его оперных партитур утеряны. Либретто оперы Le vicende del tempo («События времени», 1652) с его пышным зрелищем и эпизодической структурой сильно опирается на традицию интермедий, и каждый из трех актов заканчивается балетом. Опера La filo, overo Giunone repacificata con Ercole («Фило, или Юнона мирится с Геркулесом», 1660) имеет более связный сюжет, с хорошо проработанными персонажами, включая комические элементы; ее три акта сопровождаются четырьмя «небесными интермедиями», которые параллельны основным событиям драмы.
Сохранившаяся вокальная музыка Манелли, преимущественно строфические арии и танцевальные песни, написана в свежем, живом стиле. Он использовал остинатный бас, как видно в двухчастной строфической арии Che mi potrai tu far? («Что ты можешь мне сделать?»), где пятимерный бас повторяется четыре раза. Среди строфических «чаккон» лишь Con lieto balleno («С радостным прыжком», 1636) не основана на остинато; Ami chi vuol costar? («Любимый, кто хочет стоить?») написана на басе «чакконне», Acceso mio core («Воспламененное мое сердце», 1629) — на свободно изобретенном четырехнотном остинато, а O sfortunata, chi mi consola? (La Luciata) («О несчастная, кто меня утешит? (Лючата)») основана на нисходящем тетрахордном остинато f–e–d–c.
Оперы (музыка утрачена):
Другие драматические произведения (музыка утрачена):
Вокальные произведения: