Манелли, Франческо
1595 - 1667

Назад

Франческо Манелли (Francesco Manelli) - итальянский композитор, певец, импресарио и поэт

  • Родился между 1595 и 1597 г. - Тиволи.
  • Умер до 27 сентября 1667 г. - Парма.

Вместе с Бенедетто Феррари он сыграл важную роль в становлении традиции публичной оперы в Венеции. Манелли начал свою музыкальную карьеру около 1605 года в качестве хориста в кафедральном соборе Тиволи, где позже, с 1609 по февраль 1624 года, он работал ординарным кантором. Затем отец отправил его в Рим, чтобы он продолжил духовную карьеру; вместо этого он женился на римской певице Маддалене и вернулся в Тиволи, где с 1627 по конец января 1629 года работал хормейстером в кафедральном соборе. Между 1629 и 1630 годами он и его жена снова жили в Риме, где они поселились в доме своего учителя Стефано Ланди. С 18 мая 1630 года по сентябрь 1631 года Манелли был хормейстером тамошнего братства Святой Марии делла Утешоне. Неизвестно, как долго Манелли пробыли в Риме, но присутствие Маддалены там было отмечено в письме Фульвио Тести к Франческо I Моденскому от 3 декабря 1633 года. В этом письме, в котором он был заинтересован в продвижении конкурирующих притязаний на роль певицы Франчески Кампаны, Тести упомянул, что Маддалена одно время состояла на службе у герцога Джованни Антонио Орсини. В 1636 году Маддалена переехала в северную Италию. 11 апреля 1636 года она исполнила партии Минервы и Сибелы в спектакле "Введение в торнео" в Падуе, Эрмиона, на либретто Пио Энеа дельи Обицци и музыку Г.Ф. Санчеса. Позже, в том же году, она опубликовала в Венеции сборник музыкальных произведений своего мужа "ad istanza d'alcuni cavaglieri" (соч.4), который она посвятила английскому послу, виконту Бэзилу Филдингу. К 1637 году Манелли присоединился к своей жене в Венеции, где познакомился с композитором и либреттистом Бенедетто Феррари. Его постановка "Андромеды" Феррари была поставлена в 1637 году на церемонии открытия театра Сан-Кассиано, первого из венецианских публичных оперных театров. В этой постановке он сам исполнил роли Нептуна и Астарко, а его жена исполнила пролог и заглавную партию. Опера была возрождена в Модене в 1656 году, предположительно по инициативе Феррари, к открытию театра делла Спельта. После успеха "Андромеды" Манелли и Феррари в 1638 году вновь объединились для постановки оперы "Молниеносный маг", и Манелли с женой снова спели в ней. 3 октября 1638 года он был принят в хор Святого Марка в Венеции в качестве бас-гитариста со стипендией в 60 дукатов (30 октября 1639 года она была увеличена до 80). Однако его работа там не помешала его оперной деятельности. В 1639 году он сотрудничал с Джулио Строцци в постановке "Делии" для открытия театра Джованни и Паоло, а позже в том же году написал музыку к "Адоне", опере, которую когда-то приписывали Монтеверди. Впоследствии он написал еще только одну оперу для Венеции - "Алкате" (1642). Однако в последующие годы он, возможно, был активным участником гастрольной труппы, которая ставила венецианские оперы в Болонье. В 1640 году, согласно Остхоффу (1958) и Петробелли (1967), он выступал там в качестве импресарио при постановке оперы Делии и Монтеверди "Ритуал Юлисса в отечестве". Эти выступления были отмечены в опубликованном сборнике сонетов, в котором рассказывается, что его жена исполнила роли Венеры в "Делии" и Минервы в "Ритуале Юлисса" и что их маленький сын Костантино также появился в "Делии" в роли Купидона. В 1645 году семья Манелли поселилась в Парме; 23 марта Франческо и Костантино были приняты в хор церкви Святой Марии делла Стекката, а 1 апреля Маддалена стала певицей при герцогском дворе. Франческо продолжал работать в Стеккате, несомненно, до 1665 года и, вероятно, до самой своей смерти. За годы, проведенные в Парме, он написал ряд драматических произведений для постановки в придворном театре Фарнезе, в том числе три для официальных придворных торжеств. В предисловии к либретто "Висенте дель темпо" (1652) и снова на титульном листе либретто "Ликасты" (1664) он упоминается как хормейстер герцога Пармского. Пеличелли утверждал, что он вступил в должность 1 марта 1653 года, но, согласно Петробелли (1967), в единственном сохранившемся официальном документе на эту дату и он, и его жена были описаны просто как "музыканты" на службе у герцога.