Манцинус, Томас
1550 - 1612

Назад

Mancinus, Thomas

Портрет композитора Томас Манцинус

  • Дата рождения: 1550
  • Место рождения: Шверин, Германия
  • Дата смерти: конец 1611 или начало 1612
  • Место смерти: Шверин, Германия

Биография

Томас Манцинус был немецким композитором. После обучения в шверинской грамматической школе в 1567 году он поступил в Ростокский университет по стипендии герцога Иоганна Альбрехта Мекленбургского. 1 января 1572 года он был назначен кантором в Шверине, где его обязанности включали регулярное пение на службах и при дворе, как это было в школьном хоре.

В 1576 году он был назначен капельмейстером герцога Ульриха в Гюстрове, но через шесть месяцев был вынужден вернуться в Шверин, чтобы заменить некомпетентного кантора. С 1579 по 1581 год он был тенором при дворе в Берлине, а с 1583 года — в служении епископа Гальберштадта, позднее ставшего герцогом Генрихом Юлием Брауншвейг-Вольфенбюттельским; с 1584 года он был капельмейстером в Грённингене.

В 1587 году герцог Юлий поручил Манцинусу основание придворного хора в Вольфенбюттеле, который с 1589 года при правлении Генриха Юлия стал одним из ведущих музыкальных учебных заведений Германии. Манцинус возглавлял капеллу до выхода на пенсию в 1604 году, подготовив почву для влиятельной деятельности своего преемника Михаэля Преториуса. Двое сыновей Манцинуса, Томас (участник конкурса органистов в Грённингене в 1596 году) и Якоб (лютнист), также служили при дворе Вольфенбюттеля.

Творчество

Наиболее известны "драматические" Страсти Манцинуса, написанные до 1602 года, которые отсылают к стилю Иоганна Вальтера. В простых хорах толпы теноровая партия не ограничивается типичной хоровой манерой, как у Вальтера. Хоры, однако, проще, чем у Мейланда (1570), и менее выразительны, чем у Гезиуса; движения "Благословим" демонстрируют такой же гомофонический стиль.

В 1588 году Манцинус просил финансовой поддержки для печати сборника из 67 мотетов; сейчас известно только о 12 мотетах в печати или рукописи, из которых лишь шесть сохранились полностью. Они демонстрируют солидную мастерскую подготовку; в некоторых частях Манцинус может быть оценён как один из лучших немецких композиторов конца XVI века, однако качество исполнения неравномерно, а гармонические эффекты достигаются иногда в ущерб мелодии.

Его светские песни 1588 года показывают сильное итальянское влияние — шесть из них на итальянском языке. Песни на немецком языке частично подчинены канцонетте и мадригалу, однако, несмотря на итальянский стиль, сохраняют северонемецкую тяжеловесность. Сборник завершается инструментальной фантазией. В сборнике двухголосных песен 1597 года семь пьес имеют итальянские тексты, а 16 — это инструментальные упражнения без текста.

Произведения

Светская вокальная музыка

  • "Первая книга новых весёлых и вежливых светских песен" ("Das erste Buch newer lustiger und höfflicher weltlicher Lieder") для 4-5 голосов (Гельмштедт, 1588)
  • "Сборник двухголосных песен" ("Duum vocum cantiuncularum … liber") для 2 голосов (Гельмштедт, 1597)
  • "Латинские мадригалы и одна гальярда" ("Madrigalia latina, et una gagliarda") для 5 голосов (Гельмштедт, 1605)

Духовная музыка

  • "Ежедневная молитва истинной церкви" ("Quotidiana verae ecclesiae precatio") для 5 голосов (Хельмштедт, 1608)
  • "Священные песни с адаптацией благодарственных молитв" ("Cantiones sacrae … cum adaptae eius gratiarum actione") для 5, 8 голосов, 6 голосов (Хельмштедт, 1608)
  • "Страсти Господа нашего Иисуса Христа" ("Passio Domini nostri Iesus Christi") для 4 голосов (Вольфенбюттель, 1620)
  • 12 "Благословим" для 4 голосов; 4 латинских мотета для 5-6 голосов; мотет для 5 голосов

Случайные произведения

  • 5 свадебных произведений для 4-5 голосов; 2 похоронных произведения для 5 голосов; 2 другие случайные произведения для 4-6 голосов (печатные, Гельмштедт или Вольфенбюттель, 1585-1609)

Ноты сочинений Томаса Манцинуса на сайте библиотеки IMSLP