Манцинус, Томас
1550 - 1612
Назад
Mancinus, Thomas

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Томас Манцинус — немецкий композитор. После обучения в шверинской грамматической школе в 1567 году он поступил в Ростокский университет по стипендии герцога Иоганна Альбрехта Мекленбургского. 1 января 1572 года он был назначен кантором в Шверине, где его обязанности включали регулярное пение на службах и при дворе, как это было в школьном хоре.
В 1576 году он был назначен капельмейстером герцога Ульриха в Гюстрове, но через шесть месяцев был вынужден вернуться в Шверин, чтобы заменить некомпетентного кантора. С 1579 по 1581 год он был тенором при дворе в Берлине, а с 1583 года — в служении епископа Галберштадта, позднее ставшего герцогом Генрихом Юлием Брауншвейг-Вольфенбюттельским; с 1584 года он был капельмейстером в Грённингене.
В 1587 году герцог Юлий поручил Манцинусу основание придворного хора в Вольфенбюттеле, который с 1589 года при правлении Генриха Юлия стал одним из ведущих музыкальных учебных заведений Германии. Манцинус возглавлял Kantorei до выхода на пенсию в 1604 году, подготовив почву для влиятельной деятельности своего преемника Михаэля Праториуса. Двое сыновей Манцинуса, Томас (участник конкурса органистов в Грённингене в 1596 году) и Якоб (лютнист), также служили при дворе Вольфенбюттеля.
Наиболее известны «драматические» Страсти Манцинуса, написанные до 1602 года, которые отсылают к стилю Иоганна Вальтера. В простых хорах turba теноровая партия не ограничивается типичной хоровой манерой, как у Вальтера. Хоры, однако, проще, чем у Мейланда (1570), и менее выразительны, чем у Гезиуса; движения Benedicamus демонстрируют такой же гомофонический стиль.
В 1588 году Манцинус просил финансовой поддержки для печати сборника из 67 мотетов; сейчас известно только о 12 мотетах в печати или рукописи, из которых лишь шесть сохранились полностью. Они демонстрируют солидную мастерскую подготовку; в некоторых частях Манцинус может быть оценён как один из лучших немецких композиторов конца XVI века, однако качество исполнения неравномерно, а гармонические эффекты достигаются иногда в ущерб мелодии.
Его светские песни 1588 года показывают сильное итальянское влияние — шесть из них на итальянском языке. Песни на немецком языке частично подчинены канцонетте и мадригалу, однако, несмотря на итальянский стиль, сохраняют северонемецкую тяжеловесность. Сборник завершается инструментальной фантазией. В сборнике Bicinia 1597 года семь пьес имеют итальянские тексты, а 16 — это инструментальные упражнения без текста.
Светская вокальная музыка:
Сакральная вокальная музыка:
Случайные произведения:
Ноты сочинений Томаса Манцинуса на сайте библиотеки IMSLP