Манцинус, Томас
1550 - 1612

Назад

Томас Манцинус (Thomas Mancinus) - немецкий композитор

  • Родился в 1550 г. - Шверин.
  • Умер в конце 1611 или начале 1612 г. - Шверин.

После окончания Шверинской гимназии он поступил в Ростокский университет в 1567 году на стипендию герцога Иоганна Альбрехта фон Мекленбурга. 1 января 1572 года он был назначен кантором в Шверине. В его обязанности входило регулярное пение при дворе Шверина на службах и за столом, как он делал, когда был участником школьного хора. В 1576 году он был назначен капельмейстером герцога Ульриха в Гюстрове, но всего через шесть месяцев был вынужден вернуться в Шверин, чтобы заменить некомпетентного кантора. С 1579 по 1581 год он был тенором при берлинском дворе, а самое позднее с 1583 года находился в Гронингене на службе у епископа Хальберштадтского, который впоследствии стал герцогом Генрихом Юлием Брауншвейг-Вольфенбюттельским; с 1584 года он был капельмейстером в Гронингене. В 1587 году герцог Юлиус, отец епископа, поручил Манцинусу основать Вольфенбюттельскую хофканторею, которая с 1589 года, во времена правления герцога Генриха Юлиуса, стала одним из ведущих придворных музыкальных колледжей Германии. Манцинус руководил Кантореем до своей отставки в 1604 году. Он проложил путь туда для влиятельной работы Михаэля Преториуса, своего преемника. Двое сыновей Манцинуса, Томас (принимавший участие в Гронингенском конкурсе органистов в 1596 году) и Якоб (лютнист), также служили при дворе Вольфенбюттеля. Наиболее известными произведениями Манцинуса являются "драматические страсти", написанные до 1602 года, которые восходят к стилю Иоганна Вальтера. В простых хорах теноровая партия не ограничивается хоровым страстным тоном, как в произведениях Уолтера. Однако припевы проще, чем у Мейланда (1570), и менее выразительны, чем у Гезиуса; части "Бенедикама" демонстрируют тот же гомофонический стиль. В 1588 году Манцинус запросил финансовую поддержку для издания сборника из 67 мотетов; только 12 из них сейчас можно найти в печатном или рукописном виде, и только шесть являются полными. Это свидетельствует о хорошей профессиональной подготовке; если судить по некоторым разделам, Манцинуса можно было бы причислить к лучшим немецким композиторам конца XVI века, но качество исполнения неодинаково, и в других разделах он добивался гармонических эффектов только за счет мелодии. В его светских песнях 1588 года заметно сильное итальянское влияние; шесть из них имеют итальянские тексты. Песни с немецкими текстами также частично созданы на основе канцонетты и мадригала, но, несмотря на их итальянский стиль, в них все еще присутствует определенная северонемецкая тяжеловесность. Сборник песен заканчивается инструментальной фантазией. Из 26 бичиний сборника 1597 года семь содержат тексты на итальянском, а 16 - инструментальные репетиционные пьесы без текстов.

Ноты сочинений Томаса Манцинуса на сайте библиотеки IMSLP