Манцинус, Томас
1550 - 1612

Назад

Mancinus, Thomas

  • Дата рождения: 1550
  • Место рождения: Шверин, Германия
  • Дата смерти: конец 1611 или начало 1612
  • Место смерти: Шверин, Германия

Биография

Томас Манцинус — немецкий композитор. После обучения в шверинской грамматической школе в 1567 году он поступил в Ростокский университет по стипендии герцога Иоганна Альбрехта Мекленбургского. 1 января 1572 года он был назначен кантором в Шверине, где его обязанности включали регулярное пение на службах и при дворе, как это было в школьном хоре.

В 1576 году он был назначен капельмейстером герцога Ульриха в Гюстрове, но через шесть месяцев был вынужден вернуться в Шверин, чтобы заменить некомпетентного кантора. С 1579 по 1581 год он был тенором при дворе в Берлине, а с 1583 года — в служении епископа Галберштадта, позднее ставшего герцогом Генрихом Юлием Брауншвейг-Вольфенбюттельским; с 1584 года он был капельмейстером в Грённингене.

В 1587 году герцог Юлий поручил Манцинусу основание придворного хора в Вольфенбюттеле, который с 1589 года при правлении Генриха Юлия стал одним из ведущих музыкальных учебных заведений Германии. Манцинус возглавлял Kantorei до выхода на пенсию в 1604 году, подготовив почву для влиятельной деятельности своего преемника Михаэля Праториуса. Двое сыновей Манцинуса, Томас (участник конкурса органистов в Грённингене в 1596 году) и Якоб (лютнист), также служили при дворе Вольфенбюттеля.

Творчество

Наиболее известны «драматические» Страсти Манцинуса, написанные до 1602 года, которые отсылают к стилю Иоганна Вальтера. В простых хорах turba теноровая партия не ограничивается типичной хоровой манерой, как у Вальтера. Хоры, однако, проще, чем у Мейланда (1570), и менее выразительны, чем у Гезиуса; движения Benedicamus демонстрируют такой же гомофонический стиль.

В 1588 году Манцинус просил финансовой поддержки для печати сборника из 67 мотетов; сейчас известно только о 12 мотетах в печати или рукописи, из которых лишь шесть сохранились полностью. Они демонстрируют солидную мастерскую подготовку; в некоторых частях Манцинус может быть оценён как один из лучших немецких композиторов конца XVI века, однако качество исполнения неравномерно, а гармонические эффекты достигаются иногда в ущерб мелодии.

Его светские песни 1588 года показывают сильное итальянское влияние — шесть из них на итальянском языке. Песни на немецком языке частично подчинены канцонетте и мадригалу, однако, несмотря на итальянский стиль, сохраняют северонемецкую тяжеловесность. Сборник завершается инструментальной фантазией. В сборнике Bicinia 1597 года семь пьес имеют итальянские тексты, а 16 — это инструментальные упражнения без текста.

Произведения

Светская вокальная музыка:

  • Das erste Buch newer lustiger und höfflicher weltlicher Lieder (Первая книга новых весёлых и вежливых светских песен), 4, 5 голосов (Гельмштедт, 1588)
  • Duum vocum cantiuncularum … liber (Сборник двухголосных песен), 2 голоса (Гельмштедт, 1597)
  • Madrigalia latina, et una gagliarda (Латинские мадригалы и одна гальярда), 5 голосов (Гельмштедт, 1605)

Сакральная вокальная музыка:

  • Quotidiana verae ecclesiae precatio (Ежедневная молитва истинной церкви), 5 голосов (Хельмштедт, 1608)
  • Cantiones sacrae … cum adaptae eius gratiarum actione (Священные песни … с адаптацией благодарственных молитв), 5, 8 голосов, 6 голосов (Хельмштедт, 1608)
  • Passio Domini nostri Iesus Christi (Страсти Господа нашего Иисуса Христа), 4 голоса (Вольфенбюттель, 1620)
  • 12 Benedicamus, 4 голоса; 4 латинских мотета, 5, 6 голосов; мотет, 5 голосов (органная табулатура)

Случайные произведения:

  • 5 свадебных произведений, 4, 5 голосов; 2 похоронных произведения, 5 голосов; 2 другие случайные произведения, 4, 6 голосов (печатные, Гельмштедт или Вольфенбюттель, 1585–1609)

Ноты сочинений Томаса Манцинуса на сайте библиотеки IMSLP