Манчини, Франческо
1672 - 1737

Назад

Франческо Манчини (Francesco Mancini) - Итальянский композитор

Родился 16 января 1672 года, Неаполь - умер 22 сентября 1737, Неаполе. 

В 1688 году он поступил в консерваторию Святой Марии делла Пьета деи Турчини по классу органа, где учился у Провенцале и Урсино; через шесть лет он был принят на работу органистом. В начале XVIII века он поступил на службу к вице-королю, а в 1704 году стал главным органистом королевской капеллы. В 1708 году он был назначен там маэстро капеллы, но к декабрю того же года этот пост был возвращен Алессандро Скарлатти, а Манчини стал его заместителем (в 1718 году он получил гарантию, что станет преемником Скарлатти). В 1720 году он стал директором консерватории Санта-Мария-ди-Лорето и сыграл важную роль в подготовке нового поколения композиторов. Манчини сменил Скарлатти в 1725 году, оставаясь на этом посту до своей смерти. Однако в 1735 году он перенес инсульт и оставался полупарализованным до самой своей смерти два года спустя.

Насколько известно, первым сочинением Манчини была пасторальная опера "Узел дружбы", написанная для Рима. Начиная с 1702 года, Манчини почти непрерывно работал над сочинением и аранжировкой опер. Он был наиболее продуктивен, когда был заместителем Скарлатти; его творческая активность замедлилась после того, как он стал директором Санта-Мария-ди-Лорето, а затем маэстро королевской капеллы. В то время как Манчини на протяжении всей своей жизни сочинял серенады, пьесы для особых случаев и кантаты, его оратории относятся в основном к периоду 1698-1708 годов, за несколькими более поздними исключениями, включая его последнюю ораторию "Я - аниматор", которая, по-видимому, была задумана как упражнение для его учеников в Санта-Мария-ди-Лорето.

Вклад Манчини в духовную музыку был значительным, и широкое распространение его произведений в библиотеках по всей Европе является отражением его популярности. Инструментальная музыка не интересовала Манчини в первую очередь, а то, что осталось, по-видимому, предназначалось для учебных целей (например, две токкаты для клавесина). Своеобразие его инструментального творчества можно увидеть в его сонатах, например, в богатых гармониях, сопровождающих мелодии, и контрапункта вторых частей, которые часто являются почти настоящими фугами.

Хотя Манчини не выезжал далеко за пределы Неаполя, за исключением редких поездок в Рим, стилистически его музыка вписывается в переходный период между поколением Скарлатти и эпохой распространения неаполитанской оперы по всей Европе. Его оперы, в которых он отдает предпочтение патетическому стилю (но сам он не был чужд комизму), одновременно используют архаичные черты, такие как плотная контрапунктическая структура, быстрая смена гармоний и стремительная басовая линия, а также более современные черты, такие как четкое разграничение а также большее расширение разделов его арий и использование гармонической педали. Инструментовка Манчини разнообразна и колоритна; большое значение имеет также множество направлений для партии баса, которые часто указывают на детальную оркестровку и которые могут варьироваться в пределах одной арии. Он был искусным сочинителем мелодий, умел достигать идеального баланса между словами и интонацией даже в речитативах и умел выстраивать вокальную линию так же эффективно, как и просто.

Ноты сочинений Франческо Манчини на сайте библиотеки IMSLP