Манчини, Франческо
1672 - 1737

Назад

Mancini, Francesco

Портрет композитора Франческо Манчини

  • Дата рождения: 16 января 1672
  • Место рождения: Неаполь
  • Дата смерти: 22 сентября 1737
  • Место смерти: Неаполь

Биография

Франческо Манчини был итальянским композитором. В 1688 году он поступил в Консерваторию Санта-Мария-делла-Пьета-дей-Туркини в Неаполе как студент органа, где учился у Франческо Провенцале и Гаэтано Урсино. Через шесть лет он был принят на работу органистом. В начале XVIII века он поступил на службу к вице-королю, а в 1704 году стал главным органистом королевской капеллы. В 1708 году Манчини был назначен маэстро ди капелла, но к декабрю того же года пост вернули Алессандро Скарлатти, а Манчини стал его заместителем; в 1718 году он получил гарантии, что после Скарлатти станет его преемником.

В 1720 году он стал директором Консерватории Санта-Мария-ди-Лорето и сыграл важную роль в подготовке нового поколения композиторов. В 1725 году Манчини окончательно сменил Скарлатти на посту маэстро королевской капеллы и оставался на нём до своей смерти. В 1735 году он перенёс инсульт и до конца жизни оставался полупарализованным.

Творчество

Манчини писал как светскую, так и духовную музыку. Его первая композиция, по имеющимся данным, была пасторальная опера "Развязанный и связанный узел привязанности" созданная для Рима. С 1702 года Манчини почти непрерывно занимался сочинением и постановкой опер, проявляя наибольшую продуктивность в период заместительства Скарлатти. Позднее его активность снизилась из-за должностей директора консерватории и маэстро королевской капеллы.

Он также писал серенаты, кантаты и оратории. Оратории Манчини создавал преимущественно в период 1698–1708 годов, включая последнюю — "Возвышенный пыл", предназначавшуюся для упражнений его учеников. В духовной музыке он достиг значительного признания, и его сочинения широко распространялись по европейским библиотекам. Инструментальная музыка носила, в основном, учебный характер — например, две токкаты для клавесина.

Стиль Манчини характеризуется переходом от поколения Скарлатти к эпохе распространения неаполитанской оперы в Европе. Его оперы сочетают архаические черты (контрапунктная фактура, быстрое изменение гармоний, активная басовая линия) с более современными элементами — точной структурой арий, расширением их форм и использованием гармонического педаля. Манчини виртуозно писал мелодии, обеспечивая баланс между словом и интонацией, даже в речитативах.

Произведения

Оперы

  • "Развязанный и связанный узел привязанности, или Обязательство и разрыв, побеждённые любовью" ("Il nodo sciolto e ligato dall'affetto, o vero L'obligo e l disobligo vinti d'amore")
  • "Ариовист" ("Ariovisto")
  • "Силла" ("Silla")
  • "Постоянство в чести" ("La costanza nell'honore")
  • "Щедрые влюблённые" ("Gli amanti generosi")
  • "Любимая служанка" ("La serva favorita")
  • "Александр Великий в Сидоне" ("Alessandro il grande in Sidone")
  • "Турно Ариццино" ("Turno Aricino")
  • "Артасерс" ("Artaserse")
  • "Энгельберта, или Сила невинности" ("L'Engelberta, o sia La forza dell'innocenza")
  • "Верный Идасп" ("L'Idaspe fedele")
  • "Беглый Марио" ("Mario fuggitivo")
  • "Абдоломино" ("Abdolomino")
  • "Семеле" ("La Semele")
  • "Селим, царь Ормуза" ("Selim re d'Ormuz")
  • "Агриппина" ("Agrippina")
  • "Артасерс, царь Персии" ("Artaserse re di Persia")
  • "Великий Могол" ("Il gran Mogol")
  • "Винцислав" ("Il Vincislao")
  • "Александр Север" ("Alessandro Severo")
  • "Крепость в испытании" ("La fortezza al cimento")
  • "Траян" ("Il Trajano")
  • "Оронта" ("L'Oronta")
  • "Кавалер Бардоне и Мергеллина" ("Il Cavalier Bardone e Mergellina")
  • "Возвращение сына в наилучшем наряде" ("Il ritorno del figlio con l'abito più approvato")
  • "Александр в Индии" ("Alessandro nell'Indie")
  • "Дон Аспремо" ("Don Aspremo")
  • "Демофонт" ("Demofoonte")

Светская вокальная музыка

  • "Дорогие обожаемые стены" ("Cara mura adorate")
  • "Вечный день" ("Il giorno eterno")
  • "Любовь в сердце Парфенопы" ("Amore nel cuore di Partenope")
  • "Дафна в лавровых ветвях" ("Dafne in alloro")
  • "В сладком покое" ("Mentre in dolce riposo")
  • "В самые тихие часы" ("Nell'ore più quiete")

Оратории

  • "Грустные песни" ("Dolorose canzoni")
  • "Божественная любовь, торжествующая в смерти Христа" ("L'amor divino trionfante nella morte di Cristo")
  • "Славная ночь" ("La notte gloriosa")
  • "Торжествующий корабль под покровительством Девы Марии" ("La nave trionfante sotto gli auspici di Maria Vergine")
  • "Ковчег Завета в Иерихоне" ("L'Arca del Testamento in Gerico")
  • "Усилия великолепия и благочестия" ("Gli sforzi della Splendidezza e della Pietà")
  • "Человечество в цепях" ("Il genere umano in catene")
  • "Проданный Иосиф" ("Il Giuseppe venduto")
  • "Гроб Господа нашего Христа" ("Il sepolcro di Cristo Signor nostro")
  • "Гроб Христа, устроенный ангелами" ("Il sepolcro di Cristo fabbricato dagli Angeli")
  • "Падение Иерихона" ("La caduta di Gerico")
  • "Возвышенный пыл, или Великий пророк Илия" ("Il zelo animato, ovvero Il gran profeta Elia")

Инструментальная музыка

  • Две токкаты для клавесина (1716)
  • "Двенадцать сольных произведений для флейты и клавесина/скрипки" ("XII сольных произведений")
  • Сонаты, концерты для флейты, скрипок, виолы и бассо континуо

Ноты сочинений Франческо Манчини на сайте библиотеки IMSLP