Манчини, Франческо
1672 - 1737
Назад
Mancini, Francesco

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Манчини — итальянский композитор. В 1688 году он поступил в Консерваторию Санта-Мария-делла-Пьета-дей-Туркини в Неаполе как студент органа, где учился у Провенцале и Урсино. Через шесть лет он был принят на работу органистом. В начале XVIII века он поступил на службу к вице-королю, а в 1704 году стал главным органистом королевской капеллы. В 1708 году Манчини был назначен маэстро ди каппелла, но к декабрю того же года пост вернули Алессандро Скарлатти, а Манчини стал его заместителем; в 1718 году он получил гарантии, что после Скарлатти станет его преемником.
В 1720 году он стал директором Консерватории Санта-Мария-ди-Лорето и сыграл важную роль в подготовке нового поколения композиторов. В 1725 году Манчини окончательно сменил Скарлатти на посту маэстро королевской капеллы и оставался на нём до своей смерти. В 1735 году он перенёс инсульт и до конца жизни оставался полупарализованным.
Манчинни писал как светскую, так и духовную музыку. Его первая композиция, по имеющимся данным, была пасторальная опера Il nodo sciolto e ligato dall’affetto (Развязанный и связанный узел привязанности) созданная для Рима. С 1702 года Манчини почти непрерывно занимался сочинением и постановкой опер, проявляя наибольшую продуктивность в период заместительства Скарлатти. Позднее его активность снизилась из-за должностей директора консерватории и маэстро королевской капеллы.
Он также писал серенаты, кантаты и оратории. Оратории Манчини создавал преимущественно в период 1698–1708 годов, включая последнюю — Il zelo animato (Возвышенный пыл), предназначавшуюся для упражнений его учеников. В духовной музыке он достиг значительного признания, и его сочинения широко распространялись по европейским библиотекам. Инструментальная музыка носила, в основном, учебный характер — например, две токкаты для клавесина.
Стиль Манчини характеризуется переходом от поколения Скарлатти к эпохе распространения неаполитанской оперы в Европе. Его оперы сочетают архаические черты (контрапунктная фактура, быстрое изменение гармоний, активная басовая линия) с более современными элементами — точной структурой арий, расширением их форм и использованием гармонического педаля. Манчини виртуозно писал мелодии, обеспечивая баланс между словом и интонацией, даже в речитативах.
Оперы
Светская вокальная музыка
Оратории
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Франческо Манчини на сайте библиотеки IMSLP