Манчини, Франческо
1672 - 1737

Назад

Mancini, Francesco

  • Дата рождения: 16 января 1672
  • Место рождения: Неаполь
  • Дата смерти: 22 сентября 1737
  • Место смерти: Неаполь

Биография

Франческо Манчини — итальянский композитор. В 1688 году он поступил в Консерваторию Санта-Мария-делла-Пьета-дей-Туркини в Неаполе как студент органа, где учился у Провенцале и Урсино. Через шесть лет он был принят на работу органистом. В начале XVIII века он поступил на службу к вице-королю, а в 1704 году стал главным органистом королевской капеллы. В 1708 году Манчини был назначен маэстро ди каппелла, но к декабрю того же года пост вернули Алессандро Скарлатти, а Манчини стал его заместителем; в 1718 году он получил гарантии, что после Скарлатти станет его преемником.

В 1720 году он стал директором Консерватории Санта-Мария-ди-Лорето и сыграл важную роль в подготовке нового поколения композиторов. В 1725 году Манчини окончательно сменил Скарлатти на посту маэстро королевской капеллы и оставался на нём до своей смерти. В 1735 году он перенёс инсульт и до конца жизни оставался полупарализованным.

Творчество

Манчинни писал как светскую, так и духовную музыку. Его первая композиция, по имеющимся данным, была пасторальная опера Il nodo sciolto e ligato dall’affetto (Развязанный и связанный узел привязанности) созданная для Рима. С 1702 года Манчини почти непрерывно занимался сочинением и постановкой опер, проявляя наибольшую продуктивность в период заместительства Скарлатти. Позднее его активность снизилась из-за должностей директора консерватории и маэстро королевской капеллы.

Он также писал серенаты, кантаты и оратории. Оратории Манчини создавал преимущественно в период 1698–1708 годов, включая последнюю — Il zelo animato (Возвышенный пыл), предназначавшуюся для упражнений его учеников. В духовной музыке он достиг значительного признания, и его сочинения широко распространялись по европейским библиотекам. Инструментальная музыка носила, в основном, учебный характер — например, две токкаты для клавесина.

Стиль Манчини характеризуется переходом от поколения Скарлатти к эпохе распространения неаполитанской оперы в Европе. Его оперы сочетают архаические черты (контрапунктная фактура, быстрое изменение гармоний, активная басовая линия) с более современными элементами — точной структурой арий, расширением их форм и использованием гармонического педаля. Манчини виртуозно писал мелодии, обеспечивая баланс между словом и интонацией, даже в речитативах.

Произведения

Оперы

  • Il nodo sciolto e ligato dall’affetto, o vero L’obligo e l disobligo vinti d’amore (Развязанный и связанный узел привязанности, или Обязательство и разрыв, побеждённые любовью)
  • Ariovisto (Ариовист)
  • Silla (Силла)
  • La costanza nell’honore (Постоянство в чести)
  • Gli amanti generosi (Щедрые влюблённые)
  • La serva favorita (Любимая служанка)
  • Alessandro il grande in Sidone (Александр Великий в Сидоне)
  • Turno Aricino (Турно Ариццино)
  • Artaserse (Артасерс)
  • L’Engelberta, o sia La forza dell’innocenza (Энгельберта, или Сила невинности)
  • L’Idaspe fedele (Верный Идасп)
  • Mario fuggitivo (Беглый Марио)
  • Abdolomino (Абдоломино)
  • La Semele (Семеле)
  • Selim re d’Ormuz (Селим, царь Ормуза)
  • Agrippina (Агриппина)
  • Artaserse re di Persia (Артасерс, царь Персии)
  • Il gran Mogol (Великий Могол)
  • Il Vincislao (Винцислав)
  • Alessandro Severo (Александр Север)
  • La fortezza al cimento (Крепость в испытании)
  • Il Trajano (Траян)
  • L’Oronta (Оронта)
  • Il Cavalier Bardone e Mergellina (Кавалер Бардоне и Мергеллина)
  • Il ritorno del figlio con l’abito più approvato (Возвращение сына в наилучшем наряде)
  • Alessandro nell’Indie (Александр в Индии)
  • Don Aspremo (Дон Аспремо)
  • Demofoonte (Демофонт)

Светская вокальная музыка

  • Cara mura adorate (Дорогие обожаемые стены)
  • Il giorno eterno (Вечный день)
  • Amore nel cuore di Partenope (Любовь в сердце Парфенопы)
  • Dafne in alloro (Дафна в лавровых ветвях)
  • Mentre in dolce riposo (В сладком покое)
  • Nell’ore più quiete (В самые тихие часы)

Оратории

  • Dolorose canzoni (Грустные песни)
  • L’amor divino trionfante nella morte di Cristo (Божественная любовь, торжествующая в смерти Христа)
  • La notte gloriosa (Славная ночь)
  • La nave trionfante sotto gli auspici di Maria Vergine (Торжествующий корабль под покровительством Девы Марии)
  • L’Arca del Testamento in Gerico (Ковчег Завета в Иерихоне)
  • Gli sforzi della Splendidezza e della Pietà (Усилия великолепия и благочестия)
  • Il genere umano in catene (Человечество в цепях)
  • Il Giuseppe venduto (Проданный Иосиф)
  • Il sepolcro di Cristo Signor nostro (Гроб Господа нашего Христа)
  • Il sepolcro di Cristo fabbricato dagli Angeli (Гроб Христа, устроенный ангелами)
  • La caduta di Gerico (Падение Иерихона)
  • Il zelo animato, ovvero Il gran profeta Elia (Возвышенный пыл, или Великий пророк Илия)

Инструментальная музыка

  • 2 токкаты для клавесина, 1716
  • XII сольных произведений для флейты и клавесина/скрипки (Двенадцать сольных произведений)
  • Сонаты, концерти для флейты, скрипок, виолы и basso continuo

Ноты сочинений Франческо Манчини на сайте библиотеки IMSLP