Манча, Луиджи
1665 - 1708
Назад
Mancia, Luigi
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Луиджи Манча был итальянским композитором и певцом. По свидетельству Квадрио (1744), он был родом из Брешии, где в 1710 году состоялось последнее возобновление его оперы "Парфенопа".
В 1687 году Манча вместе с певцом Фердинандо Кьяравалле отправился ко двору курфюрста Эрнста Августа в Ганновере, где написал своё первое датированное сочинение — "Парис на Иде". Возможно, он участвовал в январе 1689 года в открытии нового оперного театра курфюрста, где дебютировал новый капельмейстер Агустин Стеффани.
В 1695–1696 годах Манча находился в Риме, где были поставлены его первые три оперы в Италии. В 1697 году он вновь работал в Ганновере для летней постановки новой оперы, а уже осенью того же года оказался в Берлине, где пел вместе с Кьяравалле, Аттилио Ариости, Антонио Пистокки и Валентино Урбани на концерте для курфюрстины (впоследствии королевы) Софии Шарлотты.
В 1698–1699 годах Манча вернулся в Италию, чтобы писать оперы для вице-королевского театра в Неаполе. С 1701 года он работал в Дюссельдорфе на службе у курфюрста Иоганна Вильгельма Пфальцского, где занимал должность советника камерной музыки. Здесь он написал серенату по случаю визита в Дюссельдорф Карла III, претендента на испанский престол, создав как музыку, так и либретто.
В январе 1702 года Манча писал из Италии скрипачу Николе Козими, находившемуся в Лондоне, с просьбой рассказать о приёме итальянской музыки в Англии. В письме он признавался, что "ещё не видел этой прекрасной земли, но надеется вскоре приветствовать её, ибо перед возвращением в Италию желает увидеть царство, которое называют земным раем".
В 1707 году он прибыл в Лондон в составе свиты венецианского посла, однако оставался там недолго. В 1708 году были поставлены его единственная венецианская опера и серената для Брешии — последние известные сочинения композитора.
Известно, что в марте 1708 года Манча пытался поступить на службу к английской королеве Анне в качестве музыканта. В письме Чарльза Монтегю, герцога Манчестера, к герцогине Мальборо говорилось, что Манча "играет совершенно на всех инструментах: фаготе, гитаре, гобое и клавесине, и свободно говорит по-французски и по-немецки".
Ранняя опера Манчи "Парис на Иде" (1687) ещё сохраняет черты старого стиля: арии очень короткие и не имеют формы да капо. В поздних операх он уже использовал арии да капо, но и здесь сохраняется его склонность к краткости и слоговой декламации с минимальными повторами слов.
Его партитуры отличаются насыщенной фактурой, в пять-шесть голосов с двумя партиями альтов, как, например, в "Парфенопе" (1699). В ряде кантат встречаются обозначения форм — ария, канцона, канцонетта, что роднит его стиль скорее с более ранними мастерами (Легренци и Страделла), чем с его современниками (Ариости, Гаспарини и Алессандро Скарлатти).
Кроме опер и кантат, Манча писал серенады, духовные произведения, инструментальные сочинения. Его музыка отличалась театральностью и богатством гармонического языка, при этом он оставался традиционалистом, не следуя новейшим экспериментам флорентийских и римских авторов.
Оперы
Серенаты
Кантаты
Духовная музыка
Инструментальные сочинения
Ноты сочинений Луиджи Манчи на сайте библиотеки IMSLP