Манча, Луиджи
1665 - 1708

Назад

Mancia, Luigi

  • Дата рождения: около 1665 года
  • Место рождения: Брешиа
  • Дата смерти: после мая 1708 года
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Луиджи Манча — итальянский композитор и певец. По свидетельству Квадрио (1744), он был родом из Брешии, где в 1710 году состоялось последнее возобновление его оперы "Partenope" («Парфенопа»).

В 1687 году Манча вместе с певцом Фердинандо Кьяравалле отправился ко двору курфюрста Эрнста Августа в Ганновер, где написал своё первое датированное сочинение — "Paride in Ida" («Парис на Иде»). Возможно, он участвовал в январе 1689 года в открытии нового оперного театра курфюрста, где дебютировал новый капельмейстер Агустин Стеффани.

В 1695–1696 годах Манча находился в Риме, где были поставлены его первые три оперы в Италии. В 1697 году он вновь работал в Ганновере для летней постановки новой оперы, а уже осенью того же года оказался в Берлине, где пел вместе с Кьяравалле, Ариости, Пистокки и Валентино Урбани на концерте для курфюрстины (впоследствии королевы) Софии Шарлотты.

В 1698–1699 годах Манча вернулся в Италию, чтобы писать оперы для вице-королевского театра в Неаполе. С 1701 года он работал в Дюссельдорфе на службе у курфюрста Иоганна Вильгельма Пфальцского, где занимал должность consigliere della camera. Здесь он написал серенату по случаю визита в Дюссельдорф Карла III, претендента на испанский престол, создав как музыку, так и либретто.

В январе 1702 года Манча писал из Италии скрипачу Никола Козими, находившемуся в Лондоне, с просьбой рассказать о приёме итальянской музыки в Англии. В письме он признавался, что «ещё не видел этой прекрасной земли, но надеется вскоре приветствовать её, ибо перед возвращением в Италию желает увидеть царство, которое называют земным раем».

В 1707 году он прибыл в Лондон в составе свиты венецианского посла, однако оставался там недолго. В 1708 году были поставлены его единственная венецианская опера и серената для Брешии — последние известные сочинения композитора.

Известно, что в марте 1708 года Манча пытался поступить на службу к английской королеве Анне в качестве музыканта. В письме Чарльза Монтегю, герцога Манчестера, к герцогине Мальборо говорилось, что Манча «играет совершенно на всех инструментах: фаготе, гитаре, гобое и клавесине, и свободно говорит по-французски и по-немецки».

Творчество

Ранняя опера Манчи "Paride in Ida" («Парис на Иде», 1687) ещё сохраняет черты старого стиля: арии очень короткие и не имеют формы da capo. В поздних операх он уже использовал арии da capo, но и здесь сохраняется его склонность к краткости и слоговой декламации с минимальными повторами слов.

Его партитуры отличаются насыщенной фактурой, в пять-шесть голосов с двумя партиями альтов, как, например, в "Partenope" («Парфенопа», 1699). В ряде кантат встречаются обозначения форм — aria, canzona, canzonetta, что роднит его стиль скорее с более ранними мастерами (Легренци и Страделла), чем с его современниками (Ариости, Гаспарини и Алессандро Скарлатти).

Кроме опер и кантат, Манча писал серенады, духовные произведения, инструментальные сочинения. Его музыка отличалась театральностью и богатством гармонического языка, при этом он оставался традиционалистом, не следуя новейшим экспериментам флорентийских и римских авторов.

Произведения

Оперы

  • "Paride in Ida" («Парис на Иде», Ганновер, 1687; позднее переработки: "Gl’amori di Paride ed Ennone in Ida" — «Любовь Париса и Энноны на Иде»)
  • "Giustino" («Юстин», Рим, 1695)
  • "Flavio Cuniberto" («Флавий Куниберт», Рим, 1696)
  • "Il re infante" («Юный король», Рим, 1696)
  • "La costanza nelle selve" («Постоянство в лесах», Ганновер, 1697; позднее как "La costanza trionfante" — «Торжествующее постоянство»)
  • "Tito Manlio" («Тит Манлий», Неаполь, 1698)
  • "Partenope" («Парфенопа», Неаполь, 1699; позднее постановки в Ровиго, Мантуе, Флоренции, Брешии)
  • "Alessandro in Susa" («Александр в Сузы», Венеция, 1708)

Серенаты

  • "Componimento per musica, in occasione del passaggio per Düsseldorf di Carlo III" («Музыкальное сочинение по случаю проезда Карла III через Дюссельдорф», 1703)
  • "Serenata" («Серената», Брешия, 1708, утрачена)

Кантаты (для различных голосов и basso continuo)

  • "Ardo ahi lasso e non oso palesar" («Горю, ах, несчастный, и не осмеливаюсь признаться»)
  • "Augelletti al vostro canto" («Пташки, на ваше пение»)
  • "E quando o luci amate" («И когда, о возлюбленные глаза»)
  • "Il più fedele amante" («Самый верный возлюбленный»)
  • "La vince chi dura" («Побеждает тот, кто терпит»)
  • "Non cominci ad amar chi non ha scherma" («Не начинает любить тот, кто не имеет защиты»)
  • "O Dio d’amor consola questo cor" («О Боже любви, утешь это сердце»)
  • и другие

Духовная музыка

  • Месса для 16 голосов (утрачена)
  • "Ad arma volate o furie superbe" («К оружию, летите, о гордые фурии»)
  • "Expugnate debellate" («Покоряйте, разрушайте»)

Инструментальные сочинения

  • "Concerto" («Концерт», известен в обработке И.Г. Вальтера для органа)
  • "Sassolea, o siano Sonate" («Сассолеа, или Сонаты»)
  • "Sinfonia" («Симфония»)

Ноты сочинений Луиджи Манчи на сайте библиотеки IMSLP