Манча, Луиджи
1665 - 1708

Назад

Mancia, Luigi

Портрет композитора Луиджи Манча

  • Дата рождения: около 1665 года
  • Место рождения: Брешиа
  • Дата смерти: после мая 1708 года
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Луиджи Манча был итальянским композитором и певцом. По свидетельству Квадрио (1744), он был родом из Брешии, где в 1710 году состоялось последнее возобновление его оперы "Парфенопа".

В 1687 году Манча вместе с певцом Фердинандо Кьяравалле отправился ко двору курфюрста Эрнста Августа в Ганновере, где написал своё первое датированное сочинение — "Парис на Иде". Возможно, он участвовал в январе 1689 года в открытии нового оперного театра курфюрста, где дебютировал новый капельмейстер Агустин Стеффани.

В 1695–1696 годах Манча находился в Риме, где были поставлены его первые три оперы в Италии. В 1697 году он вновь работал в Ганновере для летней постановки новой оперы, а уже осенью того же года оказался в Берлине, где пел вместе с Кьяравалле, Аттилио Ариости, Антонио Пистокки и Валентино Урбани на концерте для курфюрстины (впоследствии королевы) Софии Шарлотты.

В 1698–1699 годах Манча вернулся в Италию, чтобы писать оперы для вице-королевского театра в Неаполе. С 1701 года он работал в Дюссельдорфе на службе у курфюрста Иоганна Вильгельма Пфальцского, где занимал должность советника камерной музыки. Здесь он написал серенату по случаю визита в Дюссельдорф Карла III, претендента на испанский престол, создав как музыку, так и либретто.

В январе 1702 года Манча писал из Италии скрипачу Николе Козими, находившемуся в Лондоне, с просьбой рассказать о приёме итальянской музыки в Англии. В письме он признавался, что "ещё не видел этой прекрасной земли, но надеется вскоре приветствовать её, ибо перед возвращением в Италию желает увидеть царство, которое называют земным раем".

В 1707 году он прибыл в Лондон в составе свиты венецианского посла, однако оставался там недолго. В 1708 году были поставлены его единственная венецианская опера и серената для Брешии — последние известные сочинения композитора.

Известно, что в марте 1708 года Манча пытался поступить на службу к английской королеве Анне в качестве музыканта. В письме Чарльза Монтегю, герцога Манчестера, к герцогине Мальборо говорилось, что Манча "играет совершенно на всех инструментах: фаготе, гитаре, гобое и клавесине, и свободно говорит по-французски и по-немецки".

Творчество

Ранняя опера Манчи "Парис на Иде" (1687) ещё сохраняет черты старого стиля: арии очень короткие и не имеют формы да капо. В поздних операх он уже использовал арии да капо, но и здесь сохраняется его склонность к краткости и слоговой декламации с минимальными повторами слов.

Его партитуры отличаются насыщенной фактурой, в пять-шесть голосов с двумя партиями альтов, как, например, в "Парфенопе" (1699). В ряде кантат встречаются обозначения форм — ария, канцона, канцонетта, что роднит его стиль скорее с более ранними мастерами (Легренци и Страделла), чем с его современниками (Ариости, Гаспарини и Алессандро Скарлатти).

Кроме опер и кантат, Манча писал серенады, духовные произведения, инструментальные сочинения. Его музыка отличалась театральностью и богатством гармонического языка, при этом он оставался традиционалистом, не следуя новейшим экспериментам флорентийских и римских авторов.

Произведения

Оперы

  • "Парис на Иде" ("Paride in Ida") (Ганновер, 1687; позднее переработки: "Любовь Париса и Энноны на Иде")
  • "Юстин" ("Giustino") (Рим, 1695)
  • "Флавий Куниберт" ("Flavio Cuniberto") (Рим, 1696)
  • "Юный король" ("Il re infante") (Рим, 1696)
  • "Постоянство в лесах" ("La costanza nelle selve") (Ганновер, 1697; позднее как "Торжествующее постоянство")
  • "Тит Манлий" ("Tito Manlio") (Неаполь, 1698)
  • "Парфенопа" ("Partenope") (Неаполь, 1699; позднее постановки в Ровиго, Мантуе, Флоренции, Брешии)
  • "Александр в Сузы" ("Alessandro in Susa") (Венеция, 1708)

Серенаты

  • "Музыкальное сочинение по случаю проезда Карла III через Дюссельдорф" ("Componimento per musica, in occasione del passaggio per Düsseldorf di Carlo III") (1703)
  • "Серената" ("Serenata") (Брешия, 1708, утрачена)

Кантаты

  • "Горю, ах, несчастный, и не осмеливаюсь признаться" ("Ardo ahi lasso e non oso palesar")
  • "Пташки, на ваше пение" ("Augelletti al vostro canto")
  • "И когда, о возлюбленные глаза" ("E quando o luci amate")
  • "Самый верный возлюбленный" ("Il più fedele amante")
  • "Побеждает тот, кто терпит" ("La vince chi dura")
  • "Не начинает любить тот, кто не имеет защиты" ("Non cominci ad amar chi non ha scherma")
  • "О Боже любви, утешь это сердце" ("O Dio d'amor consola questo cor")
  • и другие кантаты для различных голосов и бассо континуо

Духовная музыка

  • Месса для 16 голосов (утрачена)
  • "К оружию, летите, о гордые фурии" ("Ad arma volate o furie superbe")
  • "Покоряйте, разрушайте" ("Expugnate debellate")

Инструментальные сочинения

  • "Концерт" ("Concerto") (известен в обработке И.Г. Вальтера для органа)
  • "Сассолеа, или Сонаты" ("Sassolea, o siano Sonate")
  • "Симфония" ("Sinfonia")

Ноты сочинений Луиджи Манчи на сайте библиотеки IMSLP