Мальвецци, Кристофано
1547 - 1599
Назад
Malvezzi, Cristofano

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Кристофано Мальвецци — итальянский композитор, органист и певец, брат Альбериго Мальвецци. Вероятно, первые музыкальные знания он получил от своего отца Никколо (Николао), который был органистом кафедрального собора в Лукке, а затем с 1551 года — органистом церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Именно с этого времени Кристофано провёл всю жизнь во Флоренции. Возможно, его дальнейшими наставниками стали Франческо Кортечча или Алессандро Стриджо (старший).
Уже в ранние годы он оказался под покровительством Изабеллы Медичи, которая 23 июня 1562 года добилась для него должности сверхштатного каноника в Сан-Лоренцо. Это событие положило начало его длительной связи с Медичийской капеллой. С 20 мая 1565 года до 1570 года он служил органистом в церкви Санта-Тринита, а в 1573 году занял двойную должность маэстро ди каппелла кафедрального собора и баптистерия — главную музыкальную позицию во Флоренции.
21 апреля 1572 года он был назначен постоянным каноником в Сан-Лоренцо, а 26 октября 1574 года сменил своего отца на посту органиста этой церкви. В 1579 году он обучал игре на клавире молодого Якопо Корси, представителя влиятельной флорентийской семьи. В 1586 году его имя впервые появляется в списках музыкантов при дворе Медичи: ему выплачивалось жалованье 5 скуди в месяц, включая содержание его ученика Якопо Пері. В 1588 году жалованье увеличили до 9 скуди, и Мальвецци был назван «учителем принцесс».
На титульных листах ряда публикаций он именовал себя «maestro di cappella del serenissimo Gran Duca di Toscana» («маэстро капеллы светлейшего великого герцога Тосканы»), что отражает его положение при дворе Медичи.
В 1577 году Мальвецци опубликовал "Il primo libro de recercari a quattro voci" («Первая книга ричеркаров для четырёх голосов»), посвящённую Джованни де Барди, покровителю искусств и основателю «Камерты Барди». Ричеркары демонстрируют его мастерство в полифоническом письме: темы и контртемы развиваются с помощью имитаций, инверсий, увеличений, уменьшений и стретто. Особенно выделяется четвёртый ричеркар, основанный на мотиве la-sol-fa-re-mi.
Три книги мадригалов (две — для пяти голосов и одна — для шести) содержат как сочинения на «светские» тексты (например, "Al Gran Duce de Toschi" — «Великому герцогу тосканскому» и "Vago dolce e bell’Arno" — «Милый, сладкий и прекрасный Арно»), так и на стихи Петрарки, Саннадзаро и Гварини. В его мадригалах заметна ясная тональная организация, умеренное использование хроматизма и стремление к выразительной подаче текста.
Несмотря на занятость церковной службой, Мальвецци написал очень мало духовной музыки — известны только два мотета, опубликованные посмертно в сборниках.
Наибольшую славу ему принесли интермедии. В 1583 году он написал музыку для "Le due Persilie" Джованни Федини, в 1586 году участвовал в создании интермедий для пьесы Джованни де Барди "L’amico fido" («Верный друг»), а также писал музыку к "Il Sammaritano" Джованни Чекки. Его главным вкладом стали интермедии к свадьбе великого герцога Фердинандо I Медичи и Кристины Лотарингской в 1589 году.
Музыка этих интермедий была издана самим Мальвецци в 1591 году. Он написал большую часть музыки для четырёх из шести интермедий, включая 13 мадригалов, три синфонии и три грандиозных произведения для многоголосных хоров. Среди них особенно выделяется "O fortunato giorno" («О, счастливый день»), написанное для 30 голосов, разделённых на семь хоров.
Любопытно, что часть полифонических мадригалов из интермедий исполнялась как сольные арии с инструментальным сопровождением. Некоторые сохранились и в монодической форме, но в целом Мальвецци оставался верен традиционным стилям, не принимая новых веяний, свойственных его младшим современникам.
С начала 1590-х годов его здоровье ухудшалось, и обязанности становились для него непосильными. Однако великий герцог оставил ему жалованье по всем должностям вплоть до смерти. В 1594 году ему даже выделили особое место третьего органиста кафедрального собора — должность, которая после его кончины упразднена.
Мадригалы
Интермедии
Инструментальные произведения
Ноты сочинений Кристофано Мальвецци на сайте библиотеки IMSLP