Малдере, Пьер ван
1724 - 1768
Назад
Maldere, Pierre van

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пьер ван Мальдере — фламандский скрипач и композитор. Возможно, он получил свои первые уроки у Ж.-Ж. Фьокко, директора музыки при королевской капелле, и у Г.-Ж. де Кроэ, первого скрипача. В 1746 году он числился среди музыкантов капеллы на заднем ряду вторых скрипок; в 1749 году был повышен до первого скрипача, когда Де Кроэ сменил Фьокко на посту директора музыки. В этот период музыканты капеллы должны были исполнять музыку каждый раз, когда у принца Карла Лотарингского, губернатора Нидерландов, были ужины или концерты. Принц выделял ван Мальдере и способствовал его карьере. При сохранении зарплаты он разрешил своему «первому скрипачу» выступать в Дублине; ван Мальдере находился там с 1751 по 1753 год и дирижировал «Филармоническими концертами» на протяжении двух сезонов. 15 августа 1754 года он играл на Парижском Концерте Духовной Музыки, где была отмечена точность его смычка.
К этому времени ван Мальдере произвёл впечатление на принца Карла Лотарингского своим талантом и обаянием; принц назначил его директором своих концертов и больше никогда не расставался с ним. Так как свояченица принца, императрица Мария Терезия, признала талант и дипломатичность ван Мальдере, он стал известен среди аристократии. В июле 1756 года его первый пасторальный маскарад Le déguisement pastoral (Пасторальный маскарад) был исполнен в Вене, в Шёнбрунне. Вскоре после этого началась Семилетняя война, которая удерживала принца и ван Мальдере в Австрии и Богемии до 1758 года. 5 ноября 1758 года была исполнена ещё одна опéra comique Les amours champêtres (Сельская любовь) в Шёнбрунне. На следующий день Карл Лотарингский вернулся в Нидерланды и проявил личную привязанность к ван Мальдере, назначив его «valet de chambre». Ван Мальдере ушёл с должности «первого скрипача» в пользу своего старшего брата Гийома, а его младший брат Жан-Батист занял место второго скрипача. Пьер продолжил свой кочевой путь в свите принца, сопровождая его во всех поездках по Австрии, Парижу, Мариемонту и Терюрену. Он также продолжал сочинять многочисленные симфонии. При приближении мира он начал думать об оседлой жизни и в 1762 году получил семилетний контракт как директор Брюссельского Большого театра; там он дирижировал и был ответственен за выбор репертуара: трагедии и комедии французского театра, а также оперы-комические произведения, которые он сочинил La bagarre (Драка), обработал Les soeurs rivales (Сестры-соперницы) или написал совместно Le soldat par amour (Солдат по любви). Перегруженный работой и финансовыми заботами, он в конце концов ушёл в отставку в 1767 году. Благожелательный Карл Лотарингский попытался спасти его, поручив обучение талантливого юного скрипача, но ван Мальдере умер в следующем году.
Наиболее интересные и характерные сочинения ван Мальдере — его симфонии; Хиллер и Зульц признавали их значение в эволюции этой формы. Если он достиг блеска в этом новом жанре, то потому, что в своих сонатах он искал равновесие между различными течениями своего времени: устаревшие элементы, характерные для сонат Корелли, блестящая виртуозность «декадентского» итальянского стиля и строгая ясность французского стиля. Поэтому его сонаты не имеют последовательного характера. Трио-сонаты, хотя всё ещё сильно под влиянием Де Кроэ, мало уступают барочной манере. Наиболее распространённая последовательность частей — медленно–быстро–медленно (быстрая часть часто является фугой), в традиционной форме. Тщательно построенный бас постепенно играет большую роль в тематическом развитии; роли первой и второй скрипки предвосхищают их функции в более поздних трио. Рукописные трио-сонаты в Консерватории Милана показывают, что ван Мальдере начал использовать формулы своего времени. Фугальные движения оставлены, бас не развивается; вторая скрипка обычно следует за влиянием первой; некоторые сонаты заканчиваются движением в танцевальном ритме. Хотя сонаты менее отшлифованы, они примечательны спонтанностью партии первой скрипки. Сонаты для одной скрипки и баса демонстрируют наилучшее сочетание стилей ван Мальдере. Хотя последовательность частей остаётся медленно–быстро–медленно, первые части имеют бинарную форму. Галантный стиль с трелями и мордантами (напоминающий клавишную музыку) заменён формулами, особенно подходящими для скрипки (например, триоли), усиленными легато и тщательной фразировкой, подчёркивающей мелодическую линию.
Напротив, его симфонии с самого начала демонстрируют признаки, по которым ван Мальдере можно признать одним из пионеров этого нового жанра. Последовательность частей классическая: быстро–медленно–быстро. Бас полностью развит и не является лишь «заполнением». Изысканный язык и отсутствие шаблонов улучшают баланс между партиями, которые остаются независимыми. Каждый инструмент имеет свою роль: вторая скрипка часто окружает первую сетью шестнадцатых, альт играет в параллели с басом, а духовые и медные освобождены от поддерживающей роли и демонстрируют богатство тембра. Мелодическое письмо остаётся очень простым. Темы могут быть заимствованы из народных традиций, крестьянских танцев или лёгкой придворной музыки, и иногда прерываются фанфарными фигурами, давая возможность для игры валторне. В некоторых случаях симметрическое тематическое развитие предвосхищает методы Моцарта. Таким образом, произведения ван Мальдере соединяют «декадентский» итальянский стиль середины XVIII века с классизмом, который развивался в Вене. По духу и стилю они соответствуют школам Парижа, Мангейма и Вены и приближаются к классическому идеалу Гайдна и Моцарта.
Сценические:
Инструментальные:
Камерная музыка:
Ноты сочинений Пьера ван Малдере на сайте библиотеки IMSLP