Малдере, Пьер ван
1724 - 1768

Назад

Maldere, Pierre van

  • Дата рождения: 16 октября 1729
  • Место рождения: Брюссель
  • Дата смерти: 1 ноября 1768
  • Место смерти: Брюссель

Биография

Пьер ван Мальдере — фламандский скрипач и композитор. Возможно, он получил свои первые уроки у Ж.-Ж. Фьокко, директора музыки при королевской капелле, и у Г.-Ж. де Кроэ, первого скрипача. В 1746 году он числился среди музыкантов капеллы на заднем ряду вторых скрипок; в 1749 году был повышен до первого скрипача, когда Де Кроэ сменил Фьокко на посту директора музыки. В этот период музыканты капеллы должны были исполнять музыку каждый раз, когда у принца Карла Лотарингского, губернатора Нидерландов, были ужины или концерты. Принц выделял ван Мальдере и способствовал его карьере. При сохранении зарплаты он разрешил своему «первому скрипачу» выступать в Дублине; ван Мальдере находился там с 1751 по 1753 год и дирижировал «Филармоническими концертами» на протяжении двух сезонов. 15 августа 1754 года он играл на Парижском Концерте Духовной Музыки, где была отмечена точность его смычка.

К этому времени ван Мальдере произвёл впечатление на принца Карла Лотарингского своим талантом и обаянием; принц назначил его директором своих концертов и больше никогда не расставался с ним. Так как свояченица принца, императрица Мария Терезия, признала талант и дипломатичность ван Мальдере, он стал известен среди аристократии. В июле 1756 года его первый пасторальный маскарад Le déguisement pastoral (Пасторальный маскарад) был исполнен в Вене, в Шёнбрунне. Вскоре после этого началась Семилетняя война, которая удерживала принца и ван Мальдере в Австрии и Богемии до 1758 года. 5 ноября 1758 года была исполнена ещё одна опéra comique Les amours champêtres (Сельская любовь) в Шёнбрунне. На следующий день Карл Лотарингский вернулся в Нидерланды и проявил личную привязанность к ван Мальдере, назначив его «valet de chambre». Ван Мальдере ушёл с должности «первого скрипача» в пользу своего старшего брата Гийома, а его младший брат Жан-Батист занял место второго скрипача. Пьер продолжил свой кочевой путь в свите принца, сопровождая его во всех поездках по Австрии, Парижу, Мариемонту и Терюрену. Он также продолжал сочинять многочисленные симфонии. При приближении мира он начал думать об оседлой жизни и в 1762 году получил семилетний контракт как директор Брюссельского Большого театра; там он дирижировал и был ответственен за выбор репертуара: трагедии и комедии французского театра, а также оперы-комические произведения, которые он сочинил La bagarre (Драка), обработал Les soeurs rivales (Сестры-соперницы) или написал совместно Le soldat par amour (Солдат по любви). Перегруженный работой и финансовыми заботами, он в конце концов ушёл в отставку в 1767 году. Благожелательный Карл Лотарингский попытался спасти его, поручив обучение талантливого юного скрипача, но ван Мальдере умер в следующем году.

Наиболее интересные и характерные сочинения ван Мальдере — его симфонии; Хиллер и Зульц признавали их значение в эволюции этой формы. Если он достиг блеска в этом новом жанре, то потому, что в своих сонатах он искал равновесие между различными течениями своего времени: устаревшие элементы, характерные для сонат Корелли, блестящая виртуозность «декадентского» итальянского стиля и строгая ясность французского стиля. Поэтому его сонаты не имеют последовательного характера. Трио-сонаты, хотя всё ещё сильно под влиянием Де Кроэ, мало уступают барочной манере. Наиболее распространённая последовательность частей — медленно–быстро–медленно (быстрая часть часто является фугой), в традиционной форме. Тщательно построенный бас постепенно играет большую роль в тематическом развитии; роли первой и второй скрипки предвосхищают их функции в более поздних трио. Рукописные трио-сонаты в Консерватории Милана показывают, что ван Мальдере начал использовать формулы своего времени. Фугальные движения оставлены, бас не развивается; вторая скрипка обычно следует за влиянием первой; некоторые сонаты заканчиваются движением в танцевальном ритме. Хотя сонаты менее отшлифованы, они примечательны спонтанностью партии первой скрипки. Сонаты для одной скрипки и баса демонстрируют наилучшее сочетание стилей ван Мальдере. Хотя последовательность частей остаётся медленно–быстро–медленно, первые части имеют бинарную форму. Галантный стиль с трелями и мордантами (напоминающий клавишную музыку) заменён формулами, особенно подходящими для скрипки (например, триоли), усиленными легато и тщательной фразировкой, подчёркивающей мелодическую линию.

Напротив, его симфонии с самого начала демонстрируют признаки, по которым ван Мальдере можно признать одним из пионеров этого нового жанра. Последовательность частей классическая: быстро–медленно–быстро. Бас полностью развит и не является лишь «заполнением». Изысканный язык и отсутствие шаблонов улучшают баланс между партиями, которые остаются независимыми. Каждый инструмент имеет свою роль: вторая скрипка часто окружает первую сетью шестнадцатых, альт играет в параллели с басом, а духовые и медные освобождены от поддерживающей роли и демонстрируют богатство тембра. Мелодическое письмо остаётся очень простым. Темы могут быть заимствованы из народных традиций, крестьянских танцев или лёгкой придворной музыки, и иногда прерываются фанфарными фигурами, давая возможность для игры валторне. В некоторых случаях симметрическое тематическое развитие предвосхищает методы Моцарта. Таким образом, произведения ван Мальдере соединяют «декадентский» итальянский стиль середины XVIII века с классизмом, который развивался в Вене. По духу и стилю они соответствуют школам Парижа, Мангейма и Вены и приближаются к классическому идеалу Гайдна и Моцарта.

Произведения

Сценические:

  • Le déguisement pastoral (Пасторальный маскарад), Вена, Шёнбрунн, 12 июля 1756
  • Les amours champêtres (Сельская любовь), Вена, Шёнбрунн, 5 ноября 1758, утрачена
  • La bagarre (Драка), опера буффа, 1 действие, Ж.-Ф. Гишар и А.-А.-Г. Поансине, Париж, 10 февраля 1763, утрачена
  • Le médecin de l'amour (Врач любви), опера-комик, 1 действие, Л. Ансём, Брюссель, 1766, утрачена
  • Le soldat par amour (Солдат по любви), опера буффа, 2 действия, Ф. Бастид, соавтор И. Витцтумб, Брюссель, Grand, 4 ноября 1766, утрачена
  • Ревизии произведений Ж.-Б. Кресьена, Дебросса

Инструментальные:

  • Оркестр: 6 sinfonie a più strumenti (Симфонии для нескольких инструментов), посвящённых герцогу Антинскому, Париж и Лион, ок. 1760–62
  • Sinfonia a più stromenti (Симфония для нескольких инструментов), в Sinfonie composte da varii autori (Симфонии, составленные различными авторами), Париж, ок. 1760–62
  • Simphonie périodique a più stromenti (Периодическая симфония для нескольких инструментов), Париж и Лион, 1764, также опубликована как A Periodical Overture in Eight Parts (Периодическая увертюра в восьми частях), Лондон, ок. 1775, аранжировка для клавесина/органа/фортепиано,
  • 6 sinfonie a più strumenti, op.4 (6 симфоний для нескольких инструментов, op.4), Париж и Лион, 1764, также опубликованы как [6] Select Overture[s] in 8 Parts (6 избранных увертюр в 8 частях), Лондон, 1764–65, и 6 Favourite Overtures in 8 Parts (6 любимых увертюр в 8 частях), Лондон, 1765
  • 6 sinfonie a più strumenti, op.5 (6 симфоний для нескольких инструментов, op.5), Париж и Лион, 1768, также опубликованы как A Second Set of Six Favourite Overtures (Второй набор шести любимых увертюр), Лондон, н.д.
  • A Select Overture in 8 Parts (Избранная увертюра в 8 частях), Лондон, ок. 1775
  • 10 симфоний, I-Mc; 4 симфонии, MOe; 4 симфонии, D-Bsb; 6 симфоний, Dlb; другие увертюры, концерты, симфонии

Камерная музыка:

  • 6 сонат, 2 скрипки, бас (Лондон, 1758), также опубликованы как 6 sonate a tre (6 сонат для трёх), Париж, 1765
  • 3 трио, клавесин, скрипка, виолончель, op.7 (Брюссель, н.д.) [опубликованная версия ошибочно приписана Г. ван Мальдере]
  • 2 сонаты, скрипка, бас, B-Bc
  • 6 сонат, скрипка, бас, A-Wgm
  • 6 трио, Wgm
  • 6 сонат, 2 скрипки, бас, I-Mc
  • 8 трио, 2 скрипки, бас, Mc

Ноты сочинений Пьера ван Малдере на сайте библиотеки IMSLP