Мальдере, Пьер ван
1724 - 1768

Назад

Maldere, Pierre van

Портрет композитора Пьер ван Мальдере

  • Дата рождения: 16 октября 1729
  • Место рождения: Брюссель
  • Дата смерти: 1 ноября 1768
  • Место смерти: Брюссель

Биография

Пьер ван Мальдере был фламандским скрипачом и композитором. Возможно, он получил свои первые уроки у Ж.-Ж. Фьокко, директора музыки при королевской капелле, и у Г.-Ж. де Кроэ, первого скрипача. В 1746 году он числился среди музыкантов капеллы на заднем ряду вторых скрипок; в 1749 году был повышен до первого скрипача, когда Де Кроэ сменил Фьокко на посту директора музыки. В этот период музыканты капеллы должны были исполнять музыку каждый раз, когда у принца Карла Лотарингского, губернатора Нидерландов, были ужины или концерты. Принц выделял ван Мальдере и способствовал его карьере. При сохранении зарплаты он разрешил своему "первому скрипачу" выступать в Дублине; ван Мальдере находился там с 1751 по 1753 год и дирижировал "Филармоническими концертами" на протяжении двух сезонов. 15 августа 1754 года он играл на Парижском Концерте Духовной Музыки, где была отмечена точность его смычка.

К этому времени ван Мальдере произвёл впечатление на принца Карла Лотарингского своим талантом и обаянием; принц назначил его директором своих концертов и больше никогда не расставался с ним. Так как свояченица принца, императрица Мария Терезия, признала талант и дипломатичность ван Мальдере, он стал известен среди аристократии. В июле 1756 года его первый пасторальный маскарад "Пасторальный маскарад" был исполнен в Вене, в Шёнбрунне. Вскоре после этого началась Семилетняя война, которая удерживала принца и ван Мальдере в Австрии и Богемии до 1758 года. 5 ноября 1758 года была исполнена ещё одна комическая опера "Сельская любовь" в Шёнбрунне. На следующий день Карл Лотарингский вернулся в Нидерланды и проявил личную привязанность к ван Мальдере, назначив его "камердинером". Ван Мальдере ушёл с должности "первого скрипача" в пользу своего старшего брата Гийома, а его младший брат Жан-Батист занял место второго скрипки. Пьер продолжил свой кочевой путь в свите принца, сопровождая его во всех поездках по Австрии, Парижу, Мариемонту и Терюрену. Он также продолжал сочинять многочисленные симфонии. При приближении мира он начал думать об оседлой жизни и в 1762 году получил семилетний контракт как директор Брюссельского Большого театра; там он дирижировал и был ответственен за выбор репертуара: трагедии и комедии французского театра, а также оперы-комические произведения, которые он сочинил "Драка", обработал "Сестры-соперницы" или написал совместно "Солдат ради любви". Перегруженный работой и финансовыми заботами, он в конце концов ушёл в отставку в 1767 году. Благожелательный Карл Лотарингский попытался спасти его, поручив обучение талантливого юного скрипача, но ван Мальдере умер в следующем году.

Творчество

Наиболее интересные и характерные сочинения ван Мальдере — его симфонии; Хиллер и Зульц признавали их значение в эволюции этой формы. Если он достиг блеска в этом новом жанре, то потому, что в своих сонатах он искал равновесие между различными течениями своего времени: устаревшие элементы, характерные для сонат Корелли, блестящая виртуозность "декадентского" итальянского стиля и строгая ясность французского стиля. Поэтому его сонаты не имеют последовательного характера. Трио-сонаты, хотя всё ещё сильно под влиянием Де Кроэ, мало уступают барочной манере. Наиболее распространённая последовательность частей — медленно–быстро–медленно (быстрая часть часто является фугой), в традиционной форме. Тщательно построенный бас постепенно играет большую роль в тематическом развитии; роли первой и второй скрипки предвосхищают их функции в более поздних трио. Рукописные трио-сонаты в Консерватории Милана показывают, что ван Мальдере начал использовать формулы своего времени. Фугальные движения оставлены, бас не развивается; вторая скрипка обычно следует за влиянием первой; некоторые сонаты заканчиваются движением в танцевальном ритме. Хотя сонаты менее отшлифованы, они примечательны спонтанностью партии первой скрипки. Сонаты для одной скрипки и баса демонстрируют наилучшее сочетание стилей ван Мальдере. Хотя последовательность частей остаётся медленно–быстро–медленно, первые части имеют бинарную форму. Галантный стиль с трелями и мордантами (напоминающий клавишную музыку) заменён формулами, особенно подходящими для скрипки (например, триоли), усиленными легато и тщательной фразировкой, подчёркивающей мелодическую линию.

Напротив, его симфонии с самого начала демонстрируют признаки, по которым ван Мальдере можно признать одним из пионеров этого нового жанра. Последовательность частей классическая: быстро–медленно–быстро. Бас полностью развит и не является лишь "заполнением". Изысканный язык и отсутствие шаблонов улучшают баланс между партиями, которые остаются независимыми. Каждый инструмент имеет свою роль: вторая скрипка часто окружает первую сетью шестнадцатых, альт играет в параллели с басом, а духовые и медные освобождены от поддерживающей роли и демонстрируют богатство тембра. Мелодическое письмо остаётся очень простым. Темы могут быть заимствованы из народных традиций, крестьянских танцев или лёгкой придворной музыки, и иногда прерываются фанфарными фигурами, давая возможность для игры валторне. В некоторых случаях симметрическое тематическое развитие предвосхищает методы Моцарта. Таким образом, произведения ван Мальдере соединяют "декадентский" итальянский стиль середины XVIII века с классизмом, который развивался в Вене. По духу и стилю они соответствуют школам Парижа, Мангейма и Вены и приближаются к классическому идеалу Гайдна и Моцарта.

Произведения

Сценические произведения

  • "Пасторальный маскарад" ("Le déguisement pastoral") (Вена, Шёнбрунн, 12 июля 1756)
  • "Сельская любовь" ("Les amours champêtres") (Вена, Шёнбрунн, 5 ноября 1758, утрачена)
  • "Драка" ("La bagarre") (опера буффа, 1 действие, Ж.-Ф. Гишар и А.-А.-Г. Поансине, Париж, 10 февраля 1763, утрачена)
  • "Врач любви" ("Le médecin de l'amour") (опера-комик, 1 действие, Л. Ансём, Брюссель, 1766, утрачена)
  • "Солдат ради любви ("Le soldat par amour") (опера буффа, 2 действия, Ф. Бастид, соавтор И. Витцтумб, Брюссель, Гранд, 4 ноября 1766, утрачена)
  • Ревизии произведений Ж.-Б. Кресьена, Дебросса

Оркестровые сочинения

  • "6 симфоний для нескольких инструментов" ("6 sinfonie a più strumenti") (посвящённых герцогу Антинскому, Париж и Лион, около 1760–62)
  • "Симфония для нескольких инструментов" ("Sinfonia a più stromenti") (в "Симфонии, составленные различными авторами", Париж, около 1760–62)
  • "Периодическая симфония для нескольких инструментов" ("Simphonie périodique a più stromenti") (Париж и Лион, 1764)
  • "6 симфоний для нескольких инструментов, опус 4" ("6 sinfonie a più strumenti, op.4") (Париж и Лион, 1764)
  • "6 симфоний для нескольких инструментов, опус 5" ("6 sinfonie a più strumenti, op.5") (Париж и Лион, 1768)
  • "Избранная увертюра в 8 частях" ("A Select Overture in 8 Parts") (Лондон, около 1775)
  • 10 симфоний, 4 симфонии, 6 симфоний, другие увертюры, концерты, симфонии (рукописи)

Камерная музыка

  • "6 сонат для двух скрипок и баса" ("6 sonate a tre") (Лондон, 1758)
  • "3 трио для клавесина, скрипки и виолончели, опус 7" ("3 trios, клавесин, скрипка, виолончель, op.7") (Брюссель, без даты)
  • "2 сонаты для скрипки и баса" (рукописи)
  • "6 сонат для скрипки и баса" (рукописи)
  • "6 трио" (рукописи)
  • "6 сонат для двух скрипок и баса" (рукописи)
  • "8 трио для двух скрипок и баса" (рукописи)

Ноты сочинений Пьера ван Мальдере на сайте библиотеки IMSLP