Мальдере, Пьер ван
1724 - 1768

Назад

Пьер ван Мальдере (Pierre van Maldere) - Фламандский скрипач и композитор

Родился 16 октября 1729 года, Брюссель - умер 1 ноября 1768, Брюссель. 

Возможно, свои первые уроки он получил у Ж.-Ж. Фиокко, музыкального руководителя королевской капеллы, и у Х.-Ж. де Круса, первой скрипки. В 1746 году он был зачислен в число музыкантов капеллы, заняв место за партией вторых скрипок; в 1749 году его повысили до первой скрипки, когда Де Круз сменил Фиокко на посту музыкального директора. В этот период музыканты часовни должны были выступать всякий раз, когда принц Чарльз Лотарингский, генерал-губернатор Нидерландов, устраивал музыкальный ужин или концерт. Принц выделил ван Мальдере и способствовал его карьере. Сохраняя свое жалованье, он разрешил своей "первой скрипке" выступить в Дублине; ван Малдере оставался там с 1751 по 1753 год и в течение двух сезонов дирижировал "Филармоническими концертами". 15 августа 1754 года он выступал в парижском концерте "Спиричуэл", где была отмечена точность его смычка.

К этому времени ван Мальдере произвел впечатление на принца Чарльза Лотарингского своим талантом и обаянием; принц назначил его директором своих концертов и больше никогда с ним не расставался. Поскольку невестка принца, императрица Мария Терезия, признала таланты и дипломатию ван Мальдере, он стал известен среди аристократии. В июле 1756 года в Вене, в Шенбрунне, была поставлена его первая комическая опера "Пастораль". Вскоре после этого началась Семилетняя война, из-за которой принц и ван Мальдере оставались в Австрии и Богемии до 1758 года. 5 ноября 1758 года в Шенбрунне была поставлена еще одна комическая опера - "Чемпионы любви". На следующий день Карл Лотарингский вернулся в Нидерланды и продемонстрировал свою личную привязанность к ван Мальдере, назначив его ‘камердинером’. Ван Мальдере отказался от должности "главного виолончелиста" в пользу своего старшего брата Гийома, в то время как его младший брат Жан-Батист занял пост второй скрипки. Пьер продолжил свою странствующую карьеру в свите принца, сопровождая его во всех путешествиях по Австрии, а также в Париж, Маримон и Тервюрен. Он также продолжал сочинять многочисленные симфонии. Однако с приближением мира он начал подумывать о том, чтобы остепениться, и в 1762 году получил семилетний контракт в качестве директора Брюссельского Большого театра; там он дирижировал и отвечал за подбор репертуара: трагедии и комедии французского театра, а также комические оперы, которые у него были. сочиненный (La bagarre), аранжированный (Les soeurs rivales) или написанный в соавторстве (Le soldat par amour). Перегруженный работой и финансовыми заботами, он в конце концов подал в отставку в 1767 году. Великодушный Карл Лотарингский попытался спасти его, поручив ему воспитание молодого и талантливого скрипача, но ван Мальдере умер в следующем году.

Наиболее интересными и характерными сочинениями ван Мальдере являются его симфонии; Хиллер и Зульцер признали их важность в эволюции этой формы. Но если он и добился успеха в этом новом жанре, то лишь потому, что в своих сонатах он искал равновесия между различными тенденциями своего времени: старомодными элементами, характерными для сонат Корелли, блестящей виртуозностью "декадентской" итальянской манеры и строгой ясностью французского стиля. Таким образом, его сонаты не носят последовательного характера. Трио-сонаты, хотя и по-прежнему находятся под сильным влиянием Де Круза, мало чем уступают стилю барокко. Наиболее распространенная последовательность частей – медленная–быстрая-медленная (быстрая часть часто является фугой) - выдержана в традиционном стиле. Однако тщательно подобранный бас постепенно начинает играть все большую роль в развитии темы; партии первой и второй скрипок предвосхищают их функции в более поздних трио. На рукописях трио-сонат, хранящихся в Миланской консерватории, видно, что ван Мальдере начинает использовать формулы своего времени. От фугальных движений отказываются, а басом пренебрегают; вторая скрипка обычно исполняется под влиянием первой; некоторые сонаты заканчиваются движением в танцевальном ритме. Хотя эти сонаты явно менее отточены, они отличаются спонтанностью партии первой скрипки. Сонаты для одной скрипки и континуо демонстрируют величайшее сочетание стилей ван Мальдере. Хотя последовательность частей остается медленной–быстрой–медленной, первые части представлены в бинарной форме. От галантного стиля, характерного для трелей и мордентов (напоминающих клавишное письмо), отказываются в пользу формул, особенно подходящих для скрипки (например, триплеты), усиленные нецензурными выражениями и тщательной структурой фраз, которые подчеркивают мелодическую линию.

В отличие от этого, его симфонии с самого начала демонстрируют характерные черты, по которым ван Мальдере можно признать одним из пионеров этого нового жанра. Последовательность частей классическая: быстрая–медленная–быстрая. Бас полностью развит и не является просто "заполняющей" партией. Изысканный язык и отсутствие формул в сочетании улучшают баланс между партиями, которые остаются независимыми. У каждого инструмента своя роль: вторая скрипка часто окружает первую паутиной полуколонок; альт играет параллельно с басом; деревянные и медные духовые инструменты освобождены от своей вспомогательной роли, чтобы продемонстрировать богатство своего тембра. Мелодическая композиция остается очень простой. Темы могут быть взяты из народных традиций, из крестьянских танцев или из придворной легкой музыки, и иногда их прерывают звуки фанфар, дающие простор звукам рожка. В некоторых случаях симметричное развитие темы предвосхищает методы Моцарта. Таким образом, работы Ван Мальдере устраняют разрыв между "декадентским" итальянским стилем середины XVIII века и классицизмом, которому предстояло развиться в Вене. По языку и духу они соответствуют произведениям парижской, Мангеймской и венской школ и приближаются к классическому идеалу Гайдна и Моцарта.

Ноты сочинений Пьера ван Мальдере на сайте библиотеки IMSLP