Майяр, Пьер
1550 - 1622
Назад

Пьер Майяр (Pierre Maillart) - франко-фламандский музыкант и теоретик
- Родился в 1550 г. - Валансьен.
- Умер 16 августа 1622 г. - Турне.
В 1563 году Майяр поступил во фламандскую капеллу Филиппа II Испанского в Мадриде, где учился у Жана де Бонмарше, директора капеллы с 1564 года до своей смерти в 1569 году. В 1570 году Майяр покинул Испанию, сначала отправившись в Левен, где, как известно, он учился в университете (1572), затем в Антверпен (1574) и, наконец, в Турне, где он был назначен фонаскусом (учителем пения) в кафедральном соборе (1581), а затем каноником (1589). 23 мая 1606 года Майяр сменил Ансельма Барбе на посту священника кафедрального собора Турне, где работали известные музыканты как до (Франсуа Реньяр, Жорж де Ла Хель), так и после (Жери Герсем) его правления. В этом качестве он писал мессы и мотеты, но ни одно из его сочинений, по-видимому, не сохранилось. 19 августа 1609 года Майяру была дарована королевская привилегия на публикацию его главного труда "Les tons, ou discours, sur les modes de musique, et les tons de l’eglise, et la distinction en iceux" (Турне, 1610), книги, которая оказала влияние на большую часть XVII века, и на него ссылаются такие писатели, как Дж.Б. Дони, Исаак Бикман и особенно Марин Мерсенн (как в своей переписке, так и в печатных работах). В "Les tons" Майяр попытался провести различие между терминами "лад" и "тональность", которые, по его мнению, были неоправданно перепутаны, и прояснить тональную организацию, характерную для каждого из них. Он выступал за систему из 12 ладов, отвергая один из 14 ладов (как и Глареан), в качестве тональной основы для всей музыки, включая песнопения. Отвергая 14-слоговую систему, Майяр возражал против попыток расширить шестисложную систему сольмизации до одного из семи слогов (в частности, предложенную Эрициусом Путеаном в его "Мусафене", 1602). Тон, с другой стороны, он рассматривал как подвид ладов, созданных для конкретной практической цели пения псалмов и, следовательно, обладающих особыми характеристиками. Каждый тон псалма, согласно Майяру, делится на три части – интонацию, медиаторство, финал (saeculorum amen), из которых только медиаторство является тонально неизменным, зависящим от доминанты, тогда как первая и третья части варьируются в зависимости от выбора антифона, который предшествует, и материала, который следует за ним. Как следствие, восемь тонов псалма определяются их доминантами, поскольку финалы часто либо неясны, либо варьируются в фактическом употреблении. Более того, Майяр предложил изменить определенные финалы некоторых тонов псалма в соответствии с потребностями исполнения (например, он рекомендовал использовать C вместо F в качестве финала в режимах 5 и 6), и можно увидеть связь между системой Майяра из восьми тонов и теми, которые были предложены позже в 17 веке. К трактату, состоящему из двух основных частей (первая посвящена ладу, а вторая - тону), прилагается третья часть меньшего размера, посвященная элементам нотации, мензурации и другим вопросам, которые используются в качестве вспомогательных средств при исполнении песнопений.