Майер, Михаэль
1569 - 1622

Назад

Maier, Michael

  • Дата рождения: 1569 год
  • Место рождения: Рендсбург, Германия
  • Дата смерти: 1622 год
  • Место смерти: Магдебург, Германия

Биография

Михаэль Майер — немецкий врач, алхимик, писатель и композитор конца XVI — начала XVII века. В 1596 году он изучал медицину в Базеле, а в 1597 году — философию в Ростоке. В 1608 году император Рудольф II пригласил Майера своим придворным врачом в Прагу, тогдашний знаменитый центр интеллектуальной жизни, связанной с герметической философией. В 1611 году Майер посетил Амстердам.

После смерти Рудольфа в 1612 году он переехал в Англию, где познакомился с Робертом Фладдом и стал одним из ведущих сторонников розенкрейцерского движения. В 1616 году вернулся в Прагу, но, обнаружив, что придворная атмосфера стала менее восприимчивой к алхимии, переехал в Кассель, где служил придворным врачом Морицу, ландграфу Гессенскому, известному своей поддержкой музыки и интересом к алхимическому мистицизму. В 1620 году Майер осел в Магдебурге, где практиковал медицину до своей смерти в 1622 году.

Майер написал около двадцати книг по герметической философии. Некоторые из них посвящены музыкальной символике планет (например, музыка сфер, параллельность металлов и звуков), животных (лебедь, соловей, гусь, овца, пчела) и древнегреческих мифов (Аполлон и музы, Гермиона и Атланта).

Творчество

Для музыкантов наиболее интересной работой Майера является Atalanta fugiens («Бегущая Атланта», Оппенхайм, 1617; англ. перевод 1989), книга эмблем, каждая из которых выражена музыкально и визуально, сопровождается философским комментарием. Музыка включает 50 двухголосых канонов на один cantus firmus — Christe из хорала Kyrie Cunctipotens genitor. Текст тропа, использовавшийся в протестантских литературных антологиях, имел аллегорическое значение для Майера.

Три музыкальные партии, исполняющие слова эмблематического эпиграммы, символизируют бегущую Атланту, преследующего её Гиппомена и золотое яблоко, брошенное им на пути, чтобы отвлечь её. Музыкальное воплощение аллегории выглядит несколько условным, так как cantus firmus не замедляет ведущий голос (dux), позволяя ведомому (comes) догнать его. Алхимический смысл более прямолинейный: dux Атланта олицетворяет «ртуть» алхимиков или желаемую мудрость, закреплённую «серой» (sulphur) ведомого Гиппомена, а яблоко — cantus firmus — символизирует «соль», связывающую человека с богами.

Майера, вероятно, привлекала работа Иоганнеса Липпиуса Synopsis musicae novae (1612), которая впервые предложила триадную теорию гармонии, связывая музыкальный трезвучий с таинством Троицы. Липпиус предложил простой метод композиции на основе трезвучий в основной позиции над басом, с которым Майер, не являвшийся профессиональным музыкантом, экспериментировал при создании своих канонов. Они, безусловно, технически неловкие, с открытыми квартами и последовательными квинтами и октавами, мелодически банальны, но интеллектуальная амбициозность произведений значительно превосходит их музыкальные слабости.