Майер, Михаэль
1569 - 1622

Назад

Михаэль Майер (Michael Maier) - немецкий врач, алхимик, писатель и композитор

  • Родился в 1569 г. - Рендсбург.
  • Умер в 1622 г. - Магдебург.

В 1596 году изучал медицину в Базеле, а в 1597 году - философию в Ростоке. В 1608 году император Рудольф II пригласил его в качестве врача ко двору в Прагу, которая в то время была знаменитым центром интеллектуальной деятельности герметического характера. В 1611 году он посетил Амстердам. После смерти Рудольфа в 1612 году он уехал в Англию, где познакомился с Робертом Фладдом и стал одним из главных сторонников движения розенкрейцеров. Он вернулся в Прагу в 1616 году, но, обнаружив, что двор заметно менее восприимчив к алхимии, чем прежде, переехал в Кассель в качестве врача Морица, ландграфа Гессенского, который находился под влиянием алхимического мистицизма и был также известным покровителем музыки. В 1620 году он поселился в Магдебурге, где занимался медицинской практикой в течение короткого периода до своей смерти. Он написал около 20 книг по герметической философии. Некоторые из них связаны с различными аспектами музыкальной символики планет (например, музыка сфер и параллелизм металлов и звуков), животных (например, лебедь, соловей, гусь, овца и пчела) и из греческих мифов (например, Аполлон и музы, Гермиона и Атлант). Для музыкантов наиболее интересной из работ Майера является "Atalanta fugiens" (Оппенгейм, 1617), книга эмблем, каждая из которых выражена как музыкально, так и визуально и интерпретируется с помощью философского комментария. Музыка состоит из 50 двухголосных канонов на единственную cantus firmus, мелодию простого напева Kyrie Cunctipotens genitor, тропический текст которого, встречающийся в протестантских литературных антологиях, имел для Майера аллегорическое значение. Три музыкальных голоса, поющие слова символической эпиграммы, также были аллегорически изображены как олицетворяющие бегущую Аталанту, отважного Гиппомена и золотое яблоко, которое он бросил на ее пути, чтобы отвлечь. Музыкальное измерение аллегории довольно нарочито, поскольку cantus firmus не делает ничего, чтобы замедлить канонический dux, чтобы "пришествие" могло обогнать его, но алхимическое значение более прямолинейно: dux Atalanta символизирует алхимическую "ртуть" или желанную мудрость, закрепленную и удерживаемую ‘серой’ из них происходит Гиппомен, а яблоко кантус фирмус - это "соль", которая связывает человечество с богами. Майера, по-видимому, привлекли "Synopsis musicae novae" (1612) Йоханнеса Липпиуса, в котором он впервые выдвинул триадическую теорию гармонии, связав музыкальную триаду с тайной Троицы. Липпиус предложил простой композиционный метод, основанный на трезвучиях в корневой позиции на басу, с которым Майер, который не был профессиональным музыкантом, по-видимому, экспериментировал, чтобы составить свои каноны. Они, несомненно, неуклюжи, полны открытых 4-х и последовательных 5-х и 8-ми, и мелодически банальны. Однако их музыкальная тривиальность перевешивается их интеллектуальными амбициями.