Майер, Михаэль
1569 - 1622
Назад
Maier, Michael
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Михаэль Майер был немецким врачом, алхимиком, писателем и композитором конца XVI - начала XVII века. В 1596 году он изучал медицину в Базеле, а в 1597 году - философию в Ростоке. В 1608 году император Рудольф II пригласил Майера своим придворным врачом в Прагу, тогдашний знаменитый центр интеллектуальной жизни, связанной с герметической философией. В 1611 году Майер посетил Амстердам.
После смерти Рудольфа в 1612 году он переехал в Англию, где познакомился с Робертом Фладдом и стал одним из ведущих сторонников розенкрейцерского движения. В 1616 году вернулся в Прагу, но, обнаружив, что придворная атмосфера стала менее восприимчивой к алхимии, переехал в Кассель, где служил придворным врачом Морицу, ландграфу Гессенскому, известному своей поддержкой музыки и интересом к алхимическому мистицизму. В 1620 году Майер осел в Магдебурге, где практиковал медицину до своей смерти в 1622 году.
Майер написал около двадцати книг по герметической философии. Некоторые из них посвящены музыкальной символике планет (например, музыка сфер, параллельность металлов и звуков), животных (лебедь, соловей, гусь, овца, пчела) и древнегреческих мифов (Аполлон и музы, Гермиона и Атланта).
Для музыкантов наиболее интересной работой Майера является "Бегущая Атланта" (Оппенхайм, 1617; английский перевод 1989), книга эмблем, каждая из которых выражена музыкально и визуально, сопровождается философским комментарием. Музыка включает 50 двухголосых канонов на один кантус-фирмус - "Кристе" из хорала "Кирие Вседержитель". Текст тропа, использовавшийся в протестантских литературных антологиях, имел аллегорическое значение для Майера.
Три музыкальные партии, исполняющие слова эмблематического эпиграммы, символизируют бегущую Атланту, преследующего ее Гиппомена и золотое яблоко, брошенное им на пути, чтобы отвлечь ее. Музыкальное воплощение аллегории выглядит несколько условным, так как кантус-фирмус не замедляет ведущий голос, позволяя ведомому догнать его. Алхимический смысл более прямолинейный: ведущий голос Атланта олицетворяет "ртуть" алхимиков или желаемую мудрость, закрепленную "серой" ведомого Гиппомена, а яблоко - кантус-фирмус - символизирует "соль", связывающую человека с богами.
Майера, вероятно, привлекала работа Иоганнеса Липпиуса "Синопсис новой музыки" (1612), которая впервые предложила триадную теорию гармонии, связывая музыкальные трезвучия с таинством Троицы. Липпиус предложил простой метод композиции на основе трезвучий в основной позиции над басом, с которым Майер, не являвшийся профессиональным музыкантом, экспериментировал при создании своих канонов. Они, безусловно, технически неловкие, с открытыми квартами и последовательными квинтами и октавами, мелодически банальны, но интеллектуальная амбициозность произведений значительно превосходит их музыкальные слабости.
Теоретические труды
Музыкальные сочинения