Махо, Антуан
1719 - 1785

Назад

Mahaut, Antoine

  • Дата рождения: 4 мая 1719 года (крещен)
  • Место рождения: Намюр, Фландрия
  • Дата смерти: около 1785 года
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Антуан Махо (Antoine Mahaut, также Mahault, Mahoti, Mahout; Anton, Antonio) — фламандский флейтист и композитор XVIII века. Родился в музыкальной семье и, вероятно, получил первые уроки флейты от отца. В возрасте 15 лет он поступил на службу к епископу Стрикленду. В 1735 году Махо сопровождал епископа в Лондон, где познакомился с Джоном Уолшем, который опубликовал его Six Sonatas or Duets («Шесть сонат или дуэтов»).

После возвращения в Намюр в 1737 году Махо служил при жене Вальтера де Кольярера, затем переехал в Амстердам (1739), где работал как исполнитель и преподаватель. 20 июля 1751 года он получил привилегию на публикацию собственных произведений. В течение жизни он посещал Дрезден, Аугсбург, Париж и регулярно возвращался в Намюр. Знакомство с флейтистом П.-Г. Буффардином в Дрездене привело к посвящению шести трио-сонат и, возможно, двух концертов. Около 1760 года Махо поселился в Париже, однако, согласно некоторым сведениям, позднее вернулся в Намюр, чтобы преподавать.

Махо широко публиковал свои сочинения при жизни. Его метод игры на флейте выходил одновременно на французском и голландском языках (1759) и дважды переиздавался (1762, 1814). Метод значительно превосходил работы Жака Оттертра, Мишеля Корретта и Кванца, особенно в технической части; он впервые различал французский и итальянский способы исполнения трелей и аппогатур.

Творчество

Музыка Махо сочетает структуру итальянской сонаты и инструментальные фигуры с французскими танцевальными ритмами и орнаментацией. Его флейтовые концерты требуют высокого мастерства и демонстрируют влияние П. А. Локателли, включая виолинистические приёмы (легато и стаккато), а также черты галантного стиля и раннего классицизма.

В 1744 году Махо, его брат и друг Байё исполнили для принца Гавра в Намюре две «прекрасные инструментальные симфонии», авторство которых приписывается ему. В 1751–1752 годах он был редактором и основным автором серии итальянизированных песен на голландском языке Maendelyks musikaels tydverdryf.

Произведения

Оркестровые сочинения:

  • Флейтовые концерты (12–15 штук, часть утрачена), в том числе публикации в Амстердаме, Дрездене и Париже.
  • 6 sinfonie a più stromenti («Шесть симфоний для нескольких инструментов», Амстердам, 1751; Париж, 1754, оп.2).
  • 6 sinfonie a 4 («Шесть симфоний для четырёх голосов», Аугсбург, ок. 1751).
  • Concertino для струнных, до 1756 года, Париж.
  • Симфонии для различных оркестровых составов (Дрезден, Копенгаген, Амстердам); часть сочинений утеряна.

Камерные сочинения:

  • 6 Sonate, fl, bc, op.1 («Шесть сонат, флейта и basso continuo», Париж, ок. 1737).
  • 6 Sonate da camera, 2 fl/vn, 2bks, op.4 («Шесть камерных сонат для двух флейт или скрипок и двух бассовых инструментов», Амстердам, 1751–1752).
  • 6 Sonatas or Duets, 2 fl/vn («Шесть сонат или дуэтов для двух флейт или скрипок», Лондон, 1756; второе издание около 1758).
  • 6 Sonate da camera a tre, 2 fl/vn, vc/bc («Шесть камерных сонат для трёх исполнителей, две флейты или скрипки и виолончель с basso continuo», Амстердам, 1751; Париж, 1755).
  • 1er recueil de pièces françaises et italiennes, 2 fl/vn/ob/tr viol («Первый сборник французских и итальянских пьес для двух флейт, скрипки, обоя и тромбона», Париж, 1757).
  • Nouveau recueil, Lyons, 1758.
  • Различные сонаты и трио для флейты и basso continuo, сохранившиеся в библиотеках Дании, Германии, Франции и Швеции.

Вокальные произведения:

  • Maendelyks musikaels tydverdryf; bestaende in nieuwe hollandsche canzonetten of zang-liederen op d’italiaensche trant («Ежемесячные музыкальные развлечения; сборник новых голландских песен в итальянском стиле», Амстердам, 1751–1752).
  • Nieuwe geöpende musicaale tydkorting («Новые музыкальные сокращения», 1–3 голоса и basso continuo, Амстердам).
  • Amusemens agréables ou Recueil de chansonnettes françoises… dans le goût italien («Приятные развлечения или сборник французских песен в итальянском стиле», Амстердам и Берлин).
  • De musikaale lente–en somer-tydverdryf («Музыкальная весна и лето — развлечение», 36 песен и арий, Амстердам).
  • Driestemmige treursang op t’overlyden van Wilhelm IV («Трёхголосная траурная песня на смерть Вильгельма IV», Амстердам, ок. 1751).

Теоретические труды:

  • Nieuwe manier om binnen korten tijd op de dwarsfluit te leeren speelen («Новый способ быстро научиться играть на поперечной флейте», Амстердам, 1759; переиздание).
  • Французский перевод: Nouvelle méthode pour apprendre en peu de tems à jouer de la flûte traversière … suivie de petits airs, menuets, brunettes, &c … IIe recueil (Париж, 1759).
  • Английский перевод опубликован в 1989 году, Bloomington, IN.

Ноты сочинений Антуан Махо на сайте библиотеки IMSLP