Маньи, Паоло
1650 - 1737

Назад

Magni, Paolo

  • Дата рождения: около 1650 года
  • Место рождения: Милан, Италия (предположительно)
  • Дата смерти: 21 февраля 1737 года
  • Место смерти: Милан, Италия

Биография

Паоло Маньи (Paolo Magni) — итальянский композитор и органист, деятель миланской музыкальной сцены конца XVII – первой трети XVIII века. Почти вся его карьера была связана с Миланом. 31 января 1686 года он был назначен вторым органистом Миланского собора, а уже 22 декабря 1688 года стал первым органистом, оставаясь на этой должности до выхода на пенсию 28 апреля 1716 года. Ему была сохранена полная пенсия, что свидетельствует о высоком уважении к его заслугам.

Одновременно Маньи занимал пост maestro di cappella при миланском дворе. Одной из его главных обязанностей было сочинение опер, часто в сотрудничестве с другими композиторами. В предисловии к опере Il Radamisto, overo La Fede nelle sventure («Радамиск, или Верность в несчастьях», 1695) впервые упоминается, что он официально занимал этот пост. После 1718 года, по причине возраста, его функции фактически перешли к Джузеппе Виньати, однако Маньи сохранил почётный титул до конца жизни.

Музыкальное наследие Паоло Маньи представляет собой значительный пласт миланской оперной культуры рубежа XVII–XVIII веков. Его сольный мотет Ad pugnas o furie отличается многочастной структурой, близкой к кантате, с ариями в контрастных размерах и ритмах. Произведение требует от исполнителя большой вокальной виртуозности и демонстрирует мастерство композитора.

Творчество

Маньи был автором многочисленных опер, часть которых создана совместно с другими композиторами. Его стиль сочетает традиции миланской школы с влиянием венецианской и болонской оперной традиции. Он также писал духовную музыку: мотеты и оратории.

Произведения

Оперы (первые постановки, если не указано иное):

  • Gratitudine umana («Человеческая благодарность», либретто К. М. Маджи), декабрь 1670, Изола Белла, Лаго Маджоре; как Affari ed amori («Дела и любовь»), 1675; совместно с К. Борцио.
  • Enea in Italia («Эней в Италии», либретто Дж. Ф. Буссани), 1686, Милан, Театро Реджо Нуово; совместно с К. А. Лонати и Ф. Балларотти (возможно, также К. Паллавичино).
  • Scipione africano («Сципион Африканский», либретто Н. Минато, переработка), 1692, совместно с Лонати.
  • Endimione («Эндимион», либретто Ф. де Лемене), акт I — Лоди, 24 ноября 1692; остальные акты написал Дж. Гриффини.
  • L’Aiace («Аякс», либретто П. д’Авеарара), 1694, совместно с Лонати и Балларотти.
  • Il Radamisto, overo La Fede nelle sventure («Радамиск, или Верность в несчастьях», либретто П. Ф. Манфредо Трекки), 1695.
  • L’Etna festivo («Праздничная Этна», вступление к балету), Милан, 1696, совместно с 19 другими композиторами.
  • L’Amfione («Амфион»), 26 декабря 1697.
  • Ariovisto («Ариовист», либретто П. д’Авеарара), 1699, совместно с Дж. А. Перти и Балларотти.
  • Cleopatra regnante («Царствующая Клеопатра»), 1700, Нови-Лигуре.
  • Admeto re di Tessaglia («Адмет, царь Фессалии», либретто П. д’Авеарара), 1702.
  • L’Agrippina («Агриппина»), 1703, переработка оперы Дж. А. Перти Nerone fatto Cesare («Нерон, ставший цезарем»).
  • Il Meleagro («Мелеагр»), 1705, Павия, совместно с А. Ф. Мартиненги и Б. Сабадини.
  • Il Teuzzone («Тевзон», либретто А. Зено), 1706, совместно с К. Монари.
  • Tito Manlio («Тит Манлий», либретто М. Нориса, переработка), 8 февраля 1710, совместно с А. С. Фьоре.

Духовная музыка:

  • Ad pugnas o furie («К сражениям, о ярость»), мотет для голоса и basso continuo (ок. 1679).
  • I sacri sponsali di Maria con S. Giuseppe («Священный брак Марии и Святого Иосифа»), оратория, Милан, 1691.

Ноты сочинений Паоло Маньи на сайте библиотеки IMSLP