Маджоре, Франческо
1715 - 1782

Назад

Maggiore, Francesco

  • Дата рождения: около 1715 года
  • Место рождения: Неаполь, Италия (предположительно)
  • Дата смерти: около 1782 года
  • Место смерти: Нидерланды (предположительно)

Биография

Франческо Маджоре (Francesco Maggiore) — итальянский композитор и музыкант-энтертэйнер XVIII века. Современники отмечали его талант и приятный, яркий стиль, хотя при этом он никогда не имел стабильной службы и вёл крайне кочевой образ жизни.

В 1730–1735 годах он обучался у Франческо Дуранте в неаполитанской консерватории Conservatorio dei Poveri di Gesù. Уже в 1737 году в Неаполе состоялась постановка его комической оперы Lo Titta. С этого времени он много путешествовал по северной Италии, где писал музыку для местных театров и занимал временные должности. Либретто тех лет упоминают его как maestro di cappella маркиза ди Торрекузо.

В 1742 году во время карнавала в Гориции он написал арии для пастиччо по либретто Nerone Агостино Пьовене и руководил постановками в Театро Нуово. В том же году работал в Вероне, где возглавил музыку в новом театре, и в Удине создал кантату по случаю празднования передачи Гориции графу Пургштальскому.

В 1743 году он стал директором оперы в Реджо-нель-Эмилия, где добавил семь арий в постановку оперы К. В. Глюка Demofoonte. В разные годы работал также в Ферраре, Ливорно, Ровико, Тренто, Генуе. В 1745 году в Венеции состоялась премьера его I rigiri delle cantarine, одной из первых неаполитанских opera buffa, поставленных в городе, что способствовало росту популярности жанра.

Маджоре активно гастролировал по Европе: давал концерты во Франкфурте-на-Майне (1763–1764), ставил оперы, выступал как певец и музыкант. Особой известностью пользовался его талант подражать в музыке или голосом звукам животных и птиц. Несмотря на критику современников (Ла Борд считал это «низким развлечением»), публика всегда принимала его с восторгом.

После 1764 года он обосновался в Нидерландах, где жил со своей дочерью (вероятно, Анжелика Маджоре, впоследствии жена тенора Джузеппе Галльени, знакомого семье Моцартов). Последние годы композитор провёл в бедности и, по всей видимости, умер около 1782 года.

Творчество

Произведения Франческо Маджоре охватывают оперы-сериа, серенаты, интермедии и комические оперы. Его музыка отличается свежестью мелодий, неожиданными гармоническими поворотами и выразительным использованием хроматизмов, что придавало эмоциональную окраску даже традиционным текстам. В ариях он применял разнообразные формы: от классического da capo до экспериментальных построений с дополнительными повторениями текста и гармоническими смещениями, отражающими влияние инструментальной музыки середины XVIII века.

Особый интерес представляют его оперы-буффа, в которых он соединял неаполитанскую школу с венецианской театральной традицией. Они сыграли заметную роль в утверждении жанра opera buffa в северной Италии.

Произведения

Оперы и театральные сочинения:

  • Lo Titta («Ло Титта», комическая опера, 1737, Неаполь).
  • Aminta («Аминта», пасторальная серената, 1742, Болонья).
  • Il Demetrio («Деметрий», опера-сериа на либретто Метастазио, 1742, Верона или Грац; также 1749, Верона, совместно с другими авторами).
  • Il Temistocle («Фемистокл», опера-сериа на либретто Метастазио, 1743, Феррара).
  • La pace consolata («Утешённый мир», серенада на либретто Гольдони, 1744, Римини).
  • Siface («Сифакс», опера-сериа на либретто Метастазио, 1744, Ровико).
  • Caio Marzio Coriolano («Гай Марций Кориолан», опера-сериа на либретто Парьяти, 1744, Ливорно).
  • I rigiri delle cantarine («Каверзы певичек», опера-буффа на либретто Б. Виттури, 1745, Венеция).
  • Merope («Меропа», опера-сериа, 1745–1746, совместно с другими авторами).
  • Artaserse («Артаксеркс», опера-сериа на либретто Метастазио, 1747, Тренто; 1753, Грац, совместно с другими композиторами).
  • Cesare in Egitto («Цезарь в Египте», опера-сериа, 1753, Грац).
  • Il non so che («Неизвестно что», комическая опера, 1757, Бергамо).
  • Li scherzi d’amore («Шутки любви», интермеццо для 6 персонажей, 1762, Венеция).

Серенады и кантаты:

  • Cantata a quattro («Кантата для четырёх голосов», 1742, Удине).
  • Cantata per le nozze Cornaro-Pisani («Кантата к свадьбе Корнаро и Пизани», 1745, Болонья).
  • Cantata per le nozze Carassini-Buri («Кантата к свадьбе Карассини и Бури», 1746, Феррара).
  • Ecloga pastorale («Пасторальная эклога», либретто Паскуини, без точной даты).

Пастиччо и дополнительные арии:

  • Арии к Nerone («Нерон», либретто А. Пьовене, 1742, Гориция).
  • Не менее 7 арий к Demofoonte («Демофонт», К. В. Глюк, 1743, Реджо-нель-Эмилия).
  • Речитативы и арии для возобновления Statira («Статира», либретто Гольдони, 1751, Венеция).
  • Различные арии, сохранившиеся в библиотеках Вены, Дрездена, Парижа, Неаполя и других городов.

Ноты сочинений Маджоре Франческо на сайте библиотеки IMSLP