Маджоре, Франческо
1715 - 1782
Назад
Maggiore, Francesco
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Маджоре был итальянским композитором и музыкантом-гастролёром XVIII века. Современники отмечали его талант и приятный, яркий стиль, хотя при этом он никогда не имел стабильной службы и вел крайне кочевой образ жизни.
В 1730–1735 годах он обучался у Франческо Дуранте в неаполитанской консерватории Консерваторио деи Повери ди Джезу. Уже в 1737 году в Неаполе состоялась постановка его комической оперы "Ло Титта". С этого времени он много путешествовал по северной Италии, где писал музыку для местных театров и занимал временные должности. Либретто тех лет упоминают его как капельмейстера маркиза ди Торрекузо.
В 1742 году во время карнавала в Гориции он написал арии для пастиччо по либретто "Нерон" Агостино Пьовене и руководил постановками в Новом театре. В том же году работал в Вероне, где возглавил музыку в новом театре, и в Удине создал кантату по случаю празднования передачи Гориции графу Пургштальскому.
В 1743 году он стал директором оперы в Реджо-нель-Эмилия, где добавил семь арий в постановку оперы К. В. Глюка "Демофонт". В разные годы работал также в Ферраре, Ливорно, Ровико, Тренто, Генуе. В 1745 году в Венеции состоялась премьера его "Каверзы певичек", одной из первых неаполитанских опер-буффа, поставленных в городе, что способствовало росту популярности жанра.
Маджоре активно гастролировал по Европе: давал концерты во Франкфурте-на-Майне (1763–1764), ставил оперы, выступал как певец и музыкант. Особой известностью пользовался его талант подражать в музыке или голосом звукам животных и птиц. Несмотря на критику современников (Ла Борд считал это "низким развлечением"), публика всегда принимала его с восторгом.
После 1764 года он обосновался в Нидерландах, где жил со своей дочерью (вероятно, Анжелика Маджоре, впоследствии жена тенора Джузеппе Галльени, знакомого семье Моцартов). Последние годы композитор провел в бедности и, по всей видимости, умер около 1782 года.
Произведения Франческо Маджоре охватывают оперы-сериа, серенады, интермедии и комические оперы. Его музыка отличается свежестью мелодий, неожиданными гармоническими поворотами и выразительным использованием хроматизмов, что придавало эмоциональную окраску даже традиционным текстам. В ариях он применял разнообразные формы: от классического да капо до экспериментальных построений с дополнительными повторениями текста и гармоническими смещениями, отражающими влияние инструментальной музыки середины XVIII века.
Особый интерес представляют его оперы-буффа, в которых он соединял неаполитанскую школу с венецианской театральной традицией. Они сыграли заметную роль в утверждении жанра оперы-буффа в северной Италии.
Оперы
Кантаты и серенады
Дополнительные произведения
Ноты сочинений Маджоре Франческо на сайте библиотеки IMSLP