Маджоре, Франческо
1715 - 1782

Назад

Франческо Маджоре (Francesco Maggiore) - итальянский композитор и артист

  • Родился в 1715 г. - Неаполь.
  • Умер в 1782 г. - Нидерланды.

Современники называли его талантливым ("блестящим и приятным", по словам Гербера), но, насколько известно, он так и не получил постоянной работы, и его жизнь была необычайно переменчивой. В 1730-1735 годах он учился у Дуранте в консерватории веры ди Джезу в Неаполе. После постановки комической оперы в Неаполе в 1737 году он провел несколько лет в Венето и других местах на севере Италии, время от времени подрабатывая музыкантом и композитором; В либретто того времени он упоминается как маэстро капеллы маркиза ди Торрекузо. К карнавалу 1742 года он написал арии для пастиччо из оперы Пьовена "Нерон" в Гориции, где ставил оперы в театре Нуово. В том же году он выступил музыкальным руководителем в недавно перестроенном театре в Вероне и написал кантату в Удине, посвященную приобретению Гориции графом Пургсталем. В следующем году он стал режиссером оперы в Реджо-Эмилии, добавив по меньшей мере семь арий к постановке "Демофонта" Глюка, и, кажется, также побывал в Ферраре. Точно так же в Венеции на празднике Вознесения Господня в 1751 году он помог возродить "Статиру" Гольдони, предоставив речитативы и несколько арий; другие арии (по словам Пьовано) были выбраны певцами. Он представляет исторический интерес, поскольку был одним из первых неаполитанских композиторов, написавших оперу-буффа для Венеции ("Ригири делле кантарине", 1745), что способствовало новой популярности этой формы в Венеции. Он много путешествовал по Европе, давая концерты (например, во Франкфурте в 1763 и 1764 годах) и ставя оперы. Он обладал исключительным даром имитировать в своей музыке (или, по словам Шмидля, голосом) естественные звуки животных и птиц. Хотя Ла Борд считал это "низким и нежелательным" видом развлечения, а Вильяроса - "бесполезным и утомительным", летописцы сходятся во мнении, что он хорошо развлекал своих зрителей. Говорят, что к 1764 году он поселился в Нидерландах, где жил с дочерью (возможно, Анжеликой Маджоре, впоследствии женой тенора Джузеппе Галлиени, которого Моцарты слушали в Брешии в 1771 году), и, наконец, умер там в бедности. Сохранившиеся арии Маджоре демонстрируют композиторские способности. Мелодические линии, часто задающие тон традиционным текстам, свежи, принимают неожиданные повороты и отличаются необычной степенью выразительности хроматических деталей, что, однако, не затеняет цельной гармонической структуры. В “Песне о моей судьбе”, например, используется полная форма da capo, но с добавлением во второй половине первой части второго повторения текста после возвращения к тонической тональности (по сути, уточнения тонического ритма), но с измененными гармониями, включающими красочный, дополненный 6-м аккордом доминирующий аккорд. Оформление средней части короткое, тонально нестабильное и, по сути, носит переходный характер. Такая структура предполагает влияние инструментальной музыки, написанной примерно в 1755 году.

Ноты сочинений Франческо Маджоре на сайте библиотеки IMSLP