Магальяйнш, Филипе де
1571 - 1652

Назад

Magalhães, Filipe de

  • Дата рождения: около 1571 года
  • Место рождения: Азейтан, близ Эворы, Португалия
  • Дата смерти: 17 декабря 1652 года
  • Место смерти: Лиссабон, Португалия

Биография

Филипе де Магальяйнш (Filipe de Magalhães) — португальский композитор, один из величайших представителей полифонической школы Иберийского полуострова XVII века. Он родился около 1571 года в Азейтане, недалеко от Эворы. В 1585 году был рукоположён в священники; в документах того времени названы имена его родителей — Антониу Гомеш и Филипа Фернандес.

Магальяйнш был любимым учеником выдающегося мастера Мануэла Мендеша в музыкальной школе при Эворском соборе. Уже в 1590 году он числился четвёртым в списке оплачиваемых певцов собора. После смерти своего покровителя, епископа Эворы Теотониу де Брагансы (1578–1602), Филипе де Магальяйнш вошёл в состав хора королевской капеллы в Лиссабоне, а также руководил хором при Capela da Misericórdia.

В 1605 году его наставник Мануэл Мендеш завещал Магальяйншу все свои музыкальные сочинения, надеясь, что ученик займётся их изданием, однако осуществить публикацию не удалось. 27 марта 1623 года Филипе де Магальяйнш был назначен mestre da Capela Real (мастером королевской капеллы), где прослужил до выхода на пенсию 15 марта 1641 года. При этом он сохранил своё полное жалование — 80 000 рейсов в год и пять моиос пшеницы, что было исключительной привилегией.

Современники и исследователи отмечают, что Филипе де Магальяйнш превзошёл даже своих знаменитых коллег Мануэла Кардозу и Дуарте Лобо в выразительности музыкального языка. Его творчество стало вершиной развития португальской ренессансно-барочной полифонии.

Творчество

Магальяйнш работал преимущественно в жанрах духовной музыки: мессы, мотеты, псалмы и литургические песнопения. Его стиль сочетает строгую полифонию, наследующую традиции Палестрины, с особой эмоциональной выразительностью, которая отличает иберийскую школу.

Он широко использовал многоголосие (до восьми голосов), создавая монументальные хоровые произведения для богослужений. Его сочинения включали как традиционные мессы и оффиции, так и более «народные» формы, например, виллансико, что говорит о широте интересов композитора.

Известно, что часть его сочинений утрачена, но сохранившееся наследие позволяет считать его одним из крупнейших мастеров европейской духовной музыки XVII века.

Произведения

  • Cantus ecclesiasticus commendandi animas corporaque («Церковное пение для поручения душ и тел», для 3–5 голосов, Лиссабон, 1614; переиздано в 1691 году как Cantum ecclesiasticum, включает песнопения за упокой и несколько полифонических респонсориев)
  • Missarum liber cum antiphonis dominicalibus in principio, et motetto pro defunctis («Книга месс с воскресными антифонами в начале и мотетом за упокой», для 4–6 голосов, Лиссабон, 1636)
  • Cantica Beatissimae Virginis («Песнопения Пресвятой Девы Марии», Лиссабон, 1636)
  • Domine, probasti me («Господи, Ты испытал меня», Псалом 138, для 4 голосов)
  • Missa secundi toni («Месса второго тона», для 8 голосов)
  • 6 мотетов (для 5–8 голосов)
  • Псалом (для 6 голосов)
  • Villancico («Виллансико», для 7 голосов, утрачен)

Ноты сочинений Филипе де Магальяйнша на сайте библиотеки IMSLP