Мадре де Деус, Филиппе да
1630 - 1687

Назад

Madre de Deus, Filipe da

  • Дата рождения: около 1630 года
  • Место рождения: Лиссабон, Португалия
  • Дата смерти: после 1687 года
  • Место смерти: вероятно, Севилья, Испания

Биография

Филипе да Мадре де Деус (Filipe da Madre de Deus) — португальский композитор, работавший преимущественно в Испании. Он родился в Лиссабоне около 1630 года. Впервые о нём упоминается в письме короля Португалии Жуана IV, отправленном в Севилью в марте 1654 года, где государь интересовался его деятельностью. В Севилье Мадре де Деус пользовался известностью как автор лёгких и мелодичных светских песен.

Композитор создавал свои произведения, подбирая гармонии и голоса (обычно до четырёх) на виуэле, а не тщательно записывая их на бумаге. Такой подход делал его музыку живой и спонтанной, но вызывал критику со стороны Жуана IV, который предпочитал более строгий и возвышенный стиль. Король даже обвинял его в заимствованиях у Фрая Мануэла Корреа.

Вместе с тем Мадре де Деус был востребован и в Севилье, где, по его собственным словам, получил заказ на шесть праздничных сочинений для торжеств в честь второй супруги Филиппа IV Испанского — по одному дублону за каждое произведение.

Когда в Португалии на престол вступил король Афонсу VI, известный своей склонностью к более лёгким и развлекательным формам искусства, музыкальные вкусы при дворе изменились. С 1660 года и как минимум до свержения Афонсу VI в 1667 году Филипе да Мадре де Деус занимал пост mestre da música da câmara real (руководителя королевской камерной музыки) в Лиссабоне. После падения короля он вернулся в Севилью, где возглавил музыку в кармелитской церкви Сан-Хосе, занимая эту должность до 1688 года или позже.

Творчество

Филипе да Мадре де Деус оставил около тридцати сохранившихся tonos (песен) и villancicos (виллансико) для двух-восьми голосов, многие из которых написаны на тексты поэта Франсиску Мануэла де Меллу. Эти произведения встречаются в различных источниках — от библиотеки в Мюнхене до собора в Гватемале. Современники и исследователи отмечают, что именно эти песни и виллансико можно считать одними из самых ярких, смелых и прогрессивных образцов португальской музыки XVII века.

Хотя в сочинениях Мадре де Деуса отсутствуют академические усложнения, они изобилуют остроумными ритмическими приёмами и неожиданными модуляциями. Особенно интересны его villancicos de negros («виллансико негров»), в которых слышатся отголоски народной музыки и афро-иберийских ритмов.

От латинских духовных произведений композитора дошло лишь одно сочинение — Salve regina («Радуйся, Царица») для трёх голосов и бассо континуо, сохранившееся в архивах кафедрального собора города Гватемала. Оно свидетельствует о его способности работать с серьёзными духовными текстами, хотя основная его известность связана со светской и праздничной музыкой.

Произведения

  • Около 30 tonos («песни») и villancicos («виллансико») для 2–8 голосов (часть на тексты Франсиску Мануэла де Меллу)
  • Villancicos de negros («виллансико негров», с элементами народной музыки)
  • Salve regina («Радуйся, Царица») для 3 голосов и бассо континуо

Ноты сочинений Филиппе да Мадре де Деуса на сайте библиотеки IMSLP