Мадре де Деус, Филиппе да
1630 - 1687

Назад

Madre de Deus, Filipe da

Портрет композитора Филиппе да Мадре де Деус

  • Дата рождения: около 1630 года
  • Место рождения: Лиссабон, Португалия
  • Дата смерти: после 1687 года
  • Место смерти: вероятно, Севилья, Испания

Биография

Филипе да Мадре де Деус был португальским композитором, работавшим преимущественно в Испании. Он родился в Лиссабоне около 1630 года. Впервые о нем упоминается в письме короля Португалии Жуана IV, отправленном в Севилью в марте 1654 года, где государь интересовался его деятельностью. В Севилье Мадре де Деус пользовался известностью как автор легких и мелодичных светских песен.

Композитор создавал свои произведения, подбирая гармонии и голоса (обычно до четырех) на виуэле, а не тщательно записывая их на бумаге. Такой подход делал его музыку живой и спонтанной, но вызывал критику со стороны Жуана IV, который предпочитал более строгий и возвышенный стиль. Король даже обвинял его в заимствованиях у Фрая Мануэла Корреа.

Вместе с тем Мадре де Деус был востребован и в Севилье, где, по его собственным словам, получил заказ на шесть праздничных сочинений для торжеств в честь второй супруги Филиппа IV Испанского - по одному дублону за каждое произведение.

Когда в Португалии на престол вступил король Афонсу VI, известный своей склонностью к более легким и развлекательным формам искусства, музыкальные вкусы при дворе изменились. С 1660 года и как минимум до свержения Афонсу VI в 1667 году Филипе да Мадре де Деус занимал пост руководителя королевской камерной музыки в Лиссабоне. После падения короля он вернулся в Севилью, где возглавил музыку в кармелитской церкви Сан-Хосе, занимая эту должность до 1688 года или позже.

Творчество

Филипе да Мадре де Деус оставил около тридцати сохранившихся песен и вильянсико для двух-восьми голосов, многие из которых написаны на тексты поэта Франсиску Мануэла де Меллу. Эти произведения встречаются в различных источниках - от библиотеки в Мюнхене до собора в Гватемале. Современники и исследователи отмечают, что именно эти песни и вильянсико можно считать одними из самых ярких, смелых и прогрессивных образцов португальской музыки XVII века.

Хотя в сочинениях Мадре де Деуса отсутствуют академические усложнения, они изобилуют остроумными ритмическими приемами и неожиданными модуляциями. Особенно интересны его "вильянсико негров", в которых слышатся отголоски народной музыки и афро-иберийских ритмов.

От латинских духовных произведений композитора дошло лишь одно сочинение - "Радуйся, Царица" для трех голосов и бассо континуо, сохранившееся в архивах кафедрального собора города Гватемала. Оно свидетельствует о его способности работать с серьезными духовными текстами, хотя основная его известность связана со светской и праздничной музыкой.

Произведения

Светская вокальная музыка

  • "Около 30 песен и вильянсико" ("About 30 tonos and villancicos") для 2-8 голосов
  • "Вильянсико негров" ("Villancicos de negros")

Духовная музыка

  • "Радуйся, Царица" ("Salve regina") для 3 голосов и бассо континуо

Ноты сочинений Филиппе да Мадре де Деуса на сайте библиотеки IMSLP