Мадонис, Луиджи
1690 - 1770
Назад
Madonis, Luigi

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Луиджи Мадонис (Luigi Madonis) — итальянский скрипач, ученик Антонио Вивальди и один из заметных музыкантов XVIII века, связавший свою судьбу как с Италией и Францией, так и с Россией. Его игру высоко оценивал Иоганн Иоахим Кванц, немецкий флейтист и теоретик музыки.
В 1725 году Мадонис был приглашён в качестве Konzertmeister (концертмейстера) в итальянскую оперную труппу Перуцци, которая гастролировала в Бреслау. Однако уже в следующем году из-за финансовых трудностей коллектива он вернулся в Венецию. Вероятно, в 1727 году он вновь выступал с труппой Перуцци в Брюсселе. В 1729–1730 годах музыкант находился в Париже, где участвовал в концертах Concert Spirituel, одном из самых престижных музыкальных циклов эпохи. В 1731 году он поступил на службу к венецианскому послу во Франции, а в том же году в Париже вышел его сборник XII sonates a violon seul avec la basse («12 сонат для скрипки соло с бассо») с посвящением аббату де Помпонну.
Позднее Мадонис вернулся в Венецию, где получил приглашение на службу при русском императорском дворе от посланника императрицы Анны Иоанновны — Иоганна Гюбнера. В 1733 году он прибыл в Санкт-Петербург вместе с рядом артистов, среди которых был его брат Антонио Мадонис, скрипач и валторнист. Незадолго до смерти императрицы Анны он покинул Россию, но в 1740 году вернулся, чтобы присягнуть малолетнему императору Ивану VI.
Позднее Мадонис служил при дворе Елизаветы Петровны. В 1742 году, к её коронации, он добавил несколько номеров к опере Иоганна Адольфа Хассе La clemenza di Tito («Милосердие Тита»). Он занимал пост концертмейстера в Санкт-Петербурге до начала 1762 года, когда его сменили Пьетро Пери и Доменико Далль’Ольо. По некоторым сведениям, причиной отставки могли стать душевные расстройства, однако до 1767 года Мадонис оставался придворным музыкантом и затем вышел на пенсию с жалованием.
Личная жизнь музыканта также была тесно связана с музыкальным миром. Его первой женой была певица Джеролама Вальсекки-Мадонис, скончавшаяся около 1740 года. Второй супругой стала Наталья Петровна; в браке родилась дочь Марианна, вышедшая замуж за виолончелиста Джузеппе Далль’Ольо, брата скрипача Доменико Далль’Ольо.
Наибольшую известность Луиджи Мадонису принесли его 12 Symphonies («12 симфоний»), опубликованные в Санкт-Петербурге в 1738 году и посвящённые императрице Анне Иоанновне. Эти сочинения, по сути, являются сюитами для скрипки, виолончели и бассо континуо. Их значимость заключается не только в музыкальной ценности, но и в том, что они представляют собой редчайшие образцы барочной музыки, написанной в России, а также одни из первых произведений, изданных в печати на территории страны.
По свидетельству Якоба Штелина, Мадонис также сочинил две сонаты, основанные на украинских мелодиях, однако они не сохранились. Его творчество объединяло итальянские барочные традиции с элементами национальной музыкальной среды стран, в которых он работал.
Ноты сочинений Мадониса Луиджи на сайте библиотеки IMSLP