Мак, Джованни де
1548 - 1614
Назад
Macque, Giovanni de
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни де Мак был фламандским композитором, органистом и педагогом, проживавшим в Италии. Он был ведущим композитором неаполитанской школы в конце XVI и начале XVII веков.
Место рождения Мака указано в брачном контракте и на титульном листе его сборника мотетов 1596 года. В детстве он пел в хоре императорской капеллы в Вене. 7 декабря 1563 года было составлено заключение о том, что его следует определить в иезуитский колледж в Вене, так как у него сменился голос — это помогает установить приблизительную дату рождения.
После окончания колледжа он учился у Филиппо де Монте и к 1574 году переехал в Рим под покровительство монсиньора Серафино Оливьеро Разали, судьи Священной Римской Роты. С 1 октября 1580 по 21 сентября 1581 года он был органистом в церкви "Святого Людовика Французского", Рим. В этот период Мак установил связи с семьей Каэтани. Вероятно, благодаря влиянию кардинала Энрико Каэтани четыре его полихоральные мотеты появились в рукописи, подготовленной под руководством Аннибале Зойло для великопостной музыки в "Церкви Святой Троицы Паломников" в начале 1580-х годов.
Вместе с Дж.М. Нанино, Маренцио, Джованнелли и другими он был членом "Общества музыкантов Рима", получившей папское одобрение в 1584 году.
В начале 1585 года Мак переехал в Неаполь, где работал при доме Гезуальдо. Его публикации того периода посвящены видным представителям неаполитанской знати: Карло Гезуальдо и его отец Фабрицио, Чезаре Д'Авалос и Сципионе Пиньятелло. В мае 1590 года он был назначен вторым органистом при Сципионе Стелла в "Церкви Благовещения". В 1594 году стал органистом капеллы испанского вице-короля, а пять лет спустя — маэстро ди капелла, сменив Бартоломео Роя. При его управлении музыкальные силы были удвоены, а его ученики Дж.М. Трабаки и Асканио Майоне занимали должности первого и второго органистов. Среди других известных учеников были Франческо Ламбарди, Донато Антонио Спано, Андреа Фальконьери и Луиджи Росси.
Произведения Мака делятся на три хронологически и географически определённые группы: римские работы 1574–1584 годов, ранние неаполитанские произведения 1585–1596 годов и поздний неаполитанский период 1597–1614 годов.
Ранние мадригалы отражают консерватизм римских современников. В публикации 1579 года проявляются более красочные тенденции, например, в "Из кораллов и жемчуга" широкие мелодические движения малой секунды создают выразительную гармонию, предвосхищая эксперименты с гармониями в поздних произведениях.
Два сборника "Малые мадригалы и неаполитанские песни" моделированы на неаполитанскую песню Ферретти. Многие из них сохраняют формулу виланеллы, но акцент смещён на живописное музыкальное изображение текста. Серьёзные мадригалы начала 1580-х годов смягчены влиянием Маренцио и выполнены в более популярном стиле. Простейшие диатонические мелодии используются в игривых имитациях, контрастирующих с короткими, регулярными гомофонными фразами. Нижний голос часто выполняет функцию гармонического баса, движущегося в основном квартами и квинтами.
Полихоральные мотеты и литании для двух и трёх хоров римского периода следуют той же практике, что и мотеты Палестрины. Каждый хор сохраняет полную гармоническую функцию, точки каденций не перекрываются, что подходило для акустики больших римских церквей и ораторий.
Инструментальные и клавирные произведения включают ричеркары, канцоны, каприччио, вариации на "Руджеро" и токкату "в стиле трубного звука". Среди наиболее известных — "Странные созвучия", "Тяжести и связки" и "Первая и вторая экстраваганзы". Ричеркары Мака часто основаны на множественных темах, изложенных в экспозиции.
Вокальные произведения
Инструментальные произведения
Ноты сочинений Джованни де Мака на сайте библиотеки IMSLP