Мак, Джованни де
1548 - 1614

Назад

Macque, Giovanni de

  • Дата рождения: около 1548–1550
  • Место рождения: Валансьен, Фландрия
  • Дата смерти: сентябрь 1614
  • Место смерти: Неаполь, Италия

Биография

Джованни де Мак был фламандским композитором, органистом и педагогом, проживавшим в Италии. Он был ведущим композитором неаполитанской школы в конце XVI и начале XVII веков.

Место рождения Мака указано в брачном контракте и на титульном листе его сборника мотетов 1596 года. В детстве он пел в хоре императорской капеллы в Вене. 7 декабря 1563 года было составлено заключение о том, что его следует определить в иезуитский колледж в Вене, так как у него сменился голос — это помогает установить приблизительную дату рождения.

После окончания колледжа он учился у Филиппо де Монте и к 1574 году переехал в Рим под покровительство монсиньора Серафино Оливьеро Разали, судьи Сакра Романа Рота. С 1 октября 1580 по 21 сентября 1581 года он был органистом в церкви S Luigi dei Francesi, Рим. В этот период Мак установил связи с семьей Каэтани. Вероятно, благодаря влиянию кардинала Энрико Каэтани четыре его полихоральные мотеты появились в рукописи, подготовленной под руководством Аннибале Зойло для великопостной музыки в SS Trinità dei Pellegrini в начале 1580-х годов.

Вместе с Дж.М. Нанино, Маренцио, Джованнелли и другими он был членом Compagnia dei Musici di Roma, получившей папское одобрение в 1584 году.

В начале 1585 года Мак переехал в Неаполь, где работал при доме Гезуальдо. Его публикации того периода посвящены видным представителям неаполитанской знати: Карло Гезуальдо и его отец Фабрицио, Чезаре Д’Авалос и Сципионе Пиньятелло. В мае 1590 года он был назначен вторым органистом при Сципионе Стелла в SS Annunziata. В 1594 году стал органистом капеллы испанского вице-короля, а пять лет спустя — маэстро ди капелла, сменив Бартоломео Роя. При его управлении музыкальные силы были удвоены, а его ученики Дж.М. Трабаки и Асканио Майоне занимали должности первого и второго органистов. Среди других известных учеников были Франческо Ламбарди, Донато Антонио Спано, Андреа Фальконе́ри и Луиджи Росси.

Творчество

Произведения Мака делятся на три хронологически и географически определённые группы: римские работы 1574–1584 годов, ранние неаполитанские произведения 1585–1596 годов и поздний неаполитанский период 1597–1614 годов.

Ранние мадригалы отражают консерватизм римских современников. В публикации 1579 года (Madrigali) проявляются более красочные тенденции, например, в Di coralli e perle (Из кораллов и жемчуга) широкие мелодические движения малой секунды создают выразительную гармонию, предвосхищая эксперименты с гармониями в поздних произведениях.

Два сборника Madrigaletti e napolitane (1581–1582) моделированы на canzone alla napolitana Ферретти. Многие из них сохраняют формулу виланеллы (AA1BCC1), но акцент смещён на живописное музыкальное изображение текста. Серьёзные мадригалы начала 1580-х годов смягчены влиянием Маренцио и выполнены в более популярном стиле. Простейшие диатонические мелодии используются в игривых имитациях, контрастирующих с короткими, регулярными гомофонными фразами. Нижний голос часто выполняет функцию гармонического баса, движущегося в основном квартами и квинтами.

Полихоральные мотеты и литании для двух и трёх хоров римского периода следуют той же практике, что и мотеты Палестрины (1576). Каждый хор сохраняет полную гармоническую функцию, точки каденций не перекрываются, что подходило для акустики больших римских церквей и ораторий.

Инструментальные и клавирные произведения включают рикеркаре, канцоны, каприччио, вариации на Ruggiero (Руджеро) и токкату a modo di trombetta (в стиле трубного звука). Среди наиболее известных — Consonanze stravaganti (Странные созвучия), Durezze e ligature (Тяжести и связки) и Prima e seconda stravaganze (Первая и вторая экстраваганзы). Рикеркаре Мака часто основаны на множественных темах, изложенных в экспозиции.

Произведения

Вокальные:

  • Primo libro de madrigali, 6 голосов (Венеция, 1576) — Первый сборник мадригалов
  • Madrigali, 4–6 голосов (Венеция, 1579) — Мадригалы
  • Madrigaletti e napolitane, 6 голосов (Венеция, 1581) — Малые мадригалы и неаполитанские песни
  • Secondo libro de madrigaletti et napolitane, 6 голосов (Венеция, 1582) — Второй сборник малых мадригалов и неаполитанских песен
  • Secondo libro de madrigali, 5 голосов (Венеция, 1587) — Второй сборник мадригалов
  • Motectorum, 5, 6, 8 голосов, liber primus (Рим, 1596) — Первый сборник мотетов
  • Terzo libro de madrigali, 5 голосов (Феррара, 1597) — Третий сборник мадригалов
  • Quarto libro de madrigali, 5 голосов (Неаполь, 1599) — Четвёртый сборник мадригалов
  • Terzo libro de madrigali, 4 голоса (Неаполь, 1610) — Третий сборник мадригалов
  • Sesto libro de madrigali, 5 голосов (Венеция, 1613) — Шестой сборник мадригалов

Инструментальные:

  • Ricercate e canzone francesi, 4 голоса (Рим, 1586) — Рикеркаре и французские канцоны
  • Secondo libro de ricercari, 4 голоса, утрачен; 2 произведения сохранились
  • 4 canzoni alla francese, клавир, 1617–1624 — 4 канцоны в французском стиле
  • 12 ricercari primo-duodecimo tono, 4 голоса — 12 рикеркаре в первом–двенадцатом тоне
  • Toccata a modo di trombettaТокката в стиле трубного звука
  • Consonanze stravagantiСтранные созвучия
  • Durezze e ligatureТяжести и связки
  • Prima e seconda stravaganzeПервая и вторая экстраваганзы
  • Partite sopra RogieroПартита на тему Руджеро

Ноты сочинений Джованни де Мака на сайте библиотеки IMSLP