Мак, Джованни де
1548 - 1614
Назад
Macque, Giovanni de

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни де Мак был фламандским композитором, органистом и педагогом, проживавшим в Италии. Он был ведущим композитором неаполитанской школы в конце XVI и начале XVII веков.
Место рождения Мака указано в брачном контракте и на титульном листе его сборника мотетов 1596 года. В детстве он пел в хоре императорской капеллы в Вене. 7 декабря 1563 года было составлено заключение о том, что его следует определить в иезуитский колледж в Вене, так как у него сменился голос — это помогает установить приблизительную дату рождения.
После окончания колледжа он учился у Филиппо де Монте и к 1574 году переехал в Рим под покровительство монсиньора Серафино Оливьеро Разали, судьи Сакра Романа Рота. С 1 октября 1580 по 21 сентября 1581 года он был органистом в церкви S Luigi dei Francesi, Рим. В этот период Мак установил связи с семьей Каэтани. Вероятно, благодаря влиянию кардинала Энрико Каэтани четыре его полихоральные мотеты появились в рукописи, подготовленной под руководством Аннибале Зойло для великопостной музыки в SS Trinità dei Pellegrini в начале 1580-х годов.
Вместе с Дж.М. Нанино, Маренцио, Джованнелли и другими он был членом Compagnia dei Musici di Roma, получившей папское одобрение в 1584 году.
В начале 1585 года Мак переехал в Неаполь, где работал при доме Гезуальдо. Его публикации того периода посвящены видным представителям неаполитанской знати: Карло Гезуальдо и его отец Фабрицио, Чезаре Д’Авалос и Сципионе Пиньятелло. В мае 1590 года он был назначен вторым органистом при Сципионе Стелла в SS Annunziata. В 1594 году стал органистом капеллы испанского вице-короля, а пять лет спустя — маэстро ди капелла, сменив Бартоломео Роя. При его управлении музыкальные силы были удвоены, а его ученики Дж.М. Трабаки и Асканио Майоне занимали должности первого и второго органистов. Среди других известных учеников были Франческо Ламбарди, Донато Антонио Спано, Андреа Фальконе́ри и Луиджи Росси.
Произведения Мака делятся на три хронологически и географически определённые группы: римские работы 1574–1584 годов, ранние неаполитанские произведения 1585–1596 годов и поздний неаполитанский период 1597–1614 годов.
Ранние мадригалы отражают консерватизм римских современников. В публикации 1579 года (Madrigali) проявляются более красочные тенденции, например, в Di coralli e perle (Из кораллов и жемчуга) широкие мелодические движения малой секунды создают выразительную гармонию, предвосхищая эксперименты с гармониями в поздних произведениях.
Два сборника Madrigaletti e napolitane (1581–1582) моделированы на canzone alla napolitana Ферретти. Многие из них сохраняют формулу виланеллы (AA1BCC1), но акцент смещён на живописное музыкальное изображение текста. Серьёзные мадригалы начала 1580-х годов смягчены влиянием Маренцио и выполнены в более популярном стиле. Простейшие диатонические мелодии используются в игривых имитациях, контрастирующих с короткими, регулярными гомофонными фразами. Нижний голос часто выполняет функцию гармонического баса, движущегося в основном квартами и квинтами.
Полихоральные мотеты и литании для двух и трёх хоров римского периода следуют той же практике, что и мотеты Палестрины (1576). Каждый хор сохраняет полную гармоническую функцию, точки каденций не перекрываются, что подходило для акустики больших римских церквей и ораторий.
Инструментальные и клавирные произведения включают рикеркаре, канцоны, каприччио, вариации на Ruggiero (Руджеро) и токкату a modo di trombetta (в стиле трубного звука). Среди наиболее известных — Consonanze stravaganti (Странные созвучия), Durezze e ligature (Тяжести и связки) и Prima e seconda stravaganze (Первая и вторая экстраваганзы). Рикеркаре Мака часто основаны на множественных темах, изложенных в экспозиции.
Вокальные:
Инструментальные:
Ноты сочинений Джованни де Мака на сайте библиотеки IMSLP