Маши, Ле Сьер де
.... - ....

Назад

Ле Сьер де Маши (Le Sieur de Machy) - французский скрипач и композитор

  • Жил во второй половине XVII века.

Он был уроженцем Аббевиля и, как и его более знаменитый современник Сент-Коломб, учился у Николя Хотмана; вероятно, с этого времени он жил в Париже. В 1685 году Де Маши опубликовал первую французскую коллекцию пьес для виолы; в то время он жил на улице Нев-де-Фоссе, в фешенебельном районе Фосбург-Сен-Жермен. Согласно книге Дю Праделя "Удобная книга", в разделе “Адреса парижской деревни” в 1692 году он все еще жил в Париже. "Пьесы де Маши о виоле в музыке и табулатуре" (Париж, 1685) состоят из восьми танцевальных сюит, четыре из которых написаны в штатной нотации и четыре в табулатуре. Они в полной мере используют семиструнную басовую виолу и устанавливают традицию, характерную для французских виртуозов, - искусство ведения смычка, аппликатура и орнамент. Де Маши объясняет в своем 11-страничном труде три ипостаси бас-виолы: “первая и наиболее распространенная - это исполнение пьес для гармонии (аккомпанемент пьес аккордами)... вторая... состоит в том, чтобы аккомпанировать самому себе, петь одну партию, одновременно играя другую... и третья - исполнять гармонические партии (басовую партию)… играйте в консорте... но в наши дни этому не учат”. В пьесах Де Маши виола исполняется в первой из этих партий, и их происхождение от лютни проявляется в богатой аккордовой природе и использовании стиля бризе (ломанный стиль - игра с произвольным ритмом). Каждая сюита начинается продолжительной прелюдией, которая исполняется "по желанию исполнителя, медленно или быстро"; последующие танцы следуют традиционной схеме: аллеманда, куранта, сарабанда, жига, гавот и менуэт (или, в четвертой сюите, чакона). Де Маши был консерватором, выступавшим в качестве арьергарда против новой прогрессивной школы игры на виоле, которой руководили ученики Сент-Коломба, в частности Марэ, Дановилль и Руссо. Утверждение Де Маши о том, что существует два способа расположения большого пальца левой руки "как на лютне, теорбе и гитаре" - напротив первого или второго пальца – вызвало бурю протеста со стороны Руссо и Дановилля, которые оба придерживались мнения, что большой палец должен располагаться напротив второго пальца (для облегчения положения в вытянутом положении). Два прогрессивных автора попытались прояснить ситуацию в своих трактатах 1687 года, которые были встречены яростной отповедью Де Маши. Этот последний документ утерян, но сохранился 13-страничный язвительный ответ Руссо (Париж, 1688) с либеральными цитатами из оригинала Де Маши.

Ноты сочинений Ле Сьер де Маши на сайте библиотеки IMSLP