Маши, Сьёр де
.... - ....

Назад

Machy, Sieur de

  • Дата рождения: неизвестна, вторая половина XVII века
  • Место рождения: Абвиль, Франция
  • Дата смерти: неизвестна
  • Место смерти: вероятно, Париж, Франция

Биография

Сьёр де Маши был французским виолистом и композитором. Родом из Абвиля, он, как и его более известный современник Сент-Коломб, обучался у Николя Отмана. Вероятно, с этого времени он жил в Париже.

В 1685 году де Маши опубликовал первую французскую коллекцию pièces de viole (произведения для виолы); тогда он проживал на улице Нёв-дез-Фоссез в модном Фобур-Сен-Жермен. Согласно справочнику Дю Прадель Livre commode, contenant les adresses de la ville de Paris (Удобная книга с адресами города Парижа, Париж, 1692), де Маши все ещё жил в Париже в 1692 году.

Творчество

Сборник Pièces de violle, en musique et en tablature (Произведения для виолы, в нотации и таблатуре, Париж, 1685) состоит из восьми сюит танцев, четыре из которых написаны в нотах и четыре — в таблатуре. Произведения полностью используют бас-виолу с семью струнами и устанавливают традицию французских виртуозов с тщательной расстановкой смычка, аппликатуры и орнаментации.

В 11-страничном предисловии Avertissement très-nécessaire (Очень необходимое предупреждение) де Маши объясняет, что бас-виола выполняет три роли:

  1. Исполнение pièces d’harmonie (аккордных пьес без сопровождения).
  2. Сопровождение собственного пения, когда одна партия исполняется голосом, а другая — инструментом.
  3. Игра в консорте, но этот способ ныне не преподавался.

Произведения де Маши используют виолу в первой из этих ролей. Их происхождение из pièces de luth (произведений для лютни) видно в богатой аккордовой фактуре и использовании style brisé (разрушенный стиль). Каждая сюита начинается с длинной немерной прелюдии, которую следует исполнять «как угодно, медленно или быстро». Последующие танцы следуют стандартной последовательности: аллеманда, куранта, сарабанда, жига, гавот и менуэт (в четвёртой сюите вместо менуэта — шакона).

Де Маши был консервативен и стремился противостоять новой прогрессивной школе игры на виоле, представленной учениками Сент-Коломба, особенно Маре, Дановилем и Руссо. Его утверждение о том, что большой палец левой руки можно ставить двумя способами «как на лютне, теорбо и гитаре» — напротив первого или второго пальца — вызвало бурю протеста у Руссо и Дановиля, которые считали, что палец должен стоять напротив второго пальца для облегчения расширенной позиции. Два прогрессивных автора попытались прояснить ситуацию в своих трактатах 1687 года, что вызвало яростный ответ де Маши. Этот документ утрачен, но сохранился 13-страничный полемический трактат Руссо Réponse (Ответ, Париж, 1688) с многочисленными цитатами из оригинала де Маши.

Произведения

  • Pièces de violle, en musique et en tablature (Произведения для виолы, в нотации и таблатуре) — Париж, 1685, 8 сюит

Ноты сочинений Сьёра де Маши на сайте библиотеки IMSLP