Маши, Сьёр де
.... - ....
Назад
Machy, Sieur de
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Сьёр де Маши был французским виолистом и композитором. Родом из Абвиля, он, как и его более известный современник Сент-Коломб, обучался у Николя Отмана. Вероятно, с этого времени он жил в Париже.
В 1685 году де Маши опубликовал первую французскую коллекцию произведений для виолы; тогда он проживал на улице Нёв-дез-Фоссез в модном районе Фобур-Сен-Жермен. Согласно справочнику Дю Праделя "Удобная книга с адресами города Парижа" (1692), де Маши все ещё жил в Париже в 1692 году.
Сборник "Произведения для виолы, в нотации и таблатуре" (1685) состоит из восьми сюит танцев, четыре из которых написаны в нотах и четыре — в таблатуре. Произведения полностью используют бас-виолу с семью струнами и устанавливают традицию французских виртуозов с тщательной расстановкой смычка, аппликатуры и орнаментации.
В одиннадцатистраничном предисловии "Очень необходимое предупреждение" де Маши объясняет, что бас-виола выполняет три роли: исполнение аккордных пьес без сопровождения; сопровождение собственного пения, когда одна партия исполняется голосом, а другая — инструментом; игра в консорте, но этот способ ныне не преподавался. Произведения де Маши используют виолу в первой из этих ролей. Их происхождение из произведений для лютни видно в богатой аккордовой фактуре и использовании "разрушенного стиля". Каждая сюита начинается с длинной немерной прелюдии, которую следует исполнять "как угодно, медленно или быстро". Последующие танцы следуют стандартной последовательности: Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига, Гавот и Менуэт (в четвёртой сюите вместо менуэта — Чакона).
Де Маши был консервативен и стремился противостоять новой прогрессивной школе игры на виоле, представленной учениками Сент-Коломба, особенно Маре, Дановилем и Руссо. Его утверждение о том, что большой палец левой руки можно ставить двумя способами "как на лютне, теорбо и гитаре" — напротив первого или второго пальца — вызвало бурю протеста у Руссо и Дановиля, которые считали, что палец должен стоять напротив второго пальца для облегчения расширенной позиции. Два прогрессивных автора попытались прояснить ситуацию в своих трактатах 1687 года, что вызвало яростный ответ де Маши. Этот документ утрачен, но сохранился тринадцатистраничный полемический трактат Руссо "Ответ" (1688) с многочисленными цитатами из оригинала де Маши.
Инструментальная музыка (для виолы)
Ноты сочинений Сьёра де Маши на сайте библиотеки IMSLP