Мачаду, Мануэль
1590 - 1646

Назад

Machado, Manuel

Портрет композитора Мануэль Мачаду

  • Дата рождения: около 1590
  • Место рождения: Лиссабон, Португалия
  • Дата смерти: 18 апреля 1646
  • Место смерти: Мадрид, Испания

Биография

Мануэль Мачаду был португальским композитором и инструменталистом, постоянно проживавшим в Испании. Он обучался у Дуарте Лобу, а в 1610 году, освоив несколько инструментов, присоединился к своему отцу, Лопе Мачаду, арфисту, в королевской капелле Мадрида.

31 августа 1639 года он был назначен королевским камерным музыкантом, а 10 августа 1642 года был вознаграждён "за его долгую службу и службу его отца" дополнительными выплатами из фондов Дома Бургундии.

Все 20 сохранившихся произведений Мачаду — это светские песни на испанских текстах, выразительность которых не уступает сочинениям местных испанских композиторов того времени. Его гармонии чрезвычайно богаты, а изменения размера и темпа точно отражают изменяющееся настроение любовной поэзии, положенной на музыку.

Будь то патетическая песня "Моё сердце может так делать" (помечено "медленно"), "Ясминта вышла к источнику" с двусмысленным подтекстом, или задорная "Какой задорный куплет у проказницы" (помечено "строго по размеру"), он всегда находил именно те музыкальные средства, чтобы подчеркнуть смысл текста.

Он добавлял "естибос" и "коплы" к своим романсам, следуя самым современным барочным формальным практикам.

Его рождественские вильянсико из библиотеки короля Жуана IV включали негритянский элемент, соответствующий африканской практике "зов и ответ": солист отвечал хором из восьми голосов, например, в произведении "Мануэлика поёт в Беле, Торо полно".

Творчество

Творчество Мануэля Мачаду представлено исключительно светской вокальной музыкой, что является уникальным случаем для композитора, служившего при королевской капелле. Его стиль отличается виртуозным владением гармоническим языком и тонкой психологической выразительностью, позволяющей точно передавать эмоциональные оттенки поэтического текста. Мачаду мастерски использовал смены метра и темпа для создания музыкальной драматургии. Его произведения, включающие романсы и вильянсико, демонстрируют синтез иберийских музыкальных традиций с элементами, заимствованными из африканской культуры, что отражает сложную этническую палитру Португальской империи того времени.

Произведения

Светские песни (романсы и вильянсико)

  • "Моё сердце может так делать" ("Bien podéis coraçón mio")
  • "Ясминта вышла к источнику" ("Salió a la fuente Jacinta")
  • "Какой задорный куплет у проказницы" ("Qué entonadilla que estaba la picara")
  • "Мануэлика поёт в Беле, Торо полно" ("Manuelica sa en Bele, Turo pleto")

Духовная музыка

  • "Слава, Царица", для 8 голосов ("Salve regina")
  • "Плач на Страстную пятницу", для 4 голосов ("Lamentation for Good Friday")