Мачаду, Мануэль
1590 - 1646
Назад
Machado, Manuel
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Мануэль Мачаду был португальским композитором и инструменталистом, постоянно проживавшим в Испании. Он обучался у Дуарте Лобу, а в 1610 году, освоив несколько инструментов, присоединился к своему отцу, Лопе Мачаду, арфисту, в королевской капелле Мадрида.
31 августа 1639 года он был назначен королевским камерным музыкантом, а 10 августа 1642 года был вознаграждён "за его долгую службу и службу его отца" дополнительными выплатами из фондов Дома Бургундии.
Все 20 сохранившихся произведений Мачаду — это светские песни на испанских текстах, выразительность которых не уступает сочинениям местных испанских композиторов того времени. Его гармонии чрезвычайно богаты, а изменения размера и темпа точно отражают изменяющееся настроение любовной поэзии, положенной на музыку.
Будь то патетическая песня "Моё сердце может так делать" (помечено "медленно"), "Ясминта вышла к источнику" с двусмысленным подтекстом, или задорная "Какой задорный куплет у проказницы" (помечено "строго по размеру"), он всегда находил именно те музыкальные средства, чтобы подчеркнуть смысл текста.
Он добавлял "естибос" и "коплы" к своим романсам, следуя самым современным барочным формальным практикам.
Его рождественские вильянсико из библиотеки короля Жуана IV включали негритянский элемент, соответствующий африканской практике "зов и ответ": солист отвечал хором из восьми голосов, например, в произведении "Мануэлика поёт в Беле, Торо полно".
Творчество Мануэля Мачаду представлено исключительно светской вокальной музыкой, что является уникальным случаем для композитора, служившего при королевской капелле. Его стиль отличается виртуозным владением гармоническим языком и тонкой психологической выразительностью, позволяющей точно передавать эмоциональные оттенки поэтического текста. Мачаду мастерски использовал смены метра и темпа для создания музыкальной драматургии. Его произведения, включающие романсы и вильянсико, демонстрируют синтез иберийских музыкальных традиций с элементами, заимствованными из африканской культуры, что отражает сложную этническую палитру Португальской империи того времени.
Светские песни (романсы и вильянсико)
Духовная музыка