Мачаду, Мануэль
1590 - 1646
Назад
Machado, Manuel

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Мануэль Мачаду был португальским композитором и инструменталистом, постоянно проживавшим в Испании. Он обучался у Дуарте Лобу, а в 1610 году, освоив несколько инструментов, присоединился к своему отцу, Лопе Мачаду, арфисту, в королевской капелле Мадрида.
31 августа 1639 года он был назначен королевским камерным музыкантом, а 10 августа 1642 года был вознаграждён «за его долгую службу и службу его отца» дополнительными выплатами из фондов Дома Бургундии.
Все 20 сохранившихся произведений Мачаду — это светские песни на испанских текстах, выразительность которых не уступает сочинениям местных испанских композиторов того времени. Его гармонии чрезвычайно богаты, а изменения размера и темпа точно отражают изменяющееся настроение любовной поэзии, положенной на музыку.
Будь то патетическая песня Bien podéis coraçón mio (Моё сердце может так делать, помечено aspacio — «медленно»), Salió a la fuente Jacinta (Ясминта вышла к источнику) с двусмысленным подтекстом, или задорная Qué entonadilla que estaba la picara (Какой задорный куплет у проказницы, помечено picadito el compas — «строго по размеру»), он всегда находил именно те музыкальные средства, чтобы подчеркнуть смысл текста.
Он добавлял estrivos и coplas к своим романсам, следуя самым современным барочным формальным практикам.
Его рождественские villancicos из библиотеки короля Жуана IV включали негритянский элемент, соответствующий африканской практике call and response: солист отвечал хором из восьми голосов, например, в произведении Manuelica sa en Bele, Turo pleto (Мануэлика поёт в Беле, Торо полно).