Мейс, Томас
1612 - 1706

Назад

Mace, Thomas

  • Дата рождения: 1612/1613
  • Место рождения: Кембридж или Йорк, Англия
  • Дата смерти: около 1706
  • Место смерти: Кембридж, Англия

Биография

Томас Мейс был английским лютнистом, певцом, композитором и писателем. Он должен был родиться либо в 1612, либо в 1613 году, так как на титульной странице его брошюры Riddles, Mervels and Rarities, or A New Way of Health, from an Old Man’s Experience (Загадки, Чудеса и Редкости, или Новый путь к здоровью по опыту старика) (Кембридж, 1698) он указан как «находящийся ныне в восемьдесят шестом году своей жизни». Ветви семьи Мейс жили в Кембридже и Йорке. В детстве он, вероятно, был хористом. 10 августа 1635 года он был назначен певцом хора Тринити-колледжа в Кембридже. Королевские симпатии, вероятно, заставили его покинуть Кембридж во время гражданской войны; в 1644 году он стал свидетелем осады Йорка. Известно, что в мае 1647 года он давал уроки пения в Кембридже.

Он пережил чуму в Кембридже в 1665–1666 годах, а после этого известно, что покидал город лишь дважды: для поездки в Лондон в 1676 году с целью публикации Musick’s Monument (Музыкальный монумент) и, в возрасте 77 лет, предположительно в 1690 году, когда он снова отправился в Лондон на четыре месяца, чтобы продать инструменты и музыкальные книги, которые из-за нарастающей глухоты стали ему менее полезны. В брошюре Riddles он все еще описывал себя как «здоровый, живой, активный и энергичный». 17 апреля 1706 года место «певца хора» было «освобождено мистером Мейс» в Тринити-колледже; хотя другие представители семьи Мейс были связаны с хором, это, возможно, относится к Томасу после его смерти.

Кроме Riddles, Мейс написал (в 1675 году) еще одно немузыкальное произведение — трактат о дорогах Англии под названием Profit, Conveniency and Pleasure to the Whole Nation (Прибыль, Удобство и Удовольствие для всей нации). Но главным образом его память связана с Musick’s Monument. Причудливый английский стиль текста, с множеством прилагательных и склонностью к плохой поэзии, иногда приводит к неправильному прочтению книги. На самом деле это важный источник информации о музыкальной жизни Англии во второй и третьей четверти XVII века. Книга разделена на три части: о церковной музыке, музыке для лютни и виолы, а также о музыке в целом.

Творчество

Мейс был консерватором. Он считал, что церковная музыка достигла совершенства в начале века, и не доверял и не любил экспрессивные черты французского стиля, который начал набирать популярность при реставрации и вытеснять традиционные формы английской инструментальной музыки. Musick’s Monument (Музыкальный монумент), написанный между 1671 и 1675 годами, на самом деле является защитой английской традиции и попыткой восстановить её ценности, показывая, как можно обратить вспять падение стандартов исполнения приходской и соборной музыки.

Основная цель Мейса во второй и самой большой части книги объясняется названием The Lute made Easie (Лютня сделана простой). Это полное руководство по инструменту, включающее важную информацию о практических аспектах, таких как натяжение струн, ладка и снятие корпуса, а также руководство для полного новичка по основам техники. В книге представлены сюиты в C, F, a-moll, d-moll, G, e-moll и b-moll во французской пониженной настройке, а также дополнительная d-moll сюита в новой настройке, так называемой New Tuning (Новая настройка), поскольку, как писал Мейс с некоторой иронией, «полагаю, вам может понравиться быть в моде».

Во всем произведении Мейс сочетал старомодность и новаторство. Он писал для 12-струнной лютни, популяризированной Жаком Готье в 1620–1630-х годах, а стиль его пьес соответствовал каролинскому периоду. Он стремился объединить лучшее из англо-французского стиля, обновив его своими формами, такими как старая гальярда и новая Tattle de Moy (Слухи обо мне), создавая единый музыкальный язык для инструмента. Сюиты Мейса — это объединенные наборы пьес, имеющие больше общего, чем просто тональность и настройка. Возможно, он был первым, кто написал сюиты для лютни с определенным числом частей, исполняемых в заданном порядке. Мейс подчеркивал, что части сюиты «должны иметь что-то общее … или иметь некоторую схожесть в замысле, характере или настроении» и все быть в одной тональности.

Он также был одним из немногих музыкантов XVII века, пытавшихся донести важность и природу аффектной стороны музыки. При изучении пьесы ученик должен учитывать её «фугу» (обычно основной мотив), «форму» (структуру урока) и «настроение» (прогнозируемый эмоциональный эффект). Основные средства достижения настроения — это орнаментация, вариации динамики и темпа, а также продуманное использование пауз. Мейс также подробно описывает игру континуо на теорбо — основном инструменте для сопровождения вокальной музыки и часто используемом в консортной музыке. Его теорбо имел 13 струн и особенности английской конструкции.

Третья часть книги содержит краткое руководство по технике виолы и небольшой набор музыкальных произведений. Она также охватывает музыку в целом и содержит полезную информацию о практике консортной музыки в каролинский и республиканский периоды, включая использование органа и клавесина. Мейс не любил «шумные скрипки», хотя допускал использование скрипок при условии их баланса с «полными громкими теорбо». Он описывает музыкальные особенности различных инструментальных аэров своего времени, их темп и способы записи.

Мейс отличался изобретательностью. В Musick’s Monument (Музыкальный монумент) он описывает созданный им столовый орган. Подходя к 60 годам и страдая от ухудшающегося слуха, он создал странный инструмент Dyphone: or Double-Lute, The Lute of Fifty Strings (Дифон: или Двойная лютня, Лютня пятидесяти струн), соединявший лютню и теорбо, достаточно громкий, чтобы он мог слышать его сам. Его проекты музыкальной комнаты, по-видимому, так и не были реализованы, что свидетельствует о его интересе к акустике и организации концертов. К 1676 году популярность лютни уже резко снизилась.

Произведения

  • Musick’s Monument, or A Remembrancer of the Best Practical Musick (Музыкальный монумент, или Напоминание о лучшей практической музыке) (Лондон, 1676)
  • Riddles, Mervels and Rarities, or A New Way of Health, from an Old Man’s Experience (Загадки, Чудеса и Редкости, или Новый путь к здоровью по опыту старика) (Кембридж, 1698)
  • Profit, Conveniency and Pleasure to the Whole Nation (Прибыль, Удобство и Удовольствие для всей нации) (1675)

Музыкальные произведения:

  • I heard a voyce (Я слышал голос), стихотворный гимн для хора
  • 15 пьес для виолы
  • Разные пьесы в Musick’s Monument (Музыкальный монумент): 8 сюит, 1 урок, The Nightingale (Соловей) для лютни; 1 фантазия-прелюдия для теорбо; 2 фантазии и 1 урок для виолы
  • 1 канон на 4 голоса в Riddles, Mervels and Rarities (Загадки, Чудеса и Редкости, или Новый путь к здоровью по опыту старика)

Ноты сочинений Томаса Мейса на сайте библиотеки IMSLP