Мейс, Томас
1612 - 1706
Назад

Томас Мейс (Thomas Mace) - английский лютнист, певец, композитор и писатель
- Родился в 1612 или 1613 г. - Кембридж или Йорк
- Умер в 1706 г. - Кембридж.
Он, должно быть, родился либо в 1612, либо в 1613 году, поскольку на титульном листе его брошюры "Загадки, мервели и редкости, или Новый путь к здоровью, из опыта пожилого человека" (Кембридж, 1698) говорится, что ему "сейчас восемьдесят шесть лет". семья Мейса жила в Кембридже и Йорке. Мальчиком он, вероятно, был певчим. 10 августа 1635 года он был назначен певчим в хор Тринити-колледжа в Кембридже. Симпатии к роялистам, без сомнения, заставили его покинуть Кембридж во время Гражданской войны; в 1644 году он был свидетелем осады Йорка. Но известно, что в мае 1647 года он давал уроки пения в Кембридже. Он пережил чуму в Кембридже в 1665-1666 годах, а затем, как известно, покидал его только дважды: в 1676 году он посетил Лондон, чтобы договориться об издании "Памятника Музыканту" (Musick’s Monument), и в возрасте 77 лет, предположительно в 1690 году, когда он снова отправился в Лондон на четыре месяца, чтобы отдохнуть. продавал инструменты и музыкальные книги, которые из-за усиливающейся глухоты становились для него менее полезными. В Загадках он по-прежнему описывал себя как "Здорового, живого, деятельного и бойкого". 17 апреля 1706 года мистер Мейс "освободил место певчего" в Тринити-колледже: хотя с хором были связаны и другие Мейсы, это, возможно, относится к Томасу после его смерти. Помимо "Загадок", Мейс написал (в 1675 году) еще одно немузыкальное произведение, рассуждение о дорогах Англии под названием "Выгода, удобство и удовольствие для всей нации". Но в первую очередь он заслуживает того, чтобы его помнили как автора "Памятника Музыканту". Необычность его английского стиля, с его многочисленными прилагательными и пристрастием выражать свои мысли отвратительными стихами, иногда приводила к тому, что их читали не по тем причинам, по которым следовало. На самом деле это важный источник информации о широком спектре музыкальной деятельности в Англии во второй и третьей четвертях XVII века. Книга разделена на три раздела, посвященные церковной музыке, лютневой музыке, музыке для виол и музыке в целом.. Мейс был консерватором. Он считал, что церковная музыка достигла совершенства в начале века, и не доверял экстравертным качествам французского стиля, который начал приобретать все большую популярность в эпоху Реставрации и вытеснять более традиционные формы английской инструментальной музыки. "Памятника Музыканту", который он написал между 1671 и 1675 годами, на самом деле является защитой английской традиции и попыткой восстановить ее ценности, показав, как можно обратить вспять падение стандартов исполнения приходской и кафедральной музыки. Основная цель Мейса во втором и самом длинном разделе книги изложена в его названии “Лютня стала проще”. Это полное руководство по игре на инструменте, включающее важную информацию по практическим вопросам, таким как натягивание струн, установка и снятие ладов, а также руководство для начинающих, осваивающих основы техники игры. Он содержит сюиты до, фа, ля минор, ре минор, соль, ми минор и си минор во французской бемольной настройке, а также дополнительную сюиту ре минор в ре минорной настройке, так называемой “новая настройка”, потому что, как сказал Мейс с некоторым сарказмом, "я полагаю, вам, возможно, нравится быть в моде". На протяжении всей своей книги Мейс был одновременно и старомодным, и новаторским. Он писал для 12-струнной лютни, инструмента, ставшего популярным благодаря Жаку Готье в 1620-1630-х годах, и в основе его произведений лежит стиль каролинского периода. Он стремился объединить лучшее из этого англо-французского стиля и обновил его, добавив к сюитам такие формы, как старая гальярда и новая “Tattle de Moy” собственного изобретения, тем самым поставив инструмент на новую основу. Его сюиты - это унифицированные наборы пьес, объединяющие не только тональность и настройку. Действительно, Мейс, возможно, был первым человеком, написавшим сюиты для лютни с предписанным количеством движений, которые должны были исполняться в определенном порядке. Он подчеркнул, что движения сюиты "должны быть чем-то родственными... или иметь какое-то сходство в их замыслах, характере или настроении", и все они должны быть выдержаны в одной тональности. В концерте должен быть плавный переход между тональностями следующих друг за другом элементов, и с этой целью он предусмотрел модулирующие интерлюдии для лютни. Мейс был одним из немногих музыкантов 17-го века, которые пытались передать важность и природу эмоционального аспекта своей музыки. Разучивая пьесу, ученик должен учитывать ее "фугу" (как правило, вступительную тему), "форму" (суть урока) и "юмор" (предполагаемый эффект). Определившись с "юмором", игрок может использовать следующие основные средства для его достижения: украшения, которые Мейс подробно описывает, изменение динамики и темпа, а также разумный выбор пауз. Мейс рассказывает о непрерывной игре на теорбе, которая в то время была основным инструментом для сопровождения вокальной музыки, а также широко использовался в консорт-музыке. Его теорба - это 13-струнный инструмент с 13-ступенчатой настройкой (настройка: G', A', B', C, D, E, F, G, c, f, a, d', g), описанный Джеймсом Тэлботом как "английский инструмент". Теорба во многом отличается от континентальных инструментов, но, вероятно, является нормой в Англии в то время. В третьем разделе книги дается краткое описание техники игры на виоле и небольшое количество музыкальных произведений. Он пообещал, что таких произведений для виолы будет больше, и, вероятно, написал 15 рукописных фрагментов, чтобы выполнить свое обещание. Этот раздел также посвящен музыке в целом и содержит много полезной информации о практике консорта в эпоху Каролины и Содружества, а также советы по использованию органа и клавесина в консорт-музыке. Мейсу особенно не нравились "Визжащие скрипки", хотя он и допускал, что скрипки можно использовать ответственно, если их сбалансировать “Крепкими скрипачами”. Он с пользой описывает музыкальные качества, связанные с различными видами инструментальной музыки его времени, их правильную скорость и манеру записи. Мейс обладал изобретательским складом ума, и "Памятник Музыканту" описывает настольный орган, который он разработал. Приближаясь к 60 годам и страдая от повышенной глухоты, из-за которой он не мог слышать собственную лютню, он сконструировал донкихотский "Дифон, или двойная лютня, лютня о пятидесяти струнах", лютню и теорбу, объединенные в одном инструменте, который был достаточно громким, чтобы он мог его слышать. Его планы относительно музыкальной комнаты, которая, по-видимому, так и не была построена, свидетельствуют о его интересе к акустическим проблемам, а также о осознании того, что необходимо найти подходящее помещение для проведения публичных концертов того типа, который постепенно появился при его жизни. Трагедия Мейса заключалась в том, что к 1676 году популярность лютни упала необратимо. Вероятно, лишь немногие люди когда-либо использовали его книгу в качестве учебного пособия по игре на лютне, и в 1690 году многие экземпляры остались непроданными.
Ноты сочинений Томаса Мейса на сайте библиотеки IMSLP