Маччиони, Джованни Баттиста
.... - 1678
Назад
Maccioni, Giovanni Battista
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Баттиста Маччиони был итальянским композитором, арфистом и либреттистом. Одним из первых его упоминаний является либретто комедии "Благоразумные безумцы" 1615 года, где автор обозначен как "Джованни Баттиста Маччиони из Орвието". Считается, что этот же Маччиони 12 мая 1651 года прибыл в Мюнхен, где получил должность придворного капеллана и арфиста.
В 1652 году курфюрст Фердинанд Мария вступил в брак с принцессой Аделаидой Савойской, которая активно поддерживала развитие итальянского искусства в Баварии. Маччиони быстро завоевал её расположение и стал важным культурным советником. Он не только сотрудничал с ней при подготовке нескольких либретто, но и обучал её игре на арфе и, вероятно, гитаре.
В августе 1653 года император Фердинанд III посетил Мюнхен, и в его честь было исполнено аллегорическое сочинение "Праздничная арфа", для которого Маччиони написал как текст, так и музыку. Это произведение считается началом оперы при мюнхенском дворе и открывает эпоху расцвета итальянской драматической музыки в Баварии.
Кроме того, сохранились либретто Маччиони ещё как минимум для четырёх сочинений, поставленных в Мюнхене. Два из них — "Введение к балету" 1657 года: первое было посвящено дню рождения вдовствующей курфюрстины Марии Анны, второе — "Четыре элемента", вдохновлённое идеями и участием Аделаиды Савойской. Его последние два либретто — "Праздничные аплодисменты" (1658) и "Ардэлия" (1660), драма музыкале, для которых музыку, по-видимому, написал Иоганн Каспар Керль, хотя она не сохранилась. Первое сочинение представляло собой введение к турниру в честь императора Леопольда I.
Существуют упоминания, что Маччиони написал также либретто для пасторальной оперы "Челарозо", якобы поставленной в Мюнхене в 1657 году, но документальных подтверждений этому не найдено. Его произведение "Праздничная арфа" состоит из одной расширенной сцены, написанной для пяти солистов. В нём встречаются речитативы, арии, дуэты и заключительный хор. Флоридные ариозные обороты и элементы мелодического хроматизма показывают, что Маччиони был хорошо знаком с современными музыкальными приёмами. Его либретто, за исключением "Ардэлии", носили праздничный, случайный характер, однако в "Ардэлии" заметно влияние венецианской оперной традиции.
Около 1661 года Маччиони покинул Мюнхен и уже в 1662 году находился в Риме, где служил посланником мюнхенского двора и стал резидентом при папском дворе. Переписка между ним и курфюрстом Фердинандом Марией, датируемая 1662–1674 годами, свидетельствует о его активной роли в подборе музыкантов для мюнхенского двора. Среди них были кастраты Ферруччи и Бони, а также композитор Эрколе Бернабеи.
Сценические произведения и либретто