Маккари, Джакомо
1700 - 1744

Назад

Maccari, Giacomo

  • Дата рождения: около 1700 года
  • Место рождения: Рим, Италия
  • Дата смерти: после 1744 года
  • Место смерти: вероятно, Венеция, Италия

Биография

Джакомо Маккари — итальянский композитор XVIII века. Его римское происхождение подтверждает Карло Гольдони, который лично был с ним знаком. Однако уже к 15 декабря 1720 года Маккари находился в Венеции, где поступил на службу в качестве тенора в соборную капеллу святого Марка.

Возможно, он приходился родственником певицам Антонии и Констанце Маккари, обеим уроженкам Рима. Констанца имела значительный успех в Венеции в 1715–1718 годах, хотя и прославилась скандальным образом жизни.

Ранним крупным сочинением Маккари стала серьезная опера Adaloaldo furioso («Адалоальдо в ярости», 1727), поставленная в Венеции. Однако основная часть его театральной деятельности, подобно творчеству его коллеги по капелле Сан-Марко Сальваторе Апполони, была связана с труппой Джузеппе Имера в театре Сан-Самуэле. В период с 1734 по 1743 год он написал для неё несколько интермедий и, вероятно, другие комические произведения, рассчитанные на участие любителей-артистов, среди которых была, например, Занетта Казанова, мать знаменитого писателя и авантюриста Джакомо Казановы.

Некоторые интермедии на тексты Гольдони в разное время ошибочно приписывались Маккари или Апполони, однако их авторство до сих пор не установлено. В частности, опера Aristide («Аристид») приписывалась Лотавио Вандини — анаграмма имени Антонио Вивальди, но исследователь Вайс посчитал крайне маловероятным, что автором был Вивальди.

До наших дней музыка Маккари почти не сохранилась. Сам Гольдони отмечал, что его стиль отличался ясностью и простотой, что хорошо подходило для актёров-любителей. Как контрапунктист Маккари имел определённую известность, однако сохранившаяся сольная кантата показывает лишь средний уровень мастерства: это эффектное виртуозное сочинение, использующее выразительные возможности минорной гаммы, но отличающееся ритмической невыразительностью. В 1744 году он написал несколько арий для пастиччо La finta schiava («Мнимая рабыня»).

Творчество

Творчество Маккари соединяет элементы серьёзной оперы и комического театра. Наибольший успех он имел в жанре комической оперы и интермедии, внося вклад в развитие лёгкого музыкального стиля в Венеции. Его сочинения, особенно созданные для театра Сан-Самуэле, отражают переходный период в итальянской музыке, когда в комедийных спектаклях активно использовались музыкальные вставки.

Произведения

Оперы и музыкальные спектакли

  • Adaloaldo furioso («Адалоальдо в ярости», мелодрама, либретто А. Луккини) — церковь Сан-Мойзе, Венеция, карнавал 1727
  • Ottaviano trionfante di Marc'Antonio («Октавиан, торжествующий над Марком Антонием», комическая драма, либретто П. Мити) — церковь Сан-Сальвадор, Венеция, карнавал 1735
  • La fondazione di Venezia («Основание Венеции», дивертисмент для музыки, пролог и 11 сцен, либретто К. Гольдони) — Венеция, осень 1736
  • Lucrezia Romana in Constantinopoli («Римская Лукреция в Константинополе», комическая драма, 3 акта, либретто К. Гольдони) — карнавал 1737
  • La contessina («Графинюшка», комическая опера, 3 акта, либретто К. Гольдони) — карнавал 1743

Интермедии

  • La pupilla («Воспитанница», либретто К. Гольдони) — 1734
  • Il conte Copano («Граф Копано», либретто А. Гори и Дж. Имера) — 1734

Кантаты

  • Кантата для голоса (сопрано), бассо континуо — хранится в Неаполе

Сомнительные произведения (атрибуция не установлена)

  • La birba («Плут», либретто К. Гольдони), карнавал 1735
  • L'ippocondriaco («Ипохондрик», либретто К. Гольдони), октябрь 1735
  • Aristide («Аристид», либретто К. Гольдони), осень 1735 (также приписывалась Лотавио Вандини)
  • Monsieur Petiton («Месье Петитон», либретто К. Гольдони), карнавал 1736
  • La bottega da caffè («Кофейная лавка», либретто К. Гольдони), октябрь 1736
  • L'amante cabala («Любовь и обман», либретто К. Гольдони), осень 1736