Маккари, Джакомо
1700 - 1744
Назад
Maccari, Giacomo

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джакомо Маккари — итальянский композитор XVIII века. Его римское происхождение подтверждает Карло Гольдони, который лично был с ним знаком. Однако уже к 15 декабря 1720 года Маккари находился в Венеции, где поступил на службу в качестве тенора в соборную капеллу святого Марка.
Возможно, он приходился родственником певицам Антонии и Констанце Маккари, обеим уроженкам Рима. Констанца имела значительный успех в Венеции в 1715–1718 годах, хотя и прославилась скандальным образом жизни.
Ранним крупным сочинением Маккари стала серьезная опера Adaloaldo furioso («Адалоальдо в ярости», 1727), поставленная в Венеции. Однако основная часть его театральной деятельности, подобно творчеству его коллеги по капелле Сан-Марко Сальваторе Апполони, была связана с труппой Джузеппе Имера в театре Сан-Самуэле. В период с 1734 по 1743 год он написал для неё несколько интермедий и, вероятно, другие комические произведения, рассчитанные на участие любителей-артистов, среди которых была, например, Занетта Казанова, мать знаменитого писателя и авантюриста Джакомо Казановы.
Некоторые интермедии на тексты Гольдони в разное время ошибочно приписывались Маккари или Апполони, однако их авторство до сих пор не установлено. В частности, опера Aristide («Аристид») приписывалась Лотавио Вандини — анаграмма имени Антонио Вивальди, но исследователь Вайс посчитал крайне маловероятным, что автором был Вивальди.
До наших дней музыка Маккари почти не сохранилась. Сам Гольдони отмечал, что его стиль отличался ясностью и простотой, что хорошо подходило для актёров-любителей. Как контрапунктист Маккари имел определённую известность, однако сохранившаяся сольная кантата показывает лишь средний уровень мастерства: это эффектное виртуозное сочинение, использующее выразительные возможности минорной гаммы, но отличающееся ритмической невыразительностью. В 1744 году он написал несколько арий для пастиччо La finta schiava («Мнимая рабыня»).
Творчество Маккари соединяет элементы серьёзной оперы и комического театра. Наибольший успех он имел в жанре комической оперы и интермедии, внося вклад в развитие лёгкого музыкального стиля в Венеции. Его сочинения, особенно созданные для театра Сан-Самуэле, отражают переходный период в итальянской музыке, когда в комедийных спектаклях активно использовались музыкальные вставки.
Оперы и музыкальные спектакли
Интермедии
Кантаты
Сомнительные произведения (атрибуция не установлена)