Луитон, Каролус
1557 - 1620
Назад

Каролус Луитон (Carolus Luython) - фламандский композитор и органист
- Родился в 1557 или 1558 г. - Антверпен.
- Умер в августе 1620 г. - Прага.
Почти всю свою жизнь он провел на службе в императорской капелле Габсбургов в Вене и Праге. В 1566 году он был принят на работу в качестве хориста при дворе императора Максимилиана II в Вене; его учителями музыки там, возможно, были Якобус Ваэт, Алар дю Гокье и Филипп де Монте, а игре на органе он, вероятно, учился либо у первого придворного органиста Вильгельмуса Формеллиса, либо у одного из младших органистов, Вильгельм фон Мюлин или Пауль ван Винде. После ухода из капеллы 30 июля 1571 года, после того как у него изменился голос, Луитону был выплачен обычный гонорар в размере 50 гульденов. Он отправился в Италию, чтобы работать и продолжить свое образование, как и другие певцы императорского двора, такие как Якоб Регнарт. 18 мая 1576 года он вернулся на службу к императорскому двору в качестве "камерного музыканта" (вероятно, органиста, а не певца) с жалованьем в 10 гульденов в месяц. Он был одним из первых участников недавно основанного "Каммермузик", параллельного учреждения придворной капелле и военному оркестру. В 1577 году Луитон был оставлен в качестве камерного органиста при новообразованном дворе преемника Максимилиана Рудольфа II, который был переведен в Прагу. С 25 февраля 1580 по 28 февраля 1581 года он увеличил свое скудное жалованье до должности младшего чиновника императорского гардероба (ундергвардароба). Когда 4 января 1582 года умер первый придворный органист Формеллис, Луитон был задним числом назначен третьим придворным органистом с 1 января 1577 года с ежемесячным окладом в 25 гульденов. Позже, в 1582 году, он сопровождал Рудольфа на сейм в Аугсбурге в качестве второго придворного органиста и тогда же опубликовал в Венеции свою первую и единственную книгу мадригалов, посвященную аугсбургскому магнату Иоганну Фуггеру. Эта экскурсия положила начало росту репутации "Луитона". Компания Луитон сотрудничала с органным мастером Альбрехтом Руднером при реконструкции органа в Пражском кафедральном соборе. Эти двое разошлись во мнениях по нескольким вопросам, и в судебных протоколах за период с апреля 1581 года по 22 декабря 1590 года возражения Луитон изложены в мельчайших подробностях. Его первый сборник песнопений "Popularis anni jubilus" был издан в Праге в 1587 году с посвящением брату Рудольфа II эрцгерцогу Эрнсту по случаю его хиротонии в епископы. 1 апреля того же года Луитону был пожалован малый герб (Wappen mit Lehenart) в знак признания его заслуг в качестве придворного органиста. Вероятно, он фактически был первым придворным органистом с 1594 года, когда Пауль ван Винде уехал в Нидерланды; официально он был назначен на этот пост после смерти ван Винде в 1596 году. Когда Монте умер 4 июля 1603 года, Луитон сменил его на посту придворного композитора с повышением жалованья на 10 гульденов в месяц. В 1603 году он опубликовал в Праге еще один том песнопений, в 1604 году - "Книгу плача", а в 1609 году - сборник месс (дважды переиздававшийся во Франкфурте). За преданность народа Рудольфу II Луитон получил в подарок 500 гульденов. 16 мая 1611 года ему была назначена ежегодная пенсия в размере 200 гульденов в знак признания 35-летней преданной службы императорскому двору. Но, как и у многих сотрудников Рудольфа, у Луитона возникли проблемы с получением причитающейся ему суммы; в 1591 году его зарплата составляла 1600 гульденов, и при жизни Рудольфа он с трудом получал свою пенсию. После смерти Рудольфа в 1612 году его брат и преемник Матиас распустил придворную капеллу и снял с себя ответственность за долги перед ее членами. Луитон, который никогда не был женат и не принимал духовного сана, умер нищим в 1620 году, оставив 2400 гульденов задолженности по зарплате и пенсии своему брату Клоду и сестрам Кларе и Сибелле; его завещание так и не было исполнено. Преториус описал замечательный клавесин, принадлежащий компании “Луитон”; он назвал его “clavicimbalum universale seu perfectum”. Инструмент имел четырехоктавную энгармоническую клавиатуру, на которой все пять обычных повышенных клавиш в каждой октаве были разделены, а повышенные клавиши, настроенные как E и B, были вставлены между E и F и между B и C; он мог играть в хроматическом и энгармоническом диапазонах, а также в диатоническом. Раздвижную клавиатуру можно было установить на любой из семи энгармонических ступеней, охватывающих 3-ю мажорную. В 1613 году бедность вынудила Луитон продать свой клавесин за 100 гульденов. Вокальная музыка Луитона во многом отражает влияние Монте. Десять из 11 мадригалов в его первой книге написаны на стихи Петрарки, но шестой, "Сакро монте, мое счастье", является данью уважения Монте, текст которого, возможно, был написан Луитоном. Четыре пародийные мессы из девяти в его первой книге основаны на мотетах и мадригалах Монте. Другая месса, семиголосная Missa super basim "Да здравствует цезарь", усиливает посвящение тома Рудольфу II; ее cantus firmus - это короткая мелодия, сочиненная специально для этой цели. Остальные четыре мессы называются Missa quadlibetica, термин, используемый также Ваэтом и Реньяром. Их объединяет быстрая, в основном слоговая декламация слов и заметная степень тематического единства в каждой обстановке. Раздел "Осанна" в "Санктусе" всегда дополняется "Плени солнце небесное", и Агнусу Божьему придается однократное, а не тройное значение. Тематическая концентрация предполагает, что мессы "quodlibet" могут быть пародиями на существующие композиции, но никаких образцов обнаружено не было. В то время как трехголосные и четырехголосные примеры проще по структуре, шестиголосная Missa quodlibetica контрапунктически сложна и объемна по форме. Послание Луитона "Tytire tu patule", не включенное в печатный том, вероятно, является одной из месс, посвященных Максимилиану II, упоминаемых в документах 1575 и 1576 годов. Луитон был менее консервативен в своей инструментальной композиции, которая отражает идеи дальновидных современников; возможно, его больше всего помнят за несколько клавишных пьес, в которых он предвосхитил более поздние фугальные приемы. Его "Fuga suavissima" сравнивали с аналогичными произведениями Свелинка и Фрескобальди; она разделена на три части и основана на трех сюжетах. Все остальные его инструментальные произведения относятся к типу "ричеркаре".
Ноты сочинений Каролуса Луитона на сайте библиотеки IMSLP