Луитон, Каролус
1557 - 1620
Назад
Luython, Carolus

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Фламандский композитор и органист Каролус Луитон провёл почти всю свою жизнь на службе в императорской капелле Габсбургов в Вене и Праге. В 1566 году он был принят хористом при дворе императора Максимилиана II в Вене; его музыкальными наставниками могли быть Якобус Ваэт, Алард дю Гокьер и Филипп де Монтэ, а орган он, вероятно, изучал либо у первого придворного органиста Вильгельмуса Формеллиса, либо у одного из суборганистов — Вильгельма фон Мюлина или Паула ван Винде.
После ухода из капеллы 30 июля 1571 года вследствие изменения голоса Луитон получил обычное вознаграждение в размере 50 гульденов. Он отправился в Италию для работы и дальнейшего музыкального образования, как это делали и другие певцы императорского двора, например Якоб Регнар. 18 мая 1576 года он вернулся на службу при императорском дворе как «камерный музыкант» (вероятно, в качестве органиста, а не певца) с окладом 10 гульденов в месяц. Луитон был одним из первых членов вновь созданной Каммермюзик — параллельного образования к придворной капелле и военному оркестру.
В 1577 году Луитон был оставлен камерным органистом при новом дворе преемника Максимилиана, Рудольфа II, который был перенесён в Прагу. В период с 25 февраля 1580 по 28 февраля 1581 года он увеличил свой скромный оклад за счёт должности младшего чиновника в императорской гардеробной. После смерти первого придворного органиста Формеллиса 4 января 1582 года Луитон был ретроактивно назначен третьим придворным органистом с 1 января 1577 года с месячной зарплатой 25 гульденов. Позже в 1582 году он сопровождал Рудольфа на Аугсбургский рейхстаг в качестве второго придворного органиста, а в это время опубликовал в Венеции свою первую и единственную книгу мадригалов, посвящённую аугсбургскому магнату Иоганну Фуггеру. Эта поездка ознаменовала начало роста его репутации.
Луитон сотрудничал с органным мастером Альбрехтом Руднером при реконструкции органа в Пражском соборе. Они расходились во мнении по многим вопросам, и судебные документы с апреля 1581 по 22 декабря 1590 года подробно фиксируют возражения Луитона. Его первая коллекция мотетов Popularis anni jubilus (Праздник годов, юбилей) была опубликована в Праге в 1587 году с посвящением брату Рудольфа II эрцгерцогу Эрнсту по случаю его посвящения в епископы. 1 апреля того же года Луитон получил небольшой герб (Wappen mit Lehenart) в знак признания его заслуг как придворного органиста. По сути, он исполнял обязанности первого придворного органиста с 1594 года, когда Пауль ван Винде уехал в Нидерланды; официально он был назначен на этот пост после смерти ван Винде в 1596 году.
После смерти Монтэ 4 июля 1603 года Луитон стал придворным композитором с увеличением оклада на 10 гульденов в месяц. В Праге он опубликовал ещё один том мотетов в 1603 году, книгу Lamentationes (Плач) в 1604 году и сборник месс в 1609 году (дважды переизданный во Франкфурте). Посвящение месс Рудольфу II принесло Луитону подарок в 500 гульденов. 16 мая 1611 года он был награждён ежегодной пенсией в размере 200 гульденов за 35 лет верной службы императорскому двору. Однако, как и многие служащие Рудольфа, Луитон сталкивался с трудностями при получении причитающегося: его зарплата в 1591 году была задержана на 1600 гульденов, а при жизни Рудольфа он с трудом получал пенсию. После смерти Рудольфа в 1612 году его брат и преемник Маттиас распустил придворную капеллу и отказался от ответственности за долги её членов. Луитон, который никогда не был женат и не принимал священный сан, умер бедным в 1620 году, оставив задолженность по зарплате и пенсии в 2400 гульденов своему брату Клоду и сёстрам Кларе и Сибелле; его завещание так и не было выполнено.
Праториус описывал замечательный клавесин, принадлежавший Луитону, который он назвал clavicimbalum universale seu perfectum (универсальный или совершенный клавесин). Инструмент имел четырёхоктавную энхармоническую клавиатуру, на которой все пять обычных повышенных клавиш каждой октавы были разделены, а клавиши, настроенные как E и B, были вставлены между E и F и между B и C; клавесин мог играть в хроматическом, энхармоническом и диатоническом строях. Скользящая клавиатура могла быть установлена на любой из семи энхармонических ступеней, охватывающих большую терцию. Бедность вынудила Луитона продать клавесин за 100 гульденов в 1613 году.
Вокальная музыка Луитона в значительной степени отражает влияние Филиппа де Монтэ. Десять из одиннадцати мадригалов его первой книги положили на музыку стихи Петрарки, но шестой Sacro monte mio dolce (Святая гора моя сладкая) является данью уважения Монтэ, а текст мог быть написан самим Луитоном. Четыре пародийные мессы из девяти в первой книге основаны на мотетах и мадригалах Монтэ. Ещё одна месса, семиголосая Missa super basim “Caesar vive” (Месса на тему “Да здравствует Цезарь”), подчёркивает посвящение сборника Рудольфу II; её кантус фирмус — короткая мелодия, созданная специально для этого произведения. Оставшиеся четыре мессы называются Missa quadlibetica (Квадлибетическая месса), термин, использовавшийся также Ваэтом и Регнаром. Эти мессы характеризуются быстрым, преимущественно слоговым произнесением текста и заметной тематической единством в каждом произведении. Раздел «Осана» в Sanctus всегда объединён с «Pleni sunt caeli», а Agnus Dei выполнен в одинарной, а не трёхкратной форме. Тематическая концентрация позволяет предположить, что «квадлибетические» мессы могут быть пародиями на существующие композиции, однако точные прототипы не идентифицированы. Трёх- и четырёхголосые примеры проще по текстуре и структуре, тогда как шестиголосая Missa quodlibetica контрапунктически сложна и объёмна по форме. Месса Missa “Tytire tu patule” (Месса “Ты, Титир, ты, распростёртый”), не включённая в печатный том, вероятно, является одной из месс, посвящённых Максимилиану II, упомянутых в документах 1575–1576 годов.
Луитон был менее консервативен в инструментальной музыке, что отражает идеи прогрессивных современников; наиболее известны его клавишные произведения, в которых он предвосхитил позднейшие фугальные приёмы. Его Fuga suavissima (Очень нежная фуга) сравнивают с аналогичными произведениями Свелинка и Фрескобальди; она разделена на три части и основана на трёх темах. Все остальные инструментальные произведения Луитона относятся к типу ricercare (ризеркар).
Вокальная сакральная музыка
Секулярная вокальная музыка
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Каролуса Луитона на сайте библиотеки IMSLP