Лустиг, Якоб Вильгельм
1706 - 1796

Назад

Lustig, Jacob Wilhelm

  • Дата рождения: 21 сентября 1706
  • Место рождения: Гамбург, Германия
  • Дата смерти: 17 мая 1796
  • Место смерти: Гронинген, Нидерланды

Биография

Нидерландский теоретик, органист и композитор немецкого происхождения. Его отец, также Якоб Вильгельм, был учеником И.А. Райнкена и органистом в двух церквях святого Михаила в Гамбурге. В 1723 году Лустиг стал органистом в лютеранской филиальной церкви Гамбурга; среди его учителей были М. Маттезон, Г. Телеман и Г. Кунцен. В 1720 году он слушал виртуозных органистов, включая И.С. Баха, и был другом мастера по изготовлению органов А.А. Хинца.

В 1728 году Лустиг был назначен органистом церкви Мартиникерк в Гронингене, сменив на этом посту Хавингху, и оставался там до своей смерти в возрасте 89 лет. В 1732 или 1734 году (по разным источникам) он получил грант от своей церкви на обучение в Лондоне. В 1736 году Лустиг женился на Алайне Рекерс и в 1743 году получил нидерландское гражданство. Несмотря на утверждение в автобиографии о полной удовлетворенности своей должностью и намерении никогда не покидать Гронинген, в 1741 году он подавал заявление на пост органиста в Новую церковь в Гааге. Среди его знакомых были Чарльз Бёрни, которого он встретил в 1772 году и которому подарил список своих произведений, и Г.Й. Фоглер, посетивший Гронинген в марте 1786 года для исполнения на органе.

Судя по сохранившимся произведениям, Лустиг был композитором с небольшим уровнем оригинальности и значимости. Его сонаты, несмотря на французские названия отдельных частей, демонстрируют исключительно итальянские и немецкие стилистические влияния; иногда встречаются интересные гармонические ходы, чаще вызывающие ощущение неловкости, чем изобретательности. При жизни он был высоко ценим как органист, экзаменатор по органу и педагог.

Лустиг также известен как музыкальный писатель. Он переводил на голландский язык многочисленные современные работы, включая труды Кванца, Веркомстера, Марбурга, Паскуали и Бёрни. Его собственные сочинения содержат много сведений о современниках и музыкальной жизни Нидерландов, хотя иногда отмечены высокомерием, завистливыми комментариями о более талантливых коллегах, таких как Локателли и Хурлебуш, и колкими замечаниями в адрес издателей, отказавших в публикации его работ. В его книгах встречаются заимствования с указанием источника из трудов Маттезона.

Творчество

Инструментальная музыка

  • 6 сонат для клавесина, op.1 (Амстердам, 1735) – 6 sonates, hpd, op.1 (6 сонат, клавесин, оп.1)
  • Частично переизданные вместе с другими произведениями (Париж, 1742; переиздание: Musica Repartita, xi, Утрехт, 1987; ред. Л. Черрутти, Падуя, 1994)

Вокальная музыка

  • Vervolg van ’tet musikaels tydverdryf (Амстердам, 1752) – Продолжение музыкального развлечения (10 светских и 20 духовных песен, 1 голос с басом)
  • V Geestryke zang- en muzyk-stukjes (?Амстердам, 1754–1755) – Духовные вокальные и музыкальные пьесы (утрачено)
  • Другие произведения, упомянутые в комментариях, утрачены

Теоретические труды

  • Inleiding tot de muzykkunde (Гронинген, 1751; 3-е изд. 1771) – Введение в музыкознание
  • Muzykaale spraakkonst (Амстердам, 1754) – Музыкальная грамматика
  • Samenspraaken over muzikaale beginselen (Амстердам, 1756) – Беседы о музыкальных началах
  • Автобиография в F.W. Marpurg, Historisch-kritische Beyträge zur Aufname der Musik, том ii (Берлин, 1761–1763; под псевдонимом Conrad Wohlgemuth) – Историко-критические заметки по восприятию музыки
  • Комментарий в Rijk gestoffeerd verhaal van de eigenlijke gesteldheid der hedendaagsche toonkonst (Гронинген, 1786; перевод на голландский Бёрни) – Подробный рассказ о состоянии современной музыкальной практики

Ноты сочинений Якоба Вильгельма Лустига на сайте библиотеки IMSLP