Люс, Шарль де
1720 - 1774

Назад

Lusse, Charles de

  • Дата рождения: ок. 1720–25
  • Место рождения: Франция
  • Дата смерти: после 1774
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Французский композитор, флейтист и музыкальный писатель. Имя «Шарль» было добавлено Фетисом; современные источники называют его только фамилией или инициалами D.L. Писатели, следуя Хорону и Файолью (1810–11), путали его деятельность с деятельностью мастеров деревянных духовых инструментов Жака и Кристофа Делюсь. Хотя в самом раннем известном источнике композитор обозначен как «Le Sr Delusse le fils» (Mercure de France, июнь 1743), прямой связи с другими Делюсьами не установлено, и нет упоминаний о том, что он занимался изготовлением инструментов.

По сведениям Гёрбера, Люс был флейтистом в Опере-Комик около 1760 года, но ни его утверждение, ни слова Фетиса о том, что он вступил в оркестр в 1758 году, не подтверждаются современными источниками. Вероятно, ранее он уже был активен в Париже как флейтист и преподаватель флейты, поскольку публиковал несколько произведений для этого инструмента в 1751–1757 годах. Люс также писал вокальную музыку, включая однoактную комическую оперу и многочисленные песни, а также редактировал раннюю коллекцию романсов, изданную в 1767 году.

В 1760-е годы он создал три теоретических труда: метод игры на флейте, опубликованный в конце 1760 или начале 1761 года; предложение реформы слоговой сольмизации с использованием только гласных; и статью «Musique» для таблиц к Энциклопедии Дидро и Д’Аламбера. Возможно, он также написал или опубликовал музыкальный словарь, так как в 1765 году Mercure de France указывал, что все, интересующиеся таким трудом, должны обращаться к M. de Lusse. Последнее упоминание о нём датируется 1774 годом.

Люс был важной фигурой французской флейтовой школы, особенно благодаря экспериментам с новыми исполнительскими приёмами.

Творчество

Его сольные сонаты, все трехчастные, полны блестящих эффектов, сложных ритмов, динамических и артикуляционных обозначений. Они используют более высокий диапазон, чем предыдущие французские флейтовые произведения, а шестая соната впервые требует гармоники и двойного языка. В сборнике приведены также объяснения и таблицы аппликатуры для гармоники — более обширные, чем в методе Люса.

Трио для флейты, скрипки и виолончели — ранние французские образцы флейтовых трио без баса с цифрами. Несмотря на ведущую роль флейты, они обладают разговорным стилем. Медленные части отличаются глубиной выражения.

Его трактат L’art de la flûte traversière, хотя и небольшой, содержит важные обсуждения украшений, языка и вибрато. Moens-Haenen отмечает, что изложение украшений и вибрато похоже на трактат Джеминиани The Art of Playing on the Violin (Лондон, 1751). В трактате также представлены прогрессивные этюды: прелюдии в 20 тональностях и 12 длинных и трудных капризов или каденц «для тренировки звукоизвлечения и пальцев», которые также могли использоваться в конце концертов. Это первые независимые каденции во французской флейтовой литературе и начало настоящего флейтового этюда во Франции.

Среди редких произведений — Air à la grecque (изд. R. Rasch, Утрехт, 1984) с кварттоновой интонацией, для которого Люс подготовил таблицу аппликатуры. По крайней мере один экземпляр метода содержит рукописное описание аппликатуры для шести клавишной флейты.

Произведения

Инструментальная музыка

  • 6 сонат для флейты с басом и таблицей гармонических звуков, оп.1 (Paris, 1751)
  • 6 сонат для двух флейт, оп.2 (Paris, 1751/1761)
  • Les favoris d’Euterpé: 6 трио для флейты, скрипки и виолончели, оп.3 (Paris, 1757; 2 из 6 трио, 1761)
  • Сборник водевилей, менуэтов, контрдансов и отдельных арий для флейты/шарманки/мушетты, том i (Paris, 1752)

Вокальная музыка

  • L’amant statue (комическая опера, 1 акт, Guichard), Paris, Théâtre du Fauxbourg St Laurent, 18 Aug 1759; арьетты 1–2 голоса без сопровождения
  • Le retour des guerriers, кантатилья, сопрано с басом (Paris, 1743)
  • 25 романсов в Recueil de romances historiques, tendres et burlesques, tant anciennes que modernes, avec les airs notés, ред. de Lusse, том i, 1 голос (Paris, 1767)
  • Другие песни публиковались в Mercure de France (Feb 1744, March 1746, Feb 1760, Nov 1765, Dec 1765) и в антологиях XVIII века

Теоретические работы

  • L’art de la flûte traversière (Paris, ок.1761/1763) — 28 уроков, 20 прелюдий, 12 капризов; капризы изданы D. Lasocki (London, 1979)
  • Lettre sur une nouvelle dénomination des sept degrés successifs de la gamme… (Paris, 1765–1766)
  • Musique, в Recueil de planches sur les sciences, les arts libéraux, et les arts méchaniques, avec leur explication, том vii (Paris, 1769), сопровождающий Энциклопедию Дидро и Д’Аламбера

Ноты сочинений Шарля де Люса на сайте библиотеки IMSLP