Люс, Шарль де
1720 - 1774
Назад
Lusse, Charles de

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Французский композитор, флейтист и музыкальный писатель. Имя «Шарль» было добавлено Фетисом; современные источники называют его только фамилией или инициалами D.L. Писатели, следуя Хорону и Файолью (1810–11), путали его деятельность с деятельностью мастеров деревянных духовых инструментов Жака и Кристофа Делюсь. Хотя в самом раннем известном источнике композитор обозначен как «Le Sr Delusse le fils» (Mercure de France, июнь 1743), прямой связи с другими Делюсьами не установлено, и нет упоминаний о том, что он занимался изготовлением инструментов.
По сведениям Гёрбера, Люс был флейтистом в Опере-Комик около 1760 года, но ни его утверждение, ни слова Фетиса о том, что он вступил в оркестр в 1758 году, не подтверждаются современными источниками. Вероятно, ранее он уже был активен в Париже как флейтист и преподаватель флейты, поскольку публиковал несколько произведений для этого инструмента в 1751–1757 годах. Люс также писал вокальную музыку, включая однoактную комическую оперу и многочисленные песни, а также редактировал раннюю коллекцию романсов, изданную в 1767 году.
В 1760-е годы он создал три теоретических труда: метод игры на флейте, опубликованный в конце 1760 или начале 1761 года; предложение реформы слоговой сольмизации с использованием только гласных; и статью «Musique» для таблиц к Энциклопедии Дидро и Д’Аламбера. Возможно, он также написал или опубликовал музыкальный словарь, так как в 1765 году Mercure de France указывал, что все, интересующиеся таким трудом, должны обращаться к M. de Lusse. Последнее упоминание о нём датируется 1774 годом.
Люс был важной фигурой французской флейтовой школы, особенно благодаря экспериментам с новыми исполнительскими приёмами.
Его сольные сонаты, все трехчастные, полны блестящих эффектов, сложных ритмов, динамических и артикуляционных обозначений. Они используют более высокий диапазон, чем предыдущие французские флейтовые произведения, а шестая соната впервые требует гармоники и двойного языка. В сборнике приведены также объяснения и таблицы аппликатуры для гармоники — более обширные, чем в методе Люса.
Трио для флейты, скрипки и виолончели — ранние французские образцы флейтовых трио без баса с цифрами. Несмотря на ведущую роль флейты, они обладают разговорным стилем. Медленные части отличаются глубиной выражения.
Его трактат L’art de la flûte traversière, хотя и небольшой, содержит важные обсуждения украшений, языка и вибрато. Moens-Haenen отмечает, что изложение украшений и вибрато похоже на трактат Джеминиани The Art of Playing on the Violin (Лондон, 1751). В трактате также представлены прогрессивные этюды: прелюдии в 20 тональностях и 12 длинных и трудных капризов или каденц «для тренировки звукоизвлечения и пальцев», которые также могли использоваться в конце концертов. Это первые независимые каденции во французской флейтовой литературе и начало настоящего флейтового этюда во Франции.
Среди редких произведений — Air à la grecque (изд. R. Rasch, Утрехт, 1984) с кварттоновой интонацией, для которого Люс подготовил таблицу аппликатуры. По крайней мере один экземпляр метода содержит рукописное описание аппликатуры для шести клавишной флейты.
Инструментальная музыка
Вокальная музыка
Теоретические работы
Ноты сочинений Шарля де Люса на сайте библиотеки IMSLP