Люс, Шарль де
1720 - 1774

Назад

Lusse, Charles de

Портрет композитора Шарль де Люс

  • Дата рождения: ок. 1720–25
  • Место рождения: Франция
  • Дата смерти: после 1774
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Де Люс был французским композитором, флейтистом и музыкальным писателем. Имя "Шарль" было добавлено Фетисом; современные источники называют его только фамилией или инициалами Д.Л. Писатели, следуя Хорону и Файолю (1810-11), путали его деятельность с деятельностью мастеров деревянных духовых инструментов Жака и Кристофа Делюсь. Хотя в самом раннем известном источнике композитор обозначен как "Господин Делюс младший" (Меркюр де Франс, июнь 1743), прямой связи с другими Делюсьями не установлено, и нет упоминаний о том, что он занимался изготовлением инструментов.

По сведениям Гербера, Люс был флейтистом в Опере-Комик около 1760 года, но ни его утверждение, ни слова Фетиса о том, что он вступил в оркестр в 1758 году, не подтверждаются современными источниками. Вероятно, ранее он уже был активен в Париже как флейтист и преподаватель флейты, поскольку публиковал несколько произведений для этого инструмента в 1751-1757 годах. Люс также писал вокальную музыку, включая одноактную комическую оперу и многочисленные песни, а также редактировал раннюю коллекцию романсов, изданную в 1767 году.

В 1760-е годы он создал три теоретических труда: метод игры на флейте, опубликованный в конце 1760 или начале 1761 года; предложение реформы слоговой сольмизации с использованием только гласных; и статью "Музыка" для таблиц к Энциклопедии Дидро и Д'Аламбера. Возможно, он также написал или опубликовал музыкальный словарь, так как в 1765 году Меркюр де Франс указывал, что все, интересующиеся таким трудом, должны обращаться к господину де Люсу. Последнее упоминание о нем датируется 1774 годом.

Люс был важной фигурой французской флейтовой школы, особенно благодаря экспериментам с новыми исполнительскими приемами.

Творчество

Его сольные сонаты, все трехчастные, полны блестящих эффектов, сложных ритмов, динамических и артикуляционных обозначений. Они используют более высокий диапазон, чем предыдущие французские флейтовые произведения, а шестая соната впервые требует гармоники и двойного языка. В сборнике приведены также объяснения и таблицы аппликатуры для гармоники - более обширные, чем в методе Люса.

Трио для флейты, скрипки и виолончели - ранние французские образцы флейтовых трио без баса с цифрами. Несмотря на ведущую роль флейты, они обладают разговорным стилем. Медленные части отличаются глубиной выражения.

Его трактат "Искусство поперечной флейты", хотя и небольшой, содержит важные обсуждения украшений, языка и вибрато. Моенс-Хаенен отмечает, что изложение украшений и вибрато похоже на трактат Джеминиани "Искусство игры на скрипке" (Лондон, 1751). В трактате также представлены прогрессивные этюды: прелюдии в 20 тональностях и 12 длинных и трудных капризов или каденц "для тренировки звукоизвлечения и пальцев", которые также могли использоваться в конце концертов. Это первые независимые каденции во французской флейтовой литературе и начало настоящего флейтового этюда во Франции.

Среди редких произведений - "Ария в греческом стиле" с кварттоновой интонацией, для которого Люс подготовил таблицу аппликатуры. По крайней мере один экземпляр метода содержит рукописное описание аппликатуры для шестиклавишной флейты.

Произведения

Инструментальная музыка

  • "6 сонат для флейты с басом и таблицей гармонических звуков, соч. 1" ("6 sonates pour la flûte traversière avec la basse et une table des sons harmoniques, op.1")
  • "6 сонат для двух флейт, соч. 2" ("6 sonates pour deux flûtes traversières, op.2")
  • "Любимцы Эвтерпы: 6 трио для флейты, скрипки и виолончели, соч. 3" ("Les favoris d'Euterpé: 6 trios pour flûte traversière, violon et basse, op.3")
  • "Сборник водевилей, менуэтов, контрдансов и отдельных арий для флейты/шарманки/мюзетты, том 1" ("Recueil de vaudevilles, menuets, contredanses et ariettes détachées pour flûte/vielle/musette, tome i")

Вокальная музыка

  • "Влюбленный статуя" ("L'amant statue") - комическая опера в одном акте
  • "Возвращение воинов" ("Le retour des guerriers") - кантатилья для сопрано с басом
  • "25 романсов в Сборнике исторических, нежных и буффонных романсов, как старинных, так и современных, с нотированными ариями" ("25 romances dans Recueil de romances historiques, tendres et burlesques, tant anciennes que modernes, avec les airs notés")

Теоретические работы

  • "Искусство поперечной флейты" ("L'art de la flûte traversière")
  • "Письмо о новом наименовании семи последовательных ступеней гаммы" ("Lettre sur une nouvelle dénomination des sept degrés successifs de la gamme")
  • "Музыка" ("Musique") - статья для таблиц к Энциклопедии

Ноты сочинений Шарля де Люса на сайте библиотеки IMSLP