Лупо, Томас
1571 - 1627

Назад

Lupo, Thomas

  • Дата крещения: 7 августа 1571
  • Место рождения: Лондон, Англия
  • Дата смерти: декабрь 1627
  • Место смерти: Лондон, Англия

Биография

Томас Лупо был английским скрипачом и композитором, сыном Джозефо Лупо и отцом Теофила Лупо. В начале 1588 года, в возрасте 16 лет, он присоединился к придворному ансамблю скрипачей, однако оплачиваемую должность получил лишь в мае 1591 года. Он служил непрерывно до конца 1627 года, после чего его место занял сын Теофил Лупо.

В 1610 году Томас Лупо получил второе место в придворной капелле принца Генри (подтверждено в 1617 году, когда принц Чарльз сформировал свой собственный двор). В июне 1619 года его первоначальная должность была заменена постом, описанным в королевском указе как «композитор для наших скрипок, чтобы они были лучше оснащены разнообразием и выбором для нашего удовольствия и наслаждения».

В последние годы жизни он испытывал серьёзные финансовые трудности, и 27 июля 1627 года был вынужден уступить более 100 фунтов будущего дохода кредитору, при этом клерк отметил, что «до того как он смог подписать, его жена силой удерживала его и не позволяла».

Творчество

Большинство сохранившейся музыки Лупо было написано для придворного двора принца Чарльза. Чарльз был виртуозом и страстным поклонником виолы, покровительствовал Орандо Гиббонсу, Алфонсо Феррабоско и Джону Копрарио — композиторам, которые вместе с Лупо фактически создали репертуар английского виольного консорта.

Фантазии Лупо для пяти и шести голосов основаны на итальянском мадригале, некоторые из них моделировались по произведениям Маренцио, Векки и других композиторов, хотя он иногда добавлял идиоматические пассажи для басовых виол. Три- и четырёхчастные фантазии более экспериментальны и используют новые инструментовки, включая комбинации из трёх сопрано, трёх басов, двух сопрано и тенора, двух теноров и баса, двух сопрано и баса, двух сопрано и двух басов. Последние две партии, в частности, предназначались для смешанных ансамблей скрипок и виол с органным сопровождением, развившихся при дворе принца Чарльза.

Мало что сохранилось от музыки, которую Лупо писал для придворной скрипичной группы, хотя некоторые произведения и обработки, вероятно, дошли до нас анонимно в источниках маскарадной музыки Якова. В 1611 году он дважды получил по 5 фунтов за аранжировку танцев «для скрипок» к постановкам Бена Джонсона Oberon и Love Freed from Ignorance and Folly; 10 фунтов, которые он получил за The Lords’ Masque Кампиона (1613), предположительно за аналогичные услуги.

Его вокальная музыка невелика, но значительна и включает выдающуюся группу пятиголосых покаянных латинских мотетов. Наибольшее значение Лупо как композитора заключается в его фантазиях для виол, которые демонстрируют изобретательность и мастерство, недооцененные в современное время.

Произведения

Вокальная музыка

  • Have mercy upon me, O God (Помилуй меня, Боже), 5 голосов
  • Hear my prayer, O Lord (Услышь молитву мою, Господи), 5 голосов
  • Heu mihi Domine (О горе мне, Господи), 5 голосов
  • Jerusalem, plantabis vineam (Иерусалим, ты посадишь виноградник), 5 голосов
  • Miserere mei, Domine (Помилуй меня, Господи), 5 голосов
  • O Lord, give ear to my complaint (Господи, внемли моему воззванию), 4 голоса
  • Out of the deep have I called unto thee (Из глубины взываю к Тебе), 5 голосов
  • O vos omnes (О все вы), 5 голосов
  • Salve nos, Domine (Спаси нас, Господи), 5 голосов
  • The cause of death is wicked sin (Причина смерти — злой грех), 5 голосов

Секулярная вокальная музыка

  • Ay me, can love and beauty so conspire (О, неужели любовь и красота так заговорят), 6 голосов
  • Daphnis came on a summer’s day (Дафнис пришёл в летний день), 1 голос с басом
  • Shows and nightly revels (Шоу и ночные увеселения)
  • Time that leads the fatal round (Время, ведущее роковой круг), 1 голос, лютня, бас-виола

Инструментальная музыка

  • 24 фантазии для трёх голосов
  • 4 паваны для трёх голосов
  • 13 фантазий для четырёх голосов
  • 35 фантазий для пяти голосов (включая безсловесные итальянские мадригалы)
  • 12 фантазий для шести голосов
  • 2 галларда, около 5 голосов
  • Алманд, 6 голосов
  • Галлард, аранжировка для клавесина Б. Косин

Ноты сочинений Томаса Лупо на сайте библиотеки IMSLP