Лупо, Томас
1571 - 1627
Назад
Lupo, Thomas

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Томас Лупо был английским скрипачом и композитором, сыном Джозефо Лупо и отцом Теофила Лупо. В начале 1588 года, в возрасте 16 лет, он присоединился к придворному ансамблю скрипачей, однако оплачиваемую должность получил лишь в мае 1591 года. Он служил непрерывно до конца 1627 года, после чего его место занял сын Теофил Лупо.
В 1610 году Томас Лупо получил второе место в придворной капелле принца Генри (подтверждено в 1617 году, когда принц Чарльз сформировал свой собственный двор). В июне 1619 года его первоначальная должность была заменена постом, описанным в королевском указе как «композитор для наших скрипок, чтобы они были лучше оснащены разнообразием и выбором для нашего удовольствия и наслаждения».
В последние годы жизни он испытывал серьёзные финансовые трудности, и 27 июля 1627 года был вынужден уступить более 100 фунтов будущего дохода кредитору, при этом клерк отметил, что «до того как он смог подписать, его жена силой удерживала его и не позволяла».
Большинство сохранившейся музыки Лупо было написано для придворного двора принца Чарльза. Чарльз был виртуозом и страстным поклонником виолы, покровительствовал Орандо Гиббонсу, Алфонсо Феррабоско и Джону Копрарио — композиторам, которые вместе с Лупо фактически создали репертуар английского виольного консорта.
Фантазии Лупо для пяти и шести голосов основаны на итальянском мадригале, некоторые из них моделировались по произведениям Маренцио, Векки и других композиторов, хотя он иногда добавлял идиоматические пассажи для басовых виол. Три- и четырёхчастные фантазии более экспериментальны и используют новые инструментовки, включая комбинации из трёх сопрано, трёх басов, двух сопрано и тенора, двух теноров и баса, двух сопрано и баса, двух сопрано и двух басов. Последние две партии, в частности, предназначались для смешанных ансамблей скрипок и виол с органным сопровождением, развившихся при дворе принца Чарльза.
Мало что сохранилось от музыки, которую Лупо писал для придворной скрипичной группы, хотя некоторые произведения и обработки, вероятно, дошли до нас анонимно в источниках маскарадной музыки Якова. В 1611 году он дважды получил по 5 фунтов за аранжировку танцев «для скрипок» к постановкам Бена Джонсона Oberon и Love Freed from Ignorance and Folly; 10 фунтов, которые он получил за The Lords’ Masque Кампиона (1613), предположительно за аналогичные услуги.
Его вокальная музыка невелика, но значительна и включает выдающуюся группу пятиголосых покаянных латинских мотетов. Наибольшее значение Лупо как композитора заключается в его фантазиях для виол, которые демонстрируют изобретательность и мастерство, недооцененные в современное время.
Вокальная музыка
Секулярная вокальная музыка
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Томаса Лупо на сайте библиотеки IMSLP