Лупо, Томас
1571 - 1627

Назад

Томас Лупо (Thomas Lupo) - английский скрипач и композитор итальянского происхождения

  • Крещён 7 августа 1571 г. - Лондон.
  • Умер 7 декабря 1627 г. - Лондон.

Сын Джозеффо Лупо и отец Теофилуса Лупо. В начале 1588 года, в возрасте 16 лет, он поступил на службу к придворному скрипачу, но до мая 1591 года не получал оплачиваемой должности. Он служил непрерывно до своей смерти в конце 1627 года, когда ему наследовал его сын Теофилус. В 1610 году он получил второе место в доме принца Генриха (возобновленное в 1617 году, когда принц Чарльз основал свой собственный дом). В июне 1619 года его прежняя должность была заменена на должность, описанную в ордере как “композитор для наших скрипок, чтобы они были более разнообразными и отборными для нашего удовольствия”. К концу своей жизни он, очевидно, испытывал серьезные финансовые затруднения, поскольку 27 июля 1627 года был вынужден передать кредитору более 100 фунтов стерлингов будущих доходов; клерк отметил, что "прежде чем он успел подписать контракт, его жена насильно удержала его и не позволила ему этого сделать". Большая часть сохранившейся музыки Лупо, по-видимому, была написана в рамках его работы в доме принца Чарльза. Чарльз был опытным и увлеченным виолончелистом и покровительствовал Орландо Гиббонсу, Альфонсо Феррабоско и Джону Копрарио, композиторам, которые вместе с Лупо фактически создали репертуар английских виолончелистов-консортов. Идиома пяти- и шестичастных фантазий Лупо была заимствована из итальянского мадригала, а некоторые из них основаны на конкретных произведениях Маренцио, Векки и других, хотя иногда он вводил идиоматические разделительные пассажи для басовых виолончелей. Трех- и четырехчастные "фантазии" более экспериментальны. Он использовал ряд новых партитур, в том числе три дисканта, три баса, два дисканта и тенор, два тенора и бас, два дисканта и бас, а также два дисканта и два баса. Последние два, в частности, по-видимому, предназначены для смешанных ансамблей скрипок и альтов с органным сопровождением, которые были созданы в доме принца Чарльза. Они привносят в "фантазию" танцевальные элементы, соответствующие игре на скрипке, и, очевидно, были этапами процесса, который привел в 1620-х годах к созданию "фантазийных сюит" Копрарио. От музыки, которую Лупо, должно быть, написал для придворного скрипичного оркестра, сохранилось немного, хотя некоторые из его композиций и аранжировок, предположительно, сохранились анонимно в источниках танцевальной музыки для маскарадов времен короля Якова. В 1611 году ему дважды платили по 5 фунтов стерлингов за постановку танцев "под скрипки" для "Оберона" Бена Джонсона и "Любви, освобожденной от невежества и глупости"; 10 фунтов стерлингов, которые он получил за "Маску лордов" Кэмпиона (1613), были, предположительно, за аналогичные услуги. Сохранившийся сборник его вокальной музыки невелик, но выдающийся, и включает в себя прекрасную группу латинских песнопений покаянного характера из пяти частей. Однако его значимость как композитора заключается в его фантазиях для виолы. Они раскрывают изобретательного и опытного композитора, который заслуживает большего внимания, чем в наше время.

Ноты сочинений Томаса Лупо на сайте библиотеки IMSLP