Люлли, Жан-Батист
1632 - 1687

Назад

Жан-Батист Люлли (Jean-Baptiste Lully) - французский композитор, танцор и музыкант-инструменталист итальянского происхождения

  • Родился 29 ноября 1632 г. - Флоренция.
  • Умер 22 марта 1687 г. - Париж.

Происхождение Люлли было скромным. Его отец, Лоренцо (1599-1667), по-видимому, происходил из крестьян; как и его предки, он родился в Тоскане, в районе Муджелло и, вероятно, в Кампестри, где у него, его братьев и двоюродного брата был каштановый лес. К двадцати годам он уже жил во Флоренции, а в 1620 году женился на дочери мельника Катарине дель Сера (или дель Сета). У них было трое детей: Верджинио (1621-1638), Джованни Баттиста и Маргарита (ум. в 1639). О воспитании младшего сына известно немного. Возможно, он научился письму и арифметике в раннем возрасте у своего отца, который стал мельником и бизнесменом, но мальчику, вероятно, пришлось обратиться к монахам-францисканцам на Виа Борго Оньиссанти, где жили его родители, за приобщением к музыке и обучением игре на гитаре и скрипке, которые он сам освоил и, должно быть, научился этому в юности. По словам Ле Серфа де ла Вьевиля, его первым учителем музыки был “хороший францисканский монах”. Неизвестно, как получилось, что он был выбран для поездки во Францию в качестве наставника итальянского у кузины Людовика XIV Анны-Марии-Луизы Орлеанской, известной как "Великая мадемуазель", которая в то время изучала этот язык, но он был нанят дядей принцессы Роже де Лотарингским, шевалье де Гиз, посетивший Флоренцию в 1645 и 1646 годах. В конце февраля 1646 года Джованни Баттиста покинул свою родину и отправился в Париж. Люлли занимал должность камергера при великой мадемуазель, которая в то время жила во дворце Тюильри. Благодаря своему работодателю, которого, вероятно, забавлял его живой и юмористический характер, он быстро завершил свое музыкальное образование. Согласно отчету, опубликованному в 1695 году, вполне вероятно, что он изучал игру на клавесине и правила композиции у Николя Метру и Николя Жиго, органистов иезуитской церкви Святого Людовика на улице Сент-Антуан в Париже. Тот же источник сообщает нам, что он также брал уроки у Франсуа Роберде, который жил в Тюильри “рядом с парадной лестницей апартаментов мадемуазель Орлеанской”. Среди других мастеров, служивших в княжеском доме, к которому он принадлежал, были Жак Кордье, известный как Бокан, который, возможно, помог Люлли усовершенствовать свою игру на скрипке, и Жан Реньо, который, возможно, обучил его "великому баладину" ("великому танцору"), которым ему вскоре предстояло стать. Несомненно, в то время он был знаком с танцовщицами королевского балета и сотрудничал с одной из них, Дю Мустье, при написании музыки к балету "Маскарад на Сен-Жерменской опере", который был поставлен во дворце великой мадемуазель в марте 1652 года. Из этого первого известного произведения, написанного Люлли, сохранилось только либретто. Это дает возможное объяснение истории о том, что когда-то он был поваренком: во время маскарада молодой музыкант действительно предстал в образе crieur de ratons, странствующего продавца маленьких сырников, предположительно собственноручно приготовленных. Артистические круги, в которых он вращался по этому случаю, и принцесса, которой он служил, вероятно, предоставили ему возможность познакомиться со своим будущим тестем Мишелем Ламбертом, уже известнрму певцу. Однако, должно быть, именно благодаря Дю Мустье или Реньо, который в 1651 году стал королевским танцором, Люлли поступил на службу к Людовику XIV. После восстания Фронды в конце 1652 года он оставил службу у великой мадемуазель, чье участие в восстании вынудило ее удалиться в замок Сен-Фаржо. Таким образом, вернувшись в Париж, Люлли в возрасте 20 лет смог принять участие в великолепном королевском балете "Ночь", в котором участвовало огромное количество артистов. Он так хорошо исполнял порученные ему партии, что 16 марта 1653 года, еще до окончания грандиозных празднеств, король назначил его композитором музыкальных инструментов вместо знаменитого скрипача Лазаро Лазарина. В течение следующих нескольких лет он совмещал карьеру танцора и композитора, но только после 1655 года стал хорошо известен широкой публике. Как танцовщик в балетах, которые ставились при дворе, Люлли превосходно исполнял характерные партии, что позволило ему проявить свой талант мима и комедиографа. Его чувство ритма и точные, гибкие движения позволили ему вскоре танцевать в тех же антрактах, что и Людовик XIV. Будучи на несколько лет старше молодого короля, Люлли вскоре вступил с ним в привилегированные отношения и воспользовался этим, чтобы стать любимым музыкантом Людовика. Однако, прежде чем достичь этого, ему пришлось преодолеть множество препятствий и столкнуться с рядом прерогатив. Сначала, в соответствии с современными традициями, он должен был поделиться композицией антрактов, а затем и отрывками из балетов с другими авторами, как правило, специалистами в области инструментальной или вокальной музыки. Среди них были Верпре, Луи де Молье и Мишель Мазуэль, последний из которых, как и дирижер и режиссер балета Мишель Леже, принадлежал к знаменитому королевскому оркестру из 24 скрипок, которых обычно приглашали играть на всех придворных представлениях. Люлли не нравилось, как выступал этот ансамбль, и, чтобы обойти его власть, он добился от короля разрешения руководить другим, "малыми скрипками", которыми он мог дирижировать по своему усмотрению. В 1656 году Люлли задействовал этот ансамбль в "Маскараде времен", первом произведении, для которого он сам написал всю музыку. После того, как в прошлом году в Компьене был показан "Балет на свадьбу" на свадьбе сына герцога Моденского и Лоры Мартиноцци, племянницы Мазарини, он больше не довольствовался музыкой только для танцев, но и написал несколько вокальных пьес: "гротеск", "Воздух", “диалоги”, дуэт и хор, которые исполнялись на итальянском языке. В своем творчестве он прибегал к помощи замечательной певицы Анны Бержеротти, в доме которой он часто принимал участие в концертах, которые она устраивала для своих соотечественников. При поддержке значительного итальянского контингента, многие из членов которого были близки к Мазарини, и самого молодого короля он не замедлил заявить о себе как о главном композиторе королевских балетов, хотя в 1657 году был поставлен спектакль Луи де Молье "Балеты о неприятностях". поддерживайте французскую традицию, соперничая с L'Amour malade, в развитие которой Люлли внес свой вклад. Начиная с этого периода, Исаак де Бенсерад писал о нем хвалебные стихи, которые были опубликованы в либретто, розданных зрителям, а Лоре в "Историческом музее" назвал его "гением". 1660-е годы стали поворотным моментом в карьере Люлли по нескольким причинам. Приезд Франческо Кавалли во Францию для постановки придворных опер по случаю женитьбы Людовика XIV побудил Люлли расширить свою творческую деятельность. Он все еще писал партитуры балетов, в частности, для улучшения исполнения опер Кавалли "Ксерсе" и "Эрколе Аманте" в 1660 и 1662 годах, но в 1660 году он также отметился своим священным произведением "Мотет о мире" (вероятно, "Ликование Божие"), которое пользовалось такой популярностью, что его исполняли в театре. Лувр, по крайней мере, девять или десять раз. Вскоре после этого, в 1663 году, он сочинил настоящий шедевр "Отверженный" для богослужения при дворе. Намеревался ли он в это время принять участие вместе с Дю Монтом и Робертом в конкурсе, организованном для найма помощников в королевскую часовню? Ему так и не суждено было занять постоянную должность в королевской часовне, но он продолжал отдавать свои таланты на служение церкви. К 1663 году, как оказалось, ситуация сильно изменилась: со смертью Мазарини и скромным успехом Эрколе Аманте, за которым последовал уход Кавалли, для него снова открылся путь блистать на представлениях, устраиваемых для государя. В начале своего личного правления, 16 мая 1661 года, Людовик XIV пожаловал Люлли высшую должность, на которую тот мог претендовать, - сюринтенданта королевской музыкальной палаты. Люлли понял, что для выполнения своих обязанностей он должен признать Францию своей страной, и в декабре 1661 года он был натурализован. 24 июля 1662 года в церкви Святого Евстафия в Париже он женился на 20-летней Мадлен, дочери композитора Мишеля Ламберта. У пары было шестеро детей. Брачный контракт Люлли показывает, насколько важным было его положение при дворе: он был подписан Людовиком XIV, королевами Марией-Терезой и Анной Австрийскими, Луи Хесселином, распорядителем меню-плезиров, и знаменитым королевским министром Жаном Батистом Кольбером. Слава композитора вскоре распространилась за пределы королевства. В 1663 году великий герцог Тосканский обратился к нему с заказом написать несколько инструментальных пьес, в том числе танцевальные в самом модном стиле того времени. Его самые успешные арии, в частности знаменитое бурре, распространились в Италии, Англии и, даже в то раннее время, возможно, в других европейских странах.

Влияние творчества Люлли было значительным. Во Франции оно ощущалось в большинстве жанров, к которым он обращался. Он придал большому мотету всю торжественность, присущую королевскому жанру. Лаланд многим был обязан ему, и знаменитый "Те деум" Шарпантье никогда бы не стал таким, как сейчас, без декораций Люлли. Шарпантье, которого многие ошибочно считали главным соперником Люлли, также уважал структуру музыкальной трагедии в своей собственной комедии. Образец этого жанра, наиболее успешный во французской опере при старом режиме, вдохновлял многих композиторов на протяжении более ста лет: сначала самых преданных учеников Люлли, Колласса, Марэ и Демареста, а затем Рамо и Глюка в 18 веке, если назвать только самые известные имена. Даже в опере-балете, зрелищной форме, которая к концу правления Людовика XIV должна была соперничать по популярности с музыкальной трагедией, до сих пор сохранились отсылки к ней: в нескольких отрывках из "Галантной Европы" Кампры есть прямые отсылки к сомме Рено и пассакаю в "Армиде". Оперные произведения Люлли оставались живы в памяти публики вплоть до кануна революции, и их часто ставили в Париже и провинциальных театрах Марселя, Лиона, Руана, Лилля, Дижона и Страсбурга. За пределами Франции произведения Люлли также исполнялись в Брюсселе, Гааге, Гамбурге, Штутгарте и Риме. В Амстердаме, в издательстве Heus, Pointel и Roger, в период с 1682 по 1715 год были опубликованы его увертюры и другие инструментальные пьесы, что способствовало созданию и успеху французской сюиты в странах Северной Европы, где такие выдающиеся композиторы, как Бах и Гендель, внесли свой вклад в развитие этого жанра. Через некоторых менее известных композиторов (Хамфри, Муффа, Фишера и Куссера, которые, как полагают, были знакомы с Люлли в Париже) его музыка также дошла до Англии, где оказала сильное влияние на Перселла и исполнялась также в Германии, Австрии и Богемии. Эта необычайная степень влияния была обусловлена престижем французской культуры в XVII и XVIII веках и поразительной популярностью многих светских арий Люлли, которым постоянно подражали и которые использовались в церковных службах и постановках нового жанра оперы-комикса. Некоторые из этих мелодий были знаменитыми: знаменитый хор дрожащих в "Изиде" послужил источником вдохновения как для Перселла в "Короле Артуре", так и для Вивальди в "зимней" части ‘Времен года’. Люлли, которого во всей Европе эпохи Просвещения считали ведущей фигурой французской музыки, создал по-настоящему свой собственный стиль, опираясь на многие источники, которые он, вероятно, мог усвоить лучше, чем кто-либо другой в его время. Созданный им язык, которому он иногда придавал исключительную широту, никого не мог оставить равнодушным, и сегодня он по-прежнему привлекает аудиторию своей силой, ясностью, уравновешенностью, логичностью, поэтичностью и изысканной чувствительностью.

 

Ноты сочинений Lully Люлли на сайте библиотеки IMSLP