Люлли, Жан-Батист
1632 - 1687
Назад
Lully, Jean-Baptiste

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Происхождение Люлли было скромным. Его отец, Лоренцо (1599–1667), по-видимому, происходил из крестьянской семьи; как и его предки, он родился в Тоскане, в районе Муджелло, вероятно, в Кампестри, где он, его братья и кузен владели каштановым лесом. К двадцати годам он жил во Флоренции и в 1620 году женился на дочери мельника Катарине дель Сера (или дель Сета). У них было трое детей: Вергинио (1621–1638), Джованни Баттиста и Маргерита (ум. 1639). О воспитании младшего сына известно немного. Возможно, он с раннего возраста учился письму и арифметике у отца, который стал мельником и предпринимателем, но, скорее всего, мальчик получил музыкальное образование и научился игре на гитаре и скрипке у францисканских монахов на Виа Борго Огниссанти, где жили его родители. По словам Ле Сёрф де ля Вьевиль, его первым музыкальным наставником был «добрый францисканский монах». Неизвестно, как он оказался приглашённым в Францию в качестве итальянского наставника для кузины Людовика XIV, Анны-Марии-Луизы д’Орлеан, известной как «Гран Мадмуазель», которая изучала язык в то время, но его нанял дядя принцессы, Роже де Лотаринг, шевалье де Гиз, посетивший Флоренцию в 1645 и 1646 годах. В конце февраля 1646 года Джованни Баттиста отправился из родной страны в Париж.
В Люлли была назначен камер-гарсоном Гран Мадмуазель, которая тогда жила в Пале-де-Тюильри. Благодаря своему работодателю, который, вероятно, развлекался живым и юмористическим характером юноши, он быстро завершил музыкальное образование. Согласно источнику 1695 года, вероятно, он изучал клавесин и правила композиции у Николаса Метру и Николаса Жиго, оба из которых были органистами иезуитской церкви Святого Людовика на улице Сент-Антуан в Париже. Тот же источник сообщает, что он также брал уроки у Франсуа Роберде, который жил в Тюильри «возле большой лестницы апартаментов мадемуазель д’Орлеан». Другими наставниками при княжеском доме, к которому он принадлежал, были Жак Кордье, известный как Бокан, который, возможно, помог Люлли усовершенствовать игру на скрипке, и Жан Реньо, который мог обучать его как «le grand baladin» («великий танцор»), каким он вскоре стал. В это время он, безусловно, был знаком с танцорами королевских балетов и сотрудничал с одним из них, Дю Мустье, в создании музыки для Mascarade de la Foire Saint-Germain («Маскарада ярмарки Сент-Жермен»), поставленной в дворце Гран Мадмуазель в марте 1652 года. Из этой первой известной работы Люлли сохранился только либретто. Это объясняет историю о том, что он когда-то был поденщиком: в ходе маскарада молодой музыкант действительно появился в образе crieur de ratons («криёра маленьких пирожков»), странствующего продавца небольших пирожков, якобы приготовленных им самим. Художественные круги, с которыми он общался на этом событии, и принцесса, которой он служил, вероятно, дали ему возможность встретить будущего тестя, Мишеля Ламберта, уже знаменитого певца.
Благодаря Дю Мустье или Реньо, который стал maître à danser du roi в 1651 году, Люлли попал на службу к Людовику XIV. После восстания Фронды в конце 1652 года он покинул службу Гран Мадмуазель, которая из-за участия в мятеже была вынуждена уехать в замок Сент-Фаржо. Вернувшись в Париж, Люлли в возрасте 20 лет принял участие в великолепном Ballet royal de la nuit («Королевском балете ночи»), включавшем множество сцен с огромным числом исполнителей. Он сыграл порученные ему роли настолько хорошо, что 16 марта 1653 года, ещё до окончания празднеств, король назначил его compositeur de la musique instrumentale («композитором инструментальной музыки») в преемство знаменитого скрипача Лазаро Лазарина. В следующие годы он совмещал карьеру танцора и композитора, но лишь после 1655 года стал известен публике.
В балетах при дворе Люлли блистал в характерных ролях, демонстрируя свои таланты в мимике и комедии. Его чувство ритма и точные, гибкие движения позволяли ему танцевать в тех же сценах, что и Людовик XIV. Он был старше молодого короля на несколько лет и вскоре приобрёл привилегированное положение у него, став любимым музыкантом монарха. Сначала, в соответствии с обычаями того времени, он делил создание музыкальных сцен и récits («рассказов») балетов с другими авторами, обычно специалистами по инструментальной или вокальной музыке: Верпре, Луи де Молье и Мишель Мазюэль, последний из которых, как и conducteur et répétiteur des ballets Мишель Лежер, принадлежал знаменитым 24 Violons du Roi («24 скрипкам короля»), обычно играющим на всех придворных спектаклях. Люлли не нравилось, как этот ансамбль исполнял музыку, и чтобы обойти его влияние, он получил у короля разрешение руководить другим, petits violons («малые скрипки»), которым он управлял по своему усмотрению.
В 1656 году Люлли использовал этот ансамбль в маскараде La galanterie du temps («Изящества времени»), первой работе, для которой он написал всю музыку самостоятельно. После Le ballet des bienvenus («Балет приветствий»), показанного в предыдущем году в Компьене на свадьбе сына герцога Модены с Лорой Мартиноцци, племянницей кардинала Мазарини, он перестал довольствоваться музыкой лишь для танцев и начал писать вокальные партии: récit grotesque («гротескный рассказ»), air («ария»), диалог, дуэт и хор, исполнявшиеся на итальянском языке. Для реализации своих замыслов он привлёк выдающуюся певицу Анну Бергеротти, в доме которой участвовал в концертах для своих соотечественников. Поддержка значительного итальянского контингента, многие из которых были близки к Мазарини, а также поддержка молодого короля позволили Люлли быстро утвердиться как главный композитор королевских балетов. С этого времени Исаак де Бенсерад писал о нём восхвалительные стихи, публиковавшиеся в либретто, а Лоре описывал его в La muze historique как «гениального».
Конец 1660-х годов стал поворотным моментом в карьере Люлли. Прибытие Франческо Кавалли во Францию для постановки опер при дворе во время свадьбы Людовика XIV стимулировало Люлли расширить творческую деятельность. Он продолжал писать балетные партитуры, особенно для улучшения постановок Xerse и Ercole amante в 1660 и 1662 годах, но в 1660 году также проявился как автор сакральной музыки, написав Motet de la Paix («Мотет мира»), вероятно Jubilate Deo («Хвалите Бога»), который пользовался большой популярностью, исполняясь в Лувре не менее девяти-десяти раз. В 1663 году он создал шедевр — Miserere («Мизерере») для придворного богослужения. В это время, возможно, он намеревался участвовать вместе с Дю Монтом и Робером в конкурсе на должность sous-maîtres («вторых мастеров») королевской капеллы. Постоянной должности в капелле он так и не занимал, но продолжал служить церкви.
16 мая 1661 года Людовик XIV назначил Люлли на высшую должность, которую тот мог занять, — surintendant de la musique de la chambre du roi («суперинтендант музыки королевской палаты»). Чтобы исполнять обязанности, Люлли принял Францию как родину и получил гражданство в декабре 1661 года. 24 июля 1662 года в церкви Святого Евстафия в Париже он женился на 20-летней Мадлен, дочери композитора Мишеля Ламберта. У пары было шесть детей. Контракт на брак демонстрировал высокий статус Люлли при дворе: его подписали Людовик XIV, королевы Мария-Тереза и Анна Австрийская, Луи Эсселен, интendant Menus-Plaisirs, и знаменитый министр Жан-Батист Кольбер.
В 1663 году великий герцог Тосканы заказал у него инструментальные произведения, включая танцы в модном стиле. Наиболее успешные арии, особенно известная bourrée («бурре»), распространялись в Италии, Англии и, возможно, других странах Европы. Период наивысшего расцвета Люлли совпал с самым блестящим периодом правления Людовика XIV, благоприятным для развития искусства и литературы. В 1664 году он начал сотрудничество с Мольером в серии комедий-балетов, что обогатило его знания о театре и французском драматическом репертуаре. С 1667 или начала 1668 года он покинул сцену как танцор, хотя оставался успешен в 1669 и 1670 годах, выступая под псевдонимом Il Signor Chiacchiarone («Светский болтун»).
С 1671 года Люлли начал ставить оперы. Он приобрёл права на Парижскую академию музыки, став её директором. Первая трагедия в музыке Cadmus et Hermione («Кадм и Гермия») была поставлена в апреле 1673 года и имела огромный успех. В течение следующих лет Люлли пользовался полной поддержкой короля. В 1673 году после смерти Мольера ему было разрешено бесплатно использовать театр Пале-Рояль, что укрепило его положение.
Люлли строго следил за дисциплиной в оперной труппе, наказывал за пропуски репетиций и невыполнения обязанностей, но щедро оплачивал артистов и заботился о них. Его оркестр считался лучшим в Европе, в нём играли выдающиеся музыканты: династии флейтистов и гобоистов Филідор и Оттер, клавесинисты Жан-Анри Д’Англебер и его сын Жан-Батист-Анри, виолисты Марен Марэ и Жан Теобальдо де Гатти.
Свою последнюю роль Люлли исполнил 22 марта 1687 года. Он получил смертельное заражение после травмы ноги во время дирижирования Te Deum («Те Деум») в церкви Фёйян в Париже. Похоронен в часовне Святого Иоанна Крестителя в августинской церкви Нотр-Дам-де-Виктуар, внутренности — в церкви Святой Марии-Мадлен, своей приходской.
Люлли создал многочисленные балеты, комедии-балеты, трагедии в музыке и церковную музыку. Он разработал классический французский стиль оперы, тесно связанный с хореографией и театром, усиливал выразительность с помощью инструментальных ансамблей, вокальных партий и хоров. Его стиль характеризовался строгостью ритма, чёткостью форм, гармонической ясностью и мастерством оркестровки.
Люлли активно участвовал в празднествах при дворе, создавая музыку для балов, свадеб, коронаций и религиозных торжеств. Он работал с лучшими либреттистами, в частности с Филиппом Кино, и совместно с Мольером создал комедии-балеты, обогатившие французский театр.
Его инновации включали организацию оркестра, распределение ролей между инструментальными и вокальными группами, развитие трагедии в музыке как жанра, который сочетал драматическое повествование с хореографией и вокалом. Люлли был строгим руководителем, но требовал высокого уровня исполнения от артистов, благодаря чему его работы имели выдающееся качество исполнения.
Оперы
Трагедии в музыке (tragédies en musique) состоят из пролога и пяти актов, если не указано иное. Все печатные издания опубликованы в Париже, если не указано иное.
Балеты
Большинство балетов создавались в сотрудничестве с другими композиторами.
Комедии-балеты
Большинство комедий-балетов созданы в сотрудничестве с Мольером.
Мотеты
Все печатные издания опубликованы в Париже.
12 великих мотетов с оркестром: Benedictus, De profundis, Dies irae, Domine salvum fac regem, Exaudiat, Jubilate Deo, Miserere, Notus in Judea, O lachrymae, Plaude laetare, Quare fremuerunt, Te Deum.
10 малых мотетов (3 голоса, basso continuo): Anima Christi, Ave coeli munus supernum, Dixit Dominus, Domine salvum fac regem, Exaudi Deus deprecationem, Laudate pueri Dominum, O dulcissime Domine, O sapientia in mysterio, Regina coeli, Salve regina.
Прочая вокальная музыка
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Жана-Батиста Люлли на сайте библиотеки IMSLP