Люлли, Жан-Батист
1632 - 1687

Назад

Lully, Jean-Baptiste

Портрет композитора Жан-Батист Люлли

  • Дата рождения: 29 ноября 1632
  • Место рождения: Флоренция, Италия
  • Дата смерти: 22 марта 1687
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Жан-Батист Люлли был французским композитором итальянского происхождения, скрипачом, танцором и дирижером. Его отец, Лоренцо (1599-1667), по-видимому, происходил из крестьянской семьи; как и его предки, он родился в Тоскане, в районе Муджелло, вероятно, в Кампестри, где он, его братья и кузен владели каштановым лесом. К двадцати годам он жил во Флоренции и в 1620 году женился на дочери мельника Катарине дель Сера. У них было трое детей: Вергинио (1621-1638), Джованни Баттиста и Маргерита (умерла 1639). О воспитании младшего сына известно немного. Возможно, он с раннего возраста учился письму и арифметике у отца, который стал мельником и предпринимателем, но, скорее всего, мальчик получил музыкальное образование и научился игре на гитаре и скрипке у францисканских монахов на Виа Борго Огниссанти, где жили его родители. По словам Ле Сёрф де ля Вьевиль, его первым музыкальным наставником был "добрый францисканский монах". Неизвестно, как он оказался приглашенным в Францию в качестве итальянского наставника для кузины Людовика XIV, Анны-Марии-Луизы д'Орлеан, известной как "Великая Мадемуазель", которая изучала язык в то время, но его нанял дядя принцессы, Роже де Лотаринг, шевалье де Гиз, посетивший Флоренцию в 1645 и 1646 годах. В конце февраля 1646 года Джованни Баттиста отправился из родной страны в Париж.

Люлли был назначен камер-гарсоном Великой Мадемуазель, которая тогда жила в Пале-де-Тюильри. Благодаря своему работодателю, который, вероятно, развлекался живым и юмористическим характером юноши, он быстро завершил музыкальное образование. Согласно источнику 1695 года, вероятно, он изучал клавесин и правила композиции у Николя Метру и Николя Жиго, оба из которых были органистами иезуитской церкви Святого Людовика на улице Сент-Антуан в Париже. Тот же источник сообщает, что он также брал уроки у Франсуа Роберде, который жил в Тюильри "возле большой лестницы апартаментов мадемуазель д'Орлеан". Другими наставниками при княжеском доме, к которому он принадлежал, были Жак Кордье, известный как Бокан, который, возможно, помог Люлли усовершенствовать игру на скрипке, и Жан Реньо, который мог обучать его как "великий танцор", каким он вскоре стал. В это время он, безусловно, был знаком с танцорами королевских балетов и сотрудничал с одним из них, Дю Мустье, в создании музыки для "Маскарада ярмарки Сент-Жермен", поставленной в дворце Великой Мадемуазель в марте 1652 года. Из этой первой известной работы Люлли сохранился только либретто. Это объясняет историю о том, что он когда-то был поденщиком: в ходе маскарада молодой музыкант действительно появился в образе крикуна маленьких пирожков, странствующего продавца небольших пирожков, якобы приготовленных им самим. Художественные круги, с которыми он общался на этом событии, и принцесса, которой он служил, вероятно, дали ему возможность встретить будущего тестя, Мишеля Ламберта, уже знаменитого певца.

Благодаря Дю Мустье или Реньо, который стал учителем танцев короля в 1651 году, Люлли попал на службу к Людовику XIV. После восстания Фронды в конце 1652 года он покинул службу Великой Мадемуазель, которая из-за участия в мятеже была вынуждена уехать в замок Сент-Фаржо. Вернувшись в Париж, Люлли в возрасте 20 лет принял участие в великолепном "Королевском балете ночи", включавшем множество сцен с огромным числом исполнителей. Он сыграл порученные ему роли настолько хорошо, что 16 марта 1653 года, еще до окончания празднеств, король назначил его композитором инструментальной музыки в преемство знаменитого скрипача Лазаро Лазарина. В следующие годы он совмещал карьеру танцора и композитора, но лишь после 1655 года стал известен публике.

В балетах при дворе Люлли блистал в характерных ролях, демонстрируя свои таланты в мимике и комедии. Его чувство ритма и точные, гибкие движения позволяли ему танцевать в тех же сценах, что и Людовик XIV. Он был старше молодого короля на несколько лет и вскоре приобрел привилегированное положение у него, став любимым музыкантом монарха. Сначала, в соответствии с обычаями того времени, он делил создание музыкальных сцен и рассказов балетов с другими авторами, обычно специалистами по инструментальной или вокальной музыке: Верпре, Луи де Молье и Мишель Мазюэль, последний из которых, как и дирижер и репетитор балетов Мишель Лежер, принадлежал знаменитым "24 скрипкам короля", обычно играющим на всех придворных спектаклях. Люлли не нравилось, как этот ансамбль исполнял музыку, и чтобы обойти его влияние, он получил у короля разрешение руководить другим, "малыми скрипками", которым он управлял по своему усмотрению.

В 1656 году Люлли использовал этот ансамбль в маскараде "Изящества времени", первой работе, для которой он написал всю музыку самостоятельно. После "Балета приветствий", показанного в предыдущем году в Компьене на свадьбе сына герцога Модены с Лорой Мартиноцци, племянницей кардинала Мазарини, он перестал довольствоваться музыкой лишь для танцев и начал писать вокальные партии: гротескный рассказ, ария, диалог, дуэт и хор, исполнявшиеся на итальянском языке. Для реализации своих замыслов он привлек выдающуюся певицу Анну Бергеротти, в доме которой участвовал в концертах для своих соотечественников. Поддержка значительного итальянского контингента, многие из которых были близки к Мазарини, а также поддержка молодого короля позволили Люлли быстро утвердиться как главный композитор королевских балетов. С этого времени Исаак де Бенсерад писал о нем восхвалительные стихи, публиковавшиеся в либретто, а Лоре описывал его в "Исторической музе" как "гениального".

Конец 1660-х годов стал поворотным моментом в карьере Люлли. Прибытие Франческо Кавалли во Францию для постановки опер при дворе во время свадьбы Людовика XIV стимулировало Люлли расширить творческую деятельность. Он продолжал писать балетные партитуры, особенно для улучшения постановок "Ксеркс" и "Любящий Геркулес" в 1660 и 1662 годах, но в 1660 году также проявился как автор сакральной музыки, написав "Мотет мира", вероятно "Хвалите Бога", который пользовался большой популярностью, исполняясь в Лувре не менее девяти-десяти раз. В 1663 году он создал шедевр - "Мизерере" для придворного богослужения. В это время, возможно, он намеревался участвовать вместе с Дю Монтом и Робером в конкурсе на должность вторых мастеров королевской капеллы. Постоянной должности в капелле он так и не занимал, но продолжал служить церкви.

16 мая 1661 года Людовик XIV назначил Люлли на высшую должность, которую тот мог занять, - суперинтендант музыки королевской палаты. Чтобы исполнять обязанности, Люлли принял Францию как родину и получил гражданство в декабре 1661 года. 24 июля 1662 года в церкви Святого Евстафия в Париже он женился на 20-летней Мадлен, дочери композитора Мишеля Ламберта. У пары было шесть детей. Контракт на брак демонстрировал высокий статус Люлли при дворе: его подписали Людовик XIV, королевы Мария-Тереза и Анна Австрийская, Луи Эсселен, интендант Малых Удовольствий, и знаменитый министр Жан-Батист Кольбер.

В 1663 году великий герцог Тосканы заказал у него инструментальные произведения, включая танцы в модном стиле. Наиболее успешные арии, особенно известная бурре, распространялись в Италии, Англии и, возможно, других странах Европы. Период наивысшего расцвета Люлли совпал с самым блестящим периодом правления Людовика XIV, благоприятным для развития искусства и литературы. В 1664 году он начал сотрудничество с Мольером в серии комедий-балетов, что обогатило его знания о театре и французском драматическом репертуаре. С 1667 или начала 1668 года он покинул сцену как танцор, хотя оставался успешен в 1669 и 1670 годах, выступая под псевдонимом "Светский болтун".

С 1671 года Люлли начал ставить оперы. Он приобрел права на Парижскую академию музыки, став ее директором. Первая трагедия в музыке "Кадм и Гермия" была поставлена в апреле 1673 года и имела огромный успех. В течение следующих лет Люлли пользовался полной поддержкой короля. В 1673 году после смерти Мольера ему было разрешено бесплатно использовать театр Пале-Рояль, что укрепило его положение.

Люлли строго следил за дисциплиной в оперной труппе, наказывал за пропуски репетиций и невыполнения обязанностей, но щедро оплачивал артистов и заботился о них. Его оркестр считался лучшим в Европе, в нем играли выдающиеся музыканты: династии флейтистов и гобоистов Филидор и Оттер, клавесинисты Жан-Анри Д'Англебер и его сын Жан-Батист-Анри, виолисты Марен Марэ и Жан Теобальдо де Гатти.

Свою последнюю роль Люлли исполнил 22 марта 1687 года. Он получил смертельное заражение после травмы ноги во время дирижирования "Те Деум" в церкви Фёйян в Париже. Похоронен в часовне Святого Иоанна Крестителя в августинской церкви Нотр-Дам-де-Виктуар, внутренности - в церкви Святой Марии-Мадлен, своей приходской.

Творчество

Люлли создал многочисленные балеты, комедии-балеты, трагедии в музыке и церковную музыку. Он разработал классический французский стиль оперы, тесно связанный с хореографией и театром, усиливал выразительность с помощью инструментальных ансамблей, вокальных партий и хоров. Его стиль характеризовался строгостью ритма, четкостью форм, гармонической ясностью и мастерством оркестровки.

Люлли активно участвовал в празднествах при дворе, создавая музыку для балов, свадеб, коронаций и религиозных торжеств. Он работал с лучшими либреттистами, в частности с Филиппом Кино, и совместно с Мольером создал комедии-балеты, обогатившие французский театр.

Его инновации включали организацию оркестра, распределение ролей между инструментальными и вокальными группами, развитие трагедии в музыке как жанра, который сочетал драматическое повествование с хореографией и вокалом. Люлли был строгим руководителем, но требовал высокого уровня исполнения от артистов, благодаря чему его работы имели выдающееся качество исполнения.

Произведения

Оперы

  • "Празднества Любви и Вакха" ("Les fêtes de l'Amour et de Bacchus") - пастораль
  • "Кадм и Гермия" ("Cadmus et Hermione")
  • "Алцеста, или Триумф Алкида" ("Alceste, ou Le triomphe d'Alcide")
  • "Тесей" ("Thésée")
  • "Атис" ("Atys")
  • "Исида" ("Isis")
  • "Психея" ("Psyché")
  • "Беллерофон" ("Bellérophon")
  • "Прозерпина" ("Proserpine")
  • "Персей" ("Persée")
  • "Фаэтон" ("Phaëton")
  • "Амадис" ("Amadis")
  • "Роланд" ("Roland")
  • "Армида" ("Armide")
  • "Ацис и Галатея" ("Acis et Galatée")
  • "Ахилл и Поликсена" ("Achille et Polyxène") - пролог и первый акт Люлли

Балеты

  • "Маскарада ярмарки Сент-Жермен" ("Mascarade de la Foire St Germain")
  • "Время" ("Le temps")
  • "Удовольствия" ("Les plaisirs")
  • "Балет приветствий" ("Les bienvenus")
  • "Психея, или Сила любви" ("Psyché, ou La puissance de l'amour")
  • "Изящества времени" ("La galanterie du temps")
  • "Любовь больна" ("Amour malade")
  • "Альцидиана" ("Alcidiane")
  • "Поддразнивание" ("La raillerie")
  • "Балет маскарад"
  • "Интермедии Серкса" ("Intermèdes de Xerxes")
  • "Перепродажа костюмов для балета и комедии" ("La revente des habits de ballet et de comédie")
  • "Нетерпение" ("L'impatience")
  • "Времена года" ("Les saisons")
  • "Влюбленный Геркулес" ("L'Hercule amoureux")
  • "Искусства" ("Les arts")
  • "Сельская свадьба, смешная маскарада" ("Les noces de village, mascarade ridicule")
  • "Замаскированные любви" ("Les amours déguisés")
  • "Дворец Альсины" ("Le palais d'Alcine")
  • "Интермедии Эдипа" ("Entr' actes d'Oedipe")
  • "Рождение Венеры" ("La naissance de Vénus")
  • "Стражи, или Удовольствия загородной жизни" ("Les gardes, ou Les délices de la campagne")
  • "Триумф Вакха в Индиях" ("Le triomphe de Bacchus dans les Indes")
  • "Музы" ("Les muses")
  • "Карнавал, королевская маскарада" ("Le carnaval, mascarade royale")
  • "Флора" ("Flore")
  • "Карнавал, маскарада" ("Le carnaval, mascarade")
  • "Триумф любви" ("Le triomphe de l'amour")
  • "Храм мира" ("Le temple de la paix")

Комедии-балеты

  • "Принужденный брак" ("Le mariage forcé")
  • "Развлечение" ("Divertissement")
  • "Принцесса Элида" ("La princesse d'Elide")
  • "Любовь врач" ("L'Amour médecin")
  • "Комическая пастораль" ("La pastorale comique")
  • "Сицилиец, или Любовь-художник" ("Le Sicilien, ou L'Amour peintre")
  • "Жорж Дандэн" ("George Dandin")
  • "Пещера Версаля" ("La grotte de Versailles")
  • "Месье де Пурсоньяк" ("Monsieur de Pourceaugnac")
  • "Великолепные влюбленные" ("Les amants magnifiques")
  • "Буржуа-жентльмен" ("Le bourgeois gentilhomme")
  • "Психея, трагедийный балет" ("Psyché, tragédie-ballet")
  • "Балет балетов" ("Ballet des ballets")
  • "Идиллия о мире, развлечение" ("Idylle sur la paix, divertissement")

Духовная музыка

  • "Бенедиктус" ("Benedictus") - великий мотет
  • "Из глубины" ("De profundis") - великий мотет
  • "День гнева" ("Dies irae") - великий мотет
  • "Господи, спаси короля" ("Domine salvum fac regem") - великий мотет
  • "Да услышит" ("Exaudiat") - великий мотет
  • "Хвалите Бога" ("Jubilate Deo") - великий мотет
  • "Мизерере" ("Miserere") - великий мотет
  • "Известный в Иудее" ("Notus in Judea") - великий мотет
  • "О слезы" ("O lachrymae") - великий мотет
  • "Возрадуйся и веселись" ("Plaude laetare") - великий мотет
  • "Зачем шумят народы" ("Quare fremuerunt") - великий мотет
  • "Те Деум" ("Te Deum") - великий мотет
  • "Душа Христова" ("Anima Christi") - малый мотет
  • "Радуйся, небесный дар" ("Ave coeli munus supernum") - малый мотет
  • "Сказал Господь" ("Dixit Dominus") - малый мотет
  • "Господи, спаси короля" ("Domine salvum fac regem") - малый мотет
  • "Услышь, Боже, молитву мою" ("Exaudi Deus deprecationem") - малый мотет
  • "Хвалите, отроки, Господа" ("Laudate pueri Dominum") - малый мотет
  • "О сладчайший Господи" ("O dulcissime Domine") - малый мотет
  • "О премудрость в тайне" ("O sapientia in mysterio") - малый мотет
  • "Царица небесная" ("Regina coeli") - малый мотет
  • "Приветствуй, Царица" ("Salve regina") - малый мотет

Инструментальная музыка

  • "Первая марше мушкетеров" ("Première marche des mousquetaires") - оркестр
  • "Бранли" ("Branles") - оркестр
  • "Трио для отхода ко сну короля" ("Trios pour le coucher du roi") - 2 скрипки, бассо континуо
  • "Марши и барабанные построения" ("Marches et batteries de tambour") - оркестр
  • "Марши для полка Савойи" ("Marches pour le régiment de Savoie") - оркестр
  • "Симфонические пьесы, Сельская свадьба, Арии для Мадам Ля Дофин" ("Pièces de symphonie, Noce de village, Airs pour Mme la dauphine") - оркестр
  • "Арии для карусели Монсеньора" ("Airs pour le carrousel de Monseigneur") - оркестр
  • "Марш драконов короля" ("Marche des dragons du roi")
  • "Марш принца Оранского" ("Marche du Prince d'Orange")

Ноты сочинений Жана-Батиста Люлли на сайте библиотеки IMSLP