Лучино, Франческо
.... - 1617

Назад

Lucino, Francesco

Портрет композитора Франческо Лучино

  • Дата рождения: вторая половина XVI века
  • Место рождения: Караваджо, близ Милана
  • Дата смерти: незадолго до 11 декабря 1617 года
  • Место смерти: Милан (предположительно)

Биография

Франческо Лучино был итальянским композитором, певцом и священником. Примерно с 1580 года он служил басом в хоре Миланского собора и оставался там до конца своей жизни. Его смерть зафиксирована в документе из архива собора, датированном 11 декабря 1617 года.

Лучино был помощником капельмейстера Джованни Козимо Габусси, а в 1610 году получил должность вице-маэстро. После смерти Габусси в сентябре 1611 года Лучино исполнял обязанности капельмейстера до назначения Винченцо Пеллегрини 26 февраля 1612 года, после чего вновь вернулся на пост вице-маэстро, который занимал до самой смерти.

Современники высоко ценили его певческий талант. Музыкальные магистры отмечали его как "очень глубокого баса", а Джамбаттиста Гварини воспел его в мадригале. Известно также из двух писем, написанных в 1598 году кардиналу Федерико Борромео, что Лучино получал предложения занять другие должности, однако предпочел остаться в Миланском соборе из уважения к кардиналу. Имя Лучино упоминается вместе с другими музыкантами собора в посвящении "Первая книга мотетов" (1592) его коллеги Дамиано Скарабелли.

Вероятно, именно Габусси убедил Лучино издать сборник "Драгоценности", куда вошли мадригалы композиторов, работавших в Болонье. В последующих антологиях Лучино включал произведения авторов Милана и Ломбардии. Особое значение имел его сборник 1608 года, включивший концерты одиннадцати миланских композиторов: это было первое издание, представлявшее священные сочинения в новом концертанте стиле. Успех издания побудил печатника Филиппо Ломаццо выпустить новые дополненные редакции - в 1612 и 1617 годах, куда вошли сольные мотеты, месса, два "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь"), литания и двенадцать "Песни для инструментального исполнения".

Таким образом, хотя собственные сочинения Лучино занимают скромное место, его деятельность как собирателя и издателя музыки оказала значительное влияние на распространение болонских мадригалистов, а также миланских и ломбардских композиторов, развивавших новый концертный стиль, основанный на чередовании солистов и хора.

Творчество

Лучино проявил себя не только как автор духовной музыки, но и как организатор музыкальных антологий, способствовавших развитию концертного стиля в церковной музыке Милана.

Произведения

Духовные сочинения

  • "Отче наш" ("Pater noster"), для 5 голосов
  • "Ты ранил сердце мое" ("Vulnerasti cor meum"), для 2 голосов и бассо континуо

Сборники и антологии

  • "Драгоценности, мадригалы различных выдающихся музыкантов города Болоньи" ("Le gemme, madrigali de diversi eccellentissimi musici della città di Bologna"), для 5 голосов
  • "Концерты различных выдающихся авторов" ("Concerti de diversi eccellentissimi autori"), для 2-4 голосов и органа
  • "Новое дополнение к концертам" ("Aggiunta nuova delli concerti"), для 1-4 голосов и бассо континуо
  • "Второе дополнение к концертам" ("Seconda aggiunta alli concerti"), для 2-4 голосов и бассо континуо

Ноты сочинений Франческо Лучино на сайте библиотеки IMSLP