Лучино, Франческо
.... - 1617
Назад
Lucino, Francesco

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Лучино был итальянским композитором, певцом и священником. Примерно с 1580 года он служил басом в хоре Миланского собора и оставался там до конца своей жизни. Его смерть зафиксирована в документе из архива собора, датированном 11 декабря 1617 года.
Лучино был помощником капельмейстера Джованни Козимо Габусси, а в 1610 году получил должность вице-маэстро. После смерти Габусси в сентябре 1611 года Лучино исполнял обязанности капельмейстера до назначения Винченцо Пеллегрини 26 февраля 1612 года, после чего вновь вернулся на пост вице-маэстро, который занимал до самой смерти.
Современники высоко ценили его певческий талант. Музыкальные магистры отмечали его как «очень глубокого баса», а Джамбаттиста Гварини воспел его в мадригале. Известно также из двух писем, написанных в 1598 году кардиналу Федерико Борромео, что Лучино получал предложения занять другие должности, однако предпочёл остаться в Миланском соборе из уважения к кардиналу. Имя Лучино упоминается вместе с другими музыкантами собора в посвящении Liber primus motectorum (Первая книга мотетов, 1592) его коллеги Дамиано Скарабелли.
Вероятно, именно Габусси убедил Лучино издать сборник Le gemme (Драгоценности), куда вошли мадригалы композиторов, работавших в Болонье. В последующих антологиях Лучино включал произведения авторов Милана и Ломбардии. Особое значение имел его сборник 1608 года, включивший концерты одиннадцати миланских композиторов: это было первое издание, представлявшее священные сочинения в новом концертанте стиле. Успех издания побудил печатника Филиппо Ломаццо выпустить новые дополненные редакции — в 1612 и 1617 годах, куда вошли сольные мотеты, месса, два Magnificat, литания и двенадцать Canzoni per sonare (Песни для инструментального исполнения).
Таким образом, хотя собственные сочинения Лучино занимают скромное место, его деятельность как собирателя и издателя музыки оказала значительное влияние на распространение болонских мадригалистов, а также миланских и ломбардских композиторов, развивавших новый концертный стиль, основанный на чередовании солистов и хора.
Лучино проявил себя не только как автор духовной музыки, но и как организатор музыкальных антологий, способствовавших развитию концертного стиля в церковной музыке Милана.
Духовные сочинения
Сборники и антологии
Ноты сочинений Франческо Лучино на сайте библиотеки IMSLP