Лучино, Франческо
.... - 1617

Назад

Lucino, Francesco

  • Дата рождения: вторая половина XVI века
  • Место рождения: Караваджо, близ Милана
  • Дата смерти: незадолго до 11 декабря 1617 года
  • Место смерти: Милан (предположительно)

Биография

Франческо Лучино был итальянским композитором, певцом и священником. Примерно с 1580 года он служил басом в хоре Миланского собора и оставался там до конца своей жизни. Его смерть зафиксирована в документе из архива собора, датированном 11 декабря 1617 года.

Лучино был помощником капельмейстера Джованни Козимо Габусси, а в 1610 году получил должность вице-маэстро. После смерти Габусси в сентябре 1611 года Лучино исполнял обязанности капельмейстера до назначения Винченцо Пеллегрини 26 февраля 1612 года, после чего вновь вернулся на пост вице-маэстро, который занимал до самой смерти.

Современники высоко ценили его певческий талант. Музыкальные магистры отмечали его как «очень глубокого баса», а Джамбаттиста Гварини воспел его в мадригале. Известно также из двух писем, написанных в 1598 году кардиналу Федерико Борромео, что Лучино получал предложения занять другие должности, однако предпочёл остаться в Миланском соборе из уважения к кардиналу. Имя Лучино упоминается вместе с другими музыкантами собора в посвящении Liber primus motectorum (Первая книга мотетов, 1592) его коллеги Дамиано Скарабелли.

Вероятно, именно Габусси убедил Лучино издать сборник Le gemme (Драгоценности), куда вошли мадригалы композиторов, работавших в Болонье. В последующих антологиях Лучино включал произведения авторов Милана и Ломбардии. Особое значение имел его сборник 1608 года, включивший концерты одиннадцати миланских композиторов: это было первое издание, представлявшее священные сочинения в новом концертанте стиле. Успех издания побудил печатника Филиппо Ломаццо выпустить новые дополненные редакции — в 1612 и 1617 годах, куда вошли сольные мотеты, месса, два Magnificat, литания и двенадцать Canzoni per sonare (Песни для инструментального исполнения).

Таким образом, хотя собственные сочинения Лучино занимают скромное место, его деятельность как собирателя и издателя музыки оказала значительное влияние на распространение болонских мадригалистов, а также миланских и ломбардских композиторов, развивавших новый концертный стиль, основанный на чередовании солистов и хора.

Творчество

Лучино проявил себя не только как автор духовной музыки, но и как организатор музыкальных антологий, способствовавших развитию концертного стиля в церковной музыке Милана.

Произведения

Духовные сочинения

  • Pater noster (Отче наш), для 5 голосов (1619)
  • Vulnerasti cor meum (Ты ранил сердце моё), для 2 голосов и бассо континуо (1627)

Сборники и антологии

  • Le gemme, madrigali de diversi eccellentissimi musici della città di Bologna (Драгоценности, мадригалы различных выдающихся музыкантов города Болоньи), для 5 голосов (Милан, 1590)
  • Concerti de diversi eccellentissimi autori (Концерты различных выдающихся авторов), для 2–4 голосов и органа (Милан, 1608)
  • Aggiunta nuova delli concerti (Новое дополнение к концертам), для 1–4 голосов и бассо континуо (Милан, 1612)
  • Seconda aggiunta alli concerti (Второе дополнение к концертам), для 2–4 голосов и бассо континуо (Милан, 1617)

Ноты сочинений Франческо Лучино на сайте библиотеки IMSLP