Любек (1), Винсент
1654 - 1740
Назад
Lübeck (1), Vincent
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Винцент Любек был немецким композитором, органистом и педагогом. Он происходил из семьи музыкантов: его отец, также Винцент Любек (родился в Глюкштадте, умер во Фленсбурге в 1654 году), был органистом в Глюкштадте, а с 1647 года - в Мариенкирхе во Фленсбурге. После его смерти место занял Каспар Фёркельрат, который женился на вдове и стал первым учителем юного Любека. Согласно исследованию Зире (1999), возможно, он также учился у Андреаса Кнеллера, чья клавирная музыка имеет явные параллели с сочинениями Любека.
В конце 1674 года Любек занял должность органиста в церкви Святых Космы и Дамиана в Штаде, неподалеку от Гамбурга, женившись, как это было принято, на дочери своего предшественника - Сюзанне Беккер. Великолепный орган, построенный Арпом Шнитгером в 1679 году, несомненно, стал одной из причин его долгого пребывания в Штаде до 1702 года.
Его выдающаяся репутация привела к назначению на должность органиста в Николаикирхе в Гамбурге, где он служил до самой смерти. Там также находился инструмент Шнитгера - четырехмануальный орган с 67 регистрами, один из крупнейших в мире, считавшийся лучшим в процветающем музыкальном центре.
Иоганн Маттезон писал в послесловии ко второму изданию трактата Ф.Э. Нидта "Музыкальное руководство" (1721): "Этот необыкновенный орган имеет и необыкновенного органиста. Но как превозносить того, кто и так уже прославлен? Достаточно назвать его имя - Винцент Любек".
Многочисленные документы свидетельствуют о его широкой известности в качестве органного консультанта по всей Северной Германии. Он придавал особое значение язычковым хоралам, даже в небольших инструментах. Любек часто оценивал работу Шнитгера - в больших городах (Гамбург, Бремен) и в малых приходах (Оберндорф, Холлерн, Зиттензен).
Как педагог он пользовался большим спросом и получал от учеников до 20 талеров в месяц, что превышало его жалованье органиста. Среди его учеников были К.Г. Постель, М.Й.Ф. Видебург, а также собственные сыновья - Петер Пауль Любек (1680-1732), ставший его преемником в Штаде, и Винцент Любек Второй.
Несмотря на обширные возможности демонстрировать свой талант в качестве композитора и исполнителя, особенно во время субботних вечерних служб, до наших дней сохранилось всего девять органных сочинений Любека. Тем не менее, даже эти немногочисленные произведения подтверждают его ведущее место в северогерманской органной музыке рубежа XVII-XVIII веков, наряду с Букстехуде и Брунсом.
Его прелюдии считаются последним звеном между северогерманской органной токкатой и сочинениями Баха. Стиль Любека, как и у Брунса, восходит к Букстехуде, особенно в полифонии, характере фугированных тем и склонности к двойной фуге, но отличается большей виртуозностью. Его "Прелюдия ми мажор" построена в пятичастной форме: токкатоподобное вступление, фуга в 4/4, свободная средняя часть, вторая фуга и заключительная токката.
Характерные черты его стиля - виртуозные пассажи, трели в терциях и секстах, длинные педальные соло, а также редкое для того времени двухголосие в педали. Фантазия на хорал "Я взываю к Тебе, Господи Иисусе Христе" могла быть написана для использования на причастии и сравнима с хоральной фантазией Букстехуде "Ныне возрадуйтесь".
Помимо органных сочинений, Любек написал клавирные сюиты и небольшое число вокальных произведений. Среди них - пять сохранившихся кантат и четырнадцать известных по названиям или фрагментам. Все они относятся к периоду службы в Штаде. Музыкальные силы были весьма скромными: несколько струнных и духовые из местного военного оркестра.
Его кантата "Добро пожаловать, сладостный Жених" получила популярность в Германии в рождественский период. Наиболее удачными считаются произведения "Великое приобретение - быть благочестивым" и "Мало счастливых дней имею здесь", написанные по заказу шведской администрации в память о королеве Ульрике Элеоноре.
Органные сочинения
Клавирные сочинения
Вокальные сочинения
Ноты сочинений Винсента Любека (1) на сайте библиотеки IMSLP