Любек (1), Винсент
1654 - 1740

Назад

Lübeck (1), Vincent

  • Дата рождения: около сентября 1654
  • Место рождения: Паддингбюттель, Дорум, Земля Вурстен
  • Дата смерти: 9 февраля 1740
  • Место смерти: Гамбург

Биография

Винцент Любек был немецким композитором, органистом и педагогом. Он происходил из семьи музыкантов: его отец, также Винцент Любек (родился в ?Глюкштадте, умер во Фленсбурге в 1654 году), был органистом в Глюкштадте, а с 1647 года — в Мариенкирхе во Фленсбурге. После его смерти место занял Каспар Фёркельрат, который женился на вдове и стал первым учителем юного Любека. Согласно исследованию Зире (1999), возможно, он также учился у Андреаса Кнеллера, чья клавирная музыка имеет явные параллели с сочинениями Любека.

В конце 1674 года Любек занял должность органиста в церкви Святых Космы и Дамиана в Штаде, неподалёку от Гамбурга, женившись, как это было принято, на дочери своего предшественника — Сюзанне Беккер. Великолепный орган, построенный Арпом Шнитгером в 1679 году, несомненно, стал одной из причин его долгого пребывания в Штаде до 1702 года.

Его выдающаяся репутация привела к назначению на должность органиста в Николаикирхе в Гамбурге, где он служил до самой смерти. Там также находился инструмент Шнитгера — четырёхмануальный орган с 67 регистрами, один из крупнейших в мире, считавшийся лучшим в процветающем музыкальном центре.

Иоганн Маттезон писал в послесловии ко второму изданию трактата Ф.Э. Нидта Musicalische Handleitung (1721): «Этот необыкновенный орган имеет и необыкновенного органиста. Но как превозносить того, кто и так уже прославлен? Достаточно назвать его имя — Винцент Любек».

Многочисленные документы свидетельствуют о его широкой известности в качестве органного консультанта по всей Северной Германии. Он придавал особое значение язычковым хоралам, даже в небольших инструментах. Любек часто оценивал работу Шнитгера — в больших городах (Гамбург, Бремен) и в малых приходах (Оберндорф, Холлерн, Зиттензен).

Как педагог он пользовался большим спросом и получал от учеников до 20 талеров в месяц, что превышало его жалованье органиста. Среди его учеников были К.Г. Постель, М.Й.Ф. Видебург, а также собственные сыновья — Петер Пауль Любек (1680–1732), ставший его преемником в Штаде, и Винцент Любек (2).

Творчество

Несмотря на обширные возможности демонстрировать свой талант в качестве композитора и исполнителя, особенно во время субботних вечерних служб, до наших дней сохранилось всего девять органных сочинений Любека. Тем не менее, даже эти немногочисленные произведения подтверждают его ведущее место в северогерманской органной музыке рубежа XVII–XVIII веков, наряду с Букстехуде и Брунсом.

Его Praeludia (прелюдии) считаются последним звеном между северогерманской органной токкатой и сочинениями Баха. Стиль Любека, как и у Брунса, восходит к Букстехуде, особенно в полифонии, характере фугальных тем и склонности к двойной фуге, но отличается большей виртуозностью. Его Praeludium in E построено в пятичастной форме: токкатоподобное вступление, фуга в 4/4, свободная средняя часть, вторая фуга и заключительная токката.

Характерные черты его стиля — виртуозные пассажи, трели в терциях и секстах, длинные педальные соло, а также редкое для того времени двухголосие в педали. Фантазия на хорал Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ могла быть написана для использования на причастии и сравнима с хоральной фантазией Букстехуде Nun freut euch.

Помимо органных сочинений, Любек написал клавирные сюиты и небольшое число вокальных произведений. Среди них — пять сохранившихся кантат и четырнадцать известных по названиям или фрагментам. Все они относятся к периоду службы в Штаде. Музыкальные силы были весьма скромными: несколько струнных и духовые из местного военного оркестра.

Его кантата Willkommen süsser Bräutigam (Добро пожаловать, сладостный Жених) получила популярность в Германии в рождественский период. Наиболее удачными считаются произведения Es ist ein grosser Gewinn, wer gottselig ist (Великое приобретение — быть благочестивым) и Ich hab hier wenig guter Tag (Мало счастливых дней имею здесь), написанные по заказу шведской администрации в память о королеве Ульрике Элеоноре.

Произведения

Органные сочинения

  • Praeludia und Fugen (Прелюдии и фуги), до, до минор, ре минор, ми мажор, фа мажор, соль мажор, соль минор
  • Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ (Я взываю к Тебе, Господи Иисусе Христе)
  • Nun lasst uns Gott, dem Herren (Теперь воздадим Богу, Господу)

Клавирные сочинения

  • Clavier Uebung (Клавирное упражнение), состоящее из Praeludium (Прелюдия), Fuga (Фуга), Allemande (Аллеманда), Courante (Куранта), Sarabande (Сарабанда), Gigue (Жига), а также дополнительной Chaconne (Шакона) на тему Lobt Gott ihr Christen allzugleich (Хвалите Бога все христиане вместе) (Гамбург, 1728)

Вокальные сочинения

  • Gott wie dein Nahme (Боже, как имя Твоё), кантата
  • Hilff deinem Volck (Помоги народу Твоему), кантата
  • Willkommen süsser Bräutigam (Добро пожаловать, сладостный Жених), кантата
  • Es ist ein grosser Gewinn, wer gottselig ist (Великое приобретение — быть благочестивым), кантата (1693)
  • Ich hab hier wenig guter Tag (Мало счастливых дней имею здесь), кантата (1693)
  • Passion (Страсти) — утрачено

Ноты сочинений Винсента Любека (1) на сайте библиотеки IMSLP