Лёве фон Айзенах, Иоганн Якоб
1629 - 1703
Назад
Löwe von Eisenach, Johann Jakob
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Якоб Лёве фон Айзенах был немецким композитором. Он происходил из старинной тюрингской семьи, члены которой носили различные варианты фамилии: Лебе, Лев, Леуве, Лёв, Лёве и Лео. Сам композитор всегда подписывался "Лёве фон Айзенах", однако в музыкальной литературе с восемнадцатого века закрепилось написание "Лёве". Приставка "фон Айзенах" не является дворянским титулом, а указывает на происхождение его отца Иоганна Лёве, уроженца Айзенаха, который занимал пост резидента саксонского курфюршеского двора в Вене.
По свидетельству Иоганна Готфрида Вальтера, Лёве обучался у выдающихся виртуозов при императорском дворе в Вене, а также при дворах других князей и в Италии. В посвящении одного из его изданий упоминаются в числе его наставников или образцов Антонио Бертали, Иоганн Каспар Пискатор, Джованни Валентини и Вердина. В январе 1652 года он поступил на службу к Генриху Шютцу в саксонском дворе в Дрездене "для дальнейшего совершенствования", однако уже в феврале того же года получил должность при дворе в Альтенбурге сроком на полгода.
Шютц стал для Лёве почти "вторым отцом" и именно по его рекомендации летом 1655 года Лёве был назначен капельмейстером двора герцога Августа Младшего в Вольфенбюттеле. Позже, в 1663–1665 годах, он занимал пост капельмейстера при дворе герцога Морица Саксонского в Цайце, также по рекомендации Шютца. Этот период оказался самым плодотворным в его творчестве. Однако в мае 1665 года он был вынужден оставить должность из-за конфликта с концертмейстером Клементом Тиме.
После этого он, вероятно, находился в Йене, но не имел постоянной службы в течение нескольких лет. Он пытался получить должности при дворе в Бранденбурге и во Франкфурте, но безуспешно. В 1678 году его имя упоминается в реестре церкви Святого Иоганна в Ханау; здесь у него родились трое детей (1678–1681). Неизвестно, занимал ли он в Ханау официальную должность, но кантор Иоганн Георг Браун заказал ему музыкальные примеры для своего учебника (1681), а также написал тексты для песен сборника "Новые одноголосные арии" 1682 года.
В апреле 1683 года Лёве получил скромно оплачиваемую должность органиста в церкви Святого Николая и Святой Марии в Люнебурге. Однако он не оказал заметного влияния на музыкальную жизнь города. Последние годы его жизни прошли в нужде, о чём свидетельствуют сохранившиеся письма. Он умер в бедности в начале сентября 1703 года.
Наиболее значительные сочинения Лёве относятся к периоду его службы в Вольфенбюттеле и Цайце. В 1658 году он опубликовал сюиты для инструментального ансамбля, в которых впервые ввёл свободную вводную часть под названием "Симфония", что было новаторским решением для того времени. Его "Сонаты, канцоны и каприччио" (1664) демонстрируют влияние итальянских образцов, знакомых ему по венской музыкальной среде.
Светские вокальные сборники Лёве испытали воздействие итальянских арий и канцонетт. В отличие от гамбургской школы песенников, стремившихся к народному стилю, Лёве писал мелодии, близкие по духу инструментальной музыке и имитационной полифонии. Его "Новые духовные концерты" также отличались этим подходом.
По описанию Иоганна Балтасара Принца, Лёве был известен как мастер канонического письма. Вероятно, это связано с его сборником канонов 1665 года, который высоко оценил Шютц, но, к сожалению, он утрачен. Лёве, кроме того, писал музыку к нескольким синшпилям и балетам на тексты герцога Антона Ульриха, поставленным в Вольфенбюттеле, но эта музыка также не сохранилась. Единственный случай, когда его имя упомянуто в либретто, — это синшпиль "Орфей из Фракии".
Светские вокальные сочинения
Духовные вокальные сочинения
Инструментальные сочинения
Утраченные сочинения
Ноты сочинений Иоганна Якоба Лёве фон Айзенаха на сайте библиотеки IMSLP