Людовик XIV, Король Франции
1638 - 1715

Назад

Король Франции Людовик XIV (King of France Louis XIV) - французский правитель и покровитель музыки

  • Родился 5 сентября 1638 г. - Сен-Жермен-ан-Ле.
  • Умер 1 сентября 1715 г. - Версаль.

Он был старшим сыном Людовика XIII, который умер, когда ему было четыре года, и Анны Австрийской, которая была его регентшей при поддержке своего первого министра Мазарини в 1643-1661 годах. С раннего детства Мазарини поощрял его интерес к итальянской музыке и французским танцам, которые с помощью своего ближайшего министра Кольбера он научился с большим успехом использовать в интересах государства. Он унаследовал от своего отца музыкальное заведение, в состав которого входили 24 королевских скрипки, и, став королем, расширил и бюрократизировал его до беспрецедентного уровня. Людовик XIV учился танцам у Прево, Жана Реньо и Бошана и исполнял главные роли в придворных балетах. Его связь с образом Короля Солнца (Roi Soleil) была закреплена балетом Бенсерада "Король празднеств Вакха" 1651 года, в котором он танцевал роль Аполлона, бога солнца и музыки. Хотя он не умел читать ноты, у него был отличный слух; он научился играть на лютне у Пинеля, на гитаре у Бернара Журдана де Ла Саль и Визе и на клавишных у Этьена Ришара. Его собственных детей позже обучали музыке Лаланд и Франсуа Куперен, установив при дворе моду, которую копировали придворные и буржуазия (и которая, в свою очередь, стимулировала создание музыки для любителей и дальнейшее трудоустройство профессиональных музыкантов). Благодаря его раннему покровительству танцмейстера итальянского происхождения и композитора Люлли, он создал еще более сложные балеты "Балет де Кур" (впервые они танцевали вместе в Королевском балете "Ночь" в 1653 году), за которыми последовала серия весьма успешных комедийных балетов (созданных в сотрудничестве с Мольером и исполнявшихся в Париже на протяжении 1660-х годов). и устраивал придворные представления на территории своего королевского охотничьего поместья в Версале (1664, 1668). Людовик XIV в последний раз появился на публике в качестве танцора в "Великолепных амантах" (1670). Иностранные члены королевской семьи и дипломаты, посетившие эти представления, получили восторженные отзывы о французской культуре и состоянии монархии. Людовик XIV взошел на престол в 1661 году, уже женившись в 1660 году на испанской инфанте Марии Терезе; их брак был запоздало отмечен постановкой в 1662 году специально заказанной оперы Кавалли "Эрколе аманте" с балетами Люлли. Одним из его первых выступлений было назначение Люлли заместителем королевского музыканта и мэтром музыки королевской семьи. В 1669 году он основал Королевскую академию музыки, а три года спустя передал ее под независимое управление Люлли; основанная в Париже, в театре Пале–Рояль, в период с 1673 по 1687 год, "Академия" – труппа певцов, танцоров, музыкантов-инструменталистов, мастеров сцены и технических специалистов - существовала исключительно для исполнения трагедий Люлли, над которыми он успешно сотрудничал с Кино, который использовал любую возможность, чтобы разделить официальные успехи Люлли. царствование с интригами и король с героями. В 18 веке Академия стала известна как Опера. Двор оставался в резиденции в парижском Лувре до 1672 года, когда от постоянной базы отказались в пользу поездок между несколькими королевскими замками, в частности Фонтенбло, Версалем и Сен-Жермен-ан-Ле, где музыка сопровождала как официальные церемонии, так и неофициальные мероприятия., месса (был исполнен один большой песнопение-панегирик и два маленьких песнопения), трапеза (ужин и суп) и праздничный ужин. Музыкальные театральные постановки (дивертисменты и празднества) были написаны исключительно для развлечения двора (версальские дивертисменты Люлли 1674 года длились шесть дней), и большинство трагедий Люлли были впервые поставлены еще до премьеры в Париже. Кроме того, музыка возвещала о прибытии высоких гостей и возвращении армии или с охоты, а также исполняла серенады на королевских прогулках и катании на лодках по каналу. Концерты проходили в рамках трехнедельных концертных программ, а ближе к концу его правления - в личных покоях мадам де Ментенон (второй морганатической жены Людовика XIV). В 1682 году двор официально обосновался в значительно увеличенном Версальском замке, хотя король продолжал посещать другие свои королевские резиденции, в том числе Марли и Медон (резиденцию дофина). Королевские музыканты ежеквартально назначались на должности офицеров и ординариев капеллы, камерного оркестра и кюре; во время службы они жили в Версале и путешествовали с королевской свитой, а в свободное от службы время возвращались в Париж, где занимали дополнительные должности в церквях и частных покровителях. Лишь несколько женщин (как правило, представительницы музыкальных династий на королевской службе) занимали должности певиц в камерном зале, но не в часовне; вундеркинд Элизабет Жаке (позже де Ла Герр) была взята под личную защиту короля и его любовницы мадам де Монтеспан. В Версале музыка исполнялась как в общественных, так и в частных залах, в садах и в близлежащих павильонах Итальянского дома (резиденции кастратов, которые пели в часовне) и Трианона; нынешняя часовня была достроена только в 1710 году, а оперный театр был построен только в 1748 году. С 1704 года король перестал посещать публичные представления. Когда он умер в 1715 году, его племянник, музыкант и италофил герцог Орлеанский (1674-1723), стал регентом при юном Людовике XV (1710-1774) и вернул двор в Париж, разместив правительство в Пале-Рояле. Благодаря покровительству Людовика XIV в 17 веке сложился уникальный французский музыкальный стиль, основанный на танце и воздушном движении. Люлли, Шарпантье и Лаланд оркестровали их в трех- и пятичастных текстурах, обрамляли увертюрами, чаконами и пассакалями и объединяли в более крупные формы, как светские (сюита, дивертисмент и трагедия), так и духовные (большой и малый мотет). Благодаря интересу и поддержке короля появились виртуозы игры на бас-виоле и клавишных инструментах, типичными представителями которых были Марин Марэ и Куперен, которые, благодаря своему придворному положению, стали не менее известными как преподаватели. Под влиянием великих драматургов и актеров той эпохи певцы выработали в высшей степени риторический стиль исполнения, который они развили на сцене с помощью украшений, заимствованных у великих французских теорбистов и клавишников своего времени. С конца 1680-х годов беспрецедентный расцвет трактатов и наставлений, прилагаемых к коллекциям, в которых рассматривались вопросы интерпретации и исполнительской практики, часто противоречащие преобладающему итальянскому стилю, привел к кодификации французского стиля, связанного с двором Людовика XIV. Музыкальная жизнь во времена правления Людовика XIV отражена в письмах, мемуарах и придворных дневниках, опубликованных журналах и ежегодниках, а также в богатой иконографии. Многие композиторы посвящали произведения королю и основывали их на королевских сюжетах (для публикации которых им приходилось обращаться за королевскими привилегиями); даже в инструментальной музыке названия, присваиваемые движениям, часто отсылали к монарху. Попытки Титона дю Тийе увековечить достижения музыкантов и писателей эпохи Людовика XVI, описанные в "Парнасе Франсуа" (1732) и приложениях к нему, подчеркивают важность покровительства Людовика XIV, которое вдохновляло других королевских покровителей музыки, в частности Карла II, Леопольда I и Фридриха Великого.