Людовик XIV, Король Франции
1638 - 1715

Назад

Louis XIV, King of France

  • Дата рождения: 5 сентября 1638
  • Место рождения: Сен-Жермен-ан-Ле
  • Дата смерти: 1 сентября 1715
  • Место смерти: Версаль

Биография

Людовик XIV был королём Франции и выдающимся покровителем музыки. Он был старшим сыном Людовика XIII, который скончался, когда сыну было четыре года, и Анны Австрийской, которая исполняла роль регента при содействии первого министра Мазарини с 1643 по 1661 годы. С раннего возраста Мазарини поощрял интерес Людовика к итальянской музыке и французскому танцу, который с помощью ближайшего министра Жана-Батиста Кольбера он научился использовать для достижения политических целей.

Людовик XIV унаследовал музыкальную капеллу от отца, включавшую «24 Violons du Roi» (24 королевских скрипача), и в качестве короля расширил её и бюрократизировал до беспрецедентных масштабов. Он изучал танцы у Прево, Жана Регно и Бошана и исполнял главные роли в ballets de cour («придворных балетах»). Его ассоциация с образом «Roi Soleil» («Король-Солнце») была закреплена в балете Бенсерада Ballet du roy des festes de Bacchus («Балет короля на праздниках Бахуса») 1651 года, где он исполнял роль Аполлона, бога солнца и музыки.

Хотя Людовик не умел читать ноты, у него был прекрасный слух. Он научился играть на лютне у Пинеля, на гитаре у Бернара Журдана де Ля Саля и Визе, а на клавишных — у Этьена Ришара. Своих детей он впоследствии обучал музыке через Лаланда и Франсуа Куперена, создав моду при дворе, которую переняли придворные и буржуазия, что в свою очередь стимулировало производство музыки для любителей и создало новые рабочие места для профессиональных музыкантов.

Раннее покровительство итальянскому танцевальному мастеру и композитору Люлли привело к созданию всё более сложных ballets de cour («придворных балетов»), начиная с их совместного выступления в Ballet royal de la nuit («Королевский балет ночи») 1653 года, за которыми последовала серия успешных comédie-ballets («комедий-балетов») в сотрудничестве с Мольером в Париже в 1660-х годах и знаменитые придворные представления на территории королевского охотничьего поместья в Версале (1664, 1668). Последнее публичное выступление Людовика XIV в роли танцора состоялось в Les amants magnifiques («Великолепные возлюбленные») (1670). Иностранные монархи и дипломаты, присутствовавшие на этих представлениях, возвращались с восторженными отзывами о французской культуре и состоянии монархии.

Людовик XIV взошёл на престол в 1661 году, будучи уже женат на испанской инфанте Марии Терезе в 1660 году. Их брак был отмечен постановкой специально заказанной оперы Ercole amante («Любящий Геркулес») Кавалли с балетами Люлли в 1662 году. Одним из первых действий короля было назначение Люлли «surintendant de la musique du roi» («надзирателем музыки короля») и «maître de la musique de la famille royale» («маэстро музыки королевской семьи»). В 1669 году была создана Académie Royale de Musique («Королевская музыкальная академия»), а через три года она была передана под независимое руководство Люлли; базируясь в Париже в театре Palais Royal, академия с 1673 по 1687 год существовала исключительно для исполнения трагедий Люлли, написанных в сотрудничестве с Кино, который использовал все возможности, чтобы связать официальные успехи правления с сюжетами и короля с героями. В XVIII веке академия стала известна как «Опера».

Двор находился в Лувре в Париже до 1672 года, когда постоянная резиденция была заменена на передвижения между несколькими королевскими замками, особенно в Фонтенбло, Версале и Сен-Жермен-ан-Ле. Музыка сопровождала как официальные церемонии, так и неформальные события: ежедневные утренние церемонии (lever), мессы (исполнялся один большой мотет и два маленьких), обеды (dîner и souper) и вечерние церемонии (coucher). Музыкальные театральные постановки (divertissements и fêtes) создавались исключительно для развлечения двора (Divertissements de Versailles Люлли 1674 года длились шесть дней), а большинство трагедий Люлли впервые исполнялись перед выходом на парижскую сцену. Музыка также сопровождала прибытие высоких гостей, возвращение армии или охоты, а также королевские прогулки и катание на лодках по каналу. Концерты проводились как часть трёхразовых jours d'appartement, а к концу правления — в личных покоях мадам де Ментенон (второй морганатический супруг Людовика XIV).

В 1682 году двор официально обосновался в значительно расширенном замке в Версале, хотя король продолжал посещать другие резиденции, включая Марли и Мюдон (резиденция дофина). Королевские музыканты занимали квартальные должности как офицеры и ordinaires капеллы, chambre и écurie; во время службы они жили в Версале и путешествовали с королевским свитой, а вне службы возвращались в Париж, где имели дополнительные посты при церквях и частных покровителях. Лишь немногие женщины (обычно члены музыкальных династий при дворе) занимали должности певиц в chambre, но не в капелле; молодой вундеркинд Элизабет Жаке (позднее де Ла Гэр) была взята под личную защиту короля и его фаворитки, мадам де Монтеспан.

В Версале музыка исполнялась как в общественных, так и в частных помещениях, в садах и павильонах рядом с Maison des Italiens («Дом итальянцев», резиденция кастратов капеллы) и Трианоном; нынешняя капелла была завершена только в 1710 году, а оперный театр построен в 1748 году. С 1704 года король перестал посещать публичные выступления. После его смерти в 1715 году регентом для молодого Людовика XV стал его племянник, музыкальный и италофильский герцог Орлеанский (1674–1723), который вернул двор в Париж, разместив правительство в Palais Royal.

Творчество

Под покровительством Людовика XIV развился уникальный французский музыкальный стиль XVII века, основанный на танце и air de cour («придворной песне»). Люлли, Шарпантье и Лаланд оркестровали эти пьесы в трёх- и пятиголосной текстуре, оформляли их увертюрами, шаконнами и пассакадиями и объединяли в крупные формы, как светские (сюиты, divertissements, tragédies), так и духовные (grand и petit motet — большие и малые мотеты). Благодаря интересу и поддержке короля появились выдающиеся виртуозы на контрабасе и клавишных, такие как Марен Марэ и Куперен, которые также стали известны как учителя.

Под влиянием великих драматургов и актёров того времени певцы развили высоко риторический стиль исполнения, который они совершенствовали на сцене, используя украшения, заимствованные у мастеров французского торбо и клавишных. С конца 1680-х годов появилось беспрецедентное множество трактатов и avertissements («руководств по исполнению») в приложении к сборникам, посвящённых вопросам интерпретации и исполнительской практики, зачастую в противопоставление преобладающему итальянскому стилю, что привело к кодификации французского стиля, связанного с двором Людовика XIV.

Произведения

  • Ballet du roy des festes de Bacchus («Балет короля на праздниках Бахуса») (1651)
  • Ballet royal de la nuit («Королевский балет ночи») (1653)
  • Les amants magnifiques («Великолепные возлюбленные») (1670)
  • Ercole amante («Любящий Геркулес») — опера Кавалли, балеты Люлли (1662)
  • Divertissements de Versailles («Развлечения Версаля») (1674)