Людовик XIV, Король Франции
1638 - 1715

Назад

Louis XIV, King of France

Портрет композитора Король Франции Людовик XIV

  • Дата рождения: 5 сентября 1638
  • Место рождения: Сен-Жермен-ан-Ле
  • Дата смерти: 1 сентября 1715
  • Место смерти: Версаль

Биография

Людовик XIV был королем Франции и выдающимся покровителем музыки. Он был старшим сыном Людовика XIII, который скончался, когда сыну было четыре года, и Анны Австрийской, которая исполняла роль регента при содействии первого министра Мазарини с 1643 по 1661 годы. С раннего возраста Мазарини поощрял интерес Людовика к итальянской музыке и французскому танцу, который с помощью ближайшего министра Жана-Батиста Кольбера он научился использовать для достижения политических целей.

Людовик XIV унаследовал музыкальную капеллу от отца, включавшую "24 скрипки короля", и в качестве короля расширил ее и бюрократизировал до беспрецедентных масштабов. Он изучал танцы у Прево, Жана Регно и Бошана и исполнял главные роли в придворных балетах. Его ассоциация с образом "Король-Солнце" была закреплена в балете Бенсерада "Балет короля на праздниках Бахуса" 1651 года, где он исполнял роль Аполлона, бога солнца и музыки.

Хотя Людовик не умел читать ноты, у него был прекрасный слух. Он научился играть на лютне у Пинеля, на гитаре у Бернара Журдана де Ля Саля и Визе, а на клавишных - у Этьена Ришара. Своих детей он впоследствии обучал музыке через Лаланда и Франсуа Куперена, создав моду при дворе, которую переняли придворные и буржуазия, что в свою очередь стимулировало производство музыки для любителей и создало новые рабочие места для профессиональных музыкантов.

Раннее покровительство итальянскому танцевальному мастеру и композитору Люлли привело к созданию все более сложных придворных балетов, начиная с их совместного выступления в "Королевском балете ночи" 1653 года, за которыми последовала серия успешных комедий-балетов в сотрудничестве с Мольером в Париже в 1660-х годах и знаменитые придворные представления на территории королевского охотничьего поместья в Версале (1664, 1668). Последнее публичное выступление Людовика XIV в роли танцора состоялось в "Великолепные возлюбленные" (1670). Иностранные монархи и дипломаты, присутствовавшие на этих представлениях, возвращались с восторженными отзывами о французской культуре и состоянии монархии.

Людовик XIV взошел на престол в 1661 году, будучи уже женат на испанской инфанте Марии Терезе в 1660 году. Их брак был отмечен постановкой специально заказанной оперы "Любящий Геркулес" Кавалли с балетами Люлли в 1662 году. Одним из первых действий короля было назначение Люлли "надзирателем музыки короля" и "маэстро музыки королевской семьи". В 1669 году была создана "Королевская музыкальная академия", а через три года она была передана под независимое руководство Люлли; базируясь в Париже в театре Пале-Рояль, академия с 1673 по 1687 год существовала исключительно для исполнения трагедий Люлли, написанных в сотрудничестве с Кино, который использовал все возможности, чтобы связать официальные успехи правления с сюжетами и короля с героями. В XVIII веке академия стала известна как "Опера".

Двор находился в Лувре в Париже до 1672 года, когда постоянная резиденция была заменена на передвижения между несколькими королевскими замками, особенно в Фонтенбло, Версале и Сен-Жермен-ан-Ле. Музыка сопровождала как официальные церемонии, так и неформальные события: ежедневные утренние церемонии, мессы (исполнялся один большой мотет и два маленьких), обеды и вечерние церемонии. Музыкальные театральные постановки создавались исключительно для развлечения двора ("Развлечения Версаля" Люлли 1674 года длились шесть дней), а большинство трагедий Люлли впервые исполнялись перед выходом на парижскую сцену. Музыка также сопровождала прибытие высоких гостей, возвращение армии или охоты, а также королевские прогулки и катание на лодках по каналу. Концерты проводились как часть трехразовых "дней апартаментов", а к концу правления - в личных покоях мадам де Ментенон (второй морганатический супруг Людовика XIV).

В 1682 году двор официально обосновался в значительно расширенном замке в Версале, хотя король продолжал посещать другие резиденции, включая Марли и Мюдон (резиденция дофина). Королевские музыканты занимали квартальные должности как офицеры и ординарные служащие капеллы, палаты и конюшни; во время службы они жили в Версале и путешествовали с королевской свитой, а вне службы возвращались в Париж, где имели дополнительные посты при церквях и частных покровителях. Лишь немногие женщины (обычно члены музыкальных династий при дворе) занимали должности певиц в палате, но не в капелле; молодой вундеркинд Элизабет Жаке (позднее де Ла Гэр) была взята под личную защиту короля и его фаворитки, мадам де Монтеспан.

В Версале музыка исполнялась как в общественных, так и в частных помещениях, в садах и павильонах рядом с "Домом итальянцев" (резиденция кастратов капеллы) и Трианоном; нынешняя капелла была завершена только в 1710 году, а оперный театр построен в 1748 году. С 1704 года король перестал посещать публичные выступления. После его смерти в 1715 году регентом для молодого Людовика XV стал его племянник, музыкальный и италофильский герцог Орлеанский (1674-1723), который вернул двор в Париж, разместив правительство в Пале-Рояль.

Творчество

Под покровительством Людовика XIV развился уникальный французский музыкальный стиль XVII века, основанный на танце и придворной песне. Люлли, Шарпантье и Лаланд оркестровали эти пьесы в трех- и пятиголосной текстуре, оформляли их увертюрами, чаконами и пассакалиями и объединяли в крупные формы, как светские (сюиты, развлечения, трагедии), так и духовные (большие и малые мотеты). Благодаря интересу и поддержке короля появились выдающиеся виртуозы на контрабасе и клавишных, такие как Марен Марэ и Куперен, которые также стали известны как учителя.

Под влиянием великих драматургов и актеров того времени певцы развили высоко риторический стиль исполнения, который они совершенствовали на сцене, используя украшения, заимствованные у мастеров французского торбо и клавишных. С конца 1680-х годов появилось беспрецедентное множество трактатов и руководств по исполнению в приложении к сборникам, посвященных вопросам интерпретации и исполнительской практики, зачастую в противопоставление преобладающему итальянскому стилю, что привело к кодификации французского стиля, связанного с двором Людовика XIV.

Произведения

Балеты

  • "Балет короля на праздниках Бахуса" ("Ballet du roy des festes de Bacchus")
  • "Королевский балет ночи" ("Ballet royal de la nuit")
  • "Великолепные возлюбленные" ("Les amants magnifiques")

Оперы и музыкальные представления

  • "Любящий Геркулес" ("Ercole amante") - опера Кавалли с балетами Люлли
  • "Развлечения Версаля" ("Divertissements de Versailles")