Людовик XIII, Король Франции
1601 - 1643
Назад

Король Франции Людовик XIII (King of France Louis XIII) - французский правитель, покровитель музыки и композитор
- Родился 27 сентября 1601 г. - Париж.
- Умер 14 мая 1643 г. - Париж.
Он был сыном Генриха IV, которому наследовал в 1610 году. Его врач записал, что с раннего возраста он проявлял живой интерес к музыке и танцам; он постоянно изобретал новые па и песни и просил музыкантов петь и играть для него. Однако этот страстный интерес никак не повлиял на то, чтобы радикально изменить характер музыки при его дворе. Он поддерживал ту же музыкальную традицию, что и его отец (30 музыкантов в королевской капелле и "24 скрипки короля"), и наслаждался теми же придворными песнями, которые исполняли в его спальне или на публике ведущие певцы того времени; одну или две он написал сам. Иногда предпринимались попытки создания более амбициозных композиций: в ознаменование триумфального возвращения Людовика из Бретани в 1614 году Жак Модюи организовал концерты для многочисленных хоров и музыкальных инструментов; а чтобы усилить мелодраматический эффект балета "Возвращение Рено" (1617), он сочинил музыку для ансамбля из 64 голосов, 28 виол и 14 рекордеров и руководил им. Тем не менее, государственные мероприятия, на которых звучала музыка такого масштаба, были довольно редки во времена правления Людовика. Даже его первый министр Ришелье, осознавая политические преимущества искусства, находил зрелища более красноречивыми, чем музыка. Для Людовика XIII главным было личное снисхождение. Где бы он ни путешествовал, на королевских приемах или муниципальных банкетах, его привлекали музыкальные аспекты развлечений: в качестве примеров можно привести звуки 100 труб на карусели в Париже в 1612 году и музыку Sauveur Intermet, исполненную в Авиньоне в 1622 году, когда он был так тронут, что приказал повторить её на следующий день. Во время осады Ла-Рошели в 1628 году "он поддерживал свой дух, сочинив несколько песнопений". Он показывал священникам, как класть псалмы на музыку, а в отсутствие директора сам дирижировал королевским хором. Он написал слова, музыку и разработал хореографию для балета "Мерлезон", поставленного в Шантийи 15 марта 1635 года; музыка в этом живом балете с антрактами искусно повторяет характеры танцоров. Мерсенн ("Всемирная гармония", 1636-1677) опубликовал арию Луи "Tu crois, o beau solei", переложенную для клавишных Пьером де Ла Барром, а Антуан Годо утверждал, что четыре пьесы из его "Парафразы о песнях Давида" (1648) были положены Луи на музыку. Другая музыка, которую, как говорят, написал король, утрачена.