Людовик XIII, Король Франции
1601 - 1643
Назад
Louis XIII, King of France

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Людовик XIII был королём Франции и покровителем музыки, а также композитором. Он был сыном Генриха IV, которому он наследовал в 1610 году. Согласно записям его врача, с раннего возраста Людовик проявлял живой интерес к музыке и танцам; он постоянно изобретал новые танцевальные шаги и песни, а музыканты исполняли для него вокальные и инструментальные произведения.
Несмотря на эту страсть, его интерес к музыке не привёл к радикальным изменениям в музыкальной жизни при дворе. Он сохранил ту же музыкальную капеллу, что и его отец, включавшую 30 музыкантов и «24 violons du roi» (24 королевских скрипача), и наслаждался исполнением airs de cour (придворные песни), которые исполнялись в его спальне или публично ведущими певцами того времени. Сам Людовик написал одну или две таких пьес.
Иногда король принимал участие в более амбициозных музыкальных проектах. Так, по случаю триумфального возвращения Людовика из Бретани в 1614 году Жак Модю организовал концерты для хоров и инструментов. Для усиления мелодраматического эффекта балета La délivrance de Renaud («Освобождение Ренада») (1617) Людовик сочинил и дирижировал ансамблем из 64 голосов, 28 виол и 14 флейт. Однако такие масштабные музыкальные события были редкостью во время его правления. Даже его первый министр, кардинал Ришельё, признавая политическую значимость искусства, считал, что зрелище выражает эмоции лучше, чем музыка.
Людовик XIII проявлял особую любовь к личным развлечениям. Где бы он ни появлялся — на королевских въездах или муниципальных банкетах — его привлекала прежде всего музыкальная составляющая. Например, он был впечатлён звуком 100 труб на карусели в Париже в 1612 году и музыкой Совёра Интерме в Авиньоне в 1622 году, настолько, что приказал повторить музыку на следующий день. Во время осады Ла-Рошели в 1628 году он «поддерживал дух, сочиняя мотеты». Людовик обучал священников музыкальной постановке псалмов и, в отсутствие руководителя, сам дирижировал королевским хором.
Он написал слова, музыку и разработал хореографию для балета Le ballet de la Merlaison («Балет Мерлезон»), исполненного в Шантийи 15 марта 1635 года. Музыка к этому живому балету à entrées (серия сцен-балетных вставок) ловко отражает характеры танцоров. Мерсенн в Harmonie universelle (1636–1637) опубликовал арию Людовика Tu crois, o beau soleil («Ты веришь, о прекрасное солнце»), а Пьер де Ла Барр сделал её клавирную обработку. Антуан Годо утверждал, что четыре произведения в его Paraphrase des pseaumes de David («Парафраз псалмов Давида») (1648) были положены на музыку Людовиком, хотя достоверно ему принадлежит только Seigneur à qui seul je veux plaire («Господь, кому я хочу угодить»). Остальная музыка, приписываемая королю, утрачена.
Людовик XIII писал преимущественно вокальную музыку, включая придворные песни и балетную музыку, а также мотеты и небольшие камерные произведения. Он активно использовал хоровое пение и ансамблевые инструменты, экспериментируя с многоголосием и инструментальной фактурой. Несмотря на ограниченные масштабы своих произведений, король демонстрировал глубокое понимание композиции и умение передавать эмоциональное содержание через музыку. Его произведения отличались мелодической выразительностью, гармонической точностью и вниманием к драматическим эффектам.
Он также создал музыку для религиозных служб, включая мотеты и псалмы, которые использовались в придворной капелле. Людовик проявлял талант как дирижёр, композитор и хореограф одновременно, соединяя музыку, вокал и движение танцоров.