Лотти, Антонио
1666 - 1740
Назад

Антонио Лотти (Antonio Lotti) - итальянский композитор
- Родился в 1666 г. - Ганновер.
- Умер 5 января 1740 г. - Венеция.
Хотя Лотти и назван венецианцем в своей коллекции соч.1 (1705), он родился в Ганновере, где его отец Маттео был капельмейстером. К 1683 году он уже был в Венеции, учился у Легренци; опера последнего "Джустино" того года долгое время приписывалась Лотти. Когда в базилике Святого Марка было основано музыкальное братство Святой Чечилии (акт от 25 ноября 1687 года), Лотти, как дополнительная певица в хоре, была одной из первых, кто подписал его реестр. 30 мая 1689 года он начал получать регулярную зарплату за пение альтом; 6 августа 1690 года он стал ассистентом второго органиста, 31 мая 1692 года - вторым органистом, а 17 августа 1704 года - первым органистом, и эту должность он занимал до 1736 года, когда был назначен первым маэстро капеллы. Когда после смерти Антонио Биффи в 1733 году должность стала вакантной, он не смог набрать большинства голосов в соревновании с Антонио Поллароло и Николой Порпорой (8 марта 1733 года), и ему пришлось ждать три года, чтобы снова сразиться с Поллароло, исполняющим обязанности маэстро с 1733 года. Теперь он заручился одобрением девяти из 12 прокураторов Сан-Марко (2 апреля 1736 года), что дало ему право на ежегодное жалованье в размере 400 дукатов и бесплатное проживание на площади Каноничи; он занимал эту должность до самой своей смерти. 2 марта 1732 года Анджело Лотти был назначен ассистировать ему за органом за свой счет. Как органист, он написал много музыки для хора; еще в 1698 году прокураторы присудили ему 50 дукатов за сочинение мессы. Помимо духовной музыки для Сан Марко, Лотти писал сольные мотеты, хоровые произведения и оратории для певцов Оспедале дельи Инкурабили. Стиль пения этого женского хора, известного на протяжении всего XVIII века, был основан (по словам Каффи) на учении Лотти. Период его работы в этом учебном заведении неизвестен: должно быть, это было непосредственно перед приходом Порпоры (1726-1733), если только он не делил обязанности с К.Ф. Поллароло, маэстро, работавшим там примерно с 1696 по 1718 год или позже (около 1722 года). Лотти также был маэстро капеллы Спирито-Санто, по крайней мере, с 1697 по 1707 год. Его членство в Совете Санта-Чечилия задокументировано с 1737 по 1739 год. Карьера Лотти как оперного композитора началась в 1693 году, когда в Венеции была поставлена его опера "Трионфо дель Инноченца". Однако наиболее плодотворный период его творчества для венецианских театров пришелся на период с 1706 по 1717 год, когда было поставлено по меньшей мере 16 новых опер (включая первую постановку оперы "Алессандро Северо" Зено, "Карнавал 1717") и три его переработанных произведения. Получив разрешение от прокураторов Сан-Марко (22 июля 1717 года и продленное еще на год в 1718 году), он покинул Венецию (5 сентября 1717 года), чтобы написать оперу для Дрездена. Он взял с собой музыкантов базилики, а также свою жену Санта Стеллу и либреттиста Антонио Марию Лучини. Первая из его трех дрезденских опер, "Любовь на арго", была впервые поставлена 25 октября 1717 года в Редутензале и была возобновлена 3 сентября 1719 года в связи с открытием Хофтеатра, главного театра Дрездена XVIII века. Опера "Теофана", поставленная в Дрездене 13 сентября 1719 года, настолько заинтересовала Генделя, что в 1725 году он включил басовые арии из этого произведения в свое "пастиччо Элипидия". 15 сентября 1719 года в дворцовом саду в честь свадьбы саксонского курфюрста Фридриха Августа и Марии Иосеффы Австрийской был поставлен театральный спектакль Лотти "Ли кватро элементи". Несмотря на свои успехи в Дрездене, Лотти после возвращения в Венецию ушел из театра. В качестве сувениров о своем визите он сохранил в Венеции карету и лошадей, которые были подарены ему на обратную дорогу из Дрездена (осень 1719 года). Никаких других поездок Лотти за пределы Венеции зафиксировано не было, за исключением поездки в Новару для подготовки музыки к религиозному фестивалю 14 июня 1711 года: оркестр из 37 музыкантов, в основном из Милана, исполнял музыку Лотти, Антонио Кальдары, Франческо Гаспарини и других североитальянских композиторов. В феврале 1740 года "Паллада Венета" сообщила о торжественных похоронах Лотти в церкви Святого Сальваторе. Как и многие его современники, Лотти сочинил множество кантат для сольного голоса с континуо, некоторые из них для струнных; но он также писал короткие пьесы для двух, трех и более певцов, которые составляют необычный репертуар светской музыки. Сборник таких пьес, напечатанный в Венеции в 1705 году и посвященный императору Габсбургов Иосифу I, называется "Дуэты, терцетти и мадригалы для пения", соч.1. В анонимно опубликованном труде "Фамильное письмо филармонической академии" Бенедетто Марчелло подверг эти произведения резкой критике. Тем не менее, падре Мартини восхищался ими и включил одну из них, "Танец, когда ты вернешься", в свой контрапунктический трактат "Образец оссии в фондах" (1775). Совсем по-другому Дж.Б. Бонончини использовал другую композицию, "Una siepe ombrosa": он выдавал себя за композитора, когда Морис Грин исполнял ее в Лондонской академии старинной музыки в 1731 году. Лотти предоставил Академии запрошенные показания (включая письмо от Пьетро Париати, который написал стихи для Лотти), и в 1732 году Академия опубликовала отчет, подтверждающий заявленное Лотти авторство. Среди поздних работ Лотти - постановка "Отверженного в Реале", впервые исполненная в 1733 году и впоследствии исполнявшаяся каждый Великий четверг в Сан-Марко в течение 18 века, а иногда и в начале 19-го. Ежегодно хор Сан-Марко в Сан-Джеминиано (напротив базилики на пьяцца-сан-Марко, пока она не была разрушена в 1807 году) отслужил мессу с вечерней службой под названием "nello stile a terra" в память о композиторе, который был похоронен там. Многие другие духовные произведения Лотти оставались в активном репертуаре хора до конца XVIII века. Среди редких произведений, предназначенных для банкетов дожей, - кантата Лотти "Торжество божье" для четырех голосов и струнных, написанная в 1736 году. Его "Дух Святого духа", написанный в том же году, был исполнен хором Святого Марко, когда дож отплывал на "Бучинторо" в день Вознесения, чтобы отпраздновать символический брак Венеции с морем. Партитура этого мадригала была единственным светским произведением в библиотеке Сан-Марко, когда в начале 19 века Каффи обследовал ее фонды. В операх Лотти используются упрощенные сюжеты и длинные речитативы. Арии обычно исполняются в форме да капо и сопровождаются дискантовыми инструментами и континуо. Оперы для Вены и Дрездена особенно разнообразны по инструментовке: основные струнные инструменты и континуо по-разному дополняются магнитофонами, трубами, гобоями и валторнами. Его мелодии часто состоят из двух- или четырехтактных фрагментов, которые затем расширяются за счет последовательности или колоратурной проработки, что часто выполняет выразительную функцию с точки зрения словесной живописи. Например, у Алессандро Северо прощание Салустрии со своим отцом в арии "Падре Аддио" выражено короткими, исполненными вздохов мотивами, которые сменяются плавными колоратурными линиями, и все это в сопровождении приглушенных струнных. Оратории Лотти стилистически схожи с ораториями Франческо Гаспарини. Простые мелодии и повторяющиеся ритурнели характерны для "Грубой песни", в то время как "Коронационная песня Эсфири" более масштабна: в драму включены фрагменты хора и увертюра в стиле кончерто гроссо. В его мотетах контрастируют контрапунктические и гоморитмические пассажи, а также демонстрируется пристальное внимание к ритму и выразительности слов. Текстурный контраст достигается также чередованием контрапунктических фрагментов и монофонических фраз нараспев. Более поздние работы Лотти отличаются элегантностью и мастерством контрапунктики высочайшего уровня. Он был представителем строгого стиля барокко конца 17-го века, которому не составило труда приспособиться к неоклассическому стилю 18-го века, отдавая предпочтение более четко выверенным гармониям и более легким текстурам. Возможно, лучше, чем любой другой композитор своего времени, он соединил периоды позднего барокко и раннего классицизма. Когда Берни услышал музыку Лотти в исполнении Сан-Марко в 1770 году, он написал: “Это тронуло меня до слез. Здешний органист очень разумно распорядился, чтобы голоса были слышны во всей их чистоте, так что я часто забывал, что им аккомпанировали”. В большинстве произведений духовной музыки Лотти отсутствует оркестровое сопровождение, как будто оно может помешать контрапунктическим линиям – тому, что Берни называл “фугами и имитациями”. Среди учеников Лотти были Доменико Альберти, Джироламо Бассани, Бальдассаре Галуппи, Микеланджело Гаспарини, Бенедетто Марчелло, Джамбаттиста Пескетти и Джузеппе Сарацелли. Формально Хассе никогда не учился у Лотти, хотя Ла Борд называл его своим учеником. Берни просто сообщил, что “Хассе считал сочинения Лотти самыми совершенными в своем роде”. Столетие спустя эту оценку повторил Фетис, который писал: “Его стиль прост и ясен, и никто в наше время не владеет искусством пения естественным голосом лучше, чем он... в своих мадригалах и церковной музыке он, по меньшей мере, равен А. Скарлатти., и его превосходство над всеми другими мастерами своего времени неоспоримо”. У Лотти не было детей, но у его жены (в либретто 1710 года ее звали Санта Скарабелли Стелла) была дочь (Лукреция Мария Бассадонна), которая стала монахиней. В либретто Санта и ее сестра Кьяра упоминаются как певицы при мантуанском дворе, и какое-то время они получали солидное жалованье в 18 600 дукатов; Санта, уроженка Болоньи, приобрела широкую известность как сопрано. После смерти Лотти его жена установила ему памятник в Сан-Джеминиано, где позже была похоронена и она (она умерла 18 сентября 1759 года), но 25 июня 1807 года их могила была перенесена в неизвестное место.
Ноты сочинений Антонио Лотти на сайте библиотеки IMSLP