Лотти, Антонио
1666 - 1740
Назад
Lotti, Antonio

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Итальянский композитор. Хотя в его сборнике op.1 (1705) он указан как венецианец, Лотти родился в Ганновере, где его отец Маттео был капельмейстером. К 1683 году он находился в Венеции, изучая музыку у Леґренци; опера последнего Giustino того года долгое время ошибочно приписывалась Лотти.
Когда была основана музыкальная братия Святой Цецилии при базилике Сан-Марко (акт от 25 ноября 1687), Лотти, как дополнительный певец хора, был одним из первых, кто подписал реестр братии. С 30 мая 1689 года он получал регулярную зарплату за пение альтом; 6 августа 1690 года стал помощником второго органиста, 31 мая 1692 года — вторым органистом, а 17 августа 1704 года — первым органистом, должность, которую занимал до 1736 года, когда был назначен главным капельмейстером (primo maestro di cappella). После смерти Антонио Биффи в 1733 году он не получил большинства голосов в конкурсе на вакантную должность, соревнуясь с Антонио Поллароло, и ему пришлось ждать три года, чтобы участвовать снова. В апреле 1736 года он получил поддержку девяти из двенадцати прокуратора Сан-Марко, что обеспечило ему ежегодную зарплату в 400 дукатов и бесплатное жильё на Пьяцца-де-Каноничи; на этой позиции он оставался до своей смерти. Анжело Лотти был назначен помогать ему на органе за свой счёт 2 марта 1732 года. Как органист, он написал много музыки для хора; прокураторы ещё в 1698 году выплатили ему 50 дукатов за составление книги месс.
Помимо церковной музыки для Сан-Марко, Лотти писал сольные мотеты, хоровые произведения и оратории для певцов Ospedale degli Incurabili. Стиль пения этого женского хора, знаменитого на протяжении XVIII века, основывался (по словам Каффи) на обучении Лотти. Период его работы в этом учреждении неизвестен, вероятно, он был непосредственно перед работой Полпоры (ок. 1726–1733), если только Лотти не делил обязанности с C.F. Поллароло, маэстро с 1696 до около 1718 года или позже (?1722). Лотти также был маэстро ди капелла в Spirito Santo, по крайней мере с 1697 по 1707 год. Его членство в Sovvegno di Santa Cecilia зафиксировано на 1737–1739 годы.
Карьеру оперного композитора Лотти начал в 1693 году с постановки Il trionfo dell’innocenza в Венеции. Наиболее продуктивный период сочинения для венецианских театров пришёлся на 1706–1717 годы: за это время было поставлено как минимум 16 новых опер (включая первую постановку Zeno Alessandro Severo, карнавал 1717) и три переработанных произведения. Получив отпуск у прокураторов Сан-Марко (22 июля 1717 и продлённый на следующий год в 1718), он отправился в Дрезден 5 сентября 1717 года, взяв с собой музыкантов базилики, свою жену Санту Стеллу и либреттиста Антонио Марию Лучини. Первая из трёх его опер для Дрездена, Giove in Argo, была впервые исполнена 25 октября 1717 года в Redoutensaal и возобновлена 3 сентября 1719 для открытия Hoftheater, главного дрезденского театра XVIII века. Опера Teofane, исполненная в Дрездене 13 сентября 1719, настолько заинтересовала Генделя, что он в 1725 году включил басовые арии из неё в свой пастиччо Elipidia. Театральное празднество Li quattro elementi Лотти было исполнено 15 сентября 1719 в саду дворца в честь свадьбы саксонского курфюрста Фридриха Августа и Марии Джозефы Австрийской. Несмотря на успехи в Дрездене, Лотти ушёл из театра после возвращения в Венецию. В качестве сувениров он оставил себе карету и лошадей, подаренные ему для обратного пути из Дрездена осенью 1719 года. Других поездок за пределы Венеции не зафиксировано, кроме одной в Новару для религиозного праздника 14 июня 1711 года, когда оркестр из 37 музыкантов исполнял музыку Лотти, Антонио Кальдары, Франческо Гаспарини и других североитальянских композиторов. В феврале 1740 Pallade Veneta сообщала о торжественных похоронах Лотти в Сан-Сальваторе.
Как и многие его современники, Лотти сочинял множество кантат для одного голоса с континуо, некоторые из них со струнными; кроме того, он писал короткие пьесы для двух, трёх и более певцов, составляющие необычный репертуар светской музыки. Сборник таких произведений, изданный в Венеции в 1705 году и посвящённый императору Иосифу I, называется Duetti, terzetti e madrigali a più voci, op.1. В анонимной публикации Lettera famigliare d’un accademico filarmonico Бенедетто Марчелло критиковал эти пьесы. Тем не менее Падре Мартини восхищался ими и включил одну, Tant’è ver che nel verno, в свой трактат по контрапункту Esemplare ossia Saggio fondamentale (1775). В другой манере G.B. Бонончини использовал другую пьесу, In una siepe ombrosa, выдав себя за её автора, когда Морис Грин её исполнил в Лондонской Академии древней музыки в 1731 году. Лотти предоставил Академии подтверждение авторства (включая письмо Пьетро Парияти, написавшего стихотворение для Лотти), и в 1732 году Академия опубликовала отчёт, подтверждающий его авторство.
Среди поздних произведений Лотти — Miserere в ре мажоре, впервые исполненный в 1733 году и затем исполнявшийся каждый Великий Четверг в Сан-Марко на протяжении XVIII века и иногда в начале XIX века. Месса с вечерней службой, обозначенная как nello stile a terra, исполнялась ежегодно хором Сан-Марко в Сант-Джеминьяно (напротив базилики на площади Сан-Марко до 1807 года) в память о композиторе, который был там похоронен.
Среди произведений для торжественных обедов дожа — кантата для четырёх голосов и струн Il tributo degli dei (1736). Spirto di Dio ch’essendo il mondo, написанная в том же году, исполнялась хором Сан-Марко, когда дож отплывал в Буцинторо в День Вознесения, чтобы отпраздновать символический брак Венеции с морем. Партитура этого мадригала была единственным светским произведением в библиотеке Сан-Марко в начале XIX века, когда Каффи делал обзор коллекции.
Оперы Лотти используют упрощённый сюжет и длинные речитативы. Арии обычно имеют форму да капо и сопровождаются высокими инструментами и континуо. Оперные произведения для Вены и Дрездена особенно разнообразны по инструментовке: базовые струнные и континуо обогащены блокфлейтами, трубами, гобоями и валторнами. Мелодии часто строятся из двух-четырёх тактовых сегментов, которые затем развиваются последовательностью или колоратурой, часто с выразительной функцией в соответствии с текстом. Например, в Alessandro Severo прощание Салустрии с отцом в арии Padre addio выражается короткими вздохоподобными мотивами, переходящими в плавные линии колоратуры, все это сопровождается приглушёнными струнными.
Оратории Лотти стилистически близки к произведениям Франческо Гаспарини. Простые мелодии и повторяющиеся ритурнеллы характерны для Il vota crudele, тогда как L’umiltà coronata в Esther более амбициозна: хоровые партии интегрированы в драму, а увертюра написана в стиле концертного гроссо. Мотеты контрастируют контрапунктные и гоморитмические партии и демонстрируют внимательное отношение к ритму слов и выразительности. Контраст текстур также достигается чередованием контрапунктных разделов и монодических фраз хора.
Поздние произведения Лотти показывают элегантность и высокий уровень контрапунктической техники. Он был представителем мощного барочного стиля конца XVII века, но легко адаптировался к неоклассическому вкусу XVIII века, который отдавал предпочтение более четкой гармонии и лёгкой фактуре. Возможно, ни один другой композитор его времени так хорошо не соединил позднее барокко и ранний классицизм. Когда Берни услышал музыку Лотти в Сан-Марко в 1770 году, он писал: «Это тронуло меня до слёз. Органист здесь с большой мудростью позволял слышать голоса в полной чистоте, так что я часто забывал, что они были сопровождены». Большинство церковных произведений Лотти не имеют оркестрового сопровождения, словно оно могло бы мешать контрапунктическим линиям — то, что Берни называл «фугами и имитациями».
Среди учеников Лотти были Доменико Альберти, Джироламо Бассани, Балдассаре Галуппи, Микеланджело Гаспарини, Бенедетто Марчелло, Джамбаттиста Пескетти и Джузеппе Сарателли. Гассэ формально не учился у Лотти, хотя Ля Борд называл его учеником. Берни лишь сообщил, что «Гассэ считал композиции Лотти самыми совершенными в своём роде». Через сто лет Фетис писал: «Его стиль прост и ясен, и никто в современности не владел лучше его искусством естественного пения… В своих мадригах и церковной музыке он по крайней мере равен А. Скарлатти, а его превосходство над всеми другими мастерами времени бесспорно».
У Лотти не было детей, но его жена (по либретто 1710 года — Санта Скарабелли Стелла) имела дочь (Лукреция Мария Бассадонна), которая стала монахиней. Либретто упоминают Сantu и её сестру Кьяру как певиц при дворе Мантуи, и на некоторое время они получали достойную зарплату в 18 600 дукатов; Санта, уроженка Болоньи, заслужила значительную репутацию как сопрано. После смерти Лотти его жена возвела памятник ему в Сант-Джеминьяно, где позднее была похоронена и сама (умерла 18 сентября 1759 года), однако их могила была перенесена в неизвестное место 25 июня 1807 года.
Оперы
Оратории
Светские кантаты и мадригалы
Ноты сочинений Антонио Лотти на сайте библиотеки IMSLP