Лотти, Антонио
1666 - 1740
Назад
Lotti, Antonio
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Антонио Лотти был итальянским композитором. Хотя в его сборнике сочинение 1 (1705) он указан как венецианец, Лотти родился в Ганновере, где его отец Маттео был капельмейстером. К 1683 году он находился в Венеции, изучая музыку у Легренци; опера последнего "Джустино" того года долгое время ошибочно приписывалась Лотти.
Когда была основана музыкальная братия Святой Цецилии при базилике Сан-Марко (акт от 25 ноября 1687), Лотти, как дополнительный певец хора, был одним из первых, кто подписал реестр братии. С 30 мая 1689 года он получал регулярную зарплату за пение альтом; 6 августа 1690 года стал помощником второго органиста, 31 мая 1692 года — вторым органистом, а 17 августа 1704 года — первым органистом, должность, которую занимал до 1736 года, когда был назначен главным капельмейстером. После смерти Антонио Биффи в 1733 году он не получил большинства голосов в конкурсе на вакантную должность, соревнуясь с Антонио Поллароло, и ему пришлось ждать три года, чтобы участвовать снова. В апреле 1736 года он получил поддержку девяти из двенадцати прокураторов Сан-Марко, что обеспечило ему ежегодную зарплату в 400 дукатов и бесплатное жильё на Пьяцца-де-Каноничи; на этой позиции он оставался до своей смерти. Анжело Лотти был назначен помогать ему на органе за свой счёт 2 марта 1732 года. Как органист, он написал много музыки для хора; прокураторы ещё в 1698 году выплатили ему 50 дукатов за составление книги месс.
Помимо церковной музыки для Сан-Марко, Лотти писал сольные мотеты, хоровые произведения и оратории для певцов "Оспедале дельи Инкурабили". Стиль пения этого женского хора, знаменитого на протяжении XVIII века, основывался (по словам Каффи) на обучении Лотти. Период его работы в этом учреждении неизвестен, вероятно, он был непосредственно перед работой Порпоры (около 1726–1733), если только Лотти не делил обязанности с Карло Франческо Поллароло, маэстро с 1696 до около 1718 года или позже (около 1722). Лотти также был маэстро ди капелла в "Спирито Санто", по крайней мере с 1697 по 1707 год. Его членство в "Соввеньо ди Санта Чечилия" зафиксировано на 1737–1739 годы.
Карьеру оперного композитора Лотти начал в 1693 году с постановки "Триумф невинности" в Венеции. Наиболее продуктивный период сочинения для венецианских театров пришёлся на 1706–1717 годы: за это время было поставлено как минимум 16 новых опер (включая первую постановку "Алессандро Северо" Дзено, карнавал 1717) и три переработанных произведения. Получив отпуск у прокураторов Сан-Марко (22 июля 1717 и продлённый на следующий год в 1718), он отправился в Дрезден 5 сентября 1717 года, взяв с собой музыкантов базилики, свою жену Санту Стеллу и либреттиста Антонио Марию Лучини. Первая из трёх его опер для Дрездена, "Юпитер в Арго", была впервые исполнена 25 октября 1717 года в "Редутензале" и возобновлена 3 сентября 1719 для открытия "Хофтеатра", главного дрезденского театра XVIII века. Опера "Теофане", исполненная в Дрездене 13 сентября 1719, настолько заинтересовала Генделя, что он в 1725 году включил басовые арии из неё в свой пастиччо "Элипидия". Театральное празднество "Четыре элемента" Лотти было исполнено 15 сентября 1719 в саду дворца в честь свадьбы саксонского курфюрста Фридриха Августа и Марии Джозефы Австрийской. Несмотря на успехи в Дрездене, Лотти ушёл из театра после возвращения в Венецию. В качестве сувениров он оставил себе карету и лошадей, подаренные ему для обратного пути из Дрездена осенью 1719 года. Других поездок за пределы Венеции не зафиксировано, кроме одной в Новару для религиозного праздника 14 июня 1711 года, когда оркестр из 37 музыкантов исполнял музыку Лотти, Антонио Кальдары, Франческо Гаспарини и других североитальянских композиторов. В феврале 1740 "Палладе Венета" сообщала о торжественных похоронах Лотти в Сан-Сальваторе.
Как и многие его современники, Лотти сочинял множество кантат для одного голоса с континуо, некоторые из них со струнными; кроме того, он писал короткие пьесы для двух, трёх и более певцов, составляющие необычный репертуар светской музыки. Сборник таких произведений, изданный в Венеции в 1705 году и посвящённый императору Иосифу I, называется "Дуэты, терцеты и мадригалы на несколько голосов", сочинение 1. В анонимной публикации "Семейное письмо филармонического академика" Бенедетто Марчелло критиковал эти пьесы. Тем не менее Падре Мартини восхищался ими и включил одну, "Так правда, что зимой", в свой трактат по контрапункту "Образец, или Фундаментальное эссе" (1775). В другой манере Джованни Баттиста Бонончини использовал другую пьесу, "В тенистой изгороде", выдав себя за её автора, когда Морис Грин её исполнил в Лондонской Академии древней музыки в 1731 году. Лотти предоставил Академии подтверждение авторства (включая письмо Пьетро Парияти, написавшего стихотворение для Лотти), и в 1732 году Академия опубликовала отчёт, подтверждающий его авторство.
Среди поздних произведений Лотти — "Помилуй" в ре мажоре, впервые исполненный в 1733 году и затем исполнявшийся каждый Великий Четверг в Сан-Марко на протяжении XVIII века и иногда в начале XIX века. Месса с вечерней службой, обозначенная как "в стиле а терра", исполнялась ежегодно хором Сан-Марко в Сан-Джеминьяно (напротив базилики на площади Сан-Марко до 1807 года) в память о композиторе, который был там похоронен.
Среди произведений для торжественных обедов дожа — кантата для четырёх голосов и струн "Дань богов" (1736). "Дух Божий, ибо мир", написанная в том же году, исполнялась хором Сан-Марко, когда дож отплывал в "Бучинторо" в День Вознесения, чтобы отпраздновать символический брак Венеции с морем. Партитура этого мадригала была единственным светским произведением в библиотеке Сан-Марко в начале XIX века, когда Каффи делал обзор коллекции.
Лотти был одним из наиболее значительных композиторов переходного периода от барокко к классицизму. Его творчество охватывает оперы, оратории, церковную музыку, кантаты и камерные вокальные произведения. Оперы Лотти используют упрощённый сюжет и длинные речитативы. Арии обычно имеют форму да капо и сопровождаются высокими инструментами и континуо. Оперные произведения для Вены и Дрездена особенно разнообразны по инструментовке: базовые струнные и континуо обогащены блокфлейтами, трубами, гобоями и валторнами. Мелодии часто строятся из двух-четырёх тактовых сегментов, которые затем развиваются последовательностью или колоратурой, часто с выразительной функцией в соответствии с текстом.
Оратории Лотти стилистически близки к произведениям Франческо Гаспарини. Простые мелодии и повторяющиеся ритурнели характерны для "Жестокой клятвы", тогда как "Венчание смирения в Эсфири" более амбициозна: хоровые партии интегрированы в драму, а увертюра написана в стиле концертного гроссо. Мотеты контрастируют контрапунктные и гоморитмические партии и демонстрируют внимательное отношение к ритму слов и выразительности. Контраст текстур также достигается чередованием контрапунктных разделов и монодических фраз хора.
Поздние произведения Лотти показывают элегантность и высокий уровень контрапунктической техники. Он был представителем мощного барочного стиля конца XVII века, но легко адаптировался к неоклассическому вкусу XVIII века, который отдавал предпочтение более четкой гармонии и лёгкой фактуре. Возможно, ни один другой композитор его времени так хорошо не соединил позднее барокко и ранний классицизм.
Оперы
Оратории
Светские кантаты и мадригалы
Другие светские вокальные произведения
Ноты сочинений Антонио Лотти на сайте библиотеки IMSLP