Лози, Ян Антонин, граф Лозинтальский
1650 - 1721
Назад
Losy, Jan Antonín, Count of Losinthal
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Ян Антонин Лози был богемским лютнистом и композитором. Он родился в богатой семье швейцарского происхождения; его отец поселился в Праге в 1620-х годах и был возведен в богемное дворянство за мужество во время защиты города от шведов в 1648 году. Лози обучался в Пражском университете с 1661 года, получив докторскую степень по философии в 1668 году. После этого он, вероятно, совершил привычное для европейской аристократии путешествие по Европе, известно, что он посетил Италию, а возможно, и Францию с Нидерландами.
Лози увлекался французской музыкой, особенно произведениями Лулли, а также музыкой Фукса. Он играл на лютне и скрипке в концертах во дворце в Праге. На пике своей известности (1696–1697) он путешествовал по немецким землям и участвовал в дружеском музыкальном соревновании в Лейпциге с Панталеоном Хебенштрайтом и томаскантором Иоганном Кунау, который впоследствии посвятил Лози сборник "Свежие клавирные плоды" (1696).
Сын Лози, Адам Филипп (1705–1781), проживал в Вене и стал музыкальным директором при императорском дворе; он был компетентным исполнителем на контрабасе в аристократических оркестрах.
Ян Антонин Лози был самым известным и уважаемым лютнистом в Праге конца XVII века, но его слава простиралась далеко за пределы родной земли. Его хвалил Эрнст Готлиб Барон, а один из его коррантов был опубликован в "Кабинете лютни" Ле Сажа де Рише (1695). Сильвиус Леопольд Вайс написал в его честь выразительный "томбо". Настоящий масштаб популярности Лози виден по количеству и широкому распространению рукописей с его произведениями, многие из которых существуют в аранжировках для мандоры, ангелики и клавишных. Несколько рукописей для гитары, вероятно, также являются аранжировками.
Лози усвоил традиционный французский стиль и жанры, но смягчил характерную для парижской лютневой музыки брисé текстуру в пользу более отчетливых мелодических и басовых линий, вероятно, под влиянием современных австрийских композиторов. Идентифицировано около 100 отдельных произведений, к которым можно добавить около 50, хотя атрибуции редко бывают полностью надежными. Некоторые произведения объединены в сюиты или партиты, но намерения Лози в этом отношении остаются неясными. Около 60 произведений сохранились только в гитарной табулатуре, большинство из которых, вероятно, являются аранжировками оригиналов для лютни.
Лози создавал музыку для лютни, гитары, клавишных инструментов, а также аранжировал свои произведения для мандоры и ангелики. Он писал корранты, аллеманды, сюиты, томбо, партиты и прочие формы барочной лютневой музыки, адаптируя французский стиль к центральноевропейским музыкальным традициям. Его произведения отличаются мелодической ясностью и структурной четкостью, сочетая французскую изысканность с немецкой контрапунктической традицией.
Лютневые произведения
Произведения для гитары
Аранжировки
Ноты сочинений Яна Антонина, графа Лозинтальского Лози на сайте библиотеки IMSLP