Лоренцани, Паоло
1640 - 1713

Назад

Lorenzani, Paolo

Портрет композитора Паоло Лоренцани

  • Дата рождения: 5 января 1640
  • Место рождения: Рим, Италия
  • Дата смерти: 28 октября 1713
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Паоло Лоренцани был итальянским композитором. Родился в творческой семье: его старший брат Джованни Андреа (1637–1712) был поэтом и либреттистом, дядя Лаццаро Баретта был живописцем. С мая 1651 по июль 1655 года он пел сопрано в хоре "Капелла Джулия" под руководством Орацио Беневоли, который занимал пост маэстро ди капеллы с 1646 по 1672 год.

В 1669 году имя Лоренцани начало регулярно появляться в регистрах Конгрегации Святой Цецилии, когда его выбирали для сочинения литаний, вечерних служб и месс по различным поводам в Риме, включая четыре оратории для "Арчиконфратернита дель Сантиссимо Крочифиссо" в церкви Сан-Марчелло. В конце 1672 года он сменил Винченцо де Гранди на посту маэстро ди капеллы в иезуитской церкви "Кьеза дель Джезу" и Римской семинарии.

Осенью 1675 года Лоренцани оставил престижную должность в Риме и стал маэстро ди капеллы в соборе Мессины. Герцог Вивонн, брат мадам де Монтеспан и мадам де Тьянж, в то время был вице-королем Сицилии и командовал французскими войсками. Лоренцани сочинял не только мессы, вечерни и "Тебя, Бога, хвалим" для собора, но также интермедии, балеты, комедийно-балетные постановки и оперу "Иль Колоандро" для герцога, который часто устраивал роскошные торжества для сицилийской знати.

В 1678 году, когда Луи XIV отозвал герцога Вивонна во Францию и отправил Ла Фейяда для вывода французских войск с Сицилии, Лоренцани последовал на кораблях Ла Фейяда, прибыв в Тулон 7 апреля.

Когда Лоренцани позже весной прибыл в Париж, Жан-Батист Люлли, чья карьера находилась на пике, полностью контролировал французскую оперу. В 1666 году с помощью Колбера он убедил короля уволить итальянских певцов и с тех пор препятствовал итальянской музыке во Франции. Однако Лоренцани вскоре попал под покровительство своего бывшего патрона Вивонна, который представил его при дворе в августе того же года. Луи XIV услышал один из мотетов Лоренцани, который ему настолько понравился, что он приказал исполнить его несколько раз, выплатил композитору значительную сумму, побудил его остаться во Франции и предоставил средства для покупки должности "маэстро де мюзик де ла рен" у Жан-Батиста де Боэссе.

Успех Лоренцани продолжал расти: в июне 1679 года король отправил его в Италию для набора лучших певцов; Лоренцани вернулся в декабре с пятью кастратами и 1 января 1680 года занял новую должность при королеве. В августе того же года он руководил музыкой на освящении Жака Николаса Колбера, сына Колбера, как содиректор епископа Руана.

Люлли, безусловно, был недоволен таким успехом Лоренцани. В сентябре 1681 года герцог Вивонн и герцог Невера организовали при дворе в Фонтенбло итальянскую пастораль-оперу Лоренцани "Никандро и Филено" на текст Невера. Несмотря на привилегии Лоренцани 1672 года, Люлли из зависти пытался заблокировать постановку. Опера, выполненная в итальянском стиле с адаптацией к французскому вкусу, сразу имела успех.

В 1682 году Лоренцани продолжал триумфально выступать при дворе: один из его псалмов был исполнен в королевской капелле в апреле, концерт его арий в честь дофины в сентябре, четыре новых мотета в октябре, а в ноябре совместно с Лаландом была представлена "серенада в форме оперы" при короле.

1683 год ознаменовал начало спада карьеры Лоренцани при дворе: он был исключён из конкурса на четыре должности "суб-маэстро де мюзик де ла шапель*", что вызвало почти скандал. Люлли был обвинён в интригах. Лоренцани продолжал писать, в том числе серенаду "Как сладко томиться" 9 июля 1683 года, но 30 июля королева умерла, и он остался без должности. Тем не менее, его заслуги были признаны, и он сохранил все привилегии.

Вне двора Лоренцани писал песни, например "Вернись в сердце, дорогая надежда" для спектакля Фатуильва (1684), а 20 июня 1685 года был назначен директором музыки в Театинском монастыре, где его "музыкальные приветствия", включавшие мотеты, короткую проповедь и благословение, стали модной достопримечательностью Парижа и Версаля.

23 августа 1688 года Академия королевской музыки представила его оперу "Оронтея" в Шантийи. Партитура утеряна (кроме фрагмента). В том же году был представлен дивертисмент, включавший арии из "Никандро и Филено".

В 1693 году Баллард опубликовал издание мотетов Лоренцани, которые композитор напечатал за собственные средства и посвятил королю, надеясь на вакантную должность "суб-маэстро де мюзик де ла шапель". Получив отказ, Лоренцани разочаровался и покинул Францию.

19 июля 1694 года Лоренцани был избран маэстро ди капеллы "Капелла Джулия", сменив Франческо Беретту. Он принял должность в апреле 1695 года. В Риме у него было три дочери, крещённые между 1695 и 1701 годами. Баллард публиковал его арии в 1695 и 1696 годах, а в 1706 году — сольную кантату.

Лоренцани был единственным итальянским композитором после Люлли, официально служившим при дворе Луи XIV. В его музыке итальянский стиль сочетался с французским вкусом, особенно в мотетах, кантатах и ариях. Влияние Лоренцани способствовало распространению итальянской музыки во Франции в конце XVII века.

Творчество

Паоло Лоренцани — выдающийся итальянский композитор барокко. В его творчестве: мессы, литании, мотеты, псалмы, песни Богородицы, сценическая музыка: оперы, интермедии, балеты, комедийно-балетные постановки. Его стиль сочетает римскую полихорную традицию с современными концертирующими элементами. Во Франции Лоренцани адаптировал свои сочинения к французскому вкусу, создавая "французский стиль" в церковной и сценической музыке. Сохранившиеся произведения демонстрируют мастерство полифонического письма, умение соединять многоголосие с инструментальным сопровождением и гибко адаптироваться к аудитории.

Произведения

Духовные произведения

  • "Песнь Богородицы, 4 сольных голоса, 2 хора, бассо континуо" ("Magnificat, 4 solo vv, 2 SATB choirs, bc")
  • "Песнь Богородицы, 5 сольных голосов, хоры, бассо континуо" ("Magnificat, 5 solo vv, SSATB, SATB, bc")
  • "Песнь Богородицы, 6 голосов, бассо континуо" ("Magnificat, 6vv, bc")
  • "Литания, 4 сольных голоса, хор, бассо континуо" ("Litanie, 4 solo vv, SATB, bc")
  • "Мотеты в 1, 2, 3, 4 и 5 частях" ("Motets à I, II, III, IV, et V parties")
  • "Душа Искупителя, Матерь, 3 голоса, бассо континуо" ("Alma Redemptoris mater, 3vv, bc")
  • "Радуйся, Царица Небесная, 3 голоса, бассо континуо" ("Ave regina caelorum, 3vv, bc")
  • "Благословен грядущий, 2 голоса, бассо континуо" ("Benedictus qui venit, 2vv, bc")
  • "Разные псалмы, 6 голосов, бассо континуо" ("Psalmodia varia, 6vv, bc")

Сценические произведения

  • "Иль Колоандро" ("Il Coloandro")
  • "Никандро и Филено" ("Nicandro e Fileno")
  • "Серенада" ("La sérénade")
  • "Оронтея" ("Oronthée")
  • "Музыкальный интермедий" ("Intermedio musicale")

Светские вокальные произведения

  • "Итальянские арии господина Лоренцани" ("Airs italiens de M. Lorenzani")
  • "Кантаты" ("Cantate")
  • "Любовные взоры" ("Amorose pupillete")
  • "Вернись в сердце, дорогая надежда" ("Tornami in petto speranza cara")
  • "Как сладко томиться" ("Quanto è dolce il languire")

----------

*Должность "суб-маэстро де мюзик де ла шапель" (фр. sous-maître de musique de la chapelle) — это должность помощника руководителя музыки или заместителя капельмейстера в королевской капелле (церкви) при французском дворе.

Подробнее о должности:

  • Sous-maître — буквально «под-мастер», заместитель или помощник главного капельмейстера.
  • Chapelle — королевская капелла, где проводились богослужения и звучала духовная музыка.
  • Обязанности включали сочинение музыки для служб, репетиции с хором и музыкантами, руководство исполнением во время месс и церемоний.

Контекст для Лоренцани:

В 1683 году Лоренцани был исключён из конкурса на эту должность, что стало ударом по его карьере при дворе Людовика XIV. Несмотря на покровительство короля и успех его музыки, интриги (возможно, со стороны Люлли) помешали ему получить этот пост. Во Франции существовало четыре такие должности, и их занимали выдающиеся композиторы (например, в разное время — Лаланд, Кампра). Для Лоренцани это назначение означало бы официальное закрепление при дворе и стабильный доход.

Ноты сочинений Паоло Лоренцани на сайте библиотеки IMSLP