Лоренцани, Паоло
1640 - 1713

Назад

Lorenzani, Paolo

  • Дата рождения: 5 января 1640
  • Место рождения: Рим, Италия
  • Дата смерти: 28 октября 1713
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Паоло Лоренцани — итальянский композитор. Родился в творческой семье: его старший брат Джованни Андреа (1637–1712) был поэтом и либреттистом, дядя Лаццаро Баретта был живописцем. С мая 1651 по июль 1655 года он пел сопрано в хоре Cappella Giulia под руководством Орацио Беневоли, который занимал пост маэстро ди капеллы с 1646 по 1672 год.

В 1669 году имя Лоренцани начало регулярно появляться в регистрах Конгрегации Святой Цецилии, когда его выбирали для сочинения литаний, вечерних служб и месс по различным поводам в Риме, включая четыре оратории для Arciconfraternita del Ss Crocifisso в церкви Сан Марчелло. В конце 1672 года он сменил Винченцо де Гранди (ii) на посту маэстро ди капеллы в иезуитской церкви Chiesa del Gesù и Римской семинарии.

Осенью 1675 года Лоренцани оставил престижную должность в Риме и стал маэстро ди капеллы в соборе Мессины. Герцог Вивонн, брат мадам де Монтеспан и мадам де Тьянж, в то время был вице-королем Сицилии и командовал французскими войсками. Лоренцани сочинял не только мессы, вечерни и Te Deum для собора, но также интермедии, балеты, комедийно-балетные постановки и оперу (Il Coloandro) для герцога, который часто устраивал роскошные торжества для сицилийской знати.

В 1678 году, когда Луи XIV отозвал герцога Вивонна во Францию и отправил Ла Фейяд для вывода французских войск с Сицилии, Лоренцани последовал на кораблях Ла Фейяд, прибыв в Тулон 7 апреля.

Когда Лоренцани позже весной прибыл в Париж, Жан-Батист Лалли, чья карьера находилась на пике, полностью контролировал французскую оперу. В 1666 году с помощью Колбера он убедил короля уволить итальянских певцов и с тех пор препятствовал итальянской музыке во Франции. Однако Лоренцани вскоре попал под покровительство своего бывшего патрона Вивонна, который представил его при дворе в августе того же года. Луи XIV услышал один из мотетов Лоренцани, который ему настолько понравился, что он приказал исполнить его несколько раз, выплатил композитору значительную сумму, побудил его остаться во Франции и предоставил средства для покупки должности maître de musique de la reine у Жан-Батиста де Боэссе.

Успех Лоренцани продолжал расти: в июне 1679 года король отправил его в Италию для набора лучших певцов; Лоренцани вернулся в декабре с пятью кастратами и 1 января 1680 года занял новую должность при королеве. В августе того же года он руководил музыкой на освящении Жака Николаса Колбера, сына Колбера, как содиректор епископа Руана.

Лалли, безусловно, был недоволен таким успехом Лоренцани. В сентябре 1681 года герцог Вивонн и герцог Невера организовали при дворе в Фонтенбло итальянскую пастораль-оперу Лоренцани Nicandro e Fileno на текст Невера. Несмотря на привилегии Лоренцани 1672 года, Лалли из зависти пытался заблокировать постановку. Опера, выполненная в итальянском стиле с адаптацией к французскому вкусу, сразу имела успех.

В 1682 году Лоренцани продолжал триумфально выступать при дворе: один из его псалмов был исполнен в королевской капелле в апреле, концерт его арий в честь дофины в сентябре, четыре новых мотета в октябре, а в ноябре совместно с Лаландом была представлена sérénade en forme d’opéra при короле.

1683 год ознаменовал начало спада карьеры Лоренцани при дворе: он был исключён из конкурса на четыре должности sous-maître de musique de la chapelle, что вызвало почти скандал. Лалли был обвинён в интригах. Лоренцани продолжал писать, в том числе sérénade Quanto è dolce il languire 9 июля 1683 года, но 30 июля королева умерла, и он остался без должности. Тем не менее, его заслуги были признаны, и он сохранил все привилегии.

Вне двора Лоренцани писал песни, например Tornami in petto speranza cara для спектакля Фатуильва (1684), а 20 июня 1685 года был назначен директором музыки в Театинском монастыре, где его «saluts en musique», включавшие мотеты, короткую проповедь и благословение, стали модной достопримечательностью Парижа и Версаля.

23 августа 1688 года Академия королевской музыки представила его оперу Oronthée в Шантийи. Партитура утеряна (кроме фрагмента). В том же году был представлен дивертисмент, включавший арии из Nicandro e Fileno.

В 1693 году Баллард опубликовал издание мотетов Лоренцани, которые композитор напечатал за собственные средства и посвятил королю, надеясь на вакантную должность sous-maître de musique de la chapelle. Получив отказ, Лоренцани разочаровался и покинул Францию.

19 июля 1694 года Лоренцани был избран маэстро ди капеллы Cappella Giulia, сменив Франческо Беретту. Он принял должность в апреле 1695 года. В Риме у него было три дочери, крещённые между 1695 и 1701 годами. Баллард публиковал его арии в 1695 и 1696 годах, а в 1706 году — сольную кантату.

Лоренцани был единственным итальянским композитором после Лалли, официально служившим при дворе Луи XIV. В его музыке итальянский стиль сочетался с французским вкусом, особенно в мотетах, кантатах и ариях. Влияние Лоренцани способствовало распространению итальянской музыки во Франции в конце XVII века.

Творчество

Паоло Лоренцани — выдающийся итальянский композитор барокко. В его творчестве: мессы, литании, мотеты, псалмы, Magnificat, сценическая музыка: оперы, интермедии, балеты, комедийно-балетные постановки. Его стиль сочетает римскую полихорную традицию с современными концертирующими элементами. Во Франции Лоренцани адаптировал свои сочинения к французскому вкусу, создавая «французский стиль» в церковной и сценической музыке. Сохранившиеся произведения демонстрируют мастерство полифонического письма, умение соединять многоголосие с инструментальным сопровождением и гибко адаптироваться к аудитории.

Произведения

Церковная музыка

  • Magnificat, 4 solo vv, 2 SATB choirs, bc (Магнификат, 4 соло партии, 2 хора SATB, basso continuo)
  • Magnificat, 5 solo vv, SSATB, SATB, bc (Магнификат, 5 соло партий, SSATB, SATB, basso continuo)
  • Magnificat, 6vv, bc (Магнификат, 6 голосов, basso continuo)
  • Litanie, 4 solo vv, SATB, bc (Литания, 4 соло партии, SATB, basso continuo)
  • Motets à I, II, III, IV, et V parties (Мотеты в 1, 2, 3, 4 и 5 частях)
  • Alma Redemptoris mater, 3vv, bc (Душа Искупителя, Матерь),
  • Ave regina caelorum, 3vv, bc (Радуйся, Царица Небесная),
  • Benedictus qui venit, 2vv, bc (Благословен грядущий),
  • Caeli chori festinate, 3vv, bc (Небесные хоры поспешите),
  • Cibavit eos, 2 SATB choirs (Он питал их, 2 хора SATB),
  • Custodi me Domine, SATB (Храни меня, Господи),
  • Hoc est praeceptum, 2vv, bc (Сие есть заповедь),
  • Nihil est sub sole, 2vv, bc (Нет ничего под солнцем),
  • Obstupecite, 3vv, 2 vn, bc (Удивитесь),
  • O sacrum convivium, 3vv, bc, 4 версии (О святое причастие),
  • Psalmodia varia, 6vv, bc (Разные псалмы),
  • L’Angelo custode (оратория, G. Apolloni), музыка утеряна (Хранитель ангел, оратория).

Утраченные

  • Оратории, мессы, Te Deum, мотеты, 71 псалом, 16 Magnificat, 6 месс, 12 градуалов и оффициумов, 19 мотетов для Вознесения, 36 антифон для причастия, 19 гимнов для причастия.

Сценическая музыка

  • Il Coloandro (опера, Мессина, 1679), утеряна (Иль Колоандро).
  • Nicandro e Fileno (опера-пастораль, 3, P.-J. Mancini, герцог Невера), Фонтенбло, сентябрь 1681 (Никандро и Филено).
  • 1 ария из Airs italiens de M. Lorenzani (Париж, 1695).
  • La sérénade (в форме оперы, C.-C. Genest), Фонтенбло, ноябрь 1682, утеряна (Серенада).
  • Oronthée (опера, 5, M. Leclerc), Шантийи, 23 августа 1688, фрагмент (Оронтея).
  • Intermedio musicale (1, M. Cervoli), музыка утеряна (Музыкальный интермедий).
  • 4 интермедии, 2 комедийно-балетные постановки, Мессина, 1675–1679, утеряны.

Светская вокальная музыка

  • Кантаты (1 голос, 2 скрипки, basso continuo): A pena dall’oriente (1695), Colpe mie venite a piangere (Мдина, Мальта), Darmi di tali tempre (US-Cn), Infra l’horide balze (F-Pn), Mi contento cosi (I-Rvat), Quanto è dolce il languire (Как сладко томиться, Sérénade pour Mme de Thianges), 2vv, 2 vn, bc, F-Pn; Quanto poco durate, Sopra l’erbose sponde.

Airs italiens de M. Lorenzani (Париж, 1695)

  • Amorose pupillete (Любовные взоры), E chi porti, 1v, 2 vn, bc (И кого ты носишь), Mi lusingate (Вы меня льстите), Tornami in petto speranza cara (Вернись в сердце, дорогая надежда), Voglio amar se trovero (Хочу любить, если найду).
  • 1 ария из Nicandro e Fileno.

Другие арии

  • Amorose pupillete, Diletto perfetto piu caro (Совершенное наслаждение, милый), 1v, 2 vn, bc; Due pupille amo in un volto (Две зрачка я люблю в одном лице); Ho petto che basta (У меня есть грудь, которая достаточна); Luci care, luci amate (Дорогие огни, любимые огни), 1v, 2 vn, bc; Occhi miei che posso farvi (Мои глаза, что я могу сделать для вас); O questo volta si ch’io m’innamoro (О, в этот раз я влюбляюсь), 2vv, bc; Se ne vola la speranza (Надежда улетает); T’amo Filli et t’amo tanto (Я люблю тебя, Филли, и люблю сильно); Una mano candidetta (Чистая рука); Vera fe verace ardore (Истинная вера, истинная страсть).
  • Quand mon destin belle Sylvie, из Airs sérieux et à boire (Париж, 1696) (Когда моя судьба, прекрасная Сильвия).
  • Менуэт, утерян (Menuet).
  • Ария в Mercure galant (май 1680), сомнительное авторство.

Ноты сочинений Паоло Лоренцани на сайте библиотеки IMSLP