Лоренцани, Паоло
1640 - 1713
Назад

Паоло Лоренцани (Paolo Lorenzani) - итальянский композитор
- Родился 5 января 1640 г. - Рим.
- Умер 28 октября 1713 г. - Рим.
Он родился в артистической семье – его старший брат Джованни Андреа (1637-1712) был поэтом и либреттистом, а дядя Лаццаро Баретта – художником - и пел сопрано в хоре капеллы Джулия с мая 1651 по июль 1655 года под руководством Орацио Беневоли, маэстро капеллы с 1646 по 1672 год. В 1669 году имя Лоренцани стало регулярно появляться в списках Конгрегации Святой Чечилии, когда его выбрали для сочинения литаний, вечерних молитв и месс для различных мероприятий в Риме, в том числе четырех ораторий для Братства Санта-Крочифиссо в Сан-Марчелло. В конце 1672 года он сменил Винченцо де Грандиса на посту маэстро капеллы иезуитской церкви дель Джезу и Римской семинарии. Его мотеты, наряду с песнопениями самых выдающихся композиторов его времени, вошли в два сборника, изданных в Риме и Болонье в 1675 году. Осенью 1675 года он оставил свой престижный пост в Риме и стал маэстро ди капелла в кафедральном соборе Мессины. Герцог Вивоннский, брат мадам де Монтеспан и мадам де Тианж, был в то время вице-королем Сицилии и командовал французскими войсками. Лоренцани сочинял не только мессы, вечерни и декорации для собора, но и интермедии, балеты, комедии и оперу ("Колоандро") для герцога, который часто устраивал роскошные празднества и представления для сицилийской знати. В 1678 году, когда Людовик XIV отозвал Вивонна во Францию и отправил вместо него Ла Фейяда для вывода французских войск с Сицилии, Лоренцани сел на корабли Ла Фейяда и отправился во Францию; 7 апреля он прибыл в Тулон. Когда Лоренцани той весной прибыл в Париж, Люлли, чья карьера была на пике, осуществлял абсолютный контроль над французской оперой. В 1666 году с помощью Кольбера он убедил короля уволить итальянских певцов, и с тех пор тот не поощрял итальянскую музыку во Франции. Но вскоре Лоренцани попал под покровительство своего бывшего покровителя Вивонна, который представил его при дворе в августе того же года. Людовик XIV услышал один из мотетов Лоренцани, который так понравился ему, что он не только приказал спеть его еще несколько раз, но и дал композитору солидную сумму денег, уговорил его остаться во Франции и снабдил большей частью средств, необходимых для покупки у Жан-Батиста де Боэссе должность королевского музыканта. Успех и популярность Лоренцани росли по мере того, как он продолжал радовать короля и весь его двор. В июне 1679 года король отправил его в Италию, чтобы набрать "лучших певцов, которых он смог найти" (Mercure galant, июнь 1679). Лоренцани вернулся в декабре с пятью кастратами и 1 января 1680 года вступил в свою новую должность на службе у королевы. В августе того же года он был назначен ответственным за музыкальное сопровождение церемонии посвящения сына Кольбера, Жака Николя Кольбера, в сан коадъютора епископа Руанского. Люлли, несомненно, был обеспокоен всем этим успехом. В сентябре 1681 года герцог Вивоннский и герцог Неверский (Филипп-Жюльен Манчини), зять мадам де Тианж и племянник кардинала Мазарини, организовали и представили королю в Фонтенбло итальянскую пастораль-оперу Лоренцани "Никандро и Филено" на текст Невера самого себя. Хотя его привилегия от 1672 года не давала ему никакой власти над этим судебным представлением, Люлли из ревности к Лоренцани сделал все возможное, чтобы помешать его представлению. Опера, в которой итальянский стиль Лоренцани был адаптирован к французскому вкусу, имела немедленный успех. По сообщению Mercure galant, король посмотрел два представления и заявил, что “никогда не видел более подходящего и благородного представления”. В 1682 году Лоренцани продолжал блистать при дворе: в апреле в королевской капелле был исполнен один из его псалмов; в сентябре по просьбе короля в честь дофины состоялся концерт с его песнями в исполнении итальянской сопрано Анны Карузо; в октябре перед королем прозвучали четыре новых мотета; и в ноябре перед Людовиком XIV в Фонтенбло была представлена совместная работа с Лаландом над другим драматическим произведением - "Серенадой в форме оперы". Но 1683 год ознаменовался закатом карьеры Лоренцани при дворе. Сначала он проиграл в знаменитом конкурсе (предложенном королю Люлли), который проводился для заполнения четырех должностей су-мэтра музыки в часовне, которые должны были занять четыре человека, каждый сроком на четыре месяца. Лоренцани и многие другие заслуженные композиторы, в том числе Шарпантье, Демаре, Ниверс и Даниэлис, были исключены из-за процедуры, которая ставила покровительство превыше заслуг. Вполне возможно, что Люлли хотел таким образом отстранить от двора всех возможных соперников, в частности популярного и успешного Лоренцани. Объявление результатов в мае вызвало чуть ли не скандал. Люлли обвинили в интриганстве, и в прессе, возглавляемой Mercure galant (июнь 1683), разгорелась полемика по поводу его влияния на оперную музыку в королевстве. Тем не менее, о Лоренцани продолжали хорошо думать, и 9 июля 1683 года он предложил своей верной стороннице мадам де Тианж провести серенаду под названием "Как сладко провести время на языке". Но 30 июля королева скончалась после непродолжительной болезни, и Лоренцани внезапно остался без должности при дворе. Однако его заслуги перед королевой были признаны в ноябре, когда королевская декларация позволила ему сохранить свой титул и все связанные с ним привилегии. Деятельность Лоренцани вне суда остается отчасти неясной. Он написал песню "Tornami in petto speranza cara" для пьесы Фатувиля, поставленной в Итальянском театре 5 марта 1684 года, а 20 июня 1685 года был назначен музыкальным руководителем монастыря Театин, где он исполнил свой "saluts en musique", в который вошли несколько песнопений, короткая проповедь и благословение., стал одной из самых модных достопримечательностей Парижа и Версаля. Документально подтверждены его выступления с мессами, "Te Deum", "Exaudiat" и песнопениями в нескольких парижских церквях, особенно в 1686-1687 годах. 23 августа 1688 года Королевская академия музыки представила его оперу "Оронт" в Шантийи во время великолепных празднеств, устроенных в честь Дофина принцем Конде. Партитура утрачена (за исключением фрагмента), как и наспех подготовленный дивертисмент, исполненный позже на той же неделе и включавший арии из оперы "Никандро и Филено". Эти выступления мало способствовали развитию карьеры Лоренцани. В 1693 году Баллард опубликовал роскошное издание своих мотетов. Лоренцани напечатал их за свой счет и посвятил королю в надежде получить вакантную должность су-мэтра музыки в часовне. Но когда в сентябре Лаланд получил эту должность, это разочарование и плохая продажа его песнопений, "потому что их было слишком много в рукописном виде", по словам Себастьена де Броссара, вызвали у него отвращение к Франции. 19 июля 1694 года капитул капеллы Джулия избрал его маэстро ди капелла вместо Франческо Беретты, хотя Лоренцани не претендовал на эту должность и отсутствовал в Риме почти 20 лет. Он принял предложение и уехал в Рим, вероятно, весной 1695 года, приступив к своим новым обязанностям в Ватикане 1 апреля того же года. К тому времени он, должно быть, женился, поскольку три его дочери были крещены в Риме между 1695 и 1701 годами. Тем временем Баллард опубликовал свои итальянские арии в 1695 году и еще одну из своих арий в 1696 году; за ними последовала сольная кантата в 1706 году. Лоренцани оставался активным на протяжении всего своего пребывания в капелле Джулия, выполняя множество обязанностей, выходящих за рамки его обязанностей в Сан-Пьетро. В 1696, 1704 и 1710 годах он был избран попечителем Конгрегации Святой Чечилии, представлявшей маэстро ди капелла, и его часто приглашали сочинять музыку для различных церквей и торжеств в Риме. Он умер 28 октября 1713 года в возрасте "около 73 лет" и был похоронен в приходе Святого Духа в Сассии.
Ноты сочинений Паоло Лоренцани на сайте библиотеки IMSLP