Лоренцани, Паоло
1640 - 1713
Назад
Lorenzani, Paolo

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Паоло Лоренцани — итальянский композитор. Родился в творческой семье: его старший брат Джованни Андреа (1637–1712) был поэтом и либреттистом, дядя Лаццаро Баретта был живописцем. С мая 1651 по июль 1655 года он пел сопрано в хоре Cappella Giulia под руководством Орацио Беневоли, который занимал пост маэстро ди капеллы с 1646 по 1672 год.
В 1669 году имя Лоренцани начало регулярно появляться в регистрах Конгрегации Святой Цецилии, когда его выбирали для сочинения литаний, вечерних служб и месс по различным поводам в Риме, включая четыре оратории для Arciconfraternita del Ss Crocifisso в церкви Сан Марчелло. В конце 1672 года он сменил Винченцо де Гранди (ii) на посту маэстро ди капеллы в иезуитской церкви Chiesa del Gesù и Римской семинарии.
Осенью 1675 года Лоренцани оставил престижную должность в Риме и стал маэстро ди капеллы в соборе Мессины. Герцог Вивонн, брат мадам де Монтеспан и мадам де Тьянж, в то время был вице-королем Сицилии и командовал французскими войсками. Лоренцани сочинял не только мессы, вечерни и Te Deum для собора, но также интермедии, балеты, комедийно-балетные постановки и оперу (Il Coloandro) для герцога, который часто устраивал роскошные торжества для сицилийской знати.
В 1678 году, когда Луи XIV отозвал герцога Вивонна во Францию и отправил Ла Фейяд для вывода французских войск с Сицилии, Лоренцани последовал на кораблях Ла Фейяд, прибыв в Тулон 7 апреля.
Когда Лоренцани позже весной прибыл в Париж, Жан-Батист Лалли, чья карьера находилась на пике, полностью контролировал французскую оперу. В 1666 году с помощью Колбера он убедил короля уволить итальянских певцов и с тех пор препятствовал итальянской музыке во Франции. Однако Лоренцани вскоре попал под покровительство своего бывшего патрона Вивонна, который представил его при дворе в августе того же года. Луи XIV услышал один из мотетов Лоренцани, который ему настолько понравился, что он приказал исполнить его несколько раз, выплатил композитору значительную сумму, побудил его остаться во Франции и предоставил средства для покупки должности maître de musique de la reine у Жан-Батиста де Боэссе.
Успех Лоренцани продолжал расти: в июне 1679 года король отправил его в Италию для набора лучших певцов; Лоренцани вернулся в декабре с пятью кастратами и 1 января 1680 года занял новую должность при королеве. В августе того же года он руководил музыкой на освящении Жака Николаса Колбера, сына Колбера, как содиректор епископа Руана.
Лалли, безусловно, был недоволен таким успехом Лоренцани. В сентябре 1681 года герцог Вивонн и герцог Невера организовали при дворе в Фонтенбло итальянскую пастораль-оперу Лоренцани Nicandro e Fileno на текст Невера. Несмотря на привилегии Лоренцани 1672 года, Лалли из зависти пытался заблокировать постановку. Опера, выполненная в итальянском стиле с адаптацией к французскому вкусу, сразу имела успех.
В 1682 году Лоренцани продолжал триумфально выступать при дворе: один из его псалмов был исполнен в королевской капелле в апреле, концерт его арий в честь дофины в сентябре, четыре новых мотета в октябре, а в ноябре совместно с Лаландом была представлена sérénade en forme d’opéra при короле.
1683 год ознаменовал начало спада карьеры Лоренцани при дворе: он был исключён из конкурса на четыре должности sous-maître de musique de la chapelle, что вызвало почти скандал. Лалли был обвинён в интригах. Лоренцани продолжал писать, в том числе sérénade Quanto è dolce il languire 9 июля 1683 года, но 30 июля королева умерла, и он остался без должности. Тем не менее, его заслуги были признаны, и он сохранил все привилегии.
Вне двора Лоренцани писал песни, например Tornami in petto speranza cara для спектакля Фатуильва (1684), а 20 июня 1685 года был назначен директором музыки в Театинском монастыре, где его «saluts en musique», включавшие мотеты, короткую проповедь и благословение, стали модной достопримечательностью Парижа и Версаля.
23 августа 1688 года Академия королевской музыки представила его оперу Oronthée в Шантийи. Партитура утеряна (кроме фрагмента). В том же году был представлен дивертисмент, включавший арии из Nicandro e Fileno.
В 1693 году Баллард опубликовал издание мотетов Лоренцани, которые композитор напечатал за собственные средства и посвятил королю, надеясь на вакантную должность sous-maître de musique de la chapelle. Получив отказ, Лоренцани разочаровался и покинул Францию.
19 июля 1694 года Лоренцани был избран маэстро ди капеллы Cappella Giulia, сменив Франческо Беретту. Он принял должность в апреле 1695 года. В Риме у него было три дочери, крещённые между 1695 и 1701 годами. Баллард публиковал его арии в 1695 и 1696 годах, а в 1706 году — сольную кантату.
Лоренцани был единственным итальянским композитором после Лалли, официально служившим при дворе Луи XIV. В его музыке итальянский стиль сочетался с французским вкусом, особенно в мотетах, кантатах и ариях. Влияние Лоренцани способствовало распространению итальянской музыки во Франции в конце XVII века.
Паоло Лоренцани — выдающийся итальянский композитор барокко. В его творчестве: мессы, литании, мотеты, псалмы, Magnificat, сценическая музыка: оперы, интермедии, балеты, комедийно-балетные постановки. Его стиль сочетает римскую полихорную традицию с современными концертирующими элементами. Во Франции Лоренцани адаптировал свои сочинения к французскому вкусу, создавая «французский стиль» в церковной и сценической музыке. Сохранившиеся произведения демонстрируют мастерство полифонического письма, умение соединять многоголосие с инструментальным сопровождением и гибко адаптироваться к аудитории.
Церковная музыка
Утраченные
Сценическая музыка
Светская вокальная музыка
Airs italiens de M. Lorenzani (Париж, 1695)
Другие арии
Ноты сочинений Паоло Лоренцани на сайте библиотеки IMSLP