Лолли, Антонио
1725 - 1802

Назад

Lolli, Antonio

  • Дата рождения: около 1725 года
  • Место рождения: Бергамо
  • Дата смерти: 10 августа 1802 года
  • Место смерти: Палермо

Биография

Антонио Лолли — итальянский скрипач и композитор. В регистрах смертей Сант-Ипполито указано, что ему было 77 лет; эпитафия Ф. Гуэлли, написанная для его Requiem («Реквием»), указывает 75 лет. Среди музыкантов и танцоров, упомянутых в предполагаемой генеалогии семьи Лолли Музером, лишь виолончелисты Луиджи и Джузеппе Бики-Лолли, также из Бергамо, могут быть родственниками Антонио.

В 1758 году он стал соло-скрипачом при дворе в Штутгарте, назначение, которое, по-видимому, он получил благодаря Падре Мартини и Йоммелли, который в письме к Мартини называл его «Bergamaschino» («бергамаскино»). Как преемник блистательного Паскуале Бини, Лолли, должно быть, уже был выдающимся исполнителем. Его зарплата быстро выросла с 700 до 2000 флоринов к 1765 году, сравнявшись с окладом Нардини, который также был в Штутгарте в эти годы.

К маю 1762 года он женился на танцовщице Нанетт Совёр, сестре балетмейстера и хореографа И. Г. Новерре. Последующие годы, когда двор Вюртемберга достиг своего художественного апогея, принесли счастливое объединение двух семей. Сопрано Бригита Лолли, сестра Антонио (не его дочь, как предполагал Музер), присоединилась к буффа-компании в 1766 году и вышла замуж за танцовщика Джузеппе Анелли; младший брат Антонио Гаэтано, подмастерье-скрипач, играл в придворном оркестре с 1766 по 1772 год.

Возможность длительных отпусков давала Лолли достаточно времени для турне. Его первые венские концерты, возможно, состоялись в 1760 году (по данным Ганслика — в 1761 или 1762). Диттерсдорф (1801) описал длительное влияние успешных венских концертов Лолли весной 1763 года. Его растущую репутацию укрепили выступления в 1764 году в Париже на Concert Spirituel (21, 23, 24 апреля; 31 мая; 21 июня), все восторженно отмеченные в Mercure de France. Публикация его первых концертов и других произведений относится к этому периоду. 1 ноября 1766 года он снова выступал на Concert Spirituel.

В следующие три года Лолли не гастролировал, возможно, из-за изменившихся условий при дворе Вюртемберга, где экономическое и политическое давление привело к увольнению Новерре вместе с большей частью музыкальных и танцевальных учреждений (1767) и, наконец, к расторжению контракта Йоммелли (март 1770). Переговоры в 1769 году о повторном найме Новерре, в которых Лолли выступал посредником, были безуспешны. Несмотря на продолжающийся ежегодный оклад Лолли в 2500 флоринов и 2630 флоринов у жены, они оказались глубоко в долгах. Лолли получил отпуск для зарабатывания денег на погашение долгов. Осенью 1769 года он играл во Франкфурте (14 и 24 сентября) и Утрехте (14 ноября). Летом 1771 года он гастролировал по Италии, где встретил Моцартов, а в конце 1773 года — по северной Германии с концертами в Гамбурге, Любеке и Штеттине (ныне Щецин). В начале 1774 года он посетил Диттерсдорфа в Йоханнисберге на две недели. Затем, 29 июля 1774 года, во время гастролей, контракты Лолли были расторгнуты. Его жена и сын Филиппо (р. ? Штутгарт, 1773) остались в Вюртемберге в качестве залога против долгов семьи. К концу лета Лолли стал камерным виртуозом Екатерины Великой с окладом 4000 рублей.

На протяжении всей службы в России (1774–1783) Лолли продолжал гастроли. Выступление в Варшаве 5 января 1776 года завершило одно турне. Затем, к досаде придворных чиновников, он продлил ещё один год отпуска с конца 1777 до начала 1780. После концертов в Скандинавии и Германии он снова посетил Диттерсдорфа в начале 1778 года. Он ссылался на здоровье и климат как на причины нежелания возвращаться в Россию, показал Диттерсдорфу 10 000 гульденов наличными и говорил о пенсии после ещё одного турне, которое включало бы Вену, Париж, Лондон, Амстердам, Гамбург, Берлин и Папскую область. Успешное выступление в 1779 году на Concert Spirituel и последующее турне по Испании, упомянутые Фетисом, не подтверждены. Связь Лолли с русским двором закончилась в конце 1783 года после длительных судебных разбирательств; его преемником стал бывший ученик Дж. М. Джорновичи. В 1784 году он играл в Стокгольме, Гамбурге и Копенгагене (25 сентября). В начале января 1785 года он прибыл в Лондон.

Лондонское пребывание Лолли не было столь кратким, и его отъезд не столь внезапным и таинственным, как утверждал Берни. Поскольку билеты на его первый концерт продавались в частной резиденции Новерре, вероятно, он останавливался у своего зятя. Анонсированный концерт 4 февраля, видимо, был отложен. Первое выступление «For the Benefit of Signor Antonio Lolli» («На пользу сеньора Антонио Лолли») состоялось 18 февраля в Willis's: дирижировал П. Саломон, участвовали 13-летний пианист И. Б. Крамер и обойст И. К. Фишер. 23 февраля Лолли выступил и в Оратории (где его услышал Берни), и на Гран-профессиональном концерте на Hanover Square. 7 марта он выступил на благотворительном концерте для Нины Салас. Далее сведения о 1785 году и визите 1791 года ограничены; согласно первому лондонскому блокноту Гайдна, «Лолли и его сын приехали из Стокгольма».

С 1785 года информация о Лолли фрагментарна. Парижский концерт 4 июня 1785, возможно, не состоялся из-за спора о лицензии. По сведениям Гербера, он посетил Мадрид, где получил от кронпринца золотую табакерку с 350 дукатами и 2000 реалов за исполнение одного концерта и двух соло на публичных концертах. Есть отдельные упоминания концертов в Италии в конце 1780-х годов: С. Пьер д’Арена (по Герберу; ныне Сампьердарена), Генуя (14 сентября 1788), Флоренция (март 1789). В 1791 году он играл в Берлине, Копенгагене, Гамбурге (25 мая, 2 августа) и Штеттине, с сыном Филиппо, теперь уже опытным виолончелистом. Лолли был в Лондоне в 1792 году, а Бертини услышал его в Палермо в 1793 году, вероятно, на одном из последних публичных выступлений. Гербер указал его в Вене в 1794 году как первого концертмейстера короля Неаполя, но публично там играл лишь Филиппо, и официальная связь с неаполитанским двором требует подтверждения. Когда братья Ромберг посетили его в Неаполе (5 марта 1796), Лолли исполнял соло под сопровождение А. Ромберга на скрипке. Последние годы он провёл в бедной отставке в Палермо.

Творчество

Лолли имел мало или почти не имел формального обучения композиции и никогда не реализовал свои намерения изучать контрапункт у Падре Мартини. Такое обучение, возможно, не сделало бы его лучшим композитором, но статус ученика Мартини мог бы смягчить критику современников. Предполагаемая неумелость Лолли как композитора не подтверждается изучением его музыки: работы сравнимы с произведениями многих других скрипачей-композиторов XVIII века, которые независимо от таланта должны были обеспечивать собственный репертуар. Частое переиздание его сонат свидетельствует о популярности его музыки при жизни. Особенно интересны Six sonates pour violons, op. 9 (около 1785), как по стилю, так и по технике. Их гармоническая структура и замысел демонстрируют растущее осознание Лолли классического стиля. В сонатах встречаются пассажи, исполняемые только на струне соль, примеры скордатуры, флажолеты, смелые прыжки и изменения регистра, а также вставки, напоминающие каденцы. Среди опубликованных концертов самым успешным был концерт №7 в соль мажоре, «который играл Джарновик на Concert Spirituel» (Париж, 1775).

Именно как исполнитель Лолли оставил свой заметный след. Те критики, которые умаляли его композиторские способности, в восторге отзывались о его игре. К. Ф. Д. Шубарт, назвавший его «Шекспиром среди скрипачей», писал, что «прохождение октав на громоздком инструменте было столь же чистым, как если бы оно игралось на лучшим образом настроенном клавикорде», и что он исполнял как октавы, так и десятые с наибольшей точностью. Критик Allgemeine musikalische Zeitung писал, что «самые опасные прыжки с низов на самые высокие ноты были для него пустяком». Влияние его игры на Диттерсдорфа, восторженные отзывы о парижских концертах и многочисленные сонаты в «стиле Лолли» свидетельствуют о его влиянии как исполнителя. Язык рецензий о Лолли близок к гиперболе, обычно связанной с Паганини.

Однако его музыка (хотя и может не отражать его исполнительский стиль) не демонстрирует трансцендентной техники, новаторства и смелости, которые делают Паганини уникальным. Лолли и его современники, разделявшие виртуозный подход, подготовили путь, но исключительное искусство Паганини требовало музыканта с особым воображением и гением. Нельзя говорить о школе Лолли, хотя Джорновичи, Вольдемар и другие часто упоминаются как его ученики (доказательств того, что Джорновичи или Вольдемар, который не мог исполнять собственную музыку, учился у него, нет).

Ганслик справедливо охарактеризовал Лолли как «предвестника и прототипа Паганини».

Произведения

Скрипичные концерты

  • op. 2 — Deux concerto, E, C («Два концерта, ми и до», Париж, 1764)
  • op. 4 — Deux concerto, A, B («Два концерта, ля и си», Париж, 1766)
  • op. 5 — Deux concerto, E, D («Два концерта, ми и ре», Париж, 1768)
  • Septième concerto, G («Седьмой концерт, соль», Париж, 1775)
  • Huitième concerto, D («Восьмой концерт, ре», Париж, 1776)
  • Huitième concerto («Восьмой концерт», Париж, 1779) — отличается от предыдущего
  • Дополнительные издания, возможно, утраченных концертов, упомянутых Фетисом
  • 4 концерта, I–Nc (№7 — отличается от указанного выше, №9–11)

Камерные произведения

  • op. 1 — Sei sonate, vn, b («Шесть сонат для скрипки и баса», Амстердам, около 1760); как 6 Solos («6 соло», Лондон, около 1775); издание: Г. Гатти (Милан, 1912), Дж. Адас (Нью-Йорк, 1991)
  • op. 2 — Sei sonate, vn, b («Шесть сонат для скрипки и баса», Амстердам, 1769); без №4, с одной добавочной сонатой, как op.5 (Париж, 1770)
  • op. 3 — Sei sonate, vn, b («Шесть сонат для скрипки и баса», Париж, около 1767)
  • op. 3 — Cinq sonates & un divertissement, vn, b («Пять сонат и одно развлечение для скрипки и баса», Берлин, 1776); как 6 сонат, op.10 (Париж, около 1788), №2 с сопровождением альта, №6 без 3-й части; аранжировано как 6 дуэтов, 2 скрипки (Париж, около 1777), №6 без 3-й части
  • op. 9 — Six sonates, 2 vn («Шесть сонат для двух скрипок», Париж, около 1785)

Прочие произведения

  • L'école du violon en quatuor («Школа скрипки в квартете», Берлин и Амстердам, около 1784); как op.8 (Лондон, около 1785); как op.11 (Мангейм, около 1794); как посмертное издание (Париж, после 1803)

Ноты сочинений Антонио Лолли на сайте библиотеки IMSLP