Лёнер, Иоганн
1645 - 1705
Назад
Löhner, Johann

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Лёнер — немецкий композитор, органист и певец XVII века. Когда ему было всего 15 лет, он осиротел, и его усыновил зять, Георг Каспар Веккер, под руководством которого Лёнер получил музыкальное образование.
Почти всю свою жизнь он провёл в родном Нюрнберге, покидая его лишь ненадолго. С 1665 по 1670 годы Лёнер играл на регале в церкви Святого Зебальда. Затем недолго служил тенором в Байройте и предпринял поездку в Вену, Зальцбург (где, вероятно, выступал для архиепископа) и Лейпциг, чтобы услышать Себастиана Кнüpфера. В 1671 году он вернулся в Нюрнберг, где работал тенором в различных церквях и, возможно, органистом в Фрауэнкирхе.
В 1682 году Лёнер был назначен органистом Шпиталькирхе, а в 1694 году — органистом церкви Святого Лаврентия, где служил до самой смерти.
Подобно Генриху Шютцу, Лёнер не писал инструментальной музыки. Его наследие составляет более 300 духовных песен для домашнего музицирования. Эти сочинения — строфические обработки сакральных текстов для одного голоса с простым аккомпанементом бассо континуо; иногда встречаются инструментальные ритурнели для струнных. Его мелодии отличаются народной простотой и являются одними из самых выразительных среди представителей Нюрнбергской школы.
Особое значение имеет сборник “Auserlesene Kirch- und Tafel-Music” («Избранная церковная и застольная музыка»), включающий 12 произведений для сольного голоса, двух скрипок и бассо континуо. Эти тексты ранее появлялись у Лёнера в сборнике “Der Geistlichen Erquick-Stunden” («Духовные часы утешения») как строфические песни, но в более поздней редакции он переработал их в сквозные композиции. В предисловии композитор объяснял, что таким образом «можно выразить тексты более ясно». Семь из этих произведений представляют собой одночастные сольные концерты, а пять — многочастные кантаты-библейские оды, первые в своём роде в Нюрнберге.
Последняя опубликованная работа Лёнера (1700) — сборник “Suavissime canonum musicalium delitiae” («Наисладчайшие музыкальные наслаждения канонов»), состоящий из 22 канонов и двух четырёхголосных мотетов. Каноны очень краткие (от двух до четырёх тактов) и в основном строятся на трезвучии.
В истории немецкой музыки Лёнер также известен как один из первых оперных композиторов Нюрнберга. Помимо Штадена, только он создавал оперы в этом городе в XVII веке. Из четырёх опер Лёнера дошла до нас лишь одна — “Die triumphirende Treu” («Торжествующая верность», 1679), которая считается старейшей сохранившейся немецкой оперой, если не учитывать аллегорическую пастораль “Seelewig” Штадена (1644). Его арии, как и арии Штадена и братьев Кригеров, представляют собой строфические песни, сходные по стилю с его духовными сочинениями.
Оперы
Вокальные сборники и духовные сочинения
Ноты сочинений Иоганна Лёнера на сайте библиотеки IMSLP