Лёлайн, Георг Симон
1725 - 1781

Назад

Löhlein, Georg Simon

Портрет композитора Георг Симон Лёлайн

  • Дата рождения: 16 июля 1725 года (крещён)
  • Место рождения: Нойштадт-ан-дер-Хайде, близ Кобурга
  • Дата смерти: 16 декабря 1781 года
  • Место смерти: Данциг (ныне Гданьск)

Биография

Георг Симон Лёлайн был немецким педагогом, композитором и музыкальным теоретиком XVIII века. Первые уроки музыки он, вероятно, получил от своего отца Иоганна Михаэля Лёлайна, органиста и учителя в Нойштадте.

В возрасте 16 лет Лёлайн был призван в прусскую армию, где прослужил 16 лет. После увольнения в 1760 году он поступил в Йенский университет. Уже в 1761 году был назначен руководителем Академических концертов и возглавил коллегиум музикум. В 1763 году продолжил обучение в Лейпциге, изучая философию, этику и поэзию, а также занимаясь музыкой под руководством Иоганна Адама Хиллера. Предположительно именно Хиллер назначил его музыкальным директором "Большого концерта". Основным источником дохода для Лёлайна тогда были частные уроки.

Опубликованная в 1765 году его "Клавирная школа" и сценическая музыка принесли ему широкое признание в Лейпциге. В 1781 году, незадолго до смерти, Лёлайн был назначен капельмейстером церкви Святой Марии в Данциге.

Творчество

Под влиянием и при поддержке Хиллера Лёлайн сосредоточил свою деятельность главным образом на преподавании. Это побудило его писать как учебные сочинения, так и практическую музыку.

Его "Клавирная школа" стала одной из самых популярных книг своего времени и выдержала множество переизданий на протяжении почти века. В ней переработан материал трактата Карла Филиппа Эмануэля Баха "Опыт об истинном искусстве игры на клавире", расположенный по ступеням сложности для удобства любителей музыки. Второй том, посвящённый аккомпанементу на бассо континуо, во многом основан на труде Георга Андреаса Зорге "Гармонический компендиум".

Его "Наставление к игре на скрипке" имело меньший успех, так как было тесно связано с методом Леопольда Моцарта. Однако Иоганн Фридрих Райхардт переработал и расширил его в 1797 году.

Как композитор Лёлайн известен меньше, чем как педагог и теоретик. Его камерные и клавирные сочинения публиковались издательством Брейткопф, и в некоторых из них можно заметить оригинальность в трактовке формы. Он также выступал как пианист и скрипач в "Большом концерте" Хиллера.

Произведения

Инструментальные сочинения

  • "Девять клавирных концертов" ("9 Klavierkonzerte")
  • "Двенадцать клавирных сонат" ("12 Klaviersonaten")
  • "Шесть клавирных партит" ("6 Klavierpartiten")
  • "Шесть трио для клавира" ("6 Trios für Klavier")
  • "Шесть других трио" ("6 andere Trios")
  • "Квартет для клавира" ("Quartett für Klavier")
  • "Два полонеза в 'Гамбургских развлечениях'" ("2 Polonaisen in 'Hamburger Unterhaltungen'")

Вокальные сочинения

  • "Шесть песен в 'Гамбургских развлечениях'" ("6 Lieder in 'Hamburger Unterhaltungen'")
  • "Песня в сборнике Хиллера 'Собрание малых клавирных и певческих пьес'" ("Lied in Hillers 'Sammlung kleiner Klavier- und Singstücke'")
  • Кантаты, оратории и духовные сочинения (не сохранились)

Теоретические труды

  • "Клавирная школа, или Краткое и основательное наставление в мелодии и гармонии, повсюду объяснённое практическими примерами" ("Clavier-Schule, oder Kurze und gründliche Anweisung zur Melodie und Harmonie, durchgehends mit practischen Beyspielen erkläret")
  • "Клавирная школа, часть II: Полное наставление к аккомпанементу на необозначенных басах" ("Clavier-Schule, II: Worinnen eine vollständige Anweisung zur Begleitung der unbezifferten Bässe ... gegeben wird")
  • "Наставление к игре на скрипке ... с пояснением в виде 24 малых дуэтов" ("Anweisung zum Violinspielen ... mit 24 kleinen Duetten erläutert")

Ноты сочинений Георга Симона Лёлайна на сайте библиотеки IMSLP