Лёлайн, Георг Симон
1725 - 1781
Назад
Löhlein, Georg Simon

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Георг Симон Лёлайн — немецкий педагог, композитор и музыкальный теоретик XVIII века. Первые уроки музыки он, вероятно, получил от своего отца Иоганна Михаэля Лёлайна, органиста и учителя в Нойштадте.
В возрасте 16 лет Лёлайн был призван в прусскую армию, где прослужил 16 лет. После увольнения в 1760 году он поступил в Йенский университет. Уже в 1761 году был назначен руководителем Академических концертов и возглавил collegium musicum. В 1763 году продолжил обучение в Лейпциге, изучая философию, этику и поэзию, а также занимаясь музыкой под руководством Иоганна Адама Хиллера. Предположительно именно Хиллер назначил его музыкальным директором Grosses Konzert. Основным источником дохода для Лёлайна тогда были частные уроки.
Опубликованная в 1765 году его “Clavier-Schule” (клавирная школа) и сценическая музыка принесли ему широкое признание в Лейпциге. В 1781 году, незадолго до смерти, Лёлайн был назначен капельмейстером Мариенкирхе в Данциге.
Под влиянием и при поддержке Хиллера Лёлайн сосредоточил свою деятельность главным образом на преподавании. Это побудило его писать как учебные сочинения, так и практическую музыку.
Его “Clavier-Schule” (клавирная школа) стала одной из самых популярных книг своего времени и выдержала множество переизданий на протяжении почти века. В ней переработан материал трактата Карла Филиппа Эмануэля Баха “Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen” («Опыт об истинном искусстве игры на клавире»), расположенный по ступеням сложности для удобства любителей музыки. Второй том, посвящённый аккомпанементу на бассо континуо, во многом основан на труде Георга Андреаса Зорге “Compendium harmonicum” («Гармонический компендиум», 1760).
Его “Anweisung zum Violinspielen” («Наставление к игре на скрипке», 1771) имело меньший успех, так как было тесно связано с методом Леопольда Моцарта. Однако Иоганн Фридрих Райхардт переработал и расширил его в 1797 году.
Как композитор Лёлайн известен меньше, чем как педагог и теоретик. Его камерные и клавирные сочинения публиковались издательством Breitkopf, и в некоторых из них можно заметить оригинальность в трактовке формы. Он также выступал как пианист и скрипач в Grosses Konzert Хиллера.
Инструментальные сочинения
Вокальные сочинения
Ноты сочинений Георга Симона Лёлайна на сайте библиотеки IMSLP