Лёлайн, Георг Симон
1725 - 1781

Назад

Löhlein, Georg Simon

  • Дата рождения: 16 июля 1725 года (крещён)
  • Место рождения: Нойштадт-ан-дер-Хайде, близ Кобурга
  • Дата смерти: 16 декабря 1781 года
  • Место смерти: Данциг (ныне Гданьск)

Биография

Георг Симон Лёлайн — немецкий педагог, композитор и музыкальный теоретик XVIII века. Первые уроки музыки он, вероятно, получил от своего отца Иоганна Михаэля Лёлайна, органиста и учителя в Нойштадте.

В возрасте 16 лет Лёлайн был призван в прусскую армию, где прослужил 16 лет. После увольнения в 1760 году он поступил в Йенский университет. Уже в 1761 году был назначен руководителем Академических концертов и возглавил collegium musicum. В 1763 году продолжил обучение в Лейпциге, изучая философию, этику и поэзию, а также занимаясь музыкой под руководством Иоганна Адама Хиллера. Предположительно именно Хиллер назначил его музыкальным директором Grosses Konzert. Основным источником дохода для Лёлайна тогда были частные уроки.

Опубликованная в 1765 году его “Clavier-Schule” (клавирная школа) и сценическая музыка принесли ему широкое признание в Лейпциге. В 1781 году, незадолго до смерти, Лёлайн был назначен капельмейстером Мариенкирхе в Данциге.

Творчество

Под влиянием и при поддержке Хиллера Лёлайн сосредоточил свою деятельность главным образом на преподавании. Это побудило его писать как учебные сочинения, так и практическую музыку.

Его “Clavier-Schule” (клавирная школа) стала одной из самых популярных книг своего времени и выдержала множество переизданий на протяжении почти века. В ней переработан материал трактата Карла Филиппа Эмануэля Баха “Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen” («Опыт об истинном искусстве игры на клавире»), расположенный по ступеням сложности для удобства любителей музыки. Второй том, посвящённый аккомпанементу на бассо континуо, во многом основан на труде Георга Андреаса Зорге “Compendium harmonicum” («Гармонический компендиум», 1760).

Его “Anweisung zum Violinspielen” («Наставление к игре на скрипке», 1771) имело меньший успех, так как было тесно связано с методом Леопольда Моцарта. Однако Иоганн Фридрих Райхардт переработал и расширил его в 1797 году.

Как композитор Лёлайн известен меньше, чем как педагог и теоретик. Его камерные и клавирные сочинения публиковались издательством Breitkopf, и в некоторых из них можно заметить оригинальность в трактовке формы. Он также выступал как пианист и скрипач в Grosses Konzert Хиллера.

Произведения

Инструментальные сочинения

  • 9 клавирных концертов
  • 12 клавирных сонат
  • 6 клавирных партит
  • 6 трио для клавира
  • 6 других трио
  • квартет для клавира (1765–1781)
  • 2 полонеза в “Hamburger Unterhaltungen” («Гамбургские развлечения», 1766–1768)

Вокальные сочинения

  • 6 песен в “Hamburger Unterhaltungen” («Гамбургские развлечения», 1766–1769)
  • песня в сборнике Хиллера “Sammlung kleiner Klavier- und Singstücke” («Собрание малых клавирных и певческих пьес», Лейпциг, 1774)
  • кантаты, оратории и духовные сочинения (не сохранились)

Теоретические труды

  • “Clavier-Schule, oder Kurze und gründliche Anweisung zur Melodie und Harmonie, durchgehends mit practischen Beyspielen erkläret” («Клавирная школа, или Краткое и основательное наставление в мелодии и гармонии, повсюду объяснённое практическими примерами»), часть I (Лейпциг и Цюллихау, 1765; многочисленные переиздания до XIX века)
  • “Clavier-Schule, II: Worinnen eine vollständige Anweisung zur Begleitung der unbezifferten Bässe … gegeben wird” («Клавирная школа, часть II: Полное наставление к аккомпанементу на необозначенных басах»), (Лейпциг и Цюллихау, 1781; последующие издания)
  • “Anweisung zum Violinspielen … mit 24 kleinen Duetten erläutert” («Наставление к игре на скрипке … с пояснением в виде 24 малых дуэтов»), Лейпциг и Цюллихау, 1774 (расширенное издание 1797 года И. Ф. Райхардта)

Ноты сочинений Георга Симона Лёлайна на сайте библиотеки IMSLP